Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 1. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах



Задание 68. Определите акцентные схемы следующих слов, учитывая, что они испытывают колебания в ударении:

1) договор, столяр;

2) скатерть, отрасль;

3) хвоя, брюшко;

4) лифт, гусь, шаг;

5) бухгалтер, шофер;

6) локоть, ноготь;

7) звонить, рыхлить,

8) сеть (компьютерная, рыбацкая).

Правила ударения существительных мужского рода:

1. Все существительные имеют неподвижное ударение в формах единственного числа.

2. Все существительные, содержащие в основе более двух слогов, имеют неподвижное ударение в формах множественного числа (искл. госпиталь).

3. Все неодносложные существительные с начальным ударением имеют в единственном числе неподвижное ударение на основе.

4. Существительные с окончанием –е в именительном падеже множественного числа имеют неподвижное ударение на основе – схему а.

5. Все односложные существительные с беглыми гласными имеют неподвижное ударение на окончании – схему b.

6. Всегда одинаковое ударение имеют формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей множественного числа.

7. Все производные существительные с ударением не на суффиксе в исходной словоформе имеют неподвижное ударение на основе – схему а.

Таким образом, для определения схемы ударения любого существительного мужского рода нужно знать ударение трех форм: одной из форм единственного числа со слоговым окончанием, формы именительного падежа множественного числа, одной из прочих форм множественного числа.

Изменение в акцентных парадигмах существительных cегодняобусловлены следующим:

1. Аналогией, преимущественно внутренней, приводящей к единообразию ударения, т.е. его упрощению. Внутренняя аналогия для существительного активно действует в парадигме склонения и приводит к последовательному расподоблению форм ед. и мн. ч.: акцентное варьирование их связано, например, с выравниванием ударения в косвенных падежах (доскАдОску и доп. доскУ;избА – Избу и избУ; косА – кОсу и косУ), а также со сдвигом ударения с основы на флексию в ед.ч. (груздь – груздЯ и грУздя, Уголь – углЯ и Угля, гусь – гУся и гусЯ) и с флексии на основу в косвенных падежах мн.ч. (доскАм и дОскам, строкАм и стрОкам, чЕлюстей и челюстЕй,Отраслей и отраслЕй, мОщностей и мощностЕй).

2. Грамматическим фактором, который обусловливает, например, следующие акцентные изменения:

а) изменение ударения в односложных существительных муж.р. (исторически сложилось, что большинство названных неисчисляемых имен, называющих вещества, запахи, состояния, пространства и.т.п. уже в древнерусском языке относились к схемам а или с, а большинство исчисляемых – к схеме b; перестройка акцентных парадигм, названная А.А.Зализняком «семантическим принципом», проходит также и в ХХ в., хотя менее активно, и имеет следующие направления: исчисляемые существительные муж.р. схемы а переходят в b, неисчисляемые из b переходят в а);

б) закрепление энклиноменной акцентуации в предложно-именных сочетаниях (сдвиг ударения на предлог перестал быть обязательным, стало возможно варьирование, причем в современном языке количество таких сочетаний ограниченно.

Обычно в различных группах слов акцентное варьирование обусловлено действием сразу нескольких факторов, создающих зоны сильного варьирования, постепенно охватывающего значительную часть слов той или иной акцентной парадигмы.

Задание 69. Поставьте существительные в формы р.п. ед.ч., им.п. мн.ч., р.п. мн.ч. Укажите, если возможно, нормативный и маркированный акцентологические варианты.

Образец: бинт – бинтА, бинтЫ, бинтОв. Ненорм.: бИнта.

Бант, бомж, горб, герб, жгут, жезл, зонт, клок, куль, крюк, плод, след, сват, гусь, уголь, локоть, груздь, ноготь, борт, шарф, торт, порт, шрифт, шприц.

Правила ударения существительных женского рода с окончаниями –а, -я:

1. Все существительные, как непроизводные, так и производные, имеющие в именительном падеже единственного числа ударение на основе, имеют неподвижное ударение на основе – схему а.

2. Все существительные singularia tantum (напр. борьба, пальба, ходьба и др.) имеют неподвижное ударение на окончании – схему b.

3. Всегда одинаковое ударение имеют формы именительного, родительного, дательного, творительного и предложного падежей единственного числа, а также родительного, дательного, творительного и предложного падежей множественного числа.

Задание 70. Сравните оценку нормативного и маркированного вариантов в разных словарях: петля, баржа, искра, нужда, броня, туфля, хвоя, ровня, свекла. Определите тенденцию в развитии нормы.

Задание 71. Поставьте существительное в форму в.п., ед. ч, в.п. мн.ч.:

Весна, зола, река, изба, кирка, борона, нора, пола, гора, смола, доска, соха, пора, стопа, строфа, судья, трава, цена, щека, борода, борозда, железа, полоса, сковорода, строка, тропа, серьга, простыня,

Правила ударения существительных женского рода 3 склонения:

1. У данных существительных отсутствует акцентная схема b, все существительные в единственном числе и в именительном падеже множественного числа имеют неподвижное ударение на основе.

2. Все существительные с двусложной основой с ударением на втором слоге, а также все слова, имеющие в основе более двух слогов, относятся к схеме а (иск. ступень, ведомость).

3. Все производные существительные имеют неподвижное ударение на основе – схему а.

4. Всегда одинаковое ударение имеют формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей множественного числа.

Таким образом, для определения схемы ударения любого существительного 3 скл.

достаточно знать ударение двух форм: одной из форм единственного числа (или именительного мн.ч.) и одной из форм косвенных падежей множественного числа.

Задание 72. Поставьте существительное в форму р.п. мн. ч. Сравните рекомендации разных словарей по постановке ударения:

Дерзость, должность, местность, жердь, почесть, кисть, крепость, прибыль, прорубь, масть, плоскость, скатерть, степень, ступень, прядь, отрасль, пядь, ветвь, трость, четверть, ведомость, сельдь, челюсть, щель, мощность.

Задание 73. Обратите внимание на произношение идиом. Сделайте вывод относительно направления акцентных изменений в группе существительных женского рода. Поговорим по душам, сидеть в четырех стенах, какими судьбами, всем сестрам по серьгам, лыко в строку, свой в доску, не в деньгах счастье, губа не дура.

Задание 74. Научитесь читать без ошибок:

Тонна угля, сбор утиля, распоряжаться средствами, работать в аэропортах, пять шарфов и бантов, нет (ясли), пирожки со (щавель), два торта, пользоваться кремами, пахнет свежей хвоей, выращивать свеклу, калмыки с украинцами, две пары (туфли), соболезнование сиротам, был на похоронах, обсуждение герба столицы, деньги к деньгам, продано несколько скатертей, работать в разных отраслях, как сельдей в бочке, на яблоне ни одного плода, нечаянно задеть локтем, освободить вокзалы от бомжей, поставить подпись в ведомостях, из огня да в полымя, порвать простыни на бинты, эпоха больших мощностей.

Ударение прилагательных

Полные формы прилагательных, в отличие от существительных, имеют только неподвижное ударение: на основе (прилагательные на -ый, -ий: прЕданный, вЕтреный, рУсский, блИзкий) или на окончании (прилагательные на –ой: крупянОй, ветрянОй), родовые формы не различаются по ударению, полупарадигмы числа не противопоставлены. Таким образом, для определения схемы ударения полных форм прилагательных достаточно знать или ударение исходной словоформы, или окончание.

Как и у существительных, схема ударения полных прилагательных может разграничивать слова, значения многозначного слова или его стилистические варианты.

В отличие от полных форм краткие формы прилагательных могут иметь как неподвижное, так и подвижное ударение, хотя абсолютное большинство кратких прилагательных тоже имеют неподвижное ударение. Например, неподвижное ударение на основе: суровый – суров, сурова, сурово, суровы, вечный – вечен, вечна, вечно, вечны; неподвижное ударение на окончании: горячий – горяч, горяча, горячо, горячи, умный – умен, умна, умно, умны. Среди кратких прилагательных, как и среди существительных, преобладают слова с неподвижным ударением на основе. Основные схемы неподвижного ударения кратких прилагательных:

а.п. Асхема а: постоянное ударение на основе в формах м., ж., ср. р. и мн.ч. (удОбен);

схема а*: в ж.р. возможно вариантное ударение (влАстен – влАстна и властнА);

а.п. Всхема b: постоянное ударение на флексии (смешОн, смешнО, смешнА, смешнЫ);

схема b*: во мн.ч. возможно вариантное ударение (свеж, -А, -О, свжИ и свЕжи);

Неподвижное ударение на окончании в кратких формах отнюдь не предполагается таковым в полных формах. Из прилагательных на –ой к схеме b в краткой форме относятся только несколько прилагательных с односложной основой: больной, большой, злой, дрянной (// с), смешной, хмельной (м.р. хмелён и доп. хмелен), чудной (м.р. чудён), шальной, родной (только мн. родны), блажной (м. и ср. не употр.), озорной (м.р. не употр.).

Основная часть прилагательных, относящихся в кр. форме к схеме b, – это слова на -ый /-ий:

с односложной основой: свежий, легкий, мертвый, малый, белый,, тёплый, светлый, равный, полный, темный, умный, длинный, черный, красный, грешный, вольный, старый, хитрый, пестрый, острый, желтый (многие из этих прилагательных имеют варианты схемы с);

с двусложной основой, имеющие ударение на втором слоге основы: далёкий, великий, глубокий, широкий, высокий, короткий (м.р. кор о ток и к о роток), горячий, хороший, здоровый, тяжелый, мудреный, маленький (искл., ударен. на первом слоге);

с основой на –ённый: предубеждённый, измождённый, врождённый, обнажённый, сопряжённый, влюблённый, осведомлённый, угнетённый, обречённый, лишённый, искушённый, разобщённый, польщённый.

Подвижное ударение, могут иметь только краткие формы прилагательных:

а.п. С – схема с: ударение на основе в м. и ср.р. и мн.ч., ударение на окончании в ж.р. (глУп, глупА, глУпо, глУпы; мЯгок, мягкА, мЯгко, мЯгки);

схема с*: во мн.ч. возможно вариантное ударение (вЕрен,-о, вернА, вЕрны и вернЫ);

схема с**: в ср.р. и мн.ч. возможно вариантное ударение (крАсен, краснА крАсно и краснО, крАсны и краснЫ).

Таким образом, основной тип подвижности ударения в кратких формах заключается в акцентном противопоставлении формы женского рода единственного числа другим кратким формам. В современном русском языке в кратких формах прилагательных наблюдаются колебания ударения, причиной которых является само по себе наличие акцентно выделенных словоформ. Во-первых, прилагательные с неподвижным ударением на основе имеют варианты ударения в форме женского рода (ценный – цЕнна и ценнА). Во-вторых, варианты возникают у прилагательных с неподвижным ударением на окончании (полный – полнО и пОлно, полнЫ и пОлны). В-третьих, некоторые прилагательные с неподвижным и подвижным ударением в кратких формах имеют колебания ударения в форме множественного числа или среднего рода (страшный –стрАшен, страшнА, страшно, страшнЫ; лЁгкий – лЁгок, легкА, легкО, лЁгки).

Поскольку полные и краткие формы прилагательных могут акцентно различаться, общие схемы ударения для этой части речи учитывают распределение ударения в этих формах и в случае их несовпадения имеют развернутый вид записи, напр. а/с или а/b и т.п., где первый символ обозначает распределение ударения в полных формах, а второй – в кратких.

Ударение кратких форм прилагательных не подчиняется строгим закономерностям, и поэтому приходится пользоваться списками слов с однотипным ударением. Так, например, к схеме с относятся следующие слова:

1) прилагательные на –ый / ий: долгий, строгий, рыжий, гибкий, робкий, зыбкий, зябкий, ловкий, мягкий, гадкий, гладкий, сладкий, едкий, редкий, жидкий, тяжкий, резкий, дерзкий, мерзкий, скользкий, вязкий, дикий, жалкий, стойкий, бойкий, мелкий, мылкий, гулкий, колкий, пылкий, ломкий, громкий, звонкий, тонкий, цепкий, хлипкий, топкий, терпкий, хрупкий, жаркий, зоркий, юркий, яркий, плоский, броский, хваткий, краткий, мелкий, чёткий, кроткий, вёрткий, жёсткий, жуткий, чуткий, прыткий, горький, синий, тихий, ветхий, общий, нищий, тощий, грубый, правый, резвый, трезвый, мертвый, чуждый, твердый, сизый, дряблый, наглый, подлый, спелый, зрелый, целый, хилый, тусклый, голый, хриплый, сиплый, щуплый, кислый, пухлый, тухлый, рыхлый, дряхлый, пошлый, сдобный, славный, нервный, ладный, складный, модный, стыдный, буйный, скромный, томный, странный, чинный, крупный, скверный, смирный, бурный, пресный, статный, потный, страстный, постный, мутный, смутный, сытный, смачный, мощный, цельный, вольный, пыльный, юный, глупый, серый, скорый, спорый, острый, шустрый, быстрый, бурый, хмурый, лысый, частый, сытый, лютый, великий, дешёвый, удалый;

2) прилагательные на –ой: рябой, живой, кривой, благой, нагой, тугой, седой, гнилой, немой, хромой, прямой, слепой, тупой, сырой, босой, косой, святой, плохой, глухой, сухой, дорогой, молодой, удалой, развитой, холостой.

Для изменения акцентуации прилагательных наиболее важными являются факторы:

1) аналогия: а) внутренняя аналогия в словообразовательной парадигме (напр., при нормативном ударении джинсОвый регулярно употребляется форма джИнсовый, по аналогии с джИнсы и т.п.); б) внешняя аналогия со словами, имеющими сходную морфемную структуру (напр., меняются акцентные характеристики прилагательных с суф. –лив и ударением на корне: счАстливый и счастлИвый, смЕтливый и сметлИвый по аналогии с болтлИвый, пытлИвый, шутлИвый и т.п.)

2) тенденция к ритмическому равновесию (напр., изменения в группе прилагательных с суф. –ист и ударением на первом слоге основы: бАрхатистый и бархатИстый, мУскулистый и мускулИстый, сАхаристый и сахарИстый; изменения в сложный прилагательных: малорАзвитый при развитОй, мелкозУбчатый при зубчАтый)

Задание 75. Определите значение акцентно различных прилагательных и причастий, составьте с ними словосочетания. Что в каждом случае разграничивает ударение, разные слова или варианты многозначного слова?

Борзой – бОрзый, градовой – грАдовый, занятой – зАнятый, кубовой – кубОвый, мастерской – мАстерский, мелочной – мЕлочный, накладной – наклАдный, обжитой – обжИтый, образной – Образный, основной – оснОвный, парной – пАрный, переносной – перенОсный, призывной – призЫвный, развитой – рАзвитый – развИтый, снятой – снЯтый, степенной – степЕнный, страстной – стрАстный, строчной – стрОчный, угревой – угрёвый, чудной – чУдный, языковой – языкОвый.

Задание 76. Пользуясь различными словарями, дайте нормативную оценку вариантов, попытайтесь определить старшую и младшую нормы и, соответственно, направление акцентных изменений: басовой – бАсовый, бомбовой – бОмбовый, бредовой – бредОвый, валовой – вАловый, ворсовой – вОрсовый – ворсОвый, вощаной – вощАный, гаревой – гАревый, громовой – громОвый, грыжевой – грЫжевый, жестянОй – жестЯный, заводской – завОдский, запасной – запАсный, козырнОй – козЫрный, кряжевОй – крЯжевый, лифтовОй – лИфтовый, ножевой – ножОвый, обходнОй – обхОдный, овсянОй – овсЯный, первоочереднОй – первоочерЁдный, переводнОй – перевОдный, переходнОй – перехОдный, плюсовОй – плЮсовый, пуховой – пухОвый, селевой – сЕлевый, спиртовОй – спиртОвый, стеблевОй – стеблЁвый, стволовой – стволОвый, трюковой – трЮковый, удалой – удАлый, ферзевОй – фЕрзевый.

Задание 77. Акцентные изменения не обязательно должны быть связаны с изменением схемы ударения. Сравните правила постановки ударения у прилагательных и причастий, предлагаемые в Орфоэпическом словаре и в словаре «Трудности словоупотребления...». Укажите расхождения между рекомендациями словарей. Можно ли по этим данным сделать выводы о направлении развития акцентологической нормы?

Вес е льный – в ё сельный, в о ткнутый – воткн у тый, всп о енный – вспо ё нный, д а ренный – дар ё нный, д е вичий – дев и чий, д о бытый – доб ы тый, д о житый – дож и тый, д о литый – дол и тый, жм ы ховый – жмых о вый, заб е ленный – забел ё нный, завор о женный – заворож ё нный, за и ндевелый – заиндев е лый, запл е сневелый – заплеснев е лый, заторм о женный – затормож ё нный, исс е ченный – иссеч ё нный, м и зерный – миз е рный, моз а ичный – моза и чный, н а йденный – найд ё нный, настор о женный – насторож ё нный, натр у женный – натруж ё нный, нев ы лазный – невыл а зный, недос о ленный – недосол ё нный, никч е мный – никч ё мный, одновр е менный – одноврем е нный, ок и сленный – окисл ё нный, осв е домленный – осведомл ё нный, пригл у шенный – приглуш ё нный, п у рпурный – пурп у рный, с о гнутый – согн у тый, ув е домленный – уведомл ё нный.

Задание 78. Среди приведенных выше прилагательных на -ый, относящихся в краткой форме к а.п. В, найдите имеющие варианты а.п.С и оцените эти варианты как нормативные / ненормативные.

Задание 79. Для следующих прилагательных образуйте краткие формы, определите варианты акцентных схем: жадный, бедный, бледный, вредный, видный, годный, скудный, нудный, трудный, важный, влажный, нежный, сложный, нужный, дружный, грозный, грузный, грязный, стройный, близкий, низкий, узкий, крепкий, слабый, новый, черствый, гордый, смуглый, круглый, смелый, милый, плавный, гневный, ровный, шумный, склонный, верный, жирный, тесный, вкусный, гнусный, ясный, знатный, плотный, властный, честный, грустный, прочный, сочный, точный, звучный, скучный, тучный, страшный, душный, слышный, пышный, сильный, пьяный, храбрый, добрый, щедрый, бодрый, мудрый, мокрый, чистый, толстый, жестокий, весёлый, голодный, холодный, зелёный, солёный, худой, дурной, скупой, простой, густой, пустой, крутой, лихой.

Ударение глаголов

В глагольных словоформах, в отличие от именных, вычленяются не два, а три главных морфологических компонента: 1) корень (или предсуффиксальная часть основы), 2) основообразующий суффикс (детерминатив) – показатель глагольного класса; 3) флексия – показатель словоизменительных грамматических категорий. Существует 2 типа глагольных словоформ, принципиально различающихся по структуре: содержащие детерминатив (чит-а-ла) и не содержащие детерминатива (нес-ла, пиш-у). При описании системы ударений русского глагола детерминатив рассматривается в качестве формального компонента словоформы, т.к. определяет только тип парадигмы, не определяя лексическое значение глагола. Поэтому ударение на глагольном суффиксе приравнивается ударению на флексии и считается конечным. Это подкрепляется и тем, что если в глагольных словоформах, содержащих слоговой детерминатив, ударение не на корне (приставке), то оно всегда на детерминативе, а не на флексии.

При определении схемы ударения у глагола рассматривается так называемая суженная парадигма, состоящая из синтетических форм настоящего (будущего) и прошедшего времени. В спряжении глаголов наблюдается как неподвижное, так и подвижное ударение. Абсолютное большинство глаголов, как и именных частей речи, при словоизменении сохраняют ударение исходной словоформы, т.е. имеют неподвижное ударение. Однако, в отличие от имен, среди глаголов преобладают слова с неподвижным конечным ударением. Существует определенная зависимость между ударением и морфологической структурой парадигмы спряжения: наличие детерминатива в словоформах той или другой временной полупарадигмы исключает подвижное ударение, последнее возможно только при отсутствии детерминатива.

Основными схемами ударения глаголов являются:

Формы наст вр.:

а.п. Асхема a: ударение на основе во всех формах (дЕлаю, дЕлают; дЕлай);

а.п. Всхема b: ударение на флексии (детерминативе) во всех формах (берУ, берУт, берИ; читАю, читАют, читАй);

а.п. Ссхема с: ударение на окончании в 1 л. ед.ч., на основе в остальных формах (пишУ, пИшешь, пИшут; учУ, Учишь, Учат);

схема с*: только для глагола хотеть и его производных.

Формы прош.вр. и инфинитив:

а.п. Асхема a: ударение на основе во всех формах (дЕлал, дЕлать);

а.п. Всхема b: ударение на флексии во всех формах (читАл, читАла, читАло, читАли; берёг, береглА, береглО, береглИ);

а.п. Ссхема с: ударение на окончании в ж.р., ударение на основе в остальных формах (сорвАл, сорвАло, сорвАли, сорвалА)

схема с*: для глаголов дать, взять, в которых нормализовано ударение и на основе, и на окончании в ср.р. (дАло и далО, взЯло и взялО)

схема с**:для возвратных глаголов ударение на окончании в ж.р. и вариантное ударение в остальных формах (сорвАлся и сорвалсЯ, сорвАлось и сорвалОсь, сорвАлись и сорвалИсь, сорвалАсь)

Основные факторы изменения ударения глаголов:

1) аналогия, преимущественно внешняя, выравнивание ударения в словах со сходной морфемной структурой (напр., в глаголах на –веть: багроветь и багровЕть, ржАветь и ржавЕть, плЕсневеть и плесневЕть и т.д. по аналогии с вдовЕть, говЕть, ревЕть)

2) тенденция к ритмическому равновесию (напр., в глаголах на –ировать: аккомпанировАть и аккомпанИровать, костюмировАть и костюмИровать и т.д.; в приставочных глаголах и причастиях ж.р. в формах прош.вр.: налилА и налИла, отобралА и отобрАла, переизданА и переИздана)

3) грамматика (напр., акцентное расподобление форм наклонений: звОните – звонИте, как пИшете – пишИте, грУзите – грузИте)





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1096 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...