Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восточной философии



Культурно-исторические предпосылки возникновения философской теоретической мысли. Миф и религия как способы развития учений о мире. Зарождение философской мысли в Древнем Египте и Двуречье. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности восточной мифологии, религии и философии, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Основополагающие принципы философии Древней Индии. Ее основные школы и направления: ортодоксальные (астика) – санкхья, йога, веданта, ньяя, вайшешика, миманса и неортодоксальные (настика) – джайнизм, буддизм, чарвака, адживика.

Древнекитайская философия, ее характерные черты. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, их социально-практическая направленность. Символический и структурно-числовой (нумерологический) методы восприятия и объяснения действительности. Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей. Учение Лао-цзы о Дао.

Влияние древних философских учений Востока на культуру человечества.

Тема 2. Философия античности

Предпосылки возникновения философии в Древней Греции и Древнем Риме. Источники и периодизация античной философии. Натурфилософия и проблема первоосновы мира в первых греческих философских школах. Стихийный материализм милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия природы, учение о Логосе и диалектике Гераклита Эфесского. Философия школы Пифагора. Космоцентризм и онтологизм античной философии. Проблема бытия как основная проблема школы элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский). Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

Антропоцентризм классической греческой философии. Философия Сократа как философия этического антропологизма. Софисты и Сократ. Идеалистическая философия Платона. Мир идей и мир вещей. Учение Платона об «идеальном государстве». Метафизика Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме. Этика Аристотеля. Проблема «идеального государства» в философии Аристотеля.

Философия эллинизма и Древнего Рима. Этика и физика эпикурейцев (Эпикур). Проблема смысла жизни и достижения счастья человеком в философском учении стоиков (Зенон Китийский, Ксенофан, Сенека, Марк Аврелий). Скептики, стоики, киники. Неоплатонизм. Значение античной философии в истории философской науки.

Тема 3. Средневековая западноевропейская философия

Переход от Античности к Средневековью и утверждение новой парадигмы мышления в средневековом обществе. Влияние Библии и античной философии на сущность и специфику средневековой философии. Теоцентризм – системообразующий принцип философии средних веков. Патристика и схоластика как основные этапы развития средневековой философии.

Учение о боге и душе Аврелия Августина. Дуалистическое понимание бога и мира. Креационизм, символизм, эсхатологизм и провиденциализм средневековой философии. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Номинализм и реализм. Проблема соотношения веры и разума, религии и философии в томизме и во всей средневековой философии. Философские доказательства бытия бога у Фомы Аквинского. Вклад средневековой философии в развитие философской науки.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Мировоззрение эпохи Возрождения и новые философские традиции: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия и пантеизм. Гуманистическая философия Данте, Ф. Петрарки, Э. Роттердамского. Натурфилософия и проблема опытного знания в философии Леонардо да Винчи. Философско-космологические учения Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея. Формирование новой философской картины мира. Философские аспекты утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Р.Оуэн). Преемственность философских идей Античности, Средневековья и Возрождения. Роль и значение философии Возрождения в истории философской мысли.

Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII. в)

Особенности философского процесса в новоевропейский период. Научная революция XVII века и проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон как родоначальник эмпиризма. Разработка индуктивного метода познания. Учение об «идолах познания». Сенсуализм Дж. Локка. Учение о первичных и вторичных качествах. Теория общественного договора Т. Гоббса. Идеалистический сенсуализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

Р. Декарт как основоположник рационализма. Картезианское сомнение. Теория «врожденных идей». Разработка дедуктивного метода познания. Монизм и пантеизм Б. Спинозы, «монадология» Г. Лейбница, учение о множественности субстанций.

Тема 6. Философия Французского Просвещения XVIII века, ее особенности и историческое значение

Идея перестройки жизни на разумных началах. Социально-политические взгляды «старших просветителей». Идеал «просвещенной монархии» (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье). Механистический материализм «младших просветителей». Учение о природе. Идея саморазвития Вселенной. Человек как часть природы (Д. Дидро, Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций).

Тема 7. Классическая немецкая философия,





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 894 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...