Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наука, образование, культура и быт России в конце XIX -начале XX вв



Наука. К началу XX в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университе-ты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров


для научных сил страны. Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы «Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь» и др.). Ведущие ученые страны часто выступали с публичными лекциями. В России развивались новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро– и аэродинамика (Н.Е. Жуковский).

В 1913 г. были построены первые русские самолеты. Про-должалась научная деятельность К.Э. Циолковского, который за-ложил теоретические основы будущих космических полетов. Рус-ская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских ученых - физика П.Н. Лебедева, естествоиспытателя В.И. Вернадского, физиологов И.П. Павлова и И.И. Мечникова -были с интересом восприняты международной научной общест-венностью. Павлов и Мечников были удостоены Нобелевских премий.

Развитие естествознания привело к переоценке многих фи­лософских теорий. Материализм и марксизм теряли последовате-лей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных ученых, центр философии переместился из Германии в Россию.

Широко были известны имена русских философов Н.А. Бер­дяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, B.C. Сергеевича Соловьева других. Большое место в их трудах занимали вопросы поиска пу-тей дальнейшего развития России, обоснования так называемой «русской идеи», то есть проблемы самобытного исторического пути страны, своеобразия ее духовной жизни, особого предназна-чения в истории.

Продолжала усиленно развиваться историческая наука. На-чиная с 1902 года и в последующие годы начал издаваться и пере-издаваться многотомный труд В. О. Ключевского «Курс русской истории». Плодотворно работал С. Ф. Платонов, ставший одним из известнейших ученых-историков и профессоров в России начала XX века. Среди его научных трудов особое место занимают «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII веков». Он же стал автором одного из лучших в дореволюционный период школьных учебников по русской истории.



- 92 -


- 93 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



Труды этих и других историков в совокупности создавали яркий многоцветный, разносторонний подход к историческим со-бытиям, способствовали развитию интереса к русской и мировой истории у широких слоев населения

Свои отечественные школы, внесшие вклад в мировую нау-ку, имели русские экономисты, социологи. В стране действовало огромное количество различных научных и научно-технических обществ, которые, являясь центрами научно-исследовательской работы, одновременно быль и популяризаторами научных знаний среди населения.

Образование и просвещение. В этот период продолжало раз-виваться народное просвещение. Система образования, сложив-шаяся во второй половине XIX века в основном сохранилась до конца 1917 года.

В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и цер­ковноприходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

Основной формой получения среднего образования являлись классические гимназии и реальные училища, которые входили в систему министерства народного просвещения. Кроме того, дейст-вовало большое количество технических, коммерческих, кадет-ских училищ, неподведомственных этому министерству.

Значительно возросло количество различных женских учеб-ных заведений. Так, в начале века насчитывалось более тысячи женских классических гимназий, свыше тридцати женских выс-ших учебных заведений. Началось совместное обучение женщин и мужчин в ряде вузов, в том числе, с 1915 года, и в некоторых уни-верситетах.

Важную роль в просвещении населения играли воскресные школы для крестьян и рабочих, возникшие в начале XX века в ря-де городов, народные университеты. Среди них наиболее известен основанный в 1908 году Московский городской народный универ­ситет, куда принимали без ограничений любого, достигшего шест-надцати лет. Университет давал среднее и высшее образование.


В начале века для ликвидации неграмотности среди взросло-го населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые Это были своеобразные клубы, в которых дейст-вовали библиотеки, читальни, проходили публичные лекции, теат-рально-концертные представления, работали чайная и торговая лавки.

Свой огромный вклад в просвещение народа вносила перио-дическая печать и другие издания. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие XX в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных га-зет. Самым популярным журналом была «Нива». В 1905 г. прави­тельство сняло предварительную цензуру периодических изданий.

Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И. Д. Сытина, типографии которого массовыми ти-ражами выпускали «Библиотеку для самообразования» и другие книги для народа. К 1914 году его книжная продукция составляла четверть всех книг, издаваемых в России.

В целом, по количеству выпускаемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1914 году в стране действовало около 76 тысяч различных библиотек, вносив-ших весомый вклад в просвещение народа.

В первое десятилетие XX в. в Российской империи существо-вало более 10 тыс. общественных и народных библиотек.

Промышленный подъем, вызванный реформами СЮ. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном уни­верситетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на по-рядок выросло число студентов (в середине 90-х годов XIX в. -14 тыс., в 1907 г. - 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших техниче-ских учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распро-странение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогиче-



- 94 -


- 95 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



ских институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический ин­ститут в Санкт-Петербурге.

Литература. В литературе продолжалось развитие реали-стических традиций, унаследованных от XIX в. И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, АН.Толстой создали великолепные образцы реалистического искусства. В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А.М.Горького — самого значительного и популярного в то время писателя-реалиста.

Л. Н. Толстой закончил в 1899 году свой роман «Воскресе-ние», в котором показывал воскресение как нравственное прозре­ние человека, поднимал вопросы социальной несправедливости, проповедовал всеобщую любовь и непротивление злу насилием. В самом начале XX века им были написаны драма «Живой труп», повесть «Хаджи-Мурат", ряд рассказов.

На рубеже XIX—XX веков раскрылся яркий талант А. П.Чехова. Опубликовав свои первые рассказы еще в 80-х годах XIX столетия, он в последнее пятилетие XIX века и в самом нача-ле XX века написал такие выдающиеся драматургические произ-ведения, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», принесшие ему мировую славу. Блестящими были повести и рассказы Чехова «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с Собач­кой», «Ионыч», «Человек в футляре» и другие, в которых отража-лась разнообразная жизнь России того времени.

Талантливейшим писателем этого периода был и И.А. Бунин. Он начал свою литературную деятельность как поэт, но подлин-ную известность ему принесла проза. В его рассказах «Антонов­ские яблоки», «Эпитафия», «Новая жизнь», написанных в самом начале XX века, были подняты вопросы отношения писателя к ми-ру, проблемы судьбы страны, исчезновения старого уклада. Осо-бенно он стал знаменит после выхода в 1910 году повести «Дерев­ня» и ряда других произведений.

Известным писателем являлся АИ. Куприн. Большим успе-хом пользовались его повести «Поединок» и «Яма», рассказы «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Штабс-капитан Рыбников» и многие другие.

Писателем нового, пролетарского направления, отражавшего революционные настроения, стал Максим Горький (Алексей Мак-


симович Пешков). В 1898 году был издан его двухтомник под на-званием «Очерки и рассказы», сделавший писателя известным. В его произведениях «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и других воспевался свободный и гордый человек, звучали призывы к борь-бе и готовности отдать жизнь за свободу. Позже были изданы рас-сказы «Фома Гордеев», «Трое», пьесы «Мещане», «На дне», «Дач­ники», «Варвары» и другие произведения. В 1906 году он написал роман «Мать» и пьесу «Враги», где впервые проявились черты но-вого творческого метода, получившего позже название социали­стического реализма. Сам Горький отмечал необходимость утвер­ждения «героического реализма», который изображал бы не про­сто реальную жизнь, а был «выше ее, лучше, красивее».

«Серебряный век» дал России и миру фамилии многих бле-стящих поэтов. В первое десятилетие XX века в поэзию вошли крестьянские поэты Н.А Клюев, С.А. Клычков (Лешенков), П.В. Орешин и другие. Первый сборник стихотворений С. А. Есенина появился в 1916 году. В произведениях этих поэтов отражалась жизнь русской деревни и крестьянские судьбы.

Известными поэтами того периода были В.В.Маяковский. который всегда выступал против «всяческого старья». Тему своей первой поэмы «Облако в штанах», появившейся в 1915 году, он определял как четыре крика «долой": «Долой вашу любовь», «До-лой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию», М.А Волошин (Кириенко-Волошин) и М.И. Цветаева.

Символистами младшего поколения, вошедшими в поэзию уже в начале 1900-х годов, считают А.А. Блока, Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева), В.И.Иванова и некоторых других. Наиболее популярным из них был Блок. Известность ему принесли поэтические сборники «Стихи о Прекрасной Даме» и «Нечаянная радость», появившиеся соответственно в 1904 и 1906 годах, а так-же целый ряд других стихотворных произведений, созданных позже.

Безусловно, признанным авторитетом среди всех поэтов-акмеистов был Гумилев. И как один из основоположников нового поэтического направления, и как автор интересных стихов, и как человек необычной судьбы. В 1914 году, после начала Первой ми-ровой войны, он пошел добровольцем на фронт, был награжден за



- 96 -


- 97 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



храбрость двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапор­щики.

Театр. Огромную роль в развитии русского театра этого пе-риода сыграли К.С. Станиславский (Алексеев) и В.И. Немирович-Данченко. В 1898 году ими был создан Московский художествен­ный театр, открывший новый этап в развитии не только русского, но и мирового театрального искусства. Это был театр современной драматургии, сближавший театральное искусство с жизнью, на сцене которого шли пьесы А. П. Чехова, М. Горького и некоторых других русских и зарубежных писателей. Театр пропагандировал мировоззренческое и художественное новаторство, в основе кото-рого лежала идея равенства и ценности каждого человека на земле.

Станиславский вошел в историю мировой культуры как ак-тер, режиссер и теоретик, создавший свою систему творчества ар­тиста и объективных законов поведения человека на сцене. Глав­ным в этой системе, вошедшей в историю театра как «система Станиславского», было учение о сверхзадаче — основной мысли пьесы, ее идее, которой должно быть подчинено все театральное действие.

Несколько ранее, в 1904 году, известная русская актриса В.Ф. Комиссаржевекая основала в Санкт-Петербурге свой театр, обращенный к демократическому зрителю, в котором шли пьесы современных авторов, в том числе Горького, Чехова, делались по-пытки привнести в театр творчество некоторых поэтов-символистов.

Также формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда.

В этот период возникло огромное количество самодея­тельных театров, которые создавались при Народных домах.

Большую роль в развитии театрального искусства играли ос­нованные в начале XX века Союз драматических и музыкальных писателей и Всероссийский союз сценических деятелей при Рус-ском театральном обществе.

Музыка. В это время расцвело творчество талантливейших композиторов и пианистов СВ. Рахманинова и А.Н. Скрябина. Рахманинов продолжал традиции русской классики, П. И. Чайков-ского, но в то же время внес в музыку свое индивидуальное нача-


ло, став не только композитором, но и пианистом мирового значе-ния. Им в этот период были написаны оперы «Алеко», «Скупой рыцарь», кантата «Весна» и многие другие произведения, в том числе многочисленные сочинения для фортепиано.

Для творчества Скрябина, также выросшего из русском клас-сической музыки, характерными были новаторские подходы в об­ласти жанров, средств музыкальной выразительности. Им были написаны двести двадцать два сочинения, в том числе симфонии «Прометей» («Поэма огня»), «Поэма экстаза», «Божественная симфония». Творчество Скрябина оказало большое влияние на симфоническую и фортепианную музыку XX столетия.

Именно в это время начался расцвет творчества компо­зитора, и дирижера И.Ф. Стравинского. Первую славу и извест-ность ему принесла музыка к балетам «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Он вошел в историю музыки как один из но-ваторов XX века.

Продолжалось дальнейшее развитие русской классической музыки. Безусловно, оно было связано прежде всего с именем Н. А. Римского-Корсакова. Он дал в музыке «се,ебряного века» об­разцы природы и реальной народной жизни, слияния народно-сказочной фантазии. Среди целого ряда опер написанных им в этот период, можно выделить «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмерт-ный», «Золотой петушок», ставший последней из опер композито-ра, умершего в 1908 году. Римский-Корсаков завершил развитие русской классической оперы, обогатив ее музыку необычайным жанровым разнообразием и став выдающимся мастером мирового музыкального искусства.

«Серебряный век» дал России и миру целый ряд и других та­
лантливых композиторов. Среди них А.С. Аренский, АК. Глазу-
нов, AT. Гречанинов, B.C. Калинников, АК. Лядов,
С.М.Ляпунов, С.И.Танеев и так далее.

Рубеж веков стал также периодом небывалого расцвета ис-полнительского мастерства русских певцов и музыкантов. Талант-ливейшими, яркими певцами были Ф.И.Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, И.В.Ершов. Мировую известность имели русские пианисты, скрипачи, виолончелисты.



- 98 -


- 99 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



Ведущие позиции в начале XX века занял в мировом балет-ном искусстве русский балет. Широко были известны за рубежом имена блестящих артистов балета А.М. Павловой, Т.П. Карсави-ной, В.Ф.Нижинского и других.

Живопись. Интересные творческие процессы происходили в изобразительном искусстве. Новые поиски в русской живописи этого периода связаны прежде всего с именами В.А. Серова, Не-стерова, М.А. Врубеля.

Серов, начав писать картины еще в 1880-е годы («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»), в «серебряном ве-ке» достиг совершенства. Обратившись к исторической теме и мифологии, он создал свои произведения «ПетрI», «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», «Одиссей и Навзи-кая», «Похищение Европы», целую серию выдающихся портретов современников и пейзажей.

К поискам духовно-религиозного и этического идеала обра­щался Нестеров в своих картинах «Под благовест», «Великий по-стриг», «На Руси» и других.

Сложную картину мира, осмысления сути человеческого бы­тия стремился создать Врубель. Его картины «К ночи», «Демон поверженный», «Пан», «Царевна-Лебедь» привлекали современ­ников своей выразительностью и своеобразием.

В этот период В. И. Суриков, обратившись к событиям исто-рии русского народа, написал картины «Покорение Сибири Ерма-ком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». И. И. Левитан создал пейзажи «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь».Продолжали творить И. Е. Репин, В. В. Ве-рещагин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и многие другие русские художники.

Начало XX века дало русскому изобразительному искусству огромное количество различных объединений, направлений, ху-дожественных групп.

Важную роль в его развитии сыграло объединение ху­дожников «Мир искусства», которое сформировалось вокруг од-ноименного журнала, издававшегося с 1899 года. Мироискусники, как стали называть этих художников, заявляли о безграничной свободе творческой личности и самого искусства. Поэтому они


считали академизм салонной живописью, а передвижничество — тенденциозной.

Именно в это время появились и модернистские течения ху-дожников, которые создали такие свои объединения, как «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и другие.

Авангардизм, заявивший о своем полном отказе от традиций русской живописи проявился в России прежде всего через абст-ракционизм, возникший в 1910-е годы.

Абстракционизм (от латинского— «отвлеченный») пред-ставляет собой искусство, которое не воспроизводит реальной действительности, а художник выражает свои чувства и настрое­ния через точки, линии, геометрические фигуры, цветовые гаммы.

Теоретиком и лидером абстракционизма в России стал Кази­мир Северинович Малевич. В 1915 году на художественной вы-ставке в Санкт-Петербурге он показал свое произведение «Черный квадрат», которое изображало простой черный квадрат на белом фоне. Эту картину Малевич рассматривал как свое главное откры-тие и программное произведение.

К художникам-авангардистам этого периода относят В.В. Кандинского, P.P. Фалька, М.З. Шагала и некоторых других.

Важную роль в ознакомлении населения с достижениями русской живописи продолжало играть Товарищество передвижных художественных выставок. Всего с начала деятельности Товари-щества и по 1917 год было устроено 45 таких выставок.

Кинематограф. В 1890-е годы в России появился кинемато-граф. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрирова-лись уже в 1896 году в Санкт-Петербурге и Москве. В 1903 году начали действовать первые «иллюзионы», то есть кинотеатры, ко-торых к началу Первой мировой войны насчитывалось уже около четырех тысяч. Кино стало для различных слоев населения самым доступным из всех видов художественной культуры.

В 1908 году был снят первый русский игровой фильм «Стенька Разин и княжна». Большой вклад в производство отече-ственных игровых кинофильмов, строительство кинотеатров внес первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков. Он же построил в Москве первую кинофабрику. В 1914 году их было в России уже около тридцати.



- 100 -


- 101 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



Архитектура. Сочетание различных школ и направлений, многообразие творческих исканий было характерно и для русской скульптуры «серебряного века».

Наиболее известными скульпторами этого периода были Н.А.Андреев (памятник Н. В. Гоголю в Москве, бюсты Е. И. Репи-на и Л. Н. Толстого); В.Г. Беклемишев (памятник А. С. Грибоедову во дворе русского посольства в Тегеране и Ермаку в Новочеркас-ске); С.М.Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову и бюст основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова); АС. Голубкина, создавшая образы пролетариев («Железный», «Рабо­чий»); С.Т.Конёнков («Каменобоец», «Самсон»), П.П. Трубецкой (памятник Александру III в Санкт-Петербурге, бюсты Л. Н. Тол-стого и Ф. И. Шаляпина).

В архитектуре на рубеже XIX—XX веков ведущие позиции занимали в основном три стиля: неорусский, неоклассический и модерн. В этот период все большее место в строительстве уделя­лось вокзалам, банкам, магазинам, доходным домам, то есть жи-лым домам с квартирами, сдающимися внаем.

В неорусском стиле, вобравшем в себя мотивы древне-русского зодчества, но в современной интерпретации ар-хитектором А.В. Щусевым было начато в 1914 году строительство Казанского вокзала, завершившееся уже в советское время.

В неоклассическом стиле архитектор И.И.ИРерберг построил здание Киевского вокзала, а Р.И. Клейн — Музей изобразительных искусств, универсальный магазин (ныне ЦУМ). В стиле модерн Ф.О.Шехтель перестроил здание Московского художественного театра и возвел здание Ярославского вокзала, а В.Ф. Валькот — гостиницу «Метрополь».

Массовая культура. В конце XIX-начале XX в. произошел революционный переворот в области распространения художест-венных произведений, значительно вырос круг потребителей куль-туры. Развитие книжного дела и периодической печати, появление многотиражных газет и журналов для всех слоев населения, изо-бретение радио и кинематографа обусловили нарастающую тен­денцию формирования массовой культуры. Возник особый куль­турный пласт, напрямую связанный с "рынком", предназначенный для "употребления" массами.


Большой популярностью у городских низов, в среде рабочего класса пользовались брошюры с примитивным "занимательным" сюжетом, описывающие картинные страсти. Огромной популяр­ностью пользовались сентиментальное сочинение "Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа" Н. Зряхова, лубочный детектив "Ванька Каин" М. Комарова, анонимное "Убийство на дне моря" и т.п. Для крестьян такие произведения оставались ос-новным видом потребляемой литературы. Над страданиями их персонажей плакали, подвигами их героев восхищались, их читали вслух неграмотным односельчанам.

С одной стороны, распространение доступной и дешевой продукции массовой культуры расширяло возможности удовле­творения возрастающих культурных потребностей широких слоев населения. С другой стороны, массовая культуры формировала упрощенные нравственно-этических и эстетических представле-ния.

Если предлагавшаяся обществу и находившая спрос массовая культура, по мнению многих современных философов и психоло-гов, является "выражением духовной несвободы", то фольклор всегда был выражением духовной свободы народа. В эпоху техни-ческого прогресса фольклор отнюдь не утратил своего значения, но приобрел новые черты. Наиболее популярными его жанрами становятся байки и побасенки, частушки и анекдоты, фиксировав­шие действительность наиболее прямо и непосредственно.

Быт. Значительно разнообразились интересы и увлечения российских граждан — прежде всего в крупных городах. В 1898 году в Санкт-Петербурге открылся Русский музей имени импера-тора Александра III, который стал первым государственным худо-жественным музеем.

Развивалось библиотечное дело, возникали общества лю-бителей старины, кружки краеведов. Получила распространение фотография.

С первыми шагами автостроения в столичных центрах появ-лялись общества вело-мото-автолюбителей. Настоящий бум среди жителей Москвы, Петербурга, Одессы вызвали первые показа-тельные авиаполеты.



- 102 -


- 103 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



Массовым увлечением становится спорт. Если в XIX веке физкультура была уделом избранных (фехтование и верховая езда как часть военного и аристократического образования, силовые номера в цирках), то в начале XX века она превратилась в повсе-местную моду. Особой популярностью пользовались коньки, тен­нис и французская борьба, развивались легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, футбол, бокс. Поклонники тех или иных видов спорта объединялись в любительские клубы для совместных тренировок и организации показательных выступлений перед публикой.

Быт россиян исподволь подвергался новым влияниям, но традиции продолжали играть определенную роль.

В быту соприкосновение между миром дворянским и миром купеческим или крестьянским было незначительным. Почти не было случаев общения между семьями из разных сословий — на-столько и для дворян для купцов был привычен круг сложившихся внутри сословных связей. Редкими были межсословные браки. В начале XX века только стали проявляться признаки стирания раз-личий между жизненными укладами дворянства и купечества: бо-гатые семьи из обоих сословий не обходились без гувернеров (час-то из иностранцев), нянек, слуг, кормилиц, возниц (в основном, из простонародья).

Дворяне при устройстве своего быта заимствовали многие западноевропейские стандарты. Обязательным считалось знание нескольких иностранных языков. Многие дворяне имели и город-ские апартаменты, и усадьбу в сельской местности. Привилегии дворянства при устройстве на государственную и военную службу, его связь с царским двором определяли подготовку и воспитание дворянской молодежи. Она обучалась в элитных учебных заведе-ниях, определявших заранее характер будущей карьеры. При обу-чении мальчиков — будь то кадеты, пажи, лицеисты или правове-ды — много внимания уделялось светским манерам и знанию при­дворного этикета. В не меньшей степени это касалось юных дво-рянок-воспитанниц Смольного института, которых учили еще и рукоделию, музицированию, кулинарии, уходу за детьми — из них готовили не просто фрейлин, а жен будущих гвардейских офице-ров и министерских чиновников. В уставах элитных учебных заве-дений действовал пункт, лишавший родителей права требовать своих детей назад до полного окончания учебного курса. Это при-


давало обучению дворян особый общественный статус, формиро-вало у них осознание сословной значимости. Многие дворяне ока-зались оторванными от народной культуры, народного менталите­та — особенно крестьянского.

Так же, как и дворянам, устойчивость внутрисословных правил и норм была присуща купцам. Купеческий быт сохранил черты патриархальности. В семьях наблюдались иерархичность и непререкаемый авторитет старших: хлебосольство, широта, из-вестное добродушие — но до определенного предела, после кото-рого проступали жесткость в нетерпимость к расхлябанности. Внутри сословия остро ставились вопросы, касавшиеся личной репутации. В неписаной купеческой иерархии особым уважением пользе вались промышленники, после них стояли купцы-торговцы. Мало почтения заслуживали отдававшие деньги в рост — их назы-вали «процентщиками». «Старое», гильдейское купечество не скрывало низкого мнения о «новых» буржуа, для которых прибыль нередко являлась единственным приоритетом. В рамках староку-печеской традиции детства внушалось: главное — «дело», «слу-жение делу», а не нажива. Многие купеческие семьи были глубоко религиозны, считали благотворительность своей важной обязанно-стью. Некоторые из них вели настоящее соревнование в строи­тельстве церквей, богаделен, больниц, недорогих столовых. В 1900-1914 годах своей благотворительностью особенно выделя­лись род Морозовых, род Бахрушиных, Солодовниковы, Боевы и др. Среди купцов бытовала назидательная формула: «Богатство обязывает».

Важнейшей чертой крестьянской жизни была общинность. Столыпинские реформы, внося изменения в землепользование, не посягали на общинную психологию крестьянства. Совместные жатва или сенокос, взаимопомощь при постройке жилья были ти­пичными явлениями для деревенского быта. Среди крестьян в то время говорилось: «На Руси никто с голоду не помирал» — име-лось в виду, что община всегда помогала человеку, попавшему в беду. Отражением общинного быта была артельность, распростра-ненная среди сельских промысловиков и ремесленников, среди крестьян, уходивших в города на заработки. Артели использова-лись и при организации промышленного производства — на заво-дах, в строительстве, на транспорте, в сырьевых отраслях.



- 104 -


- 105 -


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.


«Новейшая история России», учебник в 2-х ч., 1894-1945 гг.



Частная жизнь крестьян была тесно связана с сельским ми-ром. Каждый член общины зависел от коллективного мнения, про-водившего резкую границу между грехом и праведностью. Созна-ние крестьян традицию ставило выше закона, именно она регули­ровала сельскую жизнь (отсюда — довольно распространенная практика крестьянских самосудов над пойманными преступника-ми). Общинный дух выражался и в совместно отмечаемых празд-никах, именинах и свадьбах. Все участвовали в похоронах одно­сельчан. Общей была церковно-приходская жизнь крестьян.

Крестьянство было несклонным к переменам в вековом ук-ладе своего быта. Традиции связывались в сознании с сохранением духовных и этических норм, сформированных православием, а частично уходящих корнями в дохристианский период. Сельский мир хранил старину. И если для крестьянства она была освящена многовековым опытом, то для либеральной интеллигенции служи-ла лишь доказательством «отсталости, реакционности и косности» российского крестьянина. Среди радикальной части интеллиген­тов, в свою очередь, широкое хождение получали идеи о «реорга-низации человеческого материала» — подразумевалось, что глав­ным объектом этих «реорганизаций» и «переделок» должна стать, прежде всего, крестьянская масса.

Русская культура и искусство конца XIX — начала XX вв. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантливых лю-дей в самых разных ее сферах. Она отличались сложностью фило-софских и художественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.

Россия обладала богатейшим культурным наследием, ог-ромнейшими культурными ценностями мирового масштаба. Хотя, безусловно, существовал значительный социокультурный разрыв между отдельными слоями российского общества, но он в начале XX века стал весьма быстро сокращаться.

Не исключено, что по заложенному русской культурой XIX века потенциалу «серебряный век», вобравший в себя всего несколько десятилетий, мог распространиться на все XX столетие, став, быть может, новым «золотым веком» русской культуры. Однако этого не произошло.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3580 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...