Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел II. Учение о мышцах



2.1. Общее понятие о мышцах. Мышцы туловища, таза, бедра, голени, стопы. Движение, пластика и построение ног и таза /Лек/

Общие понятия о мышцах: строение мышцы, виды. Основные подразделения мышц: туловища, таза, нижних конечностей, плечевого пояса, верхних конечностей, шеи и головы. Определяются цели и задачи изучающихся. Мышцы туловища: общий разгибатель спины; плоские мышцы задней стенки брюшной полости; передняя стенка живота; передняя мышца живота; наружная косая, внутренняя косая и поперечная мышца живота - парные, плоские мышцы; межреберные мышцы. Действие мышц туловища совместное, особенно при передвижении. Таз, грудная клетка сохраняют постоянную форму, кроме живота (Рис.17 - 18, с.46 - 47). Мышцы таза: средняя ягодичная мышца, большая ягодичная мышца, подвздошно - поясничная мышца. Мышцы бедра: четырехглавая мышца; приводящие мышцы -образуют внутренний массив бедра; задние мышцы бедра -двуглавая, полусухожильная, полуперепончатая мышцы; портняжная мышца; мышца - напрягатель широкой фасции; широкая фасция бедра. Мышцы голени: передние мышцы голени - передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель большого пальца; задние мышцы голени состоят из двух групп - поверхностные: трехглавая, которая состоит из двух мышц, объединенных общим сухожилием - икроножной и камбаловидной; наружные - почти целиком покрывают малоберцовую кость, оставляя свободными головку и наружную лодыжку и располагаются между камбаловидной мышцей и общим длинным разгибателем пальцев. Мышцы стопы: мышца большого пальца, мышца мизинца и короткий сгибатель пальцев(Рис.19 - 20, с.48 - 49). Движение, пластика и построение ног и таза: скрытая работа мышц голени и таза в покое; сгибание вперед и разгибание в тазобедренном суставе (большая ягодичная мышца и задние мышцы бедра); сгибание и разгибание в коленном суставе (задние мышцы бедра и икроножная мышца). При построении ног и таза спереди намечаются костные пункты таза совместно с большим вертелом и мыщелками бедра. Сзади построение таза идет по мышечным массивам. При построении ног необходимо ориентироваться не на надколенник, а на щели коленных суставов, которые точно устанавливают соотношение голеней и бедер.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.286 - 288, 293 - 299.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 75 - 76, 82 - 83, 86 - 87, 91,97, 102.

2.2. Расчётно - графические работы (мышцы ног и таза) /Пр/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь, манекен скелета человека. Аудитория: свободное определение. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунок анатомического строения свободной нижней конечности - ноги и мышц таза.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С. 286 - 288, 293 - 299.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. 75 - 76, 82 - 83, 86 - 87, 91,97, 102.

2.3.Графические работы (Мышцы бедра, голени, стопы) /Ср/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь, манекен скелета человека. Аудитория: свободное определение. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунок анатомического строения свободной нижней конечности - ноги и мышц таза.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С. 286 - 288, 293 - 299.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. 75 - 76, 82 - 83, 86 - 87, 91,97, 102.

2.4. Мышцы плечевого пояса. Мышцы руки. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки. Мышцы и пластика шеи. Пластика, движения и построение шеи с головой /Лек/

Мышцы плечевого пояса. Все мышцы, которые спереди и сзади покрывают туловище, но своими сокращениями приводят в движение плечевой пояс и руки, описываются как мышцы плечевого пояса. Делятся на три группы: 1. Двигающие плечевой пояс - трапецевидная, ромбовидная, передняя зубчатая, подниматель лопатки, малая грудная. Пластическое значение имеют трапецевидная и передняя зубчатая мышцы; 2. Связывающие плечевой пояс с плечом - дельтовидная, подлопаточная, надостная, подостная, малая круглая, большая круглая. Производят движения только в плечевом суставе. 3. Идущие от туловища к плечу - большая грудная мышца и широкая мышца спины. Совершают вращательные движения в плечевом суставе внутрь. Мышцы руки. Мышцы плеча - мышца плеча (бицепс), плечевая мышца, клювовидная мышца, трехглавая мышца плеча. Мышцы предплечья - состоят из двух массивов: внутреннего и наружного. В основном приводят в движение кисть и пальцы. Внутренний массив - сгибатели, наружный - разгибатели. Мышцы и пластика кисти - раскрываются вопросы: мышечное возвышение большого пальца и мизинца, ладонные и тыльные межкостные мышцы, их действие на пальцы, кожные и другие покровы кисти. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки. Движение плечевого пояса - это передвижение лопатки с мышцами по куполообразной поверхности грудной клетки, сопровождаемые передвижением ключицы и верхней части руки. Построение спереди: 1. центр - яремная впадина; 2. налево - направо намечаются ключицы; 3. намечается акромеон и головка плечевой кости, внизу намечается наружный мыщелок. Плечо и верхняя часть груди намечается и по костям и по мышцам. Построение сзади: 1. идет от 7-го шейного позвонка на акромион; 2. намечаются позвоночник, углы лопаток; 3. трапецевидная мышца. На кисти построение идет от нижнего конца лучевой кости по выгнутому запястью, первой и второй пястным костям, фалангам пальцев, по мышечным возвышениям большого пальца и мизинца. Мышцы и пластика шеи: грудино - ключично - сосцевидная мышца, лестничные мышцы, двубрюшная мышца, челюстно - подъязычная мышца, грудино - подъязычная мышца, подкожная мышца шеи - платизма, лопаточно подъязычная мышца. Пластика, движения и построение шеи с головой. Движения шеи комбинированные - совершаются совместно с движением головы. При построении шеи и головы спереди срединная линия намечается через середину яремной впадины, через середину гортани и подъязычной кости на середину подбородка. При повороте головы средняя линия должна намечаться в соответствии с изменениями и вместе с этими изменениями строится и сама форма. 1. Для того, чтобы сразу определить поворот и наклон головы, намечаются срединная и поперечная линии крестовины. 2. Намечается нижняя челюсть, ухо, трапецевидная мышца и ключица. Этим сразу определяется связь головы и шеи с грудной клеткой и плечевым поясом. 3. Дальнейшее построение головы идет снизу вверх по её костным пунктам. 4. Построение начинать от яремной впадины - исходного пункта - снизу вверх, а не срисовывать контуры силуэта. Линии крестовины - правильная их наметка - помогают найти даже почти неуловимые наклоны и повороты. 5. Очень важно правильно наметить радиус ключицы - её уход в глубину от акромиона к яремной впадине, а также ракурс трапецевидной мышцы. 6. Трапецевидная мышца спускается с черепа до акромиона, к ости лопатки, к ключице. 7. Намечается надключичная впадина и её узкое продолжение вверх. При построении головы и шеи сзади 1.Срединной линией служит продольная спинная бороздка. 2. От 7-го шейного позвонка срединная линия тянется вверх к наружному затылочному возвышению. 3. От возвышения вверх намечается средняя линия головы и вторая линия крестовины, которая пройдет через затылочное возвышение, ушное отверстие и далее вперед по скуловой дуге. Эти линии определяют наклон и поворот головы. 4. Намечается ухо. 5. Теменные бугры. На шее - трапецевидные мышцы, акромионы и верхние части грудино - ключично - сосцевидные мышцы, если они видны (Рис.21 - 24, с.50 - 53).

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С. 286 - 288, 293 - 299.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 76,101 - 102, 122 - 123, 129.

2.5.Расчётно - графические работы (мышцы плечевого пояса) /Пр/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь, манекен скелета человека. Аудитория: специализированная. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. "КРЕСТОВИНА". Рисунок анатомического строения черепа человека.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.135 - 241,

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 101- 102, 107, 109, 112,133.

2.6. Графические работы (мышцы руки) /Ср/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь, манекен скелета человека. Аудитория: свободное определение. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунок анатомического строения свободной верхней конечности - руки.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С. 289 - 293.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 102, 107, 109, 112.

2.7. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств /Лек/

Мышцы головы расположены главным образом в области лица. Делятся на две группы: жевательные мышцы и мимические мышцы. Мимические мышцы: лобная; пирамидальный мускул; мускул, сморщивающий брови; круговая мышца глаза; мышцы смеха; квадратная мышца верхней губы (мышца плача); носовые мышцы; мышца, опускающая перегородку носа; треугольная мышца рта (мышца презрения); квадратная мышца нижней губы (мышца отвращения); подбородочная мышца; щечная или ланитная мышца. Жевательные мышцы: собственно - жевательная мышца, височная мышца, крыловидные мышцы. Глаз, нос, ухо (Рис. 26 - 27, с.55 - 56).

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.136 - 141.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С.121, 129, 131, 133.

2.8. Расчётно - графические работы (мышцы головы) /Пр/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь,экорше. Аудитория: специализированная. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунок пластической анатомии мышц головы человека.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.136 - 141.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 129, 131, 133.

2.9. Графические работы
(мышцы головы в движении, мимические мышцы) /Ср/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь, экорше. Аудитория: свободное определение. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунок пластической анатомии мышц головы человека.

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.136 - 141.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 129, 131, 133.

2.10. Центр тяжести и равновесие. Пропорции /Лек/

Центр тяжести - это точка, к которой может быть приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела, т.е. место, где как бы сосредоточен весь вес тела. Взаимодействие частей тела для сохранения гармонического равновесия и является основой пластической фигуры. Пропорции. Пропорция в рисунке при создании реалистического изображения занимает главное положение наряду с такими понятиями, как композиция, объёмная форм, конструкция и анатомия. Из - за нарушенных пропорциональных величин изображение предмета, особенно живой формы, такой, как голова или фигура человека, приобретает уродливый вид, недостаточную убедительность. Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Все тела, а также и их части должны сравниваться или соизмерятся друг с другом по признаку пропорциональных отношений. Пропорции головы человека, пропорции геометрических тел, постоянные анатомические пропорции взрослого человека. Постоянные различия в пропорциях мужской, женской и детской фигур. Ассиметрия в теле человека.

2.11. Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека) /Пр/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь. Аудитория: специализированная. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунки на развитие чувства пропорций с применением знаний (пропорции головы, пропорции тела человека)

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.19 - 27.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 129, 131, 133.

2.12. Графические работы (зарисовки фигуры человека) /Ср/

Материалы: бумага ватман - 21х29,7 (А4), карандаш (В1 - 6), тушь. Аудитория: свободное определение. Метод: метод зарисовки, изучения, познавательный. Рисунки на развитие чувства пропорций с применением знаний (пропорции головы, пропорции тела человека)

Лит - ра: 1.Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с. - С.19 - 27.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978. - С. 129, 131, 133.

5. Методические рекомендации для преподавателя по курсу "Пластическая анатомия":

1. Определяется структура занятия: название темы, цель, задачи, метод.

2. Наличие демонстрационных таблиц, муляж скелета человека.

3. Перечень рекомендуемой литературы, используемой для освоения данной темы.

4. Изложение (чтение) лекции с предложениями студентам обращать внимание на специализированные термины по теме.

5. На практических занятиях применяется метод индивидуального подхода к каждому студенту. В конце занятия проводится анализ студенческих работ: отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны.

6. При закреплении теоретического материала, практических (графических) работ выставляется оценка.

7. Дается задание на самостоятельную работу по изучаемой теме.

8. Рекомендуемая литература:

1. Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с.

2.Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978.

3.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н.Ростовцев. – М.,1973.

4. Бызова, А.А. Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете: На материале курса скульптура и пластическая анатомия: тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02 / А.А.Бызова. - М., 2005.

6. Требования к знаниям, умениям и навыкам в СРС:

Знать - теоретическое строение костных и мышечных основ человеческого тела; уметь - использовать метод зарисовок, познания, изучения, описания для грамотного изображения строения как отдельных частей, так и всей фигуры; владеть - законами едиными, как для пластической анатомии, так и для рисунка; получить навыки построения фигуры человека на основе скелета и обобщенных мышечных массивов.

7. Методические рекомендации для самостоятельного изучения студентами тем по курсу "Пластическая анатомия"

Перечень тем:

I. Учение о костях:

1.Соединение костей между собой. Скелет туловища.

2. Череп. Движение, пластика и построение головы.

Предлагается обратить внимание на следующие аспекты:

- Расчётно - графические работы (строение скелета);

- Расчётно - графические работы (строение черепа).

Рекомендуемая литература:

1. Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978

II. Учение о мышцах:

1. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств. Графические работы (мышцы головы в движении, мимические мышцы).

2. Студентам предлагается самостоятельно рассмотреть вопросы:

- Центр тяжести и равновесие. Пропорции.

- Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека).

Рекомендуемая литература:

1. Ли, Николай Геннадьевич. Основы академического рисунка: учеб. для вузов / Н.Г.Ли. – М,: ЭКСМО, 2004. – 480 с.

2. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке / М.Ц. Рабинович. – М., 1978

8. Форма контроля самостоятельной работы студентов:

- Представление рефератов;

- Представление зарисовок, набросков по избранной теме;

- Собеседование.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...