Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Зарождение и развитие музеев за рубежом



& Основное содержание темы.

Генезис новой культурной формы — музея занял не одно столетие. Основные этапы его развития: 1) предмузейное (протомузейное) собирательство – с древнейших времен до рубежа XIV – XV вв.; 2) становление музея как социокультурного феномена, выделение коллекционирования в особую отрасль культуры, создание элитарных («закрытого» типа) музеев – рубеж XIV – XV в. – до конца XVIII в.; 3) становление музейного дела как самостоятельной отрасли культуры, появление новых профилей музеев; превращение музея в публичный; рецепция музея за пределами Европы – конец XVIII – XIX в. 4) музей как инструмент пропаганды в тоталитарных обществах; создание международных координирующих организаций в сфере музейного дела; поиск путей обновления и демократизации музея – XX в.

Первый этап. Понятие «музей», точнее «мусейон» берёт начало в культуре Древней Греции. Изначально мусейоны – святилища муз, позднее – место для занятий наукой, литературой и творческого общения. Традиция собирания различных предметов культуры и природы возникла в храмах и мусеях. Подавляющее большинство таких протомузейных собраний формировалось стихийно и носило сакральный характер, состояло из приношений богам (вотивов [5]). Такие домузейные коллекции использовались для украшения храмов и обрядовой практике культов. Однако уже тогда в отдельных храмах имелись инвентарные описи, первые схемы группировки предметов (так, в пинакотеке [6] в Пропилеях в Афинском Акрополе картины были сгруппированы по художественным школам – прообраз будущей академической экспозиции художественного музея). Таким образом, шло накопление первого практического опыта учета ценностей.

Первые «коллекции» естественно-научного характера формировались при философских школах (Академия, основатель Платон, 338 г. до н.э.; Ликей, основатель Аристотель, 335 г. до н.э.) и использовались для исследований. При известных философских школах имелись мусейоны – святилища муз, которые считались покровительницами искусства, литературы и наук, дарующими творческое вдохновение и потому почитаемые в сообществах учёных.

Дальнейшее развитие культа муз связано с появлением мусейонов как религиозных и научных объединений в крупнейших центрах эллинистического мира – Александрии, Пергаме, Антиохии. Славу самого выдающегося среди них снискал Мусейон в Александрии (Египет), задуманный Птолемеем I Сотером (305–283 гг. до н.э.). Это учреждение было создано по поручению царя Деметрием Фалерским. Александрийский мусейон задумывался аналогичным афинскому Ликею. Мусейон славился самым крупным на то время собранием рукописей на разных языках, своим ботаническим садом и зверинцем, а также большой коллекцией натуралиев [7].

В римской культуре происходит увеличение храмовых собраний, связанных с природой и культурой завоеванных стран. К I в. до н.э. в Риме складывается частное коллекционирование. Частные собрания тесно связаны с фигурой владельца: его личным вкусом, предпочтениями, склонностями, социальным положением. Владельцами богатых коллекций были Корнелий Сулла, Цицерон, Плиний Младший, Асиний Поллион, Юлий Цезарь. Богатая художественная коллекция создавала человеку репутацию знатока и ценителя искусства, повышала (или подтверждала) его высокий общественный статус. Постепенно складывался и художественный рынок. Из числа греческих художников, ремесленников и копиистов выделяются эксперты и консультанты для определения истинной ценности произведения и распознания подделок. Тогда же появляются общественные собрания произведений искусства, доступные для всех. Первое публичное собрание картин – пинакотека, названная в часть создателя «Памятниками Асиния Поллиона» – появилась в Риме в 38 г. до н.э. В ней были представлены портреты великих людей.

В эпоху Средневековья протомузейные коллекции были сосредоточены в церковных сокровищницах, первые из них появились в VII веке. Церковные сокровищницы включали богослужебную утварь, облачение священников, военные трофеи, мемориальные предметы, принадлежащие выдающимся историческим личностям, христианские реликвии. Одной из крупнейших церковных сокровищниц в Европе была сокровищница собора Сан-Марко в Венеции (XIII в.). Важнейший источник пополнения церковных сокровищниц – вклады и пожертвования прихожан, знати и монархов. Коллекции церкви носили сакральный, экономический и идеологический характер. В храме воплощалась вся система христианских знаний и находила воплощение модель мира. Собрания средневековых храмов осуществляли отчасти те функции, которые в последующую эпоху станут выполнять музеи: в них накапливались и хранились предметы, занимавшие особое место в системе ценностей эпохи, важные для передачи культурной традиции. Отдельные элементы убранства храма были связаны с окружающим пространством и составляли единое целое. Эту пространственно-предметную среду храма, созданную на основе определенной концепции, исследователи считают «праформой» музейной экспозиции.

Помимо церковных сокровищниц протомузейные собрания были сосредоточены в сокровищницах светских правителей. Крупнейшие собраниями располагали Карл Великий (Аахенская капелла), французский король Карла V Мудрый (1338 – 1380). Средневековые сокровищницы, особенно самые ранние формировались случайно и бессистемно. Однако, в эпоху классического Средневековья постепенно меняется форма аккумуляции предметов: вещи подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями владельца. Среди собирателей таких частных коллекций исследователи называют имена Николо Кресченти (XI в.) – жителя Рима, разместившего в своем доме собранные им фрагменты античной архитектуры; Генри Винчестерского (XII в.) – английского епископа, привезшего на родину собранную им в Риме коллекцию древностей; Джордано Орсини (XII в.) – кардинала, открывшего доступ к своей коллекции древностей всем желающим, герцога Жана Беррийского (1340 – 1416).

Второй период (рубеж XIV–XV в. – конец XVIII в.). Эпоха Возрождения (в Италии — XIV—XVI вв., в других странах — конец XV—XVI вв) знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений. Возрождая античные ценности и традиции, Ренессанс вернул в культурный обиход человечества позабытое в средневековье слово «музей», но с новым смыслом. Сначала это понятие стало синонимом слова «коллекция». Самый первый из письменно зафиксированных случаев его употребления именно в таком значении относится к 1492 г., когда в описи имущества флорентийского банкира и мецената Лоренцо Медичи принадлежавшая ему коллекция рукописей и гемм была названа музеем. Позже «музеем» стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится. Известно, что в 1539 г. итальянский гуманист Паоло Джовио впервые написал о своем собрании живописных портретов великих людей, экспонирующемся на его вилле в Комо, как о музее – Musaeum Jovianum. Музеями часто называли свои кабинеты итальянские естествоиспытатели, благодаря чему за понятием «музей» уже в эпоху Возрождения постепенно закрепилось значение помещения, в стенах которого на основе коллекционных образцов осуществлялась творческая работа по изучению и интерпретации окружающего мира.

К эпохе Возрожения восходят коллекции, ставшие позднее ядром собраний крупнейших музеев Европы. Первые коллекции и протомузейные учреждения возникли благодаря собирательству и меценатству светских и церковных властей и отчасти отдельных представителей интеллектуальной элиты. Среди крупнейших коллекционеров эпохи можно назвать династию Медичей во Флоренции (создатели галереи Уффици), король Франции Франциск I (1494–1544гг.) (его коллекция итальянского искусства вошла в собрание Лувра), баварский герцог Вильгельм IV Виттельсбах (1508–1535 гг.) (его собрание легло в основу Пинакотеки в Мюнхене); правители Священной Римской империи, жившие в Испании, Карл V Габсбург (покровитель Тициана) и его сын Филипп II (собранные ими произведения прославленных мастеров стали частью коллекций музея Прадо); папа Римский Юлий II (1503–1513 гг.) (Джулиано деле Ровере), его коллекция античной скульптуры стала основой для формирования знаменитых музеев Ватикана и др. Одной из тенденций развития коллекционирования в XVI веке стала демонстрация собраний их владельцами публике. С этой целью создавались первые экспозиции и протомузейные учреждения: галереи, кабинеты, кунсткамеры, студиоло, антикварии, которые выполняли как репрезентативные функции, так и служили научным целям. Однако, в то время, они были недоступны для широкой публики и посещались в основном представителями высшего общества и интеллектуальной элиты. Одним из первых музеев стала галерея Уффици; основана в 1581 г. Франческо I Медичи. Медичи – династия банкиров и промышленников, правивших во Флоренции, а затем Великом герцогстве Тосканском 300 лет. В здании (арх. Джорджио Вазари и Бернардо Буонталенти) изначально, предназначавшимся для государственных служб (Ufficiо – ит. «учреждение», «канцелярия»), было размещено фамильное собрание, принадлежавшее династии. Основу коллекции составили памятники античного искусства и произведения итальянских мастеров. Кабинеты или камеры (в немецком языке) создавались для хранения и демонстрации естественнонаучных образцов и небольших по размеру редкостей. Наибольшую известность снискали кабинеты швейцарского естествоиспытателя Конрада фон Геснера и профессора натурфилософии Болонского университета Улисса Альдрованди. Такого рода кабинеты создавались и при университетах. Первый антикварий (так называли собрание античных ценностей, в основном скульптуры и место их экспонирования) был создан на Капиталийской площади в Риме, впоследствии он дал начало Капитолийскому музею. Прославленным антикварием стал «Антикварий статуй» папы Юлия II в Бельведерском дворце, жемчужинами которого были скульптурная группа «Лаокоон» (Агесандр, Афанодор, Полидор) и римская копия статуи Аполлона (Леохар). Собранная Юлием II коллекция скульптуры стала ядром музеев Ватикана. Воплощением идеи самостоятельного экспонирования античной пластики стал антикварий баварских герцогов Виттельсбахов (1569 г.) Как возрождение античного мусейона современники воспринимали студиоло. Так назывался кабинет для гуманистических занятий, где размещались библиотека и художественные собрания. Самым известным стало созданное в 1579 г. студиоло герцога Франческо I Медичи в палаццо Веккьо, своим наполнением олицетворявшее «мир в миниатюре». Появление первой кунсткамеры соотносят с именем Фердинанда I Габсбурга (1550 г., Вена). Самым богатым собранием такого рода в Европе принято считать Пражскую кунсткамеру второй половины XVI–начала XVII вв., принадлежавшую Рудольфу II Габсбургу, королю венгерскому и богемскому, эрцгерцогу австрийскому (1576–1612 гг.) Там были представлены природные редкости, предметы, которым приписывались магические свойства, мистификации и фальсификации, анатомические аномалии, изделия художественного ремесла и предметы быта из стран Востока; научные приборы.

«Золотым веком» коллекционирования исследователи называют XVII столетие. Слово «коллекционер» закрепилось в культурном лексиконе европейца. В общественном сознании эпохи коллекционер стал восприниматься, как носитель и хранитель учёности. К коллекционированию приобщились и люди незнатного происхождения. Часто этот вид деятельности рассматривался как этап к улучшению своего социального положения. В этот период широкое распространение получили выставки, которые устраивались антикварами. Рубеж XVI–XVII вв. позволяет зафиксировать формирование музейной потребности, стремление общества к публичности известных собраний, что подготовило почву для возникновения феномена публичного музея. Один из старейших в Европе публичных музеев – Базельский художественный музей в Швейцарии. В основе его коллекции – кабинет Амербахов. В 1648 г. кабинет Амербахов был выставлен на продажу. Городские власти выкупили коллекцию для Базельского университета. Собрание стало публичным. Первым публичным учебным музеем можно считать музей Ашмола, организованный в 1683 г. в Оксфорде в научно-образовательных целях. Его основу составили частные коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами и унаследованные затем Элиасом Ашмолом. За небольшую плату музей могли посетить все желающие. Публичный музей национального масштаба – Британский музей – появился в Англии в 1753 г. Основателем музея стал Хэнс Слоун (1660–1753) – лейб-медик, натуралист, президент Лондонского королевского общества, завещавший свою значительную коллекцию королю с условием, что собрание будет служить развитию науки и искусства. Специально для размещения музея на окраине Лондона был куплен особняк Монтегю-хаус, где он был открыт в 1759 г. Первые музейные экспозиции были предназначены, прежде всего, для учёных, писателей, художников. Осмотр коллекций разрешался только в присутствии сопровождающего персонала, который не давал никаких комментариев. Экспозиция была рассчитана на людей, обладавших большим багажом знаний, а у простого посетителя вызывала непонимание. С 1765 г. в Дрезденскую галерею стала допускаться квалифицированная публика. В 1777 г. свои залы открыла Мюнхенская пинакотека. В основном, их экс-

позиции были рассчитаны на знатоков и интеллектуалов. В XVIII веке становление публичного музея происходит под влиянием идей Просвещения. Просветители одними из первых отметили роль музея как образовательного учреждения, способного передавать социально значимую информацию. Первым в Европе крупным музеем, создававшимся изначально, как публичный, ориентированный на широкую аудиторию стал Лувр. Решение о создании музея в Лувре – бывшей королевской резиденции было принято в 1792 г., после Великой французской революции. Уже в 1793 г. он был открыт для публики. Первые коллекции Лувра сложились благодаря художественным собраниям правителей Франции – Франциска I, Генриха II, Людовика XIV. Музею была предписано выполнение новых функций – сохранение национального культурного наследия и распространение знаний. С целью сделать экспозицию более доступной широкой публике все экспонаты были снабжены пояснительными табличками, был подготовлен каталог, организовывались экскурсии и лекции.

В период Возрождения и в XVII–XVIII вв. происходит постепенное становление экспозиции, как формы существования музея, вырабатывались принципы описания коллекций, этикетажа, экспонирования. Для экспозиций этого времени свойственен «универсальный» характер: коллекции демонстрировались целиком и включали различные диковины и реликвии, «произведения человека и природы», придававшие музею облик «модели мира». Существенным критерием являлась декоративность всего ансамбля. В конце XVIII–начале XIX вв. складывается систематический метод построения композиции. Предметную основу составляют коллекции, систематизированные и выставляемые в соответствии с систематикой научной дисциплины. Этот метод стал применяться, прежде всего, при демонстрации естественнонаучных собраний. В конце XVIII в. историко-систематический принцип был применен в экспозиции Дворца Верхний Бельведер (Вена), где выставляемые полотна были систематизированы хронологически и сгруппированы по национальным школам. Зарождалась музеография. Теоретическое осмысление феномена музея, обобщение опыта коллекционирования и экспонирования находит отражение в фундаментальном труде Каспера Найкеля (Германия) – «Музеография» (1729 г.) В этой работе он даёт краткое описание и историю создания известных к тому времени музеев, классификацию музеев Германии, рекомендации коллекционерам, основные принципы классификации и экспонирования собраний.

Третий период: конец XVIII –XIX вв. В этот период завершается становление музея, как социокультурного института; феномен музея выходит за территориальные рамки европейского континента. Для этого периода характерны следующие тенденции в развитии музея: 1. Становление национальных музеев. В процессе борьбы за национальную независимость и право на самостоятельное развитие многие европейские народы стали испытывать потребность в учреждении, где могло храниться и демонстрироваться их историческое и культурное наследие. Музеи, создававшиеся на волне национально-освободительных движений и роста национального самосознания были изначально публичными, доступ к коллекциям широких масс выдвигался обязательным условием их деятельности. В 1802 г. создается Венгерский национальный музей в Будапеште (в 1896 г. преобразован в Будапештский музей изобразительных искусств), 1818 г. – Национальный музей в Праге, 1819 г. – Национальный музей древностей в Копенгагене. После освобождения Испании от власти Наполеона в Мадриде открывается музей Прадо (1819 г.). В 1824 г. создаётся Национальная галерея в Лондоне; в 1852 г. – Германский национальный музей; 1862 г. – Музей национальных древностей в Сен-Жермен (Франция) и др. В условиях растущей урбанизации и стремительной модернизации общества, растущего единообразия жизни в европейских городах, утрата многовековых традиций, национальная культурная самобытность стала отождествляться с сельскими традициями. Постепенное тяготение музеев к национальной истории и самобытности приводит к созданию нового типа музеев – «музеев под открытым небом». Первый такой музей был открыт в 1891 г., за ним закрепилось название «Скансен» («скансен» – окоп; располагался на острове Дьюгарден в Стокгольме, где сохранились фортификационные сооружения). Создатель музея – шведский этнограф и филолог Артур Хаселиус. Основу концепции экспозиционной практики музея составили перенос построек, реконструкция подлинных интерьеров, национального костюма, воссоздание быта, традиций ремесла, в естественных условиях. Специфика такого рода музеев – иллюзия соприкосновения с ушедшим бытом; скансен стал местом популяризации народной культуры, проведения традиционных торжеств и народных праздников. Концепция музея А.Хаселиуса получила широкое распространение в Европе; к 1914 г. было основано 104 музея под открытым небом. 2. Возникновение профильных групп музеев. Становление профильных музеев носило объективный характер и обуславливалось процессами дифференциации в области научных знаний и искусства. В минералогии, например, выделилось собственно, минералогия, геология – наука о познании земли, палеонтология. В самостоятельную область знаний постепенно превратилась этнография, первоначально развивавшаяся в русле географических наук. Началось оформление специальных исторических дисциплин, среди, которых особое место заняла археология. Наметилась и региональная специализация гуманитарных наук, стали развиваться славистика, востоковедение, египтология. К XX веку сформировались основные группы профильных музеев: художественные, естественноисторические, сельскохозяйственные, музеи художественного ремесла и промышленности, музеи науки и техники, археологические и этнографические. Становление специализированных музеев происходило на основе выделения из универсальных собраний профильных коллекций. В первую очередь радикальные изменения коснулись Кунсткамер, из них изымались группы предметов, которые становились основой собраний новых специализированных музеев (пример: реорганизация Королевской Кунсткамеры в Дании, Петровской Кунсткамеры в России). Подобная реорганизация затронула и европейские национальные музеи, следовавшие комплексному принципу в пополнении своих собраний. Наиболее ярким примером в этой связи может быть Британский музей, в котором к концу XIX в. сосредоточились богатые коллекции различного профиля. В 1876 г. была осуществлена крупная реформа музея: он был разделен на 12 отделов: 1) печатные книги; 2) рукописи; 3) древности восточные; 4) древности средневековые и этнография; 5) древности греческие и римские; 6) монеты и медали; 7) карты и топографические рисунки; 8) эстампы; 9) ботаника; 10) зоология; 11) палеонтология; 12) минералогия. А в 1881 г. ботаническую, зоологическую, палеонтологическую, минералогическую коллекции перенесли в отдельное здание. Таким образом, на основе естественнонаучного собрания Британского музея был организован Кенсингтонский естественноисторический музей, ставший впоследствии Музеем натуральной истории.

Ярким выражением духа времени и новых общественных потребностей явилось появление и развитие научно-технических музеев. Механические приспособления, приборы, инструменты входили в состав универсальных кабинетов редкостей, символически передавая идею господства человека над природой. Первый в мире музей науки и техники появился в 1799 г. во Франции – Консерватория искусств и ремёсел, ставший Национальным музеем техники. Другой старейший музей техники открыт в 1799 г. в Праге. Повсеместное создание музеев этого профиля начинается со второй половины XIX в., когда промышленный переворот охватил весь европейский регион и США. Нередко такие музеи основывались на базе национальных и всемирных промышленных выставок, демонстрировавшие достижения инженерной и конструкторской мысли. Так, например, первая Всемирная выставка в Лондоне (1851 г.) дала начало Южно-Кенсингтонскому музею науки и искусства (1857 г.) Характерной чертой музеев этого типа была активная образовательная и просветительная деятельность. Эти функции прочно закрепились и за группами сельскохозяйственных музеев, музеев художественных ремесел и промышленности. 3. Феномен музея выходит за территориальные рамки европейского континента. Первые музейные учреждения за пределами Европейского континента стали создаваться в конце XVIII в., при этом в каждом регионе мира обстоятельства их появления и бытования имели свою специфику. Свою специфику имели музеи в Америке, их основными отличиями от европейских музеев были: 1) изначальная общедоступность; 2) статус общественных институтов с момента создания; 3) участие в создании и деятельности музеев научных, литературных обществ, образовательных учреждений, частных лиц; большинство музеев создавались как частные институты, принадлежащие отдельным лицам или корпорациям; 4) североамериканская концепция музея рассматривала его, прежде всего, как место обучения, творческого досуга, культурного отдыха. Первые музеи на территории США появились в 1770-е годы. В отличие от Европы там не было королевских коллекций; не было и центрального государственного управления, которое бы контролировало музейные собрания и галереи и покровительствовало им. Долгое время в стране существовали небольшие частные музеи, экспозиция которых была построена на основе естественнонаучных и художественных коллекций. В XIX в. музеи возникли на территории колоний, вошедших в доминион Канада. Первый музей был утвержден в 1822 г. в Новой Шотландии (был известен своей зоологической коллекцией), в 1880 г. учреждена Канадская национальная галерея. В Южной Америке первый музей, впоследствии получивший статус национального, был создан в 1815 г. в Рио-де-Жанейро. Его основу составила коллекция живописи, подаренная португальским королём. В 1823 г. после завоевания Аргентиной независимости от испанских колониальных властей, в Буэнос-Айресе был учрежден национальный музеум, ставший центром развития биологических и геологических наук. В 70-х годах XIX в. в США создаются музеи, ставшие крупнейшими хранилищами культурных ценностей: 1870 г. – Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Музей изящных искусств в Бостоне; 1876 г. – Филадельфийский художественный музей; 1879 г. – Чикагский институт искусств. XIX век – это время формирования колониальных музеев в Австралии, Африке, Азии. Особенности возникновения большинства колониальных музеев: 1) музеи были детищами колониальных властей, желавших приблизить качество жизни в колонии к «культурным стандартам» метрополии; музеи создавались при поддержке властей и при активном участии научных обществ, частных лиц и были связаны с европейской культурой. 2) некоторые музеи появлялись как побочный результат экономического освоения европейцами захваченных земель и эксплуатации природных ресурсов; 3) ряд музеев создавался вследствие стремления европейских исследователей запечатлеть мир «примитивных» культур; 4) большинство музеев предназначались для европейского посетителя и лишь отчасти для верхушки европеизированного местного населения. 5) Музейные материалы собирались и экспонировались в соответствии с европейской шкалой ценностей и европейским видением мира. В этой связи далеко не везде музей нашел поддержку среди местного населения и нередко воспринимался как чуждое явление. Наиболее успешно рецепция музея осуществлялась в Австралии и Индии. Первый музей в Австралии появился в 1827 г. – Австралийский музей в Сиднее. Первым музеем в Индии (и во всем азиатском регионе) стал Калькуттский музей (1814 г.), основанный при Азиатском обществе Бенгалии, имевшем целью исследование и культуры Индии. Первоначально музей существовал на частные средства, но затем получил поддержку правительства. В африканских колониях музеи не получили широкого распространения. Первый колониальный музей в Африке был создан в 1825 году зоологом Эндрю Смитом в Кейптауне – административном центре Капской колонии, которая в 1910 г. вошла в Британский доминион Южно-Африканский Союз. Значительная часть населения в колониальных странах Африки была мало подвержена европейскому влиянию и продолжала жить в рамках вековых традиций. У коренных народов существовали свои специфические институты трансляции культурной традиции и сохранения ценностей – общинные дома, мужские дома, святилища, помещения для различных союзов и хранения реликвий, среди них музею в европейском понимании не было места. В Японии первые музеи появились после буржуазных преобразований («Реставрация Мэйдзи») 1867–1868 гг. Япония первой среди азиатских стран стала усваивать достижения европейской цивилизации, сознательно ориентируясь на западные модели развития. Японский музейный мир развивался под сильным европейским влиянием, но в нём явственно ощущается и присутствие американских традиций. Первые публичные музеи создавались государством в просветительных целях, а также во имя сохранения и прославления национального культурного наследия. Многие обширные коллекции, ставшие основой общедоступных музейных учреждений, возникали при содействии частного капитала. Первый музей в Японии был открыт в 1872 г. – это Токийский национальный музей, изначально состоявший из отделов промышленности, науки и образования; с 1886 г. музей сосредоточил усилия на коллекционировании и экспонировании национального искусства. Сложнее рецепция музея происходила в Китае. Китай, в отличие от Японии, всегда относился к иноземным заимствованиям настороженно и негативно. Европейская колониальная экспансия XVII–XVIII вв. почти не затронула его; вплоть до середины XIX в. он оставался независимым государством. Достижения западной цивилизации стали распространяться в Китае с середины XIX в., после поражения в «опиумных войнах» и заключения серии неравноправных договоров с европейскими державами. Появление первых учреждений музейного характера связано с носителями европейской культуры; их создавали миссионеры, рассчитаны они были на западную публику и посещались главным образом иностранцами. Правительственные круги и интеллектуальная элита демонстрировали нежелание перенимать западные знания и опыт. Первый в Китае музей, основанный предпринимателем и государственным деятелем Чжаном Цзяном, появился только в 1905 г. в Наньтуне.

Однако, в дальнейшем, идея публичного музея прижилась на новой почве и нашла своё воплощение в культурной жизни стран Востока. Причина этого заключалась в способности музея вызывать и поддерживать своими экспозициями чувство национальной гордости, выступать в качестве символа национальной славы. Большинство новых музеев появилось в странах Востока на волне национально-освободительного движения.

Основные направления в развитии музеев в XX в. В условиях тоталитарных режимов музеи выполняли несвойственные им прежде пропагандистские функции. В фашистской Италии основной задачей музеев было внедрение в сознание широких масс идеи, что политическая миссия страны состоит в том, чтобы в соответствии со своим историческим предназначением вновь превратиться в мировую империю. Основные надежды возлагались на Музей Римской империи (1926 г.) и Музей Муссолини (1938 г.). Основу их собраний представляли предметы классической археологии, произведения искусства и документы, объединенные общим понятием «Рим» и связанные с великими победами Римской империи. Инструментом националистической пропаганды стали музеи нацистской Германии. Роль основных проводников нацистской идеологии была возложена на музеи родного края и музеи армии, которые рассматривались, как средство формирования новой ценностной ориентации людей, особенно молодёжи. В экспозициях акцент делался на доисторическое прошлое и период ранней германской истории. Знакомясь с этими эпохами, посетители должны были проникаться верой в общность судьбы и исторического предназначения немцев, а также стремлением сохранить единство нации и страны.

Вне тоталитарных обществ вектор эволюции музея был направлен в сторону демократизации и обновления. Большую роль в этом процессе сыграла консолидация усилий всех заинтересованных сторон на международном уровне. Первое профессиональное объединение музейных специалистов возникло в структуре Лиги Наций в 1925 г. – Международная музейная служба. Её наследником после прекращения деятельности Лиги наций в 1946 г. стал Отдел музеев (ныне – Отдел культурного наследия) в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В 1946 г. в Париже был учрежден Международный совет музеев, известный под английской аббревиатурой ИКОМ (International council of museums, сокращенно – ICOM). Он поставил своей целью организацию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира. Также занимается техническим обеспечением программ ЮНЕСКО в области развития музеев и музейного дела.

В музейной практике в последней трети XX в. уделялось внимание разработке новых, более доступных для восприятия способов подачи музейного материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-просветительской деятельности. А также особое внимание стало уделяться детям и инвалидам. В 20 веке получил распространение новый тип специализированного музея, который предназначался специально для детской аудитории. Первый детский музей появился в США в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В Европе такие музеи стали учреждаться с 1970-х гг. Задача детских музеев – помочь детям познавать окружающий мир. Экспозиции таких музеев включают наряду с уникальными экспонатами, обычные предметы, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, макеты, модели, реконструкции. В последней трети 20 века музейное сообщество стало уделять больше внимания людям с ограниченными возможностями. Появились и первые опыты создания специализированных музеев для инвалидов. Так в 1984 г. открылся в Афинах Тактильный музей (Музей для слепых). Экспозиция посвящена античному искусству и в ней представлены предметы, которые легко поддаются «прочтению» на ощупь: статуи, вазы, барельефы и пр. Экспонаты в основном представлены копиями.

В последней трети 20 века появились культурные центры, включающие выставочные площади, библиотеки, концертные залы, кинотеатры, книжные магазины и музеи. Примером учреждения такого типа может служить открывшийся в феврале 1977 г. в Париже Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. В Центре Помпиду размещается Национальный музей современного искусства.

В начале 20 века явственно обозначилась и с каждым десятилетием набирала силу тенденция к сохранению in situ исторического окружения: архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей демократизации музея она привела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей». Родина феномена – Франция, где в 1967 г. благодаря объединению усилий сельских общин, получивших финансовые средства для своего экономического и культурного развития, были созданы региональные природные парки: Мон д’Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Стараниями музеолога Ж.А.Ривьера они стали воплощением на французской земле идеи скандинавского скансена, в отличие от скансенов, постройки не перемещали на заранее подготовленную территорию, а восстанавливали в своем исконном месте в соответствующем окружении. Новые учреждения отличали более широкой просветительной деятельностью, которая направлена не только на распространение знаний о памятниках истории и культуры, но и на совершенствование отношений между человеком и его окружением. Термин «экомузей» был введен в употребление Ю. де Варином в 1971 г. и его не принято расшифровывать как «экологический музей». Важной особенностью экомузеев является то, что они создается, поддерживается и используется совместно жителями определенного района и местными органами власти. Основополагающий принцип экомузея заключается в том, что он должен строиться с учетом экологии, т.е. он должен отражать развитие культурной, экономической жизни данного региона и её связь с естественным окружением. Его деятельность охватывает регион (сельскохозяйственный район, промышленную зону и пр.), представляющий единое целое в силу общности традиций, природной среды и производственной деятельности. Состоят экомузеи по обыкновению из информационного центра, объектов показа (замки, усадьбы, часовни и т.п.) и сети обозначенных маршрутов. Кроме того, в экомузеях регулярно проводят различные мастер-классы и разнообразные праздники. В рамках экомузеев сохраняется и актуализируется нематериальное культурное наследие, например, старинные ремёсла и профессии, традиции и пр. На основе теоретического обобщения опыта развития общинных музеев, экомузеев и других музеев нового типа, в зарубежной музеологии в 1980-е гг. возникло направление «Новая музеология». В рамках этого направления, музей стал рассматриваться, прежде всего, как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. «Новая музеология» оказывает определенное влияние на современную музейную практику в нашей стране.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 9745 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...