Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Империи. 2 страница



Британские острова были не единственным объектом экспансии викингов – воинственных предков датчан, шведов и норвежцев. По рекам Эльбе, Везеру и Рейну они проникали вглубь Германии. Со стороны Ла-Манша, Бискайского залива и Средиземного моря нападали на Францию. В 885-886 годах норманны в течение 10 месяцев осаждали Париж, но не смогли его захватить. В начале X в. в устье Сены норманны основали герцогство Нормандия. Впоследствии они быстро утратили свой язык, восприняли местные диалекты и слились с французским населением.

Но в 1066 году герцог нормандский Вильгельм завоевал Англию, которая вместе с Нормандией была одним из важнейших государств в Европе.

Выходцы из Нормандии в XI в. прошли через Гибралтар в Средиземное море и, завоевав Южную Италию и Сицилию, основали там ряд графств и герцогств (Апулия, Калабрия, Сицилия и др.).

Активные внешнеполитические акции требовали объединения сил самих викингов. Уже в VIII в. король (конунг) Гаральд Боевой Зуб объединил всю Данию и часть юга Скандина­вии. Во второй половине X в. датское королевство вело войны с племенами пруссов и по­морских славян. В Дании стало распространяться христианство.

При короле Кануте (1017–1035 гг.) власть Дании распространилась на Англию и Норвегию.

Объединение Норвегии произошло при Гаральде Прекрасноволосом около 872 года. Во второй половине X в. развернулась христианизация. После распада державы Канута Нор­вегия стала полностью самостоятельной. Раумы, рюги, хорды, тренды, халейги и другие мелкие племена консолидировались, стали норвежцами.

Геты (еты) и свеи в начале XI в. под руководством конунга Олафа Шетконунга создали раннефеодальное шведское государство, одновременно приняв христианство.

Норманны были не только завоевателями, но и прекрасными мореходами. В VIII–IX вв. были колонизованы Фарерские острова и Исландия. В 874 году возник Рейкьявик, нынешняя столица Исландии. В 1000 году общеисландское народное собрание – альтинг – приняло решение о введении христианства. Около 982 года исландец Эрик Рыжий от­крыл Гренландию, а около 1000 года его сын Лайф оказался у берегов Северной Америки. Все большее место во взаимоотношениях «северных людей» с другими наро­дами занимала торговля: вывозились изделия из дерева, кожи, металла, в частности оружие. Викинги казались в эту эпоху вездесущими.

Византия – мост между эпохами и цивилизациями.

На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.

На территории Римской империи сформировались не только западная средневековая христианская цивилизации, но и византийская цивилизация. Восточные римские провинции - Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний и Средний Восток, Египет побывали в самых разных руках. В V-VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средневековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, отвоевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII-XI вв. господствуют викинги. В Китае и Индии продолжается бесконечная борьба за власть, которая прерывается внешними вторжениями.

Византий, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 году до н. э. В 330 году н. э. стал именоваться Константинополем по имени выдающегося императора Восточной Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных территориях. В 395 году Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 году и до собственного падения под ударами турок в 1453 году

являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей – ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 год сделали бывший Константинополь своей столицей.

Константин I Великий (родился в 285 – умер в 337 г.) Миланским эдиктом от 313 года провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 году Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и принял Символ Веры. Так христианство стало государственной религией.

Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV-VII вв. происходил постепенный переход от античности к средневековью. При императоре Юстиниане I (527-565 гг.) была ненадолго фактически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавказе. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф – в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. кв. км. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30-35 млн. человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532-537 годах Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Святой Софии, ставший символом политического и идейного единства византийской империи.

В VII в. начинается затяжной кризис византийского общества. Особенностью социально-экономического развития страны в VII-XII вв. был своеобразный синтез различных форм жизни. При наличии крупного землевладения развитой вассально-ленной системы наподобие существовавшей в Западной Европе в Византии не сложилось. Значительную группу зависимых крестьян составляли так называемые «убогие», сидевшие на земле владельца и платившие определенную долю. Сначала они называли комитурами, позже – париками. Значительная часть крестьян в Византии была свободной и жила общинами. Центром

социально-экономической и политической жизни были города, но торгово-ремесленные круги находились в сильной зависимости от заказов государства, от милостей императорского двора. Положение городских слоев в Византии существенно отличалось от положения городского сословия в Западной Европе. В VII-XII вв. вокруг трона шла непрерывная борьба, которая ослабляла империю.

В 1204 году Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы тяготам дальнего похода против сарацин предпочли грабёж богатого христианского города. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, который направляли этот крестовый поход, устранили своего торгового конкурента.

Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными владениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образовались Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя. Император Михаил VIII в 1261 году в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Ресурсы страны истощали гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции. 29 мая 1453 года во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. В 1461 году турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.

Природа, характер и особенности византийского общества давно служат предметом споров, в которых высказываются как завышенные, так и уничижительные оценки. Между тем само по себе существование византологии, или византоведения, как особой отрасли научного, исторического знания свидетельствует о многом[29]. Не будет преувеличением утверждать, что Византия послужила в качестве своеобразного полигона проверки цивилизационных инноваций, внесла крупный вклад в мировую культуру. Византия стала своеобразным «мостом» между Римской империей и средневековой цивилизацией, между Востоком и Западом, между Римской империей и русской цивилизацией.

История в схемах. Политический строй государств от древности до Нового времени.

  Древний Восток (Древний Египет, Китай, Индия, Ассирия) Европейское средневековье (V-XII вв.) Византия (395-1453 гг.) Венеция, Флоренция, другие итальянские государства (XI-XVI вв.)
Верховная, центральная власть Фараоны, императоры, магараджи, династическая власть      
передается по наследству Короли, императоры, династическая власть передается по наследству Выборные императоры с элементами династической власти по наследству Выборные правители (дожи) из числа знатных семей, с элементами династической власти по наследству  
Местная власть Руководители на определенных территориях с разными наименованиями Герцоги, графы, князья Руководители отдельных территорий Руководители отдельных территорий
Судебная власть Высшие и местные руководители с участием представителей населения Высшие и местные руководители с участием представителей населения Высшие и местные руководители с участием представителей населения Специальные судебные органы
Вооруженные силы Охрана, войска правителей, ополчение и наёмники Дружины правителей, ополчение и наёмники Охрана, войска правителей, ополчение и наёмники Ополчение, наёмники
Церковь Местные культы Христианская Церковь во главе с Папой Римским Христианская Церковь во главе с патриархом Христианская Церковь во главе с Папой Римским

§ 4. Славяне в ранней истории Европы.

Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

В предыстории русского народа с известной степенью условности можно выделить два крупных этапа.

Первый этап в самой общей форме можно обозначить как праславянский, протосла­вянский или дославянский. Он охватывает одно–два тысячелетия до нашей эры и не­сколько веков нашей эры. В эту огромную историческую эпоху территории, ныне входящие в состав Российской Федерации, прежде всего Европейскую часть России, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие след в истории или канувшие в лету. Об этом уже говорилось выше. Историческая наука располагает сведениями о греках, скифах, киммерийцах, сарматах, аланах, готах, гуннах, уграх, болгарах и дру­гих. Некоторые современные нации ведут свою родословную прямо от этих древнейших поселенцев Восточной Европы: осетины – от аланов (ясов), чуваши – от гуннов, венгры (мадьяры) – от угров и т. д.

Переход от праславянского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозна­чить трудно. Так, праславянскими считают племена венедов. Время их появления на

исторической арене относят к I–II вв. нашей эры. Во II–IV вв. происходил процесс форми­рования западных, южных и восточных славянских племенных образований.

Под своим общеродовым именем «славян» целый ряд племен появляется в письменных источниках на позднее V века. При этом обычно выделяют три большие группы: западных славян – «венедов», южных славян – «склавинов» и восточных славян – «антов».

Древние славяне расселялись на территории от Эльбы и Одера на Западе, двигаясь в верхнее Приднестровье и среднее Поднепровье. С севера их соседями были германцы и балты, с востока – скифы и сарматы, с юга – фракийцы, иллирийцы, ромеи (византийцы, римляне), с запада – кельты. Согласно одной из версий антропогенеза лесистые, благодатные склоны Восточных Карпат были одним из мест, где протекал про­цесс сапиентации, появился «человек разумный».

Славянский этап в формировании русского этноса можно более или менее уверенно начинать с IV–V вв. нашей эры. В это время в исторических источниках получило отраже­ние появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. По-видимому, приобретает ус­тойчивость и само общеродовое понятие славяне. Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Западные исследователи предпочитают утверждать, что еще древние римляне, позже византийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами – от слова «склаве», что означает «раб». Веские осно­вания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначе­ния «словене» (например, ильменские словене, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами – словяне, словене или славяне – это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.

Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.

В формировании русской нации главную роль сыграли анты, объединения восточных сла­вянских племен, которые в VI–VIII вв. быстро заселили значительные пространства между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра, постепенно продвигались на север и восток. Исследователи отмечают способность славян ассимилировать другие племена, вступать с ними в мирные, добрососедские отношения. Быстрый прирост населения обеспечивался за счет пленных наложниц, путем ассимиляции различных этнических групп.

Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. У антов происходило имущественное расслоение, имело место рабовладение. Их общественный строй называют военной демократией. Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в

народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается де­лом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконе­ния одинаковы», – писал византиец Прокопий Кесарийский, рисуя жизнь непосредст­венных предков русского народа в VI в.[30] Вожди выбирались мужчинами данного племенного союза. Известны вожди антов Боз, Ардагаст, Пирагост. Все мужчины были воинами. Анты воевали с Византией, готами, аварами. Анты считаются прямыми предшественниками тех территориально-племенных союзов, которые объединились в Древнерусское государство.

Иногда в VII-VIII вв. между антами и теми восточнославянскими племенами, которые объединились в древнерусское государство, помещают такие племена как драгувиты, сагудаты, верзиты, северы и др. Высказывалось мнение, в соответствии с которым греческое слово «анты» означает то же самое, что и славянское слово «поляне». По одной из версий поляне – не кто иные, как поляки, самоназвание которых был «лендзяне» (у русских «лядский», «ляхи»)[31].

Вопрос о том, кем были «поляне» представляется весьма важным, так как именно они, жившие на реках Днепр и Рось вокруг Киева, долгое время считались тем ядром, вокруг которого сплотились еще 12 восточнославянских племенных союзов. Это древляне, жив­шие по соседству с полянами. Это словене или ильменские словене, которые были центром притяжения для других племен. Это дреговичи между Припятью и Западной Двиной, а также кривичи вокруг Смоленска, полочане по берегам реки Полоты, радимичи в бассейне реки Сож, вятичи по р. Оке. Ещё были уличи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, располагавшиеся юго-западнее древлян и полян.

С древнейших времен с судьбами русского народа переплетаются исторические пути, линии этногенеза, часто параллельные с этногенезом русских, более чем 20 несла­вянских народов. Это были финно-угроские (весь, емь, сумь, карела); балтские (аукштайты, жемайты, земгалы, курши, латгалы, ливы, эсты, ятваги), поволжские (меря, мурома, мещера, черемиса), тюрские (печенеги, половцы, хазары) племена, а также скандинавы – варяги и другие этнические группы. Безотносительно к тому, как современные потомки исторических соседей восточных славян в силу современной политической конъюнктуры трактуют взаимоотношения своих предков с предками рус­ского народа, следует подчеркнуть преимущественно мирный характер этих взаимоот­ношений, торгово-экономических, культурных, брачно-семейных и других.

Вряд ли будет преувеличением утверждать, что русская нация (или

древнерусская народность) изначально возникла как суперэтнос, вобравший, впитавший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и разнородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила переплавка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других миров, способствовал формированию уникального набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую ментальность. Это – жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями. Это – восприимчивость к культурно–историческому опыту других этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных ус­ловий. Это – огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и критический учет достижений других цивилизаций.

Время рождения русской нации, время появления русского народа и русского государства на европейской исторической арене – рубеж первого и второго тысячелетий нашей эры. Русский этнос появился позже, чем китайский, индийский, персидский, арабский и некоторые другие. Русская нация сравнительно молода. Русская нация, представляя собой новую ступень в этнической консолидации племенных союзов, в качестве новой исторической общности сформировалась на территории Европейской части современной России. Русская нация, древнерусская народность, русские как народ являются автохтонным, то есть коренным, издревле здесь живущим, аборигенным населением Восточно-европейской равнины. Эта территория охватывала огромные пространства от Балтийского (Варяжского) моря, Ладожского и Онежского озер на Севере до Черного (Русского) моря на Юге, от восточных склонов Карпатских гор на Западе до верховьев Волги и Оки на Востоке. На эту территорию пришли и освоили её исторические предки русских людей. В процессе этногенеза многочисленные племена объединились для совместной жизни уже в качестве русских, русской нации, русского народа. Как говорят философы, произошёл переход количественных изменений в качественные. Разные этнические единицы (множество) создали одну новую нацию – русскую нацию (новое качество). Появился народ – возникло государство – началась настоящая история народа.

Причины появления княжеской власти и ее функции.

В исторически длительном процессе общественного разделения труда сначала произошло разделение на земледельцев и скотоводов. Выделились ремесленники и торговцы. Достаточно быстро появились и люди, основной функцией которых было управление.

Важной ступенькой в развитии общественного устройства и политогенезе у восточных славян была военная демократия. В первобытном обществе существовало равенство членов племени, которые на племенных собраниях выбирали вождей. В руках вождей, руководивших племенами, а затем и союзами племен, собиралось все больше богатств. Вожди отвечали за защиту территории племени. Они же были организаторами набегов на ближних и дальних соседей, делили полученную добычу. Вожди постепенно превращались в племенных князей. Возвышение над основными соплеменниками стало основываться не только на превосходстве в мудрости и опытности, но и на обладании материальными ресурсами, богатством и опоре на военную силу. Князя поддерживают сподвижники, воины, профессией которых становится не земледелие, скотоводство, торговля или ремесло, а война. Дружина постепенно отделяется от племенного ополчения. Рядом с князем у восточных славян появляется воевода. Ведь князю приходилось заниматься мирными делами племени, выступать в роли высшего судьи. Воины становятся привилегированной частью племени. Они рискуют здоровьем, жизнью, но и их доходы выше среднего уровня.

Князья, несмотря на высокий профессионализм воевод, сами старались поддерживать себя в хорошей физической форме, умело владели мечом и другим оружием. Со времен антов в представлении большинства населения высший, главный руководитель непременно должен быть «человеком в ботфортах», которому сопутствует военная удача. Военный дух пронизывал время так называемой военной демократии, которая приобретала все более формальный характер. Князья стремятся сделать свою власть наследственной. Выборы зачастую оказывались хорошо подготовленным представлением, главную роль в котором играли князья, воеводы, главы родов, сильных семей. Основному «электорату» отводилась роль массовки. Постепенно в руках князей и их окружения сосредоточились вся организация управления, военная сила, распоряжение ресурсами, судьбами соплеменников.

Князья играли важную роль в консолидации племенных союзов в единое государство в истории многих народов. Не была исключением и Древняя Русь.

§ 5. Возникновение Древнерусского государства (IX-X вв.).

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства были:

•Развитие производительных сил восточнославянских племен.

•Формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей.

•Развитие торговли, в т.ч. международной и межплеменной.

•Рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати.

•Существование внешней опасности.

В VIII-IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Обширные пространства быстро осваивались в экономическом отношении. Славяне валили и жгли вековые деревья, золой удобряя землю. Заводили пашни, сеяли хлеб, разводили скот. В здешних краях издревле добывалось железо из болотных руд. Реки и озера были полны рыбой. В лесу били зверя, промышляли пушниной. Славянское население состояло из ильменских словен и кривичей.

Восточные славяне или русские принесли в Приневье высокую материальную культуру – пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами – чудь, водь, ижора, весь, карелы – носили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русскими находились под руководством князей.

Особенностями складывания древнерусского государства были:

Во-первых, значительное влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации. (В России имеется мощная школа византоведения).

Во-вторых, с момента возникновения государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.

В-третьих, на развитие страны оказывали влияние различные религии, но в качестве государственной было выбрано христианство.

Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.

Базовой структурой социальной организации, основой общественной жизни в странах Западной Европы в средние века была марка (с немецкого – граница, пограничная область). Это была соседская община, члены которой не принадлежали к одному роду (кровнородственная община). Соседская или территориальная община представляла собой объединение крестьянских дворов свободных крестьян, в которой пахотная земля являлась собственностью входивших в общину индивидуальных крестьянских семейств. Пастбища, луга и другие земельные угодья являлись общей собственностью членов общины. Марка выполняла хозяйственные, административные и судебные функции.

В процессе феодализации марка (община) попадала в зависимость от крупных феодальных собственников. Пахотные наделы превращались из собственности крестьянских семей в держания феодально зависимых крестьян. Община в дополнение к прежним функциям стала следить за выполнением крестьянами обязанностей перед землевладельцами.

Считается, что марка оказала влияние на формирование организации жизни в средневековых городах. Все жители городов длительное время составляли одну общину и зависели от того феодала, на которой возник город. Этот феодал определял обязанности горожан по отношению к нему.

Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.

Низшим звеном социальной организации славянского общества также была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной).

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала не нужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу

между семьями.

Меняющиеся условия жизни, хозяйственная и экономическая деятельность, а также изменения индивидуального и группового самосознания создавали новые возможности и побуждали людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального развития была взаимосвязь материального мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до ХХ века. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

Древнерусское государство в оценках современных историков.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 760 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...