Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Еретические движения в духовной жизни Руси



Борьба за независимость страны переросла в XIV в. в движение против засилия религиозной византийской догматики. В форме религиозных споров заявили о себе еретические движения.

Наиболее ранним из них было стригольничество, зародившееся в Пскове и представленное низшим духовенством. Православная Церковь критиковалась стригольниками прежде всего по вопросам богословия. Они скептически относились к смыслу церковных обрядов, не признавали их Божественного наполнения, высказывали сомнение в сверхъестественном происхождении духовных Книг, неоднозначно относились к воскрешению и бессмертию души. Стригольники считали главными элементами поклонения землю и небо, демонстрируя тем крепость связи со славянским язычеством.

Другое направление борьбы стригольников было обращено к религиозной практике православия. Их возмущало невежество священников, их бездуховность. Именно поэтому они выступали за предоставление права проповедования наиболее нравственным людям. Движение стригольников было практически уничтожено в конце XIV в., а их лидеры казнены - утоплены. Последователи объединились с новым крупным еретическим движением, возникшим в XV в. в Новгороде, “жидовствующими”. Иначе эта ересь называлась новгородско-московская, по области своего распространения.

Еретики выступали за восстановление традиций раннехристианского учения, изложенного в Ветхом Завете. Как и стригольники, “жидовствующие” отрицали Троицу, святость икон, таинств; выступали против Церкви как института и

официальных священников; требовали от Церкви отказа от накопленных богатств. Они считали Христа обычным человеком, умершим обычным путем. И, как всякий земной, после смерти Он не был способен воскреснуть. Бог же для них един и существует в одном лице. В связи с этим “жидовствующие” Евангелие воспринимали как обычное жизнеописание, не содержащее ничего Божественного. Мир же они представляли себе таким, как он был описан в Ветхом Завете, Моисеевых законах. Наиболее образованные среди последователей этого течения проявляли откровенное внимание к небогословским наукам и даже предпринимали попытки выработать философскую терминологию на русском языке. В конце XV в. эта ересь была осуждена, ее сторонники были преданы анафеме, многие из них казнены.

Внутри Церкви тоже единства не было. В XVI в. столкнулись два церковных движения: нестяжатели и стяжатели. Лидером первых был Нил Сорский. В этом движении прослеживаются некоторые традиции ранних ересей, но главное - это отказ от приобретения земель и имущества Церковью и монастырями. Они считали, что необходимо отрешиться от земного, и это поднимет моральный авторитет православия, сделает его истинно религиозным. Нил Сорский вместе со своими последователями довольно скептически относился к Божественным чудесам и книгам. Он серьезно занимался изучением процесса познания. Истины Сорский относил к сфере сверхразумного, вне мира существующего, но полагал, что постижение их человеком возможно. Для нестяжателей было характерно большое внимание к развитию духовной культуры, и потому они не видели предосудительного в терпимости к иноверцам и еретикам.

Стяжателей возглавил Иосиф Волоцкий (по-другому это движение называется “иосифляне”). Для защиты права Церкви на материальное имущество идеологи стяжателей пытались привлечь на свою сторону верховную власть. Для этого было создано учение о Божественном происхождении царской власти, а несколько позже они выступили защитниками учреждения опричнины.

Иосиф Волоцкий считал, что разуму людей познание доступно лишь в малой степени. Во-первых, потому, что Бог так многолик, что не исчерпывается даже Своей Троичностью; а во-вторых, окружающий мир находится в постоянном изменении. Познание идет в основном путем Откровения. Любое же “мирское мудрствование” приводит только к неверию.

Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к возникновению русской схоластики.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 428 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...