Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зав. кафедройЕ. И. Самарцева 13 страница



Именно православная, заимствованная из Византии парадигма формирует цели и идеалы власти, она заставляет московских князей присвоить себе имя «царь», т.е. «кесарь». Имперская идея определяет характер осознания российских национальных интересов как интересов империи. Отсюда постоянное движение на Восток, стремление присоединять любую из возможных территорий и безгранично расширять сферу влияния. Имперская идеология заставляет Россию активно участвовать в европейских делах...

Тезисы к лекции № 23, 24 (4 часа)

Рубеж XVI-XVII вв. «Смутное время» и его последствия.

План:

1. Борьба за власть после смерти Ивана Грозного.

2. Борис Годунов и противоречия его внутренней и внешней политики.

3. Смута как социокультурный и политический кризис «московского» варианта исторического развития.

4. Появление самозванцев.

5. Иностранное вторжение и распад системы управления.

6. Роль народного ополчения и Земского собора в восстановлении российской государственности.

7. Начало новой правящей династии. Михаил Романов и Филарет.

8. Земские соборы 1616-1622 гг.

9. Столбовской мир и Деулинское перемирие.

Побудительной причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван IУ, умерший в 1584 г., не оставил сильного преемника. Его первый сын - Иван пал от посоха гневного отца, второй - Федор был слабоумен, третий - Дмитрий только появился на свет. Умирая, царь создал при Федоре Иоанновиче (1584 - 1598) регентский совет, куда входили Б.Я. Бельский, И.П. Шуйский И.Ф. Мстиславский Н.Р. Юрьев и Б.Ф. Годунов. Последний (Годунов) пользуясь близостью к царю (его сестра, Ирина, была женой Федора Иоанновича) и умело, манипулируя противоречиями между членами совета, сосредоточил всю власть в своих руках.

В 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах 9-летний царевич Дмитрий погиб. И хотя молва считала Годунова виновником его гибели, источники не дают однозначного ответа на вопрос о причине гибели царевича.

В 1598 г. после смерти бездетного Федора Иоанновича 3емский собор избрал царем Годунова

Годунов, безусловно, был крупным государственным деятелем, политиком талантливым, осторожным и настойчивым. Он впервые предпринял попытку ликвидировать культурное отставание России от Запада. Для этого Годунов широко раскрыл двери иностранным специалистам. Другим его беспрецедентным шагом была отправка на учебу за границу группы дворянских детей. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Это было крупным событием, укрепившим престиж и духовную независимость страны. Ему удалось не только стабилизировать внешнеполитическое положение России, но и возвратить - в результате войны со Швецией 1590-1593 гг. - Иван-город, Копорье и Корелу.

Однако важнейшей задачей Годунова стало преодоление двух тяжелейших последствий опричнины - экономического кризиса и разобщенности, противоречий среди господствующего класса. Его положение осложнялось тем, что в глазах части знати (да и не только ее) он так и не обрел легитимности. Широкое хождение получили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия. Поэтому Годунов вынужден был постоянно вести изматывающую борьбу за сохранение и укрепление собственной власти. Тяжелое экономическое положение также не оставляло ему простора для маневра, и он продолжал практику закрепощения крестьян. По-видимому, в 1592-1593 гг. был издан указ, запрещавший навсегда крестьянам по всей стране переходить к новым хозяевам. Указ об урочных летах (1597) вводил 5-летный срок сыска беглых крестьян. Он уже определенно исходил из прикрепления крестьян к земле. В результате неурожайных лет 1601-1604 гг. в стране разразился страшный голод. Он продолжался 3 года и был усугублен варварски циничной спекуляцией зерном. Все попытки царя поправить ситуацию с помощью раздачи денег, бесплатного хлеба и организации общественных работ к успеху не привели. Только в Москве умерло 127 тыс. человек.

Голод привел к взрыву социального недовольства и падению престижа Годунова. В 1603 г. началось мощное восстание холопов, охватившее центральные уезды. Восстание было подавлено. Но ситуация в стране не стабилизировалась.

Еще в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев - бывший холоп бояр Романовых, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия (скорее всего, к этой роли он был подготовлен Романовыми). Перейдя в католичество и посулив польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) - Псков и Новгород, он сумел получить право набрать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 г. с четырьмя тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское восстание («война» - по терминологии советской историографии) и Лжедмитрий получил здесь необходимые подкрепления и припасы. Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился «добрый царь», «спаситель», несло его к престолу. После внезапной смерти Годунова в апреле 1605 г. на сторону самозванца стали переходить и московские воеводы. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву и стал царем России.

Однако, несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться Лжедмитрию на престоле не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Из чувства самосохранения, а возможно, и патриотизма свои польские авансы (обещания отдать Псков, Новгород, Смоленск) самозванец возвращать не хотел. Более того, приняв в Польше католичество, он не разрешил строить на Руси католические храмы. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, но их резервы оказались не беспредельны. Не решился он восстановить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредитах и доверии. Бесчинства поляков в Москве вызывали острое недовольство посадских и служилых людей. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит.

Импровизированный Земский собор, наскоро собранный боярами, выбрал на царство В.И. Шуйского (1606-1610), опытного интригана и царедворца. Вступая на престол, он первым из российских правителей дал «крестоцеловальную запись», принес присягу «всей земле» никого не казнить без суда, не отнимать имущество у родственников осужденных и не слушать ложных доносов. Однако этот принципиально важный договор царь частенько игнорировал. Политические склоки в российских «верхах» также не способствовали нормализации обстановки.

Крестьянство продолжало активные выступления против крепостничества и ухудшения своего положения. Часть феодалов, поддерживавших Лжедмитрия I, была недовольна избранием на царство Шуйского, опасаясь репрессий. Население юго-западных окраин, освобожденное самозванцем от налогов на 10 лет, протестовало против их восстановления. Летом 1606 г. во главе так называемой крестьянской войны встал И. Болотников (возможно, разорившийся дворянин), называвший себя «воеводой царя Дмитрия Ивановича». Осенью 1606 г. войска Болотникова осадили Москву и больше месяца пытались взять ее. Однако в ноябре дворянские отряды под руководством П. Ляпунова и И. Пашкова, примкнувшие к восставшим перешли на сторону Шуйского, а осенью 1607 г. царским войскам удалось окончательно разгромить Болотникова.

Подавление крестьянской войны мало, что изменило в стране. Правительство Шуйского пыталось лавировать, с одной стороны, улучшая положение холопов, с другой - устанавливая 15-летний срок сыска беглых крестьян. Маневры «верхов» привели к тому, что ими оставались недовольны и помещики и крестьяне. Неудивительно, что в 1607 г. на Брянщине появился молодой человек, объявивший себя спасшимся царем Дмитрием. В отличие от первого самозванца, с самого начала Лжедмитрий II был ставленником польских феодалов. Не успев соединиться с Болотниковым, он, тем не менее, сумел набрать силы, как в Польше, так и в России и в 1608 г. двинулся к столице.

Дойдя до Москвы, самозванец засел в Тушине, где начала действовать своя Боярская дума и свой патриарх» - ростовский митрополит Филарет (Федор Романов). Главную роль в тушинском лагере играли отряды шляхтичей из Речи Посполитой (Лисовского, Ружинского, Сапеги), занимавшиеся разбоем и грабежами по всей стране. Они безуспешно пытались в течение 16 месяцев захватить сильную крепость - Троице-Сергиев монастырь.

В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор о союзе со Швецией, надеясь на ее помощь в борьбе с тушинцами. Однако шведы сразу же попытались захватить Новгород. В то же время этот договор дал повод Польше для начала открытой интервенции. 17 июля 1610 г. бояре потребовали, чтобы Шуйский отрекся от престола. Участники заговора обещали выбрать царя позднее, а пока в Москве стали править 7 бояр - «семибоярщина». Напуганные размахом крестьянского движения и ростом анархии в стране, московские бояре, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключили договор с польским королевичем Владиславом о «призвании его на царство». В договоре повторялась присяга Шуйского, но оставался неясным вопрос о переходе Владислава в православие. На основании этого договора польские войска вошли в Москву, и наместник Владислава (тому исполнилось лишь 15 лет) А. Гонсевский стал распоряжаться в стране.

Иностранный гнет не устраивал ни крестьянство и посадских людей, ни дворянство. В стране вызревала идея всенародного ополчения для спасения России. Первое из них сформировалось в начале 1611 г. в Рязани под руководством воеводы П. Ляпунова. К нему присоединились казаки, служилые и посадские люди из других городов.

В марте ополчение осадило Москву, но освободить ее не смогло, захватив лишь Белый город. Более того, летом того же года оно фактически распалось из-за разногласий между дворянами и казаками. Положение же страны все больше ухудшалось: поляки после 624-дневной осады захватили Смоленск, шведы - Новгород. В этой ситуации, в Нижнем Новгороде, по инициативе купца К. Минина, создается второе ополчение, руководство которым поручается князю Д. Пожарскому. В августе 1612 г. оно вошло в Москву, а в октябре того же года польский гарнизон в Кремле капитулировал. Попытка Сигизмунда III вернуть себе русскую столицу не удалась, под Волоколамском он потерпел поражение и отступил.

В январе 1613 г. в Москве собрался на редкость много людный (около 700 человек) Земский собор, в котором принимали участие выборные от бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и, видимо, черно сошных крестьян. Наиболее приемлемой для всех собравшихся стала кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613-1645), сына митрополита Филарета. Дело в том, что семейство Романовых устраивало все слои русского общества. Они были своими для родовитого боярства, для людей, связанных с опричниной Ивана Грозного, и в то же время - для лиц, пострадавших от опричнины: Романовы не были особо замешаны в терроре 1570-х годов. Наконец, долгое пребывание Филарета в Тушине рождало иллюзии о «справедливой» власти у казачества и крестьянства. (Да и сторонники «польского варианта» могли не беспокоиться, ведь делегацию на переговорах с Владиславом возглавлял все тот же вездесущий Филарет.)

Вступая на престол в феврале 1613 г., Михаил Федорович, судя по всему, дал обязательство не принимать решений без совета с Боярской думой и Земским собором. Однако все последующее развитие страны в XVII столетии характеризовалось постепенным усилением централизации и самодержавия.

Тезисы к лекции № 25, 26 (4 часа)

Социальная структура и культура. Новые явления в облике Московского царства XVII в.

План:

1. Традиционность и новые явления в политическом, социальном и культурном развитии России XVII в.

2. Алексей Михайлович как политик и государственный деятель.

3. Формирование российского варианта монархии: «служилое государство».

4. Расцвет приказной системы и прекращение деятельности Земских соборов.

5. Соборное Уложение 1649 г.

6. Раскол: причины, социокультурный ракурс.

7. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

8. Соотношение Раскола и европейской Реформации.

9. Московское царство в представлении иностранцев и Европа глазами русских.

10. «Обмирщение» русской культуры.

11. Особенности адаптации европейских знаний и культуры в России.

Со времен Ивана III Русь считала себя государством, воплотившим истинно Божеские порядки на земле, и с понятным (после монгол, схваток с Литвой и Речью Посполитой) недоверием глядела на европейские технические и научные достижения

В начале XVII в., столкнувшись с неправедными («латинскими») странами, она вынуждена была признать, по крайней мере, их равенство с собой. Поворот лицом к Европе давался стране не легко и во многом зависел от укрепления Центральной власти и развития государственного аппарата. Именно в это время в России начинает формироваться абсолютизм. Он складывался в условиях безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавие, укрепляя свои позиции, лавировало между группировками господствующего класса, которые в минуту опасности сплачивались вокруг престола, что способствовало упрочению Трона и централизации управления. Постепенный переход России к абсолютизму отчетливо виден в различных областях политической жизни страны - как внешних, так и носящих более глубокий характер.

Уже само изменение титула самодержца свидетельство об этом: вместо «государь, царь и великий князь всея Руси» после 1654 г. писали: «Божией Милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец». В этой формулировке особо подчеркивались Божественное происхождение царской власти и ее неограниченный характер. Две главы Уложения 1649 г., принятого при царе Алексее Михайловиче (1645-1676), специально были посвящены защите престижа царской власти, определению наказаний за нанесение урона чести самодержца.

Сын Михаила Федоровича Романова Алексей, заслуживший прозвище «Тишайший», воспитывался в тереме боярином Морозовым. Это был человек, обладавший литературным даром. Он пытался сочинять стихи, издал прекрасное наставление по соколиной охоте, был силен в эпистолярном жанре. Чувствительный, но не утонченный, он быстро впадал в гнев, но долго зла не таил. Любил Алексей Михайлович и благотворительность, вплоть до того, что во дворце на полном обеспечении жили богомольцы, юродивые, странники. Царь был рачительным хозяином и глубоко верующим человеком, любил чтение и рассказы, не оставался равнодушным к красоте во всех ее проявлениях. Однако на протяжении всей жизни Алексей Михайлович легко поддавался чужому влиянию (Морозов, Никон, Мстиславский), не умел работать упорно и регулярно, был нерешителен, а иногда и безволен, что пытался компенсировать огромным властолюбием

Свидетельством укрепления самодержавия стало и падение значения Земских соборов. Не так далеко было время их расцвета, когда пошатнувшаяся власть пыталась опереться на авторитет представительных учреждений. Однако, уже Земский собор 1653 г., принявший решение о воссоединении Украины с Россией, стал последним собором полного состава. Само воссоединение славянских земель явилось важной вехой в истории Русского государства. Оно знаменовало собой не только его усиление, но и более широкие контакты с Западом через вновь присоединенные земли.

Теперь окрепшее самодержавие больше не нуждалось в сословно-представительских подпорках. Земские соборы заменялись Боярской думой и другими учреждениями. Впрочем, в самой думе также происходили немалые изменения. Прежде всего, менялся ее состав: в ней все большую силу набирали дворяне и приказные чины. Резко увеличился и численный состав этого органа - к концу века он насчитывает 94 человека, что делало его работу достаточно затруднительной. Уже Алексею Михайловичу пришлось создавать внутри Боярской думы более узкий орган для оперативного решения насущных вопросов.

Перемены произошли и в приказной системе, расцвет которой пришелся на XVII в. Она была сложной, многослойной и трудной для объяснения с точки зрения функций того или иного приказа. По своему назначению последние делились на постоянные и временные, а те, в свою очередь, - на лично государевы, патриаршьи, дворцовые и государственные. На протяжении XVII в. действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались, что не способствовало четкости и профессионализму управления. За это время резко возросла и численность чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце - 2739. Для контроля за их деятельностью пришлось создать Приказ тайных дел, но это мало поправило положение.

Одним из самых важных и известных мероприятий правительства Алексея Михайловича стало принятие Уложения 1649 г. Оно состоит из 25 глав, почти тысячи статей и охватывает все сферы государственной жизни. Это свод законов, составленный из прежних русских постановлений с добавлением византийских и литовских законов. Однако Уложение не было сборником старого материала, оно содержит много новых положений, да и старые были значительно переработаны.

Уложение отменило урочные лета для сыска беглых. Тем самым крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Оно запрещало духовенству приобретать вотчины, чем резко ограничило возможности расширения монастырского землевладения. Уложение закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя было уйти, зато в посад нельзя было войти посторонним, чуждым тяглому городскому населению.

Все (или большинство) этих изменений происходили на фоне обострения борьбы между различными слоями русского общества. «Бунташность» XVII в. выразилась не только в них, но и в идеологическом кризисе, который поразил страну в 1650-х гг. Он начался с попыток церковных «верхов» восстановить единство содержания священных книг и обрядов. Еще в 1640-м г. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который входили будущие идейные противники Никон и Аввакум. Они попытались противостоять произвольному сокращению церковных служб и проникновению светских начал в духовную жизнь общества, бороться с пороками, распространившимися в среде священников.

И Никон, и Аввакум родились в Поволжье, причем в соседних селах только один в мордовском, а другой в русском. Однако с самого начала их жизнь, несмотря на внешнее сходство, пошла по разным колеям. Никон (в миру Никита) с ранних лет подпал под власть мачехи, а Аввакум провел обычное детство деревенского мальчишки. Быть может, в эти годы возникли различия в характерах и позициях двух людей, которым было суждено сыграть важную роль в политической и церковной жизни России. Никон оказался крут и неуступчив в церковных делах, где его власть подкреплялась дорогим для него официальным положением священника, затем патриарха. Однако в личном общении он был добр и даже мягок. Аввакум не делил свою жизнь на официальную и не официальную, одинаково ревностно относясь к частным и общественным обязанностям. Он никогда не стремился занять высокий пост, а вместе с тем был готов до последнего отстаивать славянскую старину в обрядах и священных книгах. Такая позиция понятна, поскольку долгое время на Руси считалось, что византийские и болгарские книжники под влиянием ересей исказили православие. Столкновение Никона и Аввакума друг с другом и с троном разожгло долго не угасающий пожар. Отступать ни один из них не собирался, и оба, таки не победив, исчезли с политической арены.

Спор внутри Кружка развернулся по поводу образцов, по которым надлежало производить изменения в священных текстах. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других - их греческие оригиналы. И те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (ошибки переписчиков, невнимательное отношение к оригиналу), греческие тексты подвергались изменениям после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквями.

В основе назревшего конфликта лежали не только чисто церковные дела, но и принципиальный выбор между византийским и древнерусским наследием, а, в конечном счете, отношения России и Европы. Став в 1652 г. патриархом, Никон энергично принялся за церковную реформу, опираясь при ее проведении на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на чистоте русских текстов, которую возглавил протопоп Аввакум.

Активное участие в реформе приняла и светская власть, без помощи которой официальная церковь не смогла бы выйти из сложившейся ситуации со столь незначительными потерями. Помимо проведения реформы патриарх претендовал и на большее участие в делах государства, видимо, лавры Филарета, управлявшего Россией при Михаиле Романове, не давали ему покоя. Никон принял титул «великого государя» всячески подчеркивал первичность духовной власти по отношению к светской, и, в конце концов, стал соправителем Алексея Михайловича, оттеснив от трона Боярскую думу.

Действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для России второй половины XVII в. Отношения между ним и царем настолько охладели, что когда в 1658 г. Никон в Успенском соборе Кремля отрекся от патриаршества, царь с неприличной поспешностью принял его отставку. Никон, думавший лишь попугать Алексея Михайловича, попытался вернуться на свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение властолюбивого патриарха, а главным защитником церковной реформы стал глава светской власти - Алексей Михайлович.

Эта перемена была официально зафиксирована собором 1666 г., который проклял всех противников реформы и предал их светскому суду. В результате, руководителей раскола постигла тяжелейшая участь. Протопоп Аввакум после долгих лет мучений погиб на костре в 1682 г.

До раскола государство жило идеей о «священной миссии» - сохранении в чистоте православной веры, - возложенной на него после падения в 1453 г. Константинополя под ударами турок-османов. «Святая Русь», «Москва - третий Рим» - это не демагогические лозунги, а искреннее мироощущение и русской православной церкви, и самодержавных правительств, и образованной общественности предшествующего столетия.

Вера в органическое слияние духовной и светской власти, построение царства Божия на земле, мысль о России несущей свет истины всему остальному миру - все это вдохновляло многих мыслителей страны, оправдывая в их глазах те испытания и тяготы, которые выпали на долю народных масс и страны в целом. После раскола церкви и начала ее подчинения власти самодержца эта утопия теряет своих сторонников. Теряет свое единство, монолитность и русская мысль. Она устремляется на поиски выхода из идеологического кризиса по трем направлениям.

Старообрядчество продолжило прежние традиции поиска Царства Божия на земле, прячущегося теперь, по мнению раскольников, от угрожающей ему бесовщины. Иными словами, старообрядцы боролись против обмирщения идеи России и повседневной жизни. Их идеалом стало создание силой благочестия святого мира. В этот идеологический тупик устремилась сравнительно небольшая часть населения, сурово отгородившаяся от влияния внешнего мира.

Каноническое православное богословие, сохранив мечту о «Святой Руси» как идеал, не считало смертельной опасностью обмирщение государственной жизни. Оно признало поражение церкви от светской власти. Богословие занялось разработкой более близких ему сюжетов, в частности поиском путей ля проникновения идеи святоотцов, т.е. людей, которые силой смирения победили индивидуализм и подняли знамя соборности. Из-за теоретической и практической сложности этого пути по нему также могли пойти лишь немногие.

Третьим и самым активным идейным потоком стала секуляризованная мысль. Позднее, в XVIII в., она, в свою очередь, распадется на несколько направлений, но в XVII столетии она только делает первые и очень робкие шаги. На смену мечте о «Святой Руси» постепенно вызревает идея «Великой России», а в литературе и живописи появляется личностное начало. Герои новых произведений пытаются (хотя и не всегда успешно) вырваться из окон канона, поведать о персонифицированных судьбах.

Симеон Полоцкий (в миру - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) впервые ввел в русскую литературу жанры поэзии и драматургии. Однако наибольшее развитие получили бытовые повествования, обличительные и сатирические произведения. Среди них выделяются заостренно полемическое «Житие протопопа Аввакума» (написанное самим же Аввакумом), «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-Злосчастии» «Шемякин суд», Калязинская челобитная и др. Известная фантазия, живая речь персонажей отличали эти произведения от литературы предшествующего периода. Однако сквозь относительно новую форму в них часто проглядывало патриархальное содержание.

Как отмечал русский философ В.В. Зеньковский, все три направления российской мысли сохранили свои изначальные черты: повышенное внимание к теме человека, его судьбы, к социальной проблематике, особенно к историософии (обращение к вопросам о смысле истории) и, наконец, доминирование нравственного начала, моральной установки.

Определенные изменения происходили и в зодчестве. Здесь также начала пробиваться тенденция к обмирщению. Культовые постройки все более обрастали различными украшениями и таким образом сближались с гражданскими. Новые материалы (изразцы, фигурный кирпич) способствовали и появлению новых стилей. Шатровые храмы оставались одной из излюбленных форм, хотя вскоре были запрещены, вероятно, как нарушающие канон. К концу века появляется «московское», или «нарышкинское барокко» поражавшее пышностью украшений и в то же время пропорциональностью. Наиболее ярким примером нового стиля явилась церковь Покрова в Филях. Вершиной деревянного зодчества стал ансамбль царского дворца в Коломенском. Вместе с тем, наследие прежних традиций проявляется в доминировании церковного, монастырского зодчества над гражданским.

В русской живописи тоже по-прежнему властвует иконопись. Но влияние раскола церкви наблюдается и здесь. Во главе нового движения стоял непревзойденный художник этого периода Симон Ушаков. Он внес в традиционное представление об иконописи свое понимание назначения иконы, выделяя, прежде всего ее художественную, эстетическую сторону. Наиболее известны его иконы «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа государства Российского». В них проявляется своеобразная тенденция к обмирщению путем очеловечения Христа, вплетения исторического (главным образом, генеалогического) материала. Развитие этой тенденции приводит к появлению светской живописи, и, прежде всего портретов (парсун), выполнявшихся еще в иконописной манере.

Тезисы к лекции № 27, 28 (4 часа)

Мануфактурно-промышленное производство. Начало формирования всероссийского внутреннего рынка.

План:

1. Социальная политика при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.

2. Этапы становления крепостного права в XVII в.

3. Феодальная вотчина и поместье.

4. Новые явления в экономике.

5. Формирование рыночных связей и появление первых мануфактур.

6. Экономическая политика государства и финансовая система (Новоторговый устав, денежная реформа, налоговая реформа 1679 г., поддержка промышленности, государственные монополии).

7. Иностранцы на русском рынке.

8. Изменения в социальной структуре Московского царства.

Начало XVII в. современники событий называли не только Смутным временем, но и «великим московским разорением». В течение первых 10-12 лет этого столетия вновь появились огромные пространства невозделанных земель. От междоусобиц и иностранной интервенции наиболее пострадали уезды, расположенные к западу и к югу от Москвы, в некоторых из них пахотные земли сократились в десятки раз. Процесс восстановления хозяйства занял тридцать лет - с 20-х по 50-е гг. XVII в. Продолжительность восстановительного периода объясняется и низким плодородием почв Нечерноземья, и слабой сопротивляемостью крестьянского хозяйства природным условиям, и убогостью сельскохозяйственной техники.

В XVII в. развитие сельского хозяйства характеризовалось освоением новых территорий и обменом земледельческим опытом с другими народностями, чьи земли вошли в состав Русского государства: карелами, татарами, чувашами, мордвой. Необходимость покупать некоторые промышленные товары и уплачивать подати заставляла крестьян продавать хлеб даже в ущерб собственному хозяйству. Впрочем, также поступало и государство, зачастую тратившее необходимый хлебный запас на покупку оружия или поддержку своих воюющих зарубежных союзников.

В это столетие крестьянство добилось значительных успехов в производстве технических культур, особенно льна. Семена его контрабандой ввозились в Голландию и другие европейские страны. Тем не менее, пашню русский крестьянин по-прежнему обрабатывал сохой, бороной, реже плугом; уборка урожая производилась серпом и косой. Кое-где, несмотря на преимущества трехполья, сохранились подсека и перелог. На российских полях выращивались рожь (имевшая самую низкую урожайность среди зерновых), овес, пшеница, ячмень, лен и конопля.

Неблагоприятные природные, социальные и технические условия, однако, не помешали началу формирования уже во второй половине XVII в. районов, производивших товарный хлеб. Главными среди них были Среднее Поволжье и Черноземный центр. Здесь же зарождалось российское товарное скотоводство. В то же время выявились районы - потребители хлеба: Поморье, Нижнее Поволжье, Сибирь, Дон. Иными словами, создавались условия для более тесного взаимодействия различных районов страны, возникала постоянная экономическая заинтересованность их друг в друге.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...