Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы соучастия



Понятие «форма соучастия» в уголовном законе отсутствует, оно ис­пользуется в науке уголовного права для характеристики различных спо­собов совместного участия нескольких лиц в совершении преступления. Фактически о формах соучастия речь идет в ст. 35 УК. Именно эта статья определенным образом классифицирует соучастие в преступлении.

Основными критериями, по которым можно классифицировать все случаи совместного совершения преступлений, являются, во-первых, на­личие соглашения между участниками преступления (особенность субъ­ективной связи между соучастниками), во-вторых, способ совместного



1 См.: БВС РФ. 1993. № 6. С. 2.


1 См.: БВС РСФСР. 1990. № 11. С. Ъ.



Глава 11. Соучастие в преступлении


§ 3. Формы соучастия




совершения преступления (особенность объективного взаимодействия соучастников).

Первый из этих критериев характеризует степень согласованности действий нескольких лиц, совместно совершающих преступление. Со­гласованность же непосредственно зависит от наличия договоренности (сговора) участников преступления. Как уже говорилось, УК не рассмат­ривает сговор в качестве обязательного признака соучастия, однако зара­нее состоявшееся соглашение о совместном совершении преступного дея­ния не только существенно увеличивает его общественную опасность, но и может выступать как относительно самостоятельный критерий класси­фикации соучастия. По этому критерию можно выделить два вида соуча­стия: а) без предварительного сговора и б) с предварительным сговором.

На основе объективного критерия (способа взаимодействия соучаст­ников между собой) могут быть выделены следующие формы соучастия: а) соисполнительство и б) соучастие в собственном смысле слова. Первое из них состоит в том, что несколько лиц совместно совершают действия, входящие в объективную сторону конкретного преступления. Второе, напротив, имеется там, где налицо разделение (несовпадение) ролей ме­жду соучастниками: наряду с исполнителем, непосредственно совер­шающим преступление, имеются также организатор, подстрекатель или пособник (по крайней мере кто-нибудь из них). Именно в этой ситуации для обоснования ответственности лиц, не принимающих непосредствен­ного участия в совершении преступного посягательства, предусмотрен­ного Особенной частью УК, используется ст. 33 УК, в которой указаны виды соучастников преступления.

В диспозициях статей Особенной части УК довольно часто та или иная разновидность (форма) соучастия из указанных в ст. 35 Кодекса предусмотрена в качестве квалифицирующего признака. Например, в п. «ж* ч. 2 ст. 105 и п. «б» ч. 2 ст. 131 УК говорится соответственно об убийстве и изнасиловании, совершенном «группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой»; в ч. 2 ст. 158—163 УК — о совершении хищения или вымогательства «группой лиц по предварительному сговору», а в ч. 4 этих же статей — «организо­ванной группой»; ст. 210 УК предусматривает ответственность за «орга­низацию преступного сообщества (преступной организации)».

Наиболее часто квалифицирующим признаком выступает соверше­ние преступления группой лиц по предварительному сговору или орга­низованной группой. Однако обстоятельством, отягчающим наказание, закон (п. «в» ч. 1 ст. 63 УК) признает совершение преступления в составе как группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), так и группы лиц без предварительного сговора. В соответствии с ч. 7 ст. 35 УК совер­шение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (пре­ступной организацией) влечет более строгое наказание в пределах, пре­дусмотренных санкциями статей Особенной части УК.

Таким образом, под формой соучастия следует понимать тип совмест­ной деятельности нескольких лиц в процессе совершения преступления, ко-


торый характеризуется способом взаимодействия соучастников и наличием сговора между ними.

Теория уголовного права1 делит соучастие на так называемое простое и сложное. К простому соучастию относится соисполнительство, т. е. группа лиц, совместно совершающих преступление как с предваритель­ным сговором, так и без такового, а к сложному — а) соучастие с разделе­нием ролей (соучастие в собственном смысле слова), при котором наряду с исполнителем в совершении участвуют организатор, подстрекатель или пособник; б) организованная группа; в) преступное сообщество (пре­ступная организация).

Разновидностью простого соучастия согласно ч. 1 ст. 35 УК является групповое преступление, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. При этом каж­дый из них в полном объеме или хотя бы частично совершает действия, составляющие объективную сторону конкретного преступления. В дан­ном случае отсутствует разделение ролей на исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника. Поэтому действия любого из участников та­кой группы квалифицируются только по статье Особенной части без ссылки на ст. 33 УК.

Группа лиц без предварительного сговора — наименее опасная форма
соучастия в преступлении, так как ее участники специально не оговарива­
ют время начала совершения преступления, способ, который облегчит до­
ведение преступления до конца и позволит достичь желаемого результата.
Они лишь помогают друг другу в процессе преступного посягательства,
непосредственно совершая действия, предусмотренные составом того
или иного преступления. Соисполнители могут приступить к соверше­
нию преступления одновременно либо один из них первым начинает
преступные действия, а другой (другие) — позднее без какой-либо дого­
воренности включаются в процесс посягательства. Совершение преступ­
ления группой лиц в качестве квалифицирующего признака введено за­
конодателем в составы убийства (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК), умышленного
причинения тяжкого вреда здоровью (п. «а» ч. 3 ст. 111 УК), изнасилова­
ния (п. «б» ч. 2 ст. 131 УК), насильственных действий сексуального ха­
рактера (п. «б» ч. 2 ст. 132 УК). \

Другую разновидность простого соучастия (соисполнйтельства) об­разует совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК). Несмотря на то что в законе прямо не указывается, что участниками такой группы являются несколько исполнителей, судебная практика исходит именно из этого (п. 10 постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», п. 8—10 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» от 27 декабря 2002 г.). Так, действия лица, не принимавшего непосредст­венного участия в нападении на потерпевшего, но содействовавшего со­вершению этого преступления советами, указанием места совершения преступления, участием в разработке плана действий и осведомленного

1 См.: Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекдий. В 2 т. Т. 1. Обшая часть. М., 2004. С. 295.



Глава 11. Соучастие в преступлении


§ 3. Формы соучастия




об орудии преступления, следует квалифицировать как пособничество разбойному нападению, а не соисполнительство1.

Сговор признается предварительным, если участники преступления договорились о совместном его совершении хотя бы незадолго до его на­чала, т. е. на стадии приготовления к преступлению. Он возможен как в форме устного или письменного соглашения, так и с помощью жестов, мимики, условных знаков. Например, К. сказал идущему рядом с ним 3., что отберет портфель у Ч., который шел впереди них, быстро подбежал к потерпевшему, ударил его ногой в голову и завладел портфелем. После этого 3. подбежал к лежащему на земле Ч., схватил его шапку и убежап вслед за К. При этом не установлено, что 3. каким-либо способом выра­зил свое согласие на совместное завладение имуществом Ч. С учетом этого К. и 3. осуждены каждый за самостоятельно совершенное престу­пление: К. — за разбой, а 3. — за грабеж без предварительного сговора (первоначально оба они были осуждены за разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц)2.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сгово­ру в качестве квалифицирующего признака включено во многие составы преступлений против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание, похищение че­ловека, незаконное лишение свободы, изнасилование и др.), преступле­ний в сфере экономики (хищение, вымогательство, легализация (отмы­вание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступ­ным путем, и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка (террористический акт, захват заложника, ху­лиганство и др.).

Организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК) представляет собой разновид­ность сложного соучастия, качественно отличающегося от соисполни-тельства, предусмотренного ч. 1 и 2 этой статьи. Ее своеобразие состоит в наличии признака устойчивости, означающего, что участников (чле­нов) организованной группы объединяет цель совместного совершения, как правило, многочисленных преступлений (как тождественных, так и разнородных) в течение продолжительного времени. Такая группа мо­жет состоять и из двух лиц, заранее объединившихся для совершения од­ного или нескольких преступлений, однако по общему правилу у нее имеется руководитель (организатор). Участники группы, как правило, тщательно планируют и подготавливают совершение преступлений (если одного, то наиболее опасного и с еще большей основательностью), рас­пределяют между собой роли при подготовке к преступлению и его со­вершении. На эти характерные черты организованной группы указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 декабря 2002 г.3

Необходимо подчеркнуть, что для организованной группы характе­рен не просто сговор ее участников (членов) на совершение одного или

1 БВС РФ. 2002. №4. С. 10-11.

2 См.: БВС РСФСР. 1991. №6. С. 9.

3 БВС РФ. 2003. № 2. С. 5.


нескольких преступлений, но более тесное их объединение, свидетельст­вующее о профессионализме соучастников1.

Участники организованной группы могут являться исполнителями совершаемых ею преступлений или не принимать непосредственного участия в них, выступая в качестве организаторов и пособников. Однако такое техническое распределение ролей не влияет на юридическую оцен­ку их действий. Все участники организованной группы в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК признаются исполнителями и несут ответственность за совершенное преступление по статье Особенной части без ссылки на ст. 33 УК.

Наиболее сложной (и опасной) формой соучастия признается пре­ступное сообщество {преступная организация), т. е. сплоченная организо­ванная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо представляющая собой объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ч. 4 ст. 35 УК). Таким образом, отличительными признаками преступного сообщества (пре­ступной организации) выступают: а) значительно более высокая, нежели в организованной группе, степень устойчивости и сплоченности ее чле­нов; б) гораздо более сложная внутренняя структура; в) направленность (цель) на совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Кроме того, во главе преступного сообщества, как правило, находится автори­тетное в преступной среде лицо (организатор, руководитель).

Объединение организованных групп, созданное в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений, — это преступное сообщество, состоящее из относительно автономных устойчивых групп, которые спе­циально созданы в качестве его структурных подразделений или возник­ли в разное время, но затем были объединены под единым руководством. Вполне очевидно, что такое преступное сообщество не может состоять из двух-трех лиц, а должно насчитывать гораздо большее количество участ­ников (членов). Точно так же преступная организация не может состоять из минимально необходимого для соучастия количества (двух) лиц, а должна объединять в своем составе значительно большее число участ­ников.

Учитывая повышенную опасность преступного сообщества (пре­ступной организации), само по себе создание такого рода объединения, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и усло­вий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (равно как и руководство ими) по ч. 1 ст. 210 УК признается самостоятельным окон­ченным преступлением.

Согласно ч. 5 ст. 35 УК лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит ответственности как за их организацию или руководство ими в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, так и за все совершенные указанными сообществами преступления, которые ох­ватывались его умыслом. Так, в Особенной части установлена ответст-

! См.: БВС РФ. 2001. № 10. С. 17.



Глава 11. Соучастие в преступлении


§ 4. Ответственность соучастников




венность за создание и руководство бандой, т. е. устойчивой вооружен­ной группой, имеющей целью нападение на граждан или организации (ст. 209 УК), а также за организацию объединения, посягающего на лич­ность и права граждан (ст. 239 УК), организацию экстремистского сооб­щества (ст. 282' УК).

«Другие участники организованной группы или преступного сооб­щества (преступной организации)», о которых сказано в ч. 5 ст. 35 УК, -это лица, принимающие непосредственное участие в совершаемых эти­ми формированиями преступлениях или выполняющие иные активные действия в интересах группы (сообщества, организации), например фи­нансирование, материальное обеспечение, снабжение оружием, подыс­кание объектов для нападения. Они подлежат ответственности как за участие в организованной группе (преступном сообществе) в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК, так и за преступления, в подготовке и совершении которых они участвовали: по ч. 2 ст. 209 УК - за участие в банде, по ч. 2 ст. 210 УК - за участие в пре­ступном сообществе (преступной организации), по ч. 2 ст. 239 и ч. 2 ст. 2821 УК — за участие в указанных объединении и экстремистском со­обществе без ссылки на статьи Общей части Кодекса.

Разовое выполнение пособнических действий лицами, не дававшими согласия на вхождение в организованную группу или преступное сооб­щество (преступную организацию), например предоставление транспор­та, сокрытие похищенного имущества, не образует участия в них, а рас­сматривается как пособничество в конкретном преступлении и влечет ответственность со ссылкой на ст. 33 УК.

Как показывает судебная практика, наиболее часто преступные сооб­щества (преступные организации) создаются для совершения корыстных преступлений (хищений)1.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...