Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство эпохи палеолита



(35—10 тыс. до н. э.)

Древнекаменный век, или палеолит — начальный и самый длительный период в истории человечества, в развитии которого можно проследить ряд этапов: древний или нижний палеолит (до 150 тысячелетий до н. э.) средний палеолит (150—35.. тысячелетия до н. э.) и верхний, или поздний палеолит (35—10 тысячелетиядо н. э.)

Поздний палеолит — наиболее важный для изучения искусств этап, так как в этовремя окончательно сложилась родовая организация, появилась изобразительная деятельность. Это время рождения первых религиозных воззрений: магии, тотемизма и анимистический представлений. В эту минуту жил непосредственный предок современного человека – кроманьонец.

Поздний палеолит делится на периоды, соответвующие поступательному развитию культуры: Ориньяк-Солютрейский (35-20 тысячелетия до н.э.) и Мадлен (20-10 тысячелетия до н.э.).

Овладев в предшествующие периоды техникой изготовления примитивных ка­менных орудий, человек позднего палео­лита, совершенствуя навыки, создавал орудия труда все более разнообразными и законченными по форме. Он уже жил не только в созданных природой убежищах, а научился строить из разного материала (дерева, костей, камня) наземные жили­ща. Наш далекий предок умел уже обра­батывать шкуры животных и делать из них одежду, защищая себя от холода. Сплочение родового коллектива позднего палеолита позволило вести сложную за­гонную охоту на крупных животных, что было значительным завоеванием человече­ства.

Самым большим успехом в духовной жизни людей этого времени было появле­ние первых и еще очень робких шагов в области изобразительного искусства, па­мятники которого относятся к началу ориньякской эпохи.

Но еще в эпоху среднего палеолита че­ловек создавал предметы, связанные с ду­ховными потребностями. Это небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными пятнами или с выдолбленны­ми чашечками, расположенными в стро­гом порядке, найдены они в пещере Ля-Фераси во Франции. Не следует переоце­нивать значение этих предметов, но они несомненно свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.

В начале позднего палеолита появляют­ся гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремне­вым резцом; иногда рисовали просто паль­цем на мягком, наносном слое глины на стенах пещеры. Краска наносилась, види­мо, какими-то примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосред­ственно рукой. Первобытный художник пользовался минеральными красками, са­жей, мергелем. В его распоряжении были все оттенки охры — желтой, красной, тем­но-коричневой. Охру (окись марганца) сперва находили и использовали в нату­ральном виде, позже научились приготов­лять, пережигая железную руду. Краска растиралась на животном жире, смешива­лась с медом или соком растений Круглая скульптура создавалась из мяг­ких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Рельеф, выре­зался на отдельных камнях или на стенах пещеры, где нередко использовались есте­ственные поверхности скалы, напоминаю­щие очертания животных. Еще ранее пер­вобытный художник создавал натураль­ный макет из шкуры и кожи убитых им животных.

Почти все сюжеты посвящены живот­ным, на которых человек охотился. Это изображения оленя, мамонта, быка, бизо­на, лошади, медведя, льва. Кроме живот­ных, в искусстве палеолита встречается изображение человека, преимущественно женщины. Бели изображения на стенах и потолках пещеры иногда достигают нату­ральной величины, то круглая скульптура делается небольших размеров.

Очень часто настенные росписи создава­лись в труднодоступных местах пещеры. Такая пещера редко использовалась под жилье. Это может свидетельствовать о том, что эти изображения были связаны с опре­деленными обрядами, имевшими важное значение для первобытного человека. Трудно предположить, что любой член коллектива мог создавать рисунки, скуль­птуры зверя; вероятно, уже в эту эпоху выделяются отдельные индивидуумы с врожденными способностями к творчест­ву, что дает нам право условно называть их художниками.

Основным районом распространения на­стенной живописи палеолита можно счи­тать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири преимущественно бытовала мелкая пла­стика, так называемое мобильное искусст­во. И только на Урале в Каповой пещере сравнительно недавно обнаружены роспи­си эпохи Мадлен. Другие районы расселе­ния палеолитического человека изучены еще недостаточно хорошо.

Ориньяк Солютрейский период (35— 20 тысячелетия до н. э.). Первым стремле-нием что-то изобразить можно считать зигзагообразные полосы на слое глины на стенах пещеры. Полосы эти перекрывают друг друга и, образуя клубки, производят впечатление случайно проведенных пря­мо рукой по глине. Но для нас они ценны прежде всего тем, что являются, самой первой в истории человечества попыткой что-то запечатлеть.

К такого же рода попыткам можно отне­сти отпечатки рук на стенах пещеры. Краской намазывалась кисть руки и прикладывалась к поверхности или прило­женная рука просто обводилась по конту­ру краской, и изображение заключалось в круг. Последнее обстоятельство свидетель­ствует о том, что это не случайные отпе­чатки, а изображения, имеющие магиче­ский смысл.

Первые же рисунки животных настоль­ко несовершенны, что почти невозможно узнать их породу. Неясно обозначены го­лова и ноги, пропорции не соблюдены сов­сем, линия робкая, неуверенная. Но в кон­це эпохи рисунки делаются более реаль­ными, становится возможным различить, какое именно животное хотел изобразить художник, так как уже нарисованы морда зверя, рога, копыта, иногда обозначена шерсть. Однако автору пропорции еще удаются плохо, например в рисунке на глине из пещеры Сайта-Изабель в Испании. Среди гравированных рисунков этого времени встречаются изображения людей в масках. Звериные маски охотники наде­вали, видимо, для религиозных обрядов, магических танцев, а может быть, и для участия в самой охоте, маскируясь под животное.

Возможно, что у людей времени Ориньяк были уже какие-то своеобразные, как бы театрализованные представления, носящие магический характер, но в то же время играющие и практическую роль, являясь как бы своеобразной репетицией перед охотой.

В этот же период создаются произведе­ния круглой скульптуры из мягких пород камня и кости, всегда небольшого разме­ра — 5—10 см. Кроме животных, в пласти­ке этого времени встречаются изображе­ния женщин, воспроизведенных почти всегда по одному и тому же общему прин­ципу. Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица (за редким исклю­чением), но зато резко подчеркнуты при­знаки женщины-матери. Образ матери-прародительницы и в жизни и в творчест­ве эпохи матриархата играл огромную роль. Женские статуэтки встречаются во многих местах, где жил человек позднего палеолита. Несмотря на малые размеры, все эти фигурки полны внутренней силы, отличаются монументальностью и четким конструктивным построением. Эти качест­ва характерны для скульптур, найденных в Западной Европе. Самой знаменитой считается так называемая Венера Виллендорфская (Вена, Естественно-историче­ский музей).

Отсутствие черт лица в женских изо­бражениях происходит не от невнима­тельности или неумения, а скорее от за­дачи, которая выполнялась художником. Черты лица просто были не нужны. В от­дельных случаях делалось это достаточно выразительно. Пользуясь весьма скупыми средствами, мастер сумел верно передать в голове из Брассемпуй (Париж, музей Сен-Жермен) облик молодой девушки. Го­лова женщины из Дольных Вестониц (Брно, Моравский музей) —это не вооб­ще лицо, а определенное с достаточной степенью индивидуальности изображение. Со временем расширяется и углубляет­ся образное познание окружающего мира, особенно представление о животном ми­ре, который и в этот период остается ос­новной темой творчества. Фигура живот­ного рисуется теперь более уверенной ли­нией, контур делается четче, пропорции правильнее. Появляется штриховка, от­крывшая возможность перехода от плоского контурного рисунка к более объемному изображению, что можно видеть в рисунке головы лани из пещеры Кастильо (Испания). Постигается выразительная возможность красочной линии — голова оленя, пещера Фон-де-Гом (Франция). Встречаются попытки показать животное в различных позах. К концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значи­тельный успех. Рисунки, датируемые этим временем, обнаружены были в пещерах Франции (Нио, Ляско, Фон-де-Гом) и Испании (Дела-Пенья, Пасегья).

Мадлен. (20—10 тысячелетия до н. э.). Наивысший расцвет искусства палеолита падает на период Мадлен. Животные оста­ются главной темой, но изображаются они почти всегда в разных позах, иногда в дви­жении.

Лучшие рисунки этого времени пока­зывают животных пасущимися, лежащи­ми, бегущими, дерущимися.

Бели в период Ориньяк-Солютрейский краски служили только для обведения контура и для заливки отдельных частей, то в период Мадлен краской покрывается все изображение целиком, и постепенно от одноцветной росписи художник переходит к двум, а то и трем цветам различной силы тона, интенсивности.

Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де-Гом, Ляско, Руфиньяк) передают животных почти в натуральную величину с поразительной жизненной убе­дительностью.

Как упоминалось выше, палеолитиче­ская живопись на территории СССР была обнаружена лишь в Каповой пещере на Урале. Здесь была употреблена только одна красная краска. Изображения мамон­та и лошади выглядят объемно, живо и правдоподобно.

Все животные в эпоху палеолита, как правило, изображены изолированно, не связанными между собой композиционно. Лишь к концу эпохи Мадлен видна попыт­ка группировать фигуры зверей, объеди­няя их в один сюжет. К лучшим памят­никам такого характера относятся изобра­жения группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота около Тейжа (Фран­ция) и табуна лошадей из грота Шаффо (Франция). В способе передачи массы животных виден определенный прием, показывающий умение синтезировать свои впечатления, отбирать главное. Так, на­пример, стадо оленей из грота около Тейжа изображено таким образам, что силуэ­том очерчены лишь первые и последние животные, вея же основная масса живот­ных дана много раз повторенными черточ­ками ног и изогнутыми линиями рогов, что хорошо передает впечатление движения большого стада.

В эпоху Мадлен получают дальнейшее развитие круглая скульптура и рельеф. Последний становится выразительнее и большего размера.

В Восточной Европе и в Сибири в это время широкое распространение получила мелкая пластика из камня и кости. Кроме большого числа женских статуэток, свое­образно и выразительно решенных (Костенки, Гагарино, Авдеево; в Сибири -Мальта, Буреть), здесь обнаружено много изображений животных, а также и птиц (Мезино на Украине, Мальта в Сибири). Например, фигурки из Мезино представ­ляют, видимо, какую-то хищную птицу с маленькой головой, плотно прижатыми крыльями и длинным хвостом (Киев, Исторический музей Украинской ССР). Гравированные полосы на хвосте несо­мненно обозначают оперение, орнамент, покрывающий туловище, имеет геометри­ческий линейный рисунок, напоминающий меандр. Подобный орнамент покрывает ко­стяной браслет, найденный на этой же стоянке (Киев, Исторический музей Укра­инской ССР). Первобытный мастер уве­ренно нанес сложный узор на широкую костяную пластинку, учтя ее формы и размер. Орнаментальные полосы строго и четко прочерченных зигзагов органически переходят в квадраты меандров.

Костяной браслет, имеющий определен­ные, сознательно выбранные пропорции и тонкий рисунок, хорошо гармонирующий с заданной плоскостью, представляет со­бой несомненно единое художественное

целое. Орнаментальный рисунок на пла­стинке—это графическое выражение ка­ких-то идей, мыслей, общих представле­ний, которые переданы с соблюдением оп­ределенных, уже сложившихся эстетиче­ских норм. Кроме того, мезинский орнамент свидетельствует о хорошо усвоенных чело­веком количественных и пространствен­ных соотношениях, без которых не могли формироваться и выразительные приемы. Искусство позднего палеолита — это путь упорных поисков правдивой переда­чи животных как основной, интересую­щей человека темы. От едва намеченных непропорциональных контуров каких-то зверей эпохи Ориньяк он перешел к кра­сочному изображению полных жизни и экспрессии животных эпохи Мадлен — вершины палеолитического реализма.

Одной из особенностей искусства палео­лита можно считать умение человека ка­менного века отобрать главное, выделить основные детали, характеризующие наи­более полно объект изображения. Перво­бытный художник не только умеет просто выделить нужное, но и вырабатывает в своей творческой практике основные, пусть еще очень примитивные и упрощен­ные, однако выразительные приемы. В предметах, им созданных, ощущаются гармония, симметрия, ритм; он умеет соз­давать нужную ему форму, знает специфи­ческие возможности краски, может раз­местить рисунок на заданной поверхности.

Все эти достижения и завоевания перво­бытного художника найдут свою реализа­цию в искусстве следующих эпох.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА (10—6 тыс» до н. э.)

Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (10—6 тысячелетия до н. э.), ко­торый совпадает с установлением на зем­ном шаре после таяния ледников совре­менной геологической эпохи.

В жизни человеческого общества прои­зошли перемены. Люди начали группиро­ваться в небольшие коллективы, обладав­шие большей подвижностью и могущие осваивать значительную территорию. Иными, более эффективными становились орудия с использованием кремневых вкла­дышей — микролитов. Они невелики по размеру, но требовали значительно боль­шего умения в обращении. Были изобре­тены лук и стрелы, что чрезвычайно об­легчило охоту.

В их распоряжении появилась деревян­ная утварь, плетенные из лыка, камыша корзины и сумки. Человек, видимо, на­учился вязать или плести ткани и рыбо­ловные сети. Он создал лодку —первое средство передвижения.

Происходило дальнейшее укрепление и развитие родовой организации, о чем гово­рит появление родовых могильников. По­койного сопровождает гораздо большее количество вещей.

Все вышесказанное является показате­лем более глубокого освоения человеком

природы, осознания им действительности, более сложного развития процесса мыш­ления. Расширился диапазон наблюдений, обогатился опыт, увеличилось умение, возросли потребности людей. Все это не могло не сказаться на творческой деятель­ности человека. Изобразительное искусст­во мезолита претерпело значительные из­менения. Изображение животного, даже очень хорошо воспроизведенного, во всей полноте жизненной правды, не может уже передать всех мыслей и чувств человека мезолита.

Искусство этой эпохи продолжает раз­виваться как в Европе, так и повсюду. Наиболее яркие памятники обнаружены „на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе и в Средней Азии. Во всех этих местах, чаще на открытых скалах, встречаются красочные и гравиро­ванные небольшого размера изображения животных и людей. Краской, преимущест­венно темно-красной или черной, наносил­ся сплошной силуэт фигур, как, например, в сцене охоты из Альпера (Восточная Ис­пания).

В гравированных рисунках линия вос­производит лишь общий контур объекта, но сила выразительности образного реше­ния не теряется, так как все сосредоточи­вается на передаче экспрессии движения персонажей, которые теперь являются участниками многофигурных сцен: сцен охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т. д. В отли­чие от палеолита в мезолитических роспи­сях главенствующее положение начинает занимать человек, его действия. Теперь художник старается не столько добиться внешнего сходства, сколько показать вну­тренний смысл происходящего, как в сце­не танцующих женщин из Когула (Испа­ния). Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее. Ви­димо, прежде всего было важно изобра­зить действие человека, показать, как он бежит, стреляет, борется, танцует. Подчас фигура человека, данная одними штриха­ми, передает лишь схему движения, что хорошо видно в сцене сражения лучников на скале Вал л торта в Восточной Испании.

Если изображения животного и челове­ка эпохи мезолита внешне менее правдопо­добны, чем в предыдущий период, то это говорит не о падении мастерства перво­бытного художника, а об изменении задач искусства.

Создание динамичных многофигурных сюжетных сцен свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действи­тельности в сознании человека, о возрос­шем познавательном значении творчества, что потребовало новых выразительных приемов.

На территории СССР наиболее интерес­ные памятники этой эпохи обнаружены в Азербайджане (Кобыстан) и в Средней Азии (Фергана). В Кобыстане на откры­тых горных склонах многие тысячелетия сперва охотники, потом скотоводы оставляли свои рисунки, среди которых изобра-жения мезолитического времени можно считать наиболее выразительными. Перед зрителями проходят вереницы животных и охотников, переданных весьма суммар­но, даже условно-схематично. Последнее касается в большей степени человеческих фигур. Характерно то, что первобытный охотник главное свое внимание направлял на передачу смысла сцены изображения, сюжет раскрывается прежде всего пока­зом динамичного движения фигур. В Кобыстане и Фергане, как и в древней Испа­нии, можно найти стреляющих в быков охотников, бегущих и танцующих людей и даже целые хороводы. Впечатление движения часто создается ритмичным по­вторением одинаковых силуэтов фигур человека.

Искусство рассматриваемого периода может быть сравнено с творчеством буш­менов, обитающих ныне на юге Африки. Бушмены - первобытные охотничьи пле­мена, живущие в чрезвычайно трудных условиях пустыни Калахари,—создали удивительные наскальные росписи. Эти сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень разнообразны, динамичны и интересны по сюжету. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько ус­ловна, но многие изображения животных отличаются удивительно верной переда­чей натуры.

Искусство мезолита, несомненно, можно считать дальнейшим шагом вперед по пу­ти освоения, объяснения и раскрытия яв­лений действительности. Стремясь закре­пить понятое и увиденное, он нашел и на­чал применять новые художественные средства.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4725 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...