Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(приблизительно с 3000 по 2800 гг. до н. э.)
Время так называемого Раннего царства—это период существования в Египте первого, еще весьма непрочного объединения всех его областей (номов) в одно государство со столицей в северной половине страны в городе Мемфисе. К началу 3 тысячелетия до н. э. и другие наиболее крупные поселения так расширились, что превратились в города, являвшиеся экономическими, ремесленными и торговыми центрами. Самыми значительными городами стали: на севере, кроме Мемфиса, резиденция правителей — город Танис и город Буто, а на юге страны город Нехен (античный Иераконполь).
В период правления фараонов I и II династий, когда оформилось первоначально примитивное рабовладельческое общество, «патриархальное» рабство, при котором рабы формально считались как бы членами патриархальных семей, уже сочеталось с угнетением всех земледельцев и скотоводов — членов сельских общин. Чтобы укрепить свое экономическое положение, фараоны строили по всей стране обширную сеть каналов для искусственного орошения принадлежавших им земель.
Период Раннего царства очень важен для истории искусства потому, что именно в это время во всех сферах творчества — архитектуре и изобразительном искусстве — произошло закрепление образных и изобразительных норм и средств, многие из которых появились еще в предыдущий, додинастический период. Это и официальная культовая канонизация изображений и профессиональное, творческое усовершенствование приемов мастерства.
Архитектура Раннего царства. Дома бедняков в эту эпоху строили, как и раньше, из тростника и глины, дома богатых людей -т из дерева и сырцового кирпича. Дворцы и богатые дома были ограждены стенами из кирпича-сырца, укрепленными и декорированными плоскими прямоугольными в плане выступами, так называемыми лопатками. По целому ряду косвенных свидетельств, например по изображениям на некоторых памятниках искусства, удается восстановить четко выраженную конструкцию дворцовых сооружений из скрепленных между собой вертикальных и горизонтальных стволов или стеблей тростника. Такой дворцовый фасад воспроизведен в рельефе на известняковой стеле царя I династии Джета (найдена в Абидосе, около 3000 г. до н. э., Париж, Лувр). В виде своеобразной модели дворца аналогичной конструкции выполнен саркофаг царя IV династии Микерина (Менкаура, 27 в. до н. э.).
В архитектурном облике гробниц царей и крупнейших вельмож Раннего царства закрепилась форма сооружения из кирпича и камня, включающего подземную и надземную части. Надземная часть была в плане прямоугольна, с наклонным профилем стен. В ней устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего. Позднейшее арабское название этих построек — масштаба (скамья) — вошло в науку. В северной и южной частях страны — в некрополях баккара, Абидоса и Негады подобные сооружения сохранились в большом количестве. Боковые стороны этих гробниц декорированы лопатками. Чем значительнее по положению в обществе, а следовательно, и богаче был похороненный, тем обширнее масштаба, тем больше в них помещений, кладовых: от одной — трех до сорока пяти, как, например, в гробнице главного приближенного одного из царей I династии визиря по имени Хемак. Кроме того, строили и гробницы наземного типа. Характерна гробница фараона Менеса в Негаде (около 3000 г. до н. э.). Наконец, при гробницах началу строить заупокойные храмы, то есть помещения для совершения в них обрядов, посвященных погребенному. В заупокойные храмы, очевидно, регулярно приносили дары в виде пищи и питья, обеспечивавшие, по религиозным представлениям, «вечную жизнь» погребенного, «вечное существование» в ином мире.
Скульптура Раннего царства представлена статуями и статуэтками богов, царей, знатных лиц, слуг, служанок и пленных. Почти все они найдены в тайниках храмов. Выполняли их в этот период из известняка, гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота.
Исполнение царских изображений очень рано было подчинено определенным правилам, канонизировано. Их выполняли обобщенными объемами. Придавали им спокойные, статичные позы, в связи с их религиозным, ритуальными, назначением обобщающих торжественных символов высшей власти в г6сударствед Типична, например, статуя фараона конца II династии Хасехема (начало 3 тысячелетия до н. э., Каир, Египетский музей), изображающая его в плотно окутывающем тело коротком плаще. Это изображение связано с праздником хеб-сед — «возрождения» состарившегося или больного царя для обеспечения плодородия всей страны.
Однако в наиболее талантливо выполненных скульптурах еще сохраняется живая непосредственность при передаче образа. Очень выразительна в этом отношении костяная статуэтка царя из Абидоса (Лондон, Британский музей). Характерны и статуэтки слуг, служанок, пленных, имевшие культовое назначение, сделанные в позах, типичных при исполнении разных работ. Эта особенность также появилась и была канонизирована в связи со своеобразием древнеегипетского культа. Существовало представление о том, что души умерших, так называемые «ка», переселяются в их изображения, оживляя скульптуры, позволяя им, таким образом, вечно продолжать земное дело каждого. Различен характер мастерства в передаче персонажей. Но и в этой группе статуэток господствует тот же, что ив изображениях" богов и царей, основной принцип воплощения образов при помощи обобщенных объемов и лаконичных силуэтов. Аналогична трактовка и скульптурных изображений животных, которых считали воплощением различных богов. Примером может служить алебастровая статуя павиана и с именем Нармера (около 3000 г. до н. э., Берлин, Государственные музеи).
В рельефах и росписях Раннего царства тоже произошла канонизация приемов передачи определенных сцен и отдельных фигур, имевших ритуальный смысл. Были закреплены и те нормы, которые уже оформились в изображениях на плите Нармера. Таковы, например, композиции с фараоном, убивающим врага; с владельцем гробницы, пирующим за столом с жертвенной пищей или ловящим птиц сетями; с изображением собаки, перегрызающей горло антилопе.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!