Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модернизм в русской литературе



Тема 6-7. Символизм как литературное направление

Исторические и художественные координаты новой эпохи. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Школа западноевропейского символизма и её влияние на символизм в России. Этапы развития русского символизма. «Старшие» и «младшие» символисты. Журналы символистов. Проблема «народа и интеллигенции». «Соловьёвство» и «теургия». Кризис символизма.

Д.С. Мережковский (1865 -1941). Лирика 1880-х годов. Влияние романтической поэзии, Ш. Бодлера, Э. По. Сборники «Символы», «Новые стихотворения». Активизация религиозных исканий и охлаждения к утилитарной идеологии. Романная трилогия «Христос и Антихрист» - «Смерть богов. Юлиан Отступник»; «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»; «Антихрист (Пётр и Алексей»)». Историософия Мережковского. Переосмысление западноевропейской традиции (ницшеанской критики христианского аскетизма, эсхатологической историософии Ибсена, античных и средневековых учений, возвещавших грядущий синтез мировых религий). Критика Мережковского. Историческая трилогия «Павел I», «Александр I»; «14декабря». Мережковский после 1917 года.

Фёдор Сологуб (1863-1927). Раннее творчество. Влияние французских символистов и философии А. Шопенгауэра. Роман «Тяжёлые сны». Социальная проблематика. «Меонический подтекст» романа. Лирика 1892-1904 годов. Тема одержимости жизнью и смертью (хаосом и злом) и её преодоления. Роман «Мелкий бес». Метаисторический смысл романа и его символическая многозначность. Сборники «Родине» и «Пламенный круг». Парадоксальное сочетание «лирики» и «иронии». Неоднозначность оценок творчества Сологуба современниками. Последний период творчества (1914-1927). Изменение творческой направленности: от «растекающейся цельности» дионисийства к аполлоническому искусству.

К.Д. Бальмонт (1867-1942). Начало пути. Труды переводчика. Сборник «Горящие здания». Новая концепция слова: поэтический импрессионизм. Поэтизация жизни как мечты, взгляд на мир сквозь призму лирического «я». Поиск таинственных соответствий между явлениями внешней жизни и неуловимых движений души. Новаторство стиха. От эксперимента – к штампу. «Женственная» лирика, или поэзия мгновения. Творчество середины 1900-1910 годов.

В.Я. Брюсов (1873-1924). Раннее творчество. Увлечение французскими символистами. Выпуск альманаха «Русские символисты». Сотворение особого поэтического мира и неполная определённость изображаемого. Книги «Это – я» и «Me eum esse». Обретение поэтики. Брюсов – строитель литературы. Защита суверенности искусства. «Tertia Vigilia» -первая книга нового века. «Urbi et Orbi». Новый тип структуры книги. «Апокалипсическое» стихотворение «Конь блед». Отношение поэта к революции. Статья «Свобода слова». Прозаическое творчество Брюсова. Критическая и редакторская деятельность 1910-х годов. Развитие эстетических взглядов. Поиски новой поэтики: «Зеркало теней» и «Сны человечества». Жизненный слом и поэтический кризис. Первая мировая война и революции. Поэтическое творчество 1918-1919 годов. Перевод как собственное высказывание.

И.Ф. Анненский (1855 -1909). Личность поэта. Философские и эстетические основы творчества. Особенности лиризма. Ирония и рефлексия. «Поэзия совести» и формы её выражения. Импрессионистичность стиля. Мистическая символика. Античность в мире Анненского. Драматургия. Роль лирического начала в пьесах. Герой и конфликт. Психологизм пьес. Символика сна, цвета и света в поэтике пьес. Своеобразие неомифологизма Анненского. Художественная критика и переводческая деятельность поэта.

А.А. Блок (1880-1921). Детство. Семья. Первые стихотворения. Влияние поэтической традиции. Юность. «Встреча» с философией Соловьёва. «Стихи о Прекрасной даме». Мотив земного воплощения Вечной Женственности, многослойность смыслов и прочтений «Стихов…». Блок в 1905-1909 годы. Драма «Балаганчик». Цикл стихов «Снежная маска». Мотив слияния со стихией. Цикл «На поле Куликовом»: проблема соотношения «вечного», «исторического» и «современного» планов. Проза Блока в 1907 – 1910 годах. Символы-категории прозы Блока. Доклад «О современном состоянии русского символизма» – черта под историей развития символизма как школы. Блок в 1910-1916 годы. Поэма «Возмездие». Блок в 1917-1921 годах. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать». Множественность интерпретаций текста. Символический образ Христа в финале поэмы. Ритмическое разнообразие. Перекличка со стихотворением Пушкина «Бесы». Стихотворение «Скифы»: тема отношений Запада и Востока, культуры и цивилизации.

Андрей Белый (1880- 1934). «Долитературное» творчество. «Симфонии». Философские и эстетические принципы. Белый в 1904-1908 годах. «Пепел» и «Урна». Романы «Серебряный голубь» и «Петербург». Тема России в романах, многообразие символических смыслов. Белый после 1917года.

Вячеслав Иванов (1866-1949). «Башенные среды» Иванова. Сборник «Кормчие звёзды». Особый ряд символической образности, разнообразие стихотворных размеров. Вяч. Иванов как теоретик символизма. Сборник «Прозрачность»: процесс перехода от индивидуалистического сознания к всенародной общности, дионисийская тема любви. «Cor Ardens»: мифологема умирающего-воскресающего божества, эротические мотивы сборника. Поэмы Вяч. Иванова – итог размышлений о пути духовного поиска человека и человечества. Сборник «Нежная тайна». Книга «Переписка из двух углов»: размышления о путях культуры, её связи с религией, отклик на пролетарскую революцию.

Тема 8. Акмеизм как литературное направление.

История возникновения и развития акмеизма. Акмеизм как «Цех поэтов». Акмеистические манифесты. Левое крыло акмеизма. Раннее творчество Ахматовой. Раннее творчество Мандельштама. Творчество Н.С. Гумилёва.

Н.С. Гумилёв (1886-1921). Влияние романтизма на формирование личности и творчества Н.С. Гумилёва. Увлечение философией Ф. Ницше. Раннее творчество: отсутствие лирического переживания, стремление к описательности, оттачивание внешней формы. Деятельность Гумилёва в «Цехе поэтов». Сборники «Колчан», «Костёр», «Огненный столп»: наполнение слово новым смыслом.

Тема 9. Футуризм как литературное направление.

Футуризм как часть общего авангардного направления начала века. Внутренняя раздробленность и неоднородность. Хронологические рамки. Контексты футуризма. Влияние итальянского футуризма и русского символизма. Кубофутуризм: группа «Гилея». Творчество Велимира Хлебникова, Д. Бурлюка. Б. Лившица, Н. Бурлюка. В. Каменского. В. Маяковского. А. Кручёных. Синтез искусств: кубофутуристический театр, кубофутуристическая книга. Эгофутуризм. Творчество И. Северянина. «Мезонин поэзии». Группа «Центрифуга». Раннее творчество Б. Пастернака, Н. Асеева. Футуризм в годы революции. Наследие футуризма.

Велемир Хлебников (1885-1922). Биография. Хлебников и футуризм. Языковые теории, словесные эксперименты. Спорность жанровых определений текстов Хлебникова. Стихотворение «Заклятие смехом» - вершина словотворчества поэта. Поэмы и драмы Хлебникова. Особенности прозы. Поэма «Ладомир»: описание мира универсальной гармонии.

В.В.Маяковский (1893-1930). Стихотворения «А вы могли бы?», «Вам!», «Послушайте»: тематика, основные образы, ритмическое разнообразие. Реформа рифм. Поэма «Облако в штанах»: бунт против обывательской эстетики и морали, проникновенный лиризм поэмы, неожиданные образы и метафоры. Отношение Маяковского к классическому наследию.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1131 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...