Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Эпоха модернизма: вопросы межлитературных связей



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эпоха модернизма: вопросы межлитературных связей

Направление подготовки

032700 – Филология

Магистерская программа «История и теория русской литературы»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная

Рязань 2011

1. Цели освоения дисциплины: воссоздать максимально точный социокультурный и историко-литературный контекст ХХ столетия, уделить особое внимание многообразию форм и проявлений модернизма в русской и зарубежной литературе, проблемам генезиса анализируемого явления, его эволюции, выявлению общих закономерностей и национальной специфики.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Курс «Эпоха модернизма: вопросы межлитературных связей» является вариативным для профессиональной подготовки магистра филологии. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов бакалавриата.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать, понимать и глубоко осмысливать философские концепции в области филологии конца XIX - начала XX веков, в выработке научного мировоззрения, знать современную научную парадигму в данной области филологии и динамику её развития, систему методологических принципов и методических приёмов филологического исследования, иметь углублённые знания в области филологии эпохи модернизма;

Уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности, использовать фундаментальные знания по филологии в сфере профессиональной деятельности;

Владеть: основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов эпохи модернизма и коммуникаций, методами и приёмами речевого воздействия в различных сферах коммуникации.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

б) профессиональными(ПК)

- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК-1);

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 часов.

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Модернизм в зарубежной литературе   1-18   Лекц.-10 Практ.-20 Самост. работа-30 Конс.-еженед. Собесед. / Участие в практ.зан. – 1,2,3,4,5,6,7,8,10,11, 12,13,14,15, 17 КР – 9 Реферат – 16 Экзамен - 18
  Модернизм в русской литературе   1-18 Лекц.-8 Практ.-16 Самост. работа-24 Конс.-еженед. Собесед. / Участие в практ.зан. – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 12,14, 15 КР – 8 Реферат – 16 Экзамен - 18

КР- контрольная работа, Л – лекции, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные работы; СР – самостоятельная работа студента.

№ п/п Темы, разделы дисциплины Кол-во часов Компетенции
л/лр/пз/ср Коды компетенций общее кол-во компетенций
  Модернизм в зарубежной литературе 10/0/20/30   ОК-1, 2,5 ПК-1,4    
  Модернизм в русской литературе 8/0/16/24   ОК-1, 2,5 ПК-1,4    

Содержание разделов дисциплины

Введение

Хронологические рамки изучаемого периода, дискуссионность этого вопроса, различные временные подходы в истории зарубежного модернизма и модернизма в России. Внутренняя противоречивость, диалогичность и синтетичность литературного процесса рубежа веков.

Философия и литература. Основные концепции культурфилософской мысли: З. Фрейд и разработка вопросов теории психоанализа; теория «коллективного бессознательного» К. Юнга. Осмысление кризисного самосознания культуры О. Шпенглером («Закат Европы»).

Мировая война 1914 года как важный исторический рубеж и как одна из главных тем в литературе эпохи модернизма.

Поиски нового художественного мышления. Модернизм как художественная система. Новые приемы и средства самовыражения, раскрытия своего «я», психологии своих современников, «поток сознания» как попытка фиксировать движение мысли. Усвоение художественным языком интеллектуального багажа ХХ века, движение от традиционной описательности к стилям условным, символичным, метафорическим, к универсальному языку, базирующемуся на синтезе искусств и всем богатстве культурного опыта. Открытие абсурда как качества реальности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма

1. Модернизм в зарубежной литературе.

Тема 1. Франция

Литература 1910-1945 годов

Исторические и художественные координаты новой эпохи. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Сюрреализм как тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром. Новая технология творчества. Культ бессознательного.

Андре Бретон (1896-1966). «Первый манифест сюрреализма». Протест против логики, стереотипов социального мышления. Утверждение интуиции, спонтанности и непосредственности. Иррациональное конструирование сюрреалистического образа. Понятие «автоматического письма». Создание стихотворения-предмета (стиховещь). Изображение и архетип.

Гийом Аполлинер (1880-1918). Формирование эстетики. Влияние европейской поэтической традиции и новаторство. Идея синтеза искусств. Эффект «удивления» как основной эстетический принцип Г.Аполлинера. Ассоциативность поэтического мышления. Содержательные функции метафоры в сборнике «Алкоголи». Соединение лиричности с сюжетностью и эпичностью. Отсутствие внешней логической последовательности. Параллельное развитие нескольких тем.

Эволюция творчества Луи Арагона (1897-1982) и Поля Элюара (1895-1952).

Марсель Пруст (1871-1922). Влияние импрессионизма и Д. Рескина на формирование эстетики Пруста. Традиции аналитического психологического романа. Пруст и Бергсон. Полемика с натуралистической техникой письма. Тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Трактовка времени и пространтва. Самоценность инстинктивной памяти. Пространство и преобразование литературной перспективы в романе. Культура мыслей. Эмоций. Структура творческой личности. Искусство как высшая ценность в романе и средство преодоления тотальной замкнутости. Структура образа Марселя и приёмы его создания. Отсутствие социальной и исторической детерминированности личности. Подсознание как основная мотивировка поведения героя. Действие и созерцание в романе. Концепция любви. Роль культурно-исторических реминисценций и метафоры в создании образа. Особенности стиля. Пруст и Достоевский. Традиции Пруста в современном социально-психологическом романе.

Тема 2. Германия.

Литература 1910-1945 годов

Социокультурная парадигма периода. Особенности национального менталитета и истории. Ноябрьская буржуазно-демократическая революция и изменение сознания интеллигенции. Влияние философии Ф. Ницше и О. Шопенгауэра на развитие литературы. Осмысление исторического и культурного процесса в книге О. Шпенглера «Закат Европы». Литературная ситуация эпохи. Социальные и философско-эстетические предпосылки формирования экспрессионизма. Отражение кризиса сознания. Пессимистическая настроенность. Эстетика направления. Поиск новых форм художественной изобразительности. Творчество Г. Гейма, Г. Тракля. Динамичность, резкие диссонансы, контраст, гротесковость творчества экспрессионистов. Социальная драма как ведущий жанр экспрессионизма.

Альфред Дёблин (1878-1957). Социально-политическая проблематика романа «Берлин, Александрплац»; экономический кризис, безработица, социальные противоречия. Переосмысление истории. Образ города-спрута. Социальные закономерности в жизни Биберконфа – аутсайдера в обществе. Изображение социального дна. Древнегреческая и библейская мифология в трактовке основных моментов бытия. Экспрессионистическая эстетика. Плакатность романа. Элементы гротеска, гиперболы. Развитие жанра интеллектуального романа. «Гамлет, или долгая ночь подходит к концу» - философская притча о бренности бытия. Трагическая раздвоенность героя. Образ Эдварда Эллисона и комплекс Гамлета. Дом Эллисонов как символ послевоенного общества Западной Европы. Обнажение смысла современной истории через мифологические, библейские и литературные сюжеты. Мотивы одиночества, разобщённости. Метаморфозы бюргерства. Функции вставных новелл и шекспировских аллюзий. Особенности иронии.

Томас Манн (1875-1955). Эволюция писателя. Формирование жанра «интеллектуального романа». Т. Манн и классическая литературная традиция. Категория времени в романах «Лотта в Веймаре» и «Волшебная гора». Осмысление судьбы искусства в ХХ веке. Философия и музыка в романе «Доктор Фаустус». Мифологема Фауста. Интерпретация традиционного сюжета. Леверкюн – синтез двух образов – Фауста и Мефистофеля. Ницшеанские мотивы в трактовке образа Адриана Леверкюна. Концепция болезни и патологии как фактора культуры. Стилистические особенности романа. Образ повествователя. Манн и Достоевский.

Бертольт Брехт (1898-1947). Эстетика Б. Брехта. Основные принципы «эпического театра». Обращение к разуму, а не к эмоциям. Активизация сознания зрителя. Принципы режиссуры и игры актёров. Отсутствие принципа «перевоплощения». Условный тип игры. Разрушение сценической иллюзии. Полемика с К. С. Станиславским. Эффект «очуждения» и принципы его создания. Зонги – концептуальный момент теории Брехта. Эпизация драмы через зонги. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и её дети». Трагическая вина мамаши Кураж – политическая и духовная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж. Брехт и развитие драматургии ХХ века.

Тема 3. Австрия.

Литература 1910-1945 годов

Социокультурная парадигма периода. Особенности национального менталитета и истории. Распад Австро-Венгерской империи. Философские, социологические, эстетические и психологические концепции. Теория З. Фрейда и её влияние на развитие литературы. Национальное самосознание и его отражение в культуре. Становление экспрессионизма в литературе

Райнер Мария Рильке (1875-1926). Формирование философской и эстетической позиции. Ориентация на внутренний мир, самоуглублённость. Влияние нравственного пафоса русской культуры на становление взглядов Рильке. Сборник «Часослов». Социально-этические мотивы в сборнике. Искусство и поэт в мире. Выбор образа странника, отшельника как литературного героя. Поэт и Бог. Этика человечности. Особенности жанровой формы-молитвы, раздумья, заклинанья. Цикл «Новые стихотворения». Ориентация на изображение предметного мира, обнаружение скрытой потенции предметов. Диалектика субъективного и объективного. Формальная структура стихотворений. Статика и динамика в «стихотворении-вещи». Суверенность предмета и его одухотворение. Идея всеобщей взаимосвязи, целостности мира. Тема человеческой обречённости. Утрата цельности мироощущения в цикле «Дуинские элегии». Преодоление трагической раздвоенности в сборнике «Сонеты к Орфею». Рильке и русская поэзия ХХ века.

Франц Кафка (1883-1924). Жанр параболы, притчи в творчестве Кафки. Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования. Изображение трагизма бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными. Основная проблематика – комплекс вины, наказания, оправдания. Персонификация категории отчуждения в образах Г. Замзы, К. Россмана, Иосифа К., землемера К. Новелла «Превращение» - метафора одиночества и отверженности. Абстрагирование черт персонажа. Отсутствие социальной конкретности в изображении действительности. Концепция человека и её реализация в романе «Замок». Абсурд и способы его создания. Философско-этический смысл романа. Социальный критицизм Кафки. Принципы реализации метафоры. Особенности авторской позиции. Проблемы вины и наказания в романе «Процесс». Сквозные семантические лейтмотивы. Особенности поэтики. Кафка и литература ХХ века.

Тема 4. Великобритания.

Литература 1910-1945 годов

Особенности национального менталитета и тип культурного сознания. Основные философские, социологические и эстетические концепции эпохи. Появление и формирование модернистской эстетики. Философская база модернизма. Влияние идей З. Фрейда, К. Юнга на эстетику модернизма. Концепция мира и человека. Мифологизм мышления. Отказ от социальной проблематики. Изображение мира сознания личности. Эксперимент в области формы и поэтики.

Томас Стернз Элиот (1888-1965). Отражение кризиса духа и трагизма бытия в современном мире. Поиски нравственной опоры в вере. Ироническое начало в «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока». Пародийное переосмысление творчества Шекспира, Данте, Донна, Теннисона. Идея синтеза искусств – музыки, поэзии, живописи. «Бесплодная земля» – обобщённый образ западной цивилизации в состоянии кризиса. Ассоциативность образов. Тема смерти, опустошённости, безжизненности. Мифотворчество Элиота. Функции мифов о Святом Граале, Адонисе, Осирисе. Ироничность переосмысления традиционных мифологем. Многообразие аллюзий и поэтических реминисценций. Апокалиптические мотивы в поэме «Полые люди». Отражение религиозно-философского взгляда на мир в поэме «Четыре квартета».

Джеймс Джойс (1882-1941). Эстетические взляды Джойса. Проблемы ирландского самосознания. Ранние произведения «Дублинцы», «Портрет художника в юности». Роман «Улисс». Полифонизм и полисемантизм прозы. Основные темы, идеи, философские, религиозные и эстетические установки. Отсутствие социальной детерминированности в изображении человека. Фундаментальные начала новой модели человека. Универсализация и деперсонализация личности и их отражение в поэтике романа. Образы Л. Блума. С. Дедалуса, Молли. Мифологический универсум романа и парадигмы человеческих отношений. Базовый дискурс – поток сознания. Его строение и основные элементы. Особенности хронотопа романа. Сатира и ирония в романе. Микрокомизм и способы его создания. Особенности использования языковых средств. Богатство лексики. Категория игры в романе. Дж. Джойс и мировая литература.

Вирджиния Вульф (1882-1941). Формирование эстетических взглядов и их отражение в статьях «Современная художественная литература» и «Мистер Беннетт и миссис Браун». Эстетизм В. Вульф. Влияние М. Пруста. Особенности повествовательной техники в романе «Миссис Дэллоуэй». Роль ассоциативного плана в раскрытии образов романа. Особенности сюжетно-композиционного построения. Хронотоп романа. Сюжетные и внесюжетные линии романа. Создание универсальной картины бытия в романах «На маяк», «Волны». Сочетание лирического и драматического в романе «Волны». Диалектика мироощущения и мировосприятия. Этапы эволюции человеческого сознания. Функция цвета и света в романе. Жест и звук, их функциональная роль. Импрессионистическая техника письма. Символы, метафоры и аллегории в прозе. Субъективизация времени и романного пространства, музыкальные принципы композиции романов.

Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930).Философско-эстетические взгляды. Лоуренс и Фрейд. Конфликт естественного, природного и механистической цивилизации. Дух и плоть. Человек как часть природы. Изображение эмоциональной сферы. Культ инстинкта и интуиции. Социально-конкретное и метафизическое в изображении общества и человека. Роль бессознательного, инстинктивного в характеристике персонажей в романе «Сыновья и любовники». Разум и чувство, интеллект и инстинкт. Исповедальный характер романа. Функции автора-повествователя. Способы выражения авторской оценки. Роль контраста в романе. Утопизм естественной жизни. «Любовник леди Чаттерлей» как отражение эстетических и идейных позиций Лоуренса. Целостность мироощущения героев. Концепция «естественного человека». Мужское и женское – притяжение и конфронтация. Любовь и секс. Конкретность видения и романтическая символика. Пантеистическое восприятие мира. Символ и миф. Д.Г. Лоуренс и мировая литература.

Тема 5. США.

Литература 1910-1945 годов

Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала ХХ века. Историческая обстановка и литературно-общественная борьба в США после первой мировой войны. Осмысление распада мира и отчуждения от общества. Индивидуалистический скепсис и поиск новой тональности. Тема самопознания личности.

Уильям Фолкнер (1897-1962). Отражение американского мифа. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Социально-конкретное, национальное и вечное в образе вымышленного округа Йокнапатофы. Интерес к дуализму человеческой души. Проблема преступления и наказания. Мифологема тени. Мотив рока и его содержательные функции. Проблема времени и построение романов Фолкнера. Полифоническая композиция. Ассоциативная техника «потока сознания». Прошлое и настоящее. Природа и цивилизация в романе «Медведь». Образ современности. Динамика творчества в трилогии о Сноупсах. Расширение конкретно-исторического материала в произведениях Фолкнера. Сноупсизм – типология собственнического начала, комплекс разрушительных сил. Образы Флема и Юлы. Особенности повествовательной манеры. Приём «точки зрения». У. Фолкнер и мировая литература.

Эзра Паунд (1885-1972). Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние идей Т.З. Хьюма. Поиски нового изобразительного языка, «точного слова» и «чистого образа». Эстетика «имажизма». Идея целостности культуры. Сборники «Маски», «Старый Китай». Особенности переложения литературных сюжетов. Концепция «идеограмматического метода» и поиски ассоциативного языка поэзии. Концепция «маски». Обновление техники стиха. Отражение кризиса эпохи и сознания в сатирическом цикле «Хью Селвин Моберли». Энциклопедичность и интеллектуализм поэмы «Cantos» Пародийные элементы в «Балладе о Благом Сотоварище». Особенности поэтики.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 652 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...