Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ричард С. Е. Сэндбах 5 страница



Существуют многочисленные определения масонства, но в ритуал включено и известно, по крайней мере, каждому Подмастерью, самое популярное из них: «Масонство – это особая нравственная система, сокрытая пеленой аллегорий и выраженная символами». В XVIII в. в нравственности наставляли ритуальные аллегории, а символы истолковывались посвящаемому в форме наставлений. К сожалению, эти наставления в течение полутора веков не подвергались пересмотру и редакции, а потому в настоящее время практически не используются – разве только во время демонстрационных посвящений. Очень жаль, потому что в наше время, когда человек в силах превратить в рай земной даже самую безжизненную пустыню, мы более, чем когда бы то ни было в прошлые века, испытываем необходимость в откровении и толковании истин, во имя которых мы проводим свои работы и которые лежат в основе нашего нравственного кодекса. Именно поэтому я стремлюсь посвящать эти свои обращения к вам тем или иным символам и аллегориям, которыми изобилует Орден Вольных Каменщиков вообще и степень Царственного Свода в особенности. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас неустанно изучал наш Орден, примечая в нем для себя особенно поучительные и занимательные символы и аллегории; и не стесняйтесь делиться новыми открытиями в этой области со своими сотоварищами. Никто из нас не может позволить себе в наши дни отказываться от сотоварищеской помощи в решении нравственных головоломок, столь часто встречающихся нам на жизненном пути. Внешность обманчива, и как бы человек не стремился это скрыть, в сердце своем он очень часто чувствует себя потерянным и запутавшимся. И в этом случае на помощь ему приходят истинные символы и аллегории, поскольку они предлагают ему целостное учение о непостижимой Вечности в контексте нашего трехмерного мира. Именно на Вечность обращает наше внимание степень Царственного Свода, не стремясь при этом истолковать ее – за этим каждому из нас следует обращаться к учению своей религии.

В этом определении франкмасонства странно то, что практически все изначально придают главное значение опознавательным знакам и символам, хотя они, по сути, не являются частью данного определения и служат просто пояснениями метода преподавания истин нашего Ордена посвящаемым. Основным словосочетанием в данном определении является «нравственная система», и всем нам отлично известно, что основана она на понятиях братской любви, взаимного вспомоществования и Истины, а не на практически повсеместно принятом в окружающем нас мире постулате о преимуществе чьих-либо личного мнения или собственных убеждений над мнениями и убеждениями окружающих. Символы и аллегории – лишь средства наставления в наших истинах, которые воплощаются для посвящаемого в символах, будучи сокрыты пеленой аллегорий. И сейчас мне бы хотелось привлечь ваше внимание именно к этой пелене аллегорий.

Помыслите на миг об открытии, сделанном Спутниками. Они стояли плечом к плечу у края подземной пещеры, стараясь что-то разглядеть в непроницаемой ее тьме, понимая, что необходимо исследовать ее и выяснить, что там внутри, но осознавая также, что неизвестно, какие опасности она таит в своих глубинах. Спускаться в пещеру всем троим сразу было бы глупо; осмотрительность и здравый смысл подсказывали им, что спуститься вниз должен только один, полностью доверившись остальным двоим своим сотоварищам, которые должны были остаться на поверхности. Никто из них троих не желал оставаться на поверхности, осознавая, что «архитектор здания, стоявшего на этом месте ничего не строил, что не было бы исполнено глубокого смысла». Вот они и бросили жребий. Затем один из них спустился в пещеру, приняв должные предосторожности. Поднявшись снова на поверхность, о показал своим спутникам свиток, изучив который, они поняли, что на нем были запечатлены обетования и заповеди Господни роду людскому. Вдохновленный этим открытием, Спутник снова спустился в пещеру (а солнце уже стояло в зените) и увидел в ее центре покрытый пеленой жертвенник, на сторонах которого были начертаны неведомые знаки. Он немедленно понял, что пребывает перед чем-то священным и таинственным. Предрассудки и сомнения определенно заставили его усомниться в том, достоин ли он снять пелены с жертвенника, и нам не известно, скол долго стоял он там в нерешительности, прежде чем дерзнул приблизиться и снять с жертвенника покров, открыв нечто столь сиятельное и святое, что раскрыть это он не решился ни князю народа своего, ни первосвященнику.

Данная легенда определенно очень театральна, однако это ей совершенно не вредит. Однако она настолько захватывает воображение, что содержит в себе угрозу для нас совершенно затеряться в завораживающем повествовании, забыв о том, что первейшая наша задача состоит в том, чтобы усвоить преподаваемые им уроки. Жертвенник был обретен Спутником только в результате долгого и нелегкого странствия в неизвестности; и даже когда Спутник нашел жертвенник, тот был сокрыть пеленой, и от Спутника потребовалось определенное дерзание, дабы по своей доброй воле приподнять покров и узреть сокрытое под ним сокровище.

Слева направо: модель арки (1808 г., капитул Олбани № 151),

современный ритуальный престол

Именно такие аллегории являются истинными сокровищами Ордена Вольных Каменщиков. Если бы его учение состояло только в словах, которые необходимо произнести, и действиях, которые необходимо исполнить перед зрителями, с нетерпением ожидающими чудесного спектакля в совершенстве выученных слов и заученных действий, давно бы уже он был сметен с лица Земли «неумолимой десницей Времени». Именно по этой причине я не устаю подчеркивать, что ритуал – это только способ преподавания истин нашего Ордена, уступка и шаг навстречу кандидату, желающему обрести наставление в них, средство поддержания порядка и торжественности наших собраний; это не цель, а средство достижения цели. Самое главное – это смысл; смысл же передается словами, и именно поэтому наш ритуал следует учить наизусть. Однако будь ритуал Ордена Вольных Каменщиков лишь сочетанием обрядовых слов и действий, без какого-либо сокрытого в них потаенного смысла, мало кто из разумных людей согласился бы сидеть вечер за вечером и следить за повторением одного и того же снова и снова.

Не могу не пояснить, что я не пытаюсь принизить значение ритуала или выразить сомнение в его необходимости. Смысл ритуала должен быть донесен до кандидата в полном объеме, должным порядком, надлежащим образом и в торжественной форме. И наш печатный ритуал отлично описывает, как это надлежит делать. Всевозможные изменения и упрощения редко когда способны улучшить его или (что крайне важно для кандидата) упростить для понимания. Если ритуал плохо выучен исполняющими его офицерами или не должным образом исполнен ими, это может сказаться необратимыми последствиями на кандидата в первый, самый ответственный миг его посвящения, когда он боле всего готов воспринимать и учиться, ибо он в таком случае не понимает смысла происходящего; если смысл произносимых слов, или, по крайней мере, сами слова, не достаточно хорошо выучены офицером, проводящим возвышение, кандидат оказывается не способен даже приблизиться к пелене аллегорий, не то что приподнять ее. Хорошо проведенный ритуал, пусть он и не совершенен в своих формулировках, может послужить источником вдохновения для всякого кандидата и радости – для всех нас; однако даже отлично выученный наизусть ритуал, проведенный без души и понимания, скучен для стороннего наблюдателя и не интересен и не испытующ для того, кому он, в первую очередь, предназначен. И успех или провал проведенного ритуала определяют, в данном случае, не жалобы или похвалы Бывших Принципалов, а их ясность для посвящаемого. Отчасти их успех зависит от самого кандидата, который должен внутренне ощущать, что его наставляют в «нравственной системе», но в гораздо большей степени – от тех, кто его возвышает, поощряя его к дальнейшему изучению символики и философии данной степени, к поднятию покрова, к самостоятельному изучению символов и аллегорий; ведь именно это мы традиционно понимаем под термином «ежедневное совершенствование в постижении масонской науки», - хотя чаще, чем хотелось бы, это означает всего лишь ежедневное перечитывание ритуального сборника. Кое-кто никогда и не пытается приподнять пелену аллегорий; однако в нашем Ордене достаточно и тех, кто полагает, что Орден Вольных Каменщиков – это нечто большее, чем постоянное пустое повторение одних и тех же фраз и действий, кто готов воспользоваться предлагаемой помощью своих сотоварищей, дабы постичь потаенный смысл степеней. Например, хорошей отправной точкой может служить Истолкование табеля первого градуса, и я вам настоятельно его рекомендую, не забывая о том, что наставления степени Царственного Свода рассматривают те же вопросы, что и наставления символических степеней, но только в контексте Вечности.

Сотоварищи, прошу вас всегда ценить жажду знаний, испытываемую столь многими приходящими в масонский Орден! Только размышляя над смыслом ритуала, только толкуя символы и приподнимая пелену аллегорий, подобно первому Спутнику, становимся мы способны утолить эту жажду. И найдя их, вы окажетесь способны не только оказать помощь братьям и сотоварищам своим, но также и извлечете важные уроки для самих себя; изучая истинные нравственные ценности Ордена Вольных Каменщиков, вы тем самым трудитесь во имя его процветания и наставления еще не рожденных на свет поколений.

10. ЕСЛИ ФРАНКМАСОНСТВО НЕ ЕСТЬ РЕЛИГИЯ… (1985)

В 1985 – 1988 гг. главной темой обсуждения в обществе стали взаимоотношения франкмасонства и религии, в особенности христианства. В данном случае, эмоции часто перекрывали факты, ибо многие, если не большинство, франкмасонов, очень любят свой Орден, а наиболее активные христиане, и клирики, и миряне, очень близко к сердцу воспринимают свою веру. Вольные Каменщики – христиане всегда бывали крайне расстроены тем, что они полагали непониманием, а зачастую – и пристрастным истолкованием фактов относительно Царственного Искусства. Посему важно было не только признать существование данных разногласий, но также и то, что все Вольные Каменщики, по крайней мере, должны владеть обеими точками зрения и ни в коем случае не выходить из своих церковных общин, если только настоятель не желает этого. Никогда не наблюдалось отхода братьев от Ордена, даже в таких случаях.

Многие проповедники признавали труд многих Вольных Каменщиков – христиан в их церквах и тот факт, что редко когда Вольного Каменщика просили оставить его религиозную общину в силу его убеждений, и точно также масонские ложи никогда не наблюдали текучесть членства в силу данных факторов. «Потери» членов в моей провинции за время моего руководства ей можно сосчитать по пальцам.

Еще одна проблема состоит в том, что мы можем дать вдовам и всем тем, кому были близки и дороги наши братья и сотоварищи, в особенности те, чья память была опорочена незаконными измышлениями, кто мог подумать, что их мужья или братья были задействованы в незаконном или просто безнравственном предприятии. Единственный способ обрести полное и подлинное понимание состоит в том, чтобы познать ритуалы, практикуемые в нашем круге. Ни в коем случае мы н стремимся убедить в чем-либо наших критиков. Мы никогда ни в чем не убедим людей, предрасположенных к Ордену, однако терпеливое истолкование наших ритуалов могло бы быть полезно обеим сторонам. Именно поэтому было произнесено это обращение.

Время от времени всякое великое общественное движение подвергается нападкам извне. Причины, побуждающие критиков нападать, могут варьироваться, однако в их списке традиционно первые места занимают подозрительность, страх и предубеждение (под каковым я понимаю не только совершенную убежденность в правильности и истинности собственных взглядов, но также и уверенность в неправедности и заблуждении всех прочих); однако сколь необоснованны ни были бы эти нападки, относиться к ним все же следует с определенным уважением, хотя бы потому, что вызваны они искренними убеждениями тех, кто участвует в них. Однако коль скоро атака уже начата, рано или поздно к честным и идейным критикам присоединяются другие, ведомые уже гораздо более низменными мотивами, например, завистью, алчностью или политической ангажированностью; и в таком случае представителям подвергнувшегося нападкам движения легко поддаться этому искусу и начать бороться уже не с обоснованной критикой, а с оголтелым критиканством в духе охоты за ведьмами (ибо именно так оно зачастую выглядит), возможно, выигрывая несколько сражений, но при этом проигрывая войну в целом.

Франкмасонство также не застраховано от подобных нападок, как всем нам отлично известно, и поскольку все мы счастливы своим пребыванием в нашем Братстве, они видятся нам неоправданными и несправедливыми. Однако и нам также следует проводить четкую границу между нападками искренне заблуждающихся критиков и всеми прочими, чтобы хорошо понимать, с чем именно следует бороться. В этой связи мне хотелось бы привести пример совсем недавних нападок на наш Орден, состоявших в том, что франкмасонство якобы не совместимо с религией, или что франкмасонство само по себе является религией, в то время как это не так.

В этом случае нам приходится выступать против тех, кто совершенно искренне полагает, что во франкмасонстве есть нечто не совместимое с теологическими постулатами той или иной их религиозной конфессии, и поэтому к критике с их стороны нам следует относиться серьезно, хотя бы именно в силу искренности их убеждений. Нам необходимо постараться понять, что они говорят, а затем крепко подумать и решить для себя, в чем они правы и в чем – не правы, и если они не правы, почему именно их доводы видятся нам недостаточно обоснованными. Насколько я понимаю, чаще всего их доводы состоят в том, что масонство настолько похоже на религию, что просто не может так быть, чтобы оно не требовало от своих членов веры в Верховное Существо, которое не есть Господь Бог их религии. Они часто утверждают, что мы как Вольные Каменщики поклоняемся какому-то особенному, нашему собственному богу, что, с точки зрения христианина, без сомнения, является ересью; однако нам известно, что это не так. Здесь в доводе происходит смешение понятий религии и нравственности, и я вернусь к этому чуть позже.

Табель капитулярной степени, Оксфордский ритуал, 1884 г.

Так что вы все отлично понимаете, почему я так часто подчеркиваю, что каждый из нас должен отлично представлять себе, что такое Орден Вольных Каменщиков. Мы считаем и не устаем подчеркивать, что его учение не представляет собой какой-то особой и особенной религии. Оно требует от каждого из своих кандидатов исповедания той или иной религии, подразумевающей веру в Верховное Существо, - и ничего более, напротив, от каждого кандидата он требует и после посвящения продолжать во всем следовать учению и традициям своей религиозной веры, будь то христианство, иудаизм или любая другая вера. Не исповедуя никакую религиозную веру, человек просто не может стать Вольным Каменщиком. Таким образом, Вольный Каменщик обязан быть религиозным человеком перед вступлением в Орден и продолжать исповедовать свою религиозную веру и следовать ее традициям после посвящения, так что, например, мне, совершенно не понятно, как вообще можно говорить о том, что посвящение в Орден сопряжено с дарованием человеку какой-либо веры.

Итак, если франкмасонство не есть религия, то что это такое? Все мы знаем это, и это должны узнать все, кто возьмет на себя труд беспристрастно оценить представленные им факты. Это нравственная система, а как писал доктор Оливер, нравственность – это «не корень, плод, итог развития религии». Однако многие наши критики заходят в своих нападках настолько далеко, что называют Орден Вольных Каменщиков псевдо-религией, что лично мне, например, кажется термином, содержащим противоречие в самом себе. Грустно наблюдать, как христиане обвиняют в антихристианском поведении своих собратьев-христиан потому только, что те состоят в обществе, наставляющем своих членов в нравственной системе, основанной на братской любви, взаимном вспомоществовании и Истине и в исполнении долга по отношению к Господу, своему ближнему и самому себе. К сожалению, история свидетельствует о том, что подобные обвинения легко могут выдвигаться от имени религии, чей Основатель проповедовал нищим и отверженным и рассказал притчу о добром самаритянине. Однако, как ни грустно и это, история также свидетельствует, насколько ценны подобные мнения как для исповедующих их, так и для их противников. Как Вольные Каменщики мы ни в коем случае не должны попасть в ловушку стремления примирить противоборствующие мнения или присоединиться к сторонникам одного из них; и именно стремление избежать этого искуса привело к запрету обсуждения в стенах ложи религиозных вопросов, ибо оно могло нарушить гармонию и повредить братской любви.

Итак, франкмасоны могут исповедовать разные религии, однако при этом следовать одному и тому же нравственному кодексу. И в этом нет никакого противоречия, потому что нравственность, в которой мы наставляем наших братьев и сотоварищей, состоит в исполнении долга любви и милосердия по отношению к нашим ближним, а в этом сходятся практически все мировые религии; далее же мы не следуем. Наше учение действительно основано на аллегориях, коренящихся в Ветхом Завете, кстати, неотъемлемой части всякой христианской Библии; также нам известно, что учение многих других масонских орденов приобретает исключительно христианское значение, хотя, несмотря на то, что многие из нас состоят их членами, они не считаются наследием истинного и древнейшего вольного каменщичества.

В ритуале нашей степени Царственного Свода есть аллегория, неизменно заставляющая меня снова и снова размышлять о связях, существующих между религией и нравственностью. Во время церемоний возвышения, в самый драматический ее миг, и закрытия работ трое Принципалов поднимают свои скипетры и составляют их навершиями в форме треугольника. И получается так, что из верхней точки, символически наиболее приближенной к небу, исходят лучи пророческой и священнической власти, воплощая отношения Бога с человеком, с одной стороны, выраженные в пророческих откровениях, а с другой – в предписанной религиозной традицией практике поклонения Всевышнему, соответствующей религии каждого из нас. И нижней границей так очерченного пространства является скипетр Первого Принципала, воплощающий наше земное бытие, указывающий всякому сотоварищу степени Царственного Свода границы его поведения в обществе согласно верованиям и традициям его религии. Так составленный, этот треугольник способен отразить нападение с любой стороны, поскольку каждая из его сторон укрепляет и поддерживает остальные.

Таково, на мой взгляд, соотношение элементов данной аллегории, и будучи весьма активным членом христианской церковной общины, я не вижу никакого противоречия между своей христианской верой и своим членством в Ордене Вольных Каменщиков, равно как и между нравственностью нашего Ордена и своей религией; точно так же в свете христианского учения я не могу утверждать, что ересью является молитва в обществе людей, исповедующих свою веру по-иному, нежели я. И снова к слову пришлась фраза, высказанная в свое время доктором Оливером, священником и Вольным Каменщиком: «Вне зависимости от обстоятельств рождения, языка и цвета кожи, всякий человек – истинный и законный брат, если он верно исполняет свой долг по отношению к Богу, своему ближнему и самому себе». И далее: «Я готов принять в стенах масонской ложи и брата-иудея… но как он не отречется от своей веры по моему распоряжению, так и я не отрекусь по его распоряжению от своей»[26]. Вам должна быть понятна проводимая мной параллель.

Не унывайте, сотоварищи. Вспомните, что Гораций Уолпол, как говорят, тоже Вольный Каменщик, писал во времена очередных гонений на наше Братство: «Уверен, ничто, кроме гонений, не может снова ввести его в моду». Нынешние гонения заставляют нас снова размышлять о франкмасонстве и религии, и эти размышления служат совершенствованию наших разума и души. Пока же давайте и впредь вести себя согласно нравственному учению нашего Ордена, отлично отраженному в наставлении новому сотоварищу после возвышения и Принципалам и сотоварищам – после инсталляции, неизменно памятуя о необходимости постоянно размышлять о нем, ибо мы не просто братья, но сотоварищи степени Царственного Свода, а посему должны мыслить обо всем в контексте Вечности и в свете сотоварищества, которым все мы так гордимся. Также я советую всем вам неустанно размышлять о воззрениях Великой Ложи на связь Ордена Вольных Каменщиков и религии и тщательно их изучать[27]. Но лишь ежедневным примером, собственной жизнью своей, дома и на работе, в часы отдыха и в труде, в церкви, часовне, синагоге или ином храме, сумеем мы переубедить критиков и сомневающихся и доказать всему миру, что не существует противоречия между религией и франкмасонством, что нравственность наша существует лишь на основе религии и что человек только лучше следует догмам своей религии, если становится членом Братства Вольных Каменщиков.

11. СТРОИТЕЛЬСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО (1986)

Критика, конечно, часто больно ранит, даже если исходит от искренне убежденного человека. И далеко не все нападки на Орден Вольных Каменщиков были достойны, несмотря на то, что некоторые были весьма обоснованны, с точки зрения самих критиков, конечно. Естественная реакция на оскорбление – это, само собой, гнев, однако гораздо разумнее было бы поразмыслить над тем, есть ли разумное зерно в аргументах противников нашего Ордена, и если есть, где оно. Для этого необходимо всесторонне и тщательно обдумать все коренные основы нашего собственного бытия. Поэтому в середине 1980-х нам необходимо было предпринять следующее: во-первых, определить фундаментальные основы, которые нам предстояло отстаивать, и во-вторых, провести разграничение между искренней критикой и предубежденными и низменными нападками. Данное обращение посвящено первой из этих задач.

Надеюсь, прошло уже достаточно времени, чтобы все мы оправились от потрясения, вызванного недавними ожесточенными нападками на наш Орден со стороны тех, от кого мы привыкли ожидать если не поддержки, то, по крайней мере, понимания наших идей и идеалов. Кое-кто из этих людей, уверен, действует от чистого сердца в соответствии с тем, что считает своими убеждениями, однако гораздо большее количество людей пали жертвами дезинформации, а некоторые ведомы, боюсь, не всегда честными и чистыми мотивами. Зачастую мы встречаемся с огульным охаиванием там, где ожидали встретить если не понимание, то хотя бы сочувствие. Со своей стороны, мы всегда старались представить нашим противникам объяснения и вразумления, милосердно, а не так, как обращались в последнее время с нами самими; мы с полным правом можем утверждать, что ответили на заданные нам вопросы, но они решили нас не слушать. Теперь же настало время оценить вновь обретенный опыт и строить планы на будущее.

Мне кажется, что мы, по крайней мере, многому научились в ходе последних событий. Внешние обстоятельства заставили нас снова, по возможности, беспристрастно, оценить ту часть нашей жизни, которая для нас столь много всегда значила и значит ныне. Уверен, все мы пришли к выводу о том, что, в общем и целом, нам не в чем упрекнуть себя, кроме часто встречающегося стремления не афишировать свое членство в Ордене и никому не рассказывать о его целях и принципах, что, в принципе, закономерно и характерно для практически всех клубов и сообществ, члены которых желают собираться только в кругу себе подобных. Скорее всего, именно это стремление к уединению приводит к тому, что многие наши критики начинают считать, что таким образом мы скрываем от общественности нечто недостойное.

Конечно, можно и нужно что-то делать с символическими карами, содержащимися в наших торжественных обязательствах и со вторым проходным словом в нашей степени. Однако гораздо важнее, как мне кажется, вместо того, чтобы рассуждать об этих материях, сейчас заняться конструктивным планированием нашей работы на будущее, при этом с благодарностью и неизменно памятуя о трудах всех тех, кто работал в Ордене до нас и для нас, и продолжая их работу в настоящем. Они заложили основы связей нашего Ордена с общественностью, и нам нужно просто работать согласно начертанным ими планам и основополагающим принципам Царственного Искусства. Однако планируя работу в будущем, каждый из нас должен еще раз тщательно осмыслить эти основополагающие принципы, в особенности, в нашем случае, принципы нашего Ордена.

На каком же фундаменте нам, в таком случае, строить будущее нашего Ордена? Вне всякого сомнения, как и в прошлом, на братской любви, взаимном вспомоществовании и Истины для всех. В этом отношении не изменилось ровным счетом ничто, кроме, разве, того, что мы рассмотрели и исключили из нашего обихода все, что могло способствовать стиранию грани между франкмасонством и религией. Мы твердо стоим на том, что как братья не имеем права вторгаться и не вторгаемся в сферу религиозных воззрений своих членов, отказываясь при этом принимать в их число всякого не верующего в бытие Верховного Существа и требуя от своих членов высоконравственного поведения и следования добродетелям милосердия, сострадания и благотворения не только своим братьям по Ордену, но и всему роду людскому, умения пролить слезу над просчетами и заблуждениями своих братьев и живительный бальзам утешения – на раны униженного и оскорбленного.

Но для сотоварища степени Царственного Свода и это еще не все. Всякий раз вступая в стены капитула Царственного Свода, мы встречаем живое напоминание о фундаментальных основах учения нашего Ордена, потому что в центре помещения находится престол с начертанным на воплощении Вечности Неизрекаемым Именем Господним, открытым Им Самим Моисею. Наши критики утверждают, что франкмасонство является религией, приводя в пользу данного утверждения тот аргумент, что в некоторых ритуалах этот престол называют алтарем, однако они просто неверно толкуют ритуал, намеренно или в силу невежества. Вне всякого сомнения, отдельной религии здесь нет; престол в нашем ритуале воплощает жертвенник с начертанным на нем Неизрекаемым Именем, обнаруженный Спутниками, воплощающий для нас необходимость рассматривать наставления степени в контексте Вечности, а не бренного земного бытия, почитать Бога и поклоняться Ему, как и в степенях символической ложи, и следовать религиозной практике своей веры. На алтаре начертано Имя, взятое из Библии, как отлично известно большинству наших критиков, и почтение к этому Имени оправдывает определение «святой», используемое в названии нашего Ордена.

Даже сама форма престола наполнена для нас глубоким смыслом. Это двойной куб из тесаного камня, совершенный камень, пусть и не совершенной кубической формы, со всеми равными сторонами, но отшлифованный и готовый к тому, чтобы занять отведенное ему место в кладке. Всем нам отлично известны слова, которыми описывается подобный камень в наставлениях и истолковании табеля первого градуса символической ложи: «Камень, должным образом отесанный, со всеми прямыми углами, готовый к обмеру циркулем и наугольником». Для всякого Вольного Каменщика символической ложи совершенный камень воплощает «достойно прожитую жизнь, наполненную деяниями набожности и добродетели». Вспомним, что наугольник воплощает нравственность, а циркуль – правосудие Господне.

Потому и совершенно закономерно, что именно на этом воплощении Вечности и начертано в наших капитулах Неизрекаемое Имя, и мы выражаем наше почтение к Нему знаками, воплощающими нерушимую нашу верность учению Творца, как бы мы ни называли Его и каким именно образом ни поклонялись бы Ему, признавая при этом, что недостойны взирать на Него.

Этот престол воплощает различие, существующее между степенями символической ложи и нашим Орденом, между званиями брата и сотоварища, и состоящее в понятии Вечности, лежащем в основе учения степени Царственного Свода, во всем остальном сходной со степенью Мастера символической ложи. И как в обыденной жизни мы не выбираем себе братьев, но тщательно выбираем друзей, так и в «чистом древнем вольном каменщичестве», ибо, вступая в ложу Учеником, вы можете не знать, чего ждать и кто окажется вашими братьями там, но встпая в капитул Царственного Свода, вы уже обладаете определенными знаниями о вольном каменщичестве, а также хорошо знакомы со многими своими будущими сотоварищами.

Как сотоварищи степени Царственного Свода мы, конечно, стремимся привлечь как можно больше братьев в число наших сотоварищей. Однако в каждом подобном случае нам необходимо быть в высшей степени уверенными в том, что брат, новый сотоварищ, со временем в совершенстве и достойно оценит «серьезную» сторону своего членства в контексте учения нашего Ордена. Конечно, многие братья ищут быть принятыми в число сотоварищей степени Царственного Свода потому, что посвящение в третий градус символической ложи оставляет их с ощущением незавершенности, утраты, неполноты посвящения, в то время как до них постоянно доходят слухи о том, что истинные тайны и таинства Ордена Вольных Каменщиков раскрываются именно и исключительно в стенах капитула. Глубинный смысл нашего учения откроется им только в том случае, если они будут приняты в число сотоварищей нашего Ордена в ходе торжественного и хорошо организованного собрания, проведенного к радости всех его участников. Учение степени Царственного Свода возвышенно и в высшей степени серьезно, однако при этом нам следует брать пример с собраний степеней символической ложи в том, чтобы все участники их были довольны и счастливы и делились своим счастьем с окружающими, а также следует помнить о том, что первое и второе неразрывно связаны между собой. Я и раньше часто говорил, что членство в Ордене Вольных Каменщиков должно приносить радость, и если так будет с каждым из вас, вы тем самым побудите своих братьев и сотоварищей не только радоваться участию в масонских трудах, но и постигать их глубинный смысл, как в степенях символической ложи, так и в Ордене Царственного Свода.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...