Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ричард С. Е. Сэндбах 2 страница



Возвращаясь к вопросу о молитвах, я должен заявить, что всякий масон со всей решительностью, по крайней мере, в настоящее время отвергнет даже предложение прекратить возносить в стенах ложи молитвы. Также мы ни в коем случае не собираемся ставить препоны на пути в наши ложи братьев иных вероисповеданий, при условии, что они веруют в Высшее Существо. Во время дебатов в Синоде архиепископ Йоркский, в частности, сказал: «Мы испытываем крайнюю необходимость в прецедентах, когда верующие люди находят возможность и повод совместно трудиться, не поступаясь каждый – своими религиозными убеждениями и не стараясь игнорировать или скрывать их. Насколько я понимаю франкмасонство, оно способно предоставить именно такой прецедент… и мне кажется, что франкмасонство достойно похвалы за то, что хотя бы сделало попытку решить эту столь непростую проблему». Конец цитаты. Подумайте над этим.

Вы, наверное, ждете, что я скажу пару слов о престоле, используемом в ритуале степени Царственного Свода. В последние месяцы о данном ритуальном атрибуте говорилось много и, в основном, это были глупости и несуразности. И рассеять сомнения не помог даже тот факт, что в некоторых ритуалах степени Царственного Свода, включая печатный ритуал, использовавшийся рабочей группой в ее исследовании, одно из упомянутых в связи с престолом слов толкуется как имя, многими воспринимаемое как Имя Божье. Это в корне неверно, и мы не можем оставаться в стороне от этого вопроса. Пересмотр ритуала для масонов стал бы настоящей трагедией, пусть такое замечание и вызывает скептическую ухмылку у англикан, однако мы благодарны рабочей группе за создание повода и постараемся использовать механизмы Верховного Великого Капитула, чтобы в ближайшие 12 месяцев провести ревизию ритуалов в этом и иных аспектах[14].

Что же сказать о будущем? Основополагающие истинные принципы Ордена Вольных Каменщиков просты, однако зачастую они на протяжении всей истории Ордена неправильно понимались и неверно толковались как обществом, так и самими его членами. В качестве системы нравственности вольное каменщичество наставляет в высших идеалах общественной и личной жизни. Ни в коей мере оно не претендует на то, чтобы вызвать у своих посвященных отношение к этим идеалам как к особому пути спасения, ибо в противном случае оно переступило бы тонкую грань, существующую между нравственностью и религией. Христианин – Вольный Каменщик верует в свое личное спасение крестной жертвой Иисуса Христа, Спасителя и Сына Божия, и Орден Вольных Каменщиков только поощряет его верить в это, ибо такова его вера, а всякий франкмасон обязан неукоснительно следовать учению и традициям своей религиозной веры. Лично я всегда считал свои масонские убеждения второстепенными по отношению к моей религиозной вере как христианина, однако поддерживающими и укрепляющими меня в ней, и, подобно многим другим своим братьям, я не вижу между своими убеждениями как христианина и как Вольного Каменщика никаких противоречий. Я был очень рад встретить в данном вопросе понимание со стороны архиепископа Йоркского и совершенно согласен с ним в том, что в данном вопросе ни в коем случае не следует стараться «быть святее самого Папы». Дело здесь не в изысканности аргументов, а в благом примере тех христиан – Вольных Каменщиков, которые служат своему Божественному Мастеру так, как Он предначертал им, указав тот или иной путь, потому что они все равно остаются сначала – христианами и только потом – Вольными Каменщиками.

Атаки и споры, о которых идет речь, огорчают многих франкмасонов не самим фактом своего возникновения, а, в основном, в силу методов и общего настроя их ведения. Пресса представила доклад рабочей комиссии как обвинительный приговор масонству, в то время как ни сама рабочая комиссия, ни Генеральный синод таковым его не считают. Освещение дебатов в прессе носит оскорбительный, обидный для нас характер и может привести к разделению в обществе. Слишком много времени было отдано пустым крикам, и теперь настало время спокойно говорить и слушать, и не только слушать, но и слышать. Ситуация пока не критическая, но она вполне может стать таковой и для франкмасонства, и для Церкви, причем, ни одна из сторон пользы из такого положения вещей не извлечет. Мы не должны позволить такому случиться. Настало время искать взаимопонимание, а из него вырастет гармония.

И наконец, я старался избегать эмоциональных отступлений и стремился к полной объективности, однако не могу закончить доклад, не вставив в него одного личного замечания. Лично я нашел в Ордене Вольных Каменщиков дружбу и понимание. Я никогда не сомневался, как не сомневаюсь и сейчас, в том, что членство в нем вполне совместимо с моей христианской верой, и будь это не так, усомнись я в этом хоть на секунду, я немедленно порвал бы с ним.

Гербы Великой Ложи «древних» и Объединенной Великой Ложи Англии с изображениями херувимов, обладающих признаками

человека, льва, вола и орла.

  1. «НАШИ ВЕСЬМА ПРЕВОСХОДНЫЕ БРАТЬЯ И СОТОВАРИЩИ»

(Создание и учреждение Верховного Великого Капитула)

Данная книга посвящена Верховному Ордену Святого Царственного Свода, формально считающегося составной частью третьего градуса масонства символической ложи, однако фактически представляющего собой отдельный орден, управляемый собственными законодательными и административными структурами. Для того, чтобы понять причины столь странного его положения, его единства с символическими степенями и автономности, необходимо изучить его историю. Исторической справке и посвящена данная глава.

Основные исторические даты

1717 г. – основание первой Великой Ложи («современных»)

1753 г. – основание Великой Ложи «древних», или «древнего установления», или «Атолла»

1764 – 1766 гг. – пребывание лорда Блэйни в должности Великого Мастера Великой Ложи «современных»

1764 г. – ложа «Каледония» получает патент на работы от Великой Ложи «современных»

1765 г. – основание «Превосходного Великого и Царственного Капитула» (The Excellent Grand and Royal Chapter)

1766 г., июнь – возвышение лорда Блэйни в степень Царственного Свода

1766 г., июль – возвышение Джеймса Хезелтайна в степень Царственного Свода и составление Согласительной хартии (the Charter of Compact) (22-е июля)

1767 г. – Великий Секретарь Великой Ложи «современных» Спенсер пишет письмо во Франкфурт

1784 г. – Джеймс Хезелтайн, Великий Секретарь Великой Ложи «современных» пишет о степени Царственного Свода

1813 г. – две Великие Ложи объединяются в Объединенную Великую Ложу Англии

1817 г. – основание Верховного Великого Капитула

Кадвалладер, IX лорд Блейни (1720 – 1765), Первый Великий Принципал и Великий Мастер Зоровавель Царственного Свода Иерусалимского, Великий Мастер Великой Ложи «современных» в год основания

Царственного Великого Капитула (1766)

Предисловие к Книге Конституций Объединенной Великой Ложи Англии гласит: «В силу акта священного союза между двумя Великими Ложами Вольных Каменщиков Англии от декабря 1813 г. возвещается и законодательно закрепляется, что чистое масонство Древнего Мастерства состоит из трех степеней и не более, а именно степени Ученика, степени Подмастерья и степени Мастера, включающей в себя Верховный Орден Святого Царственного Свода». Точно так же и каждому новопосвященному сотоварищу степени Царственного свода сообщают, что он не был посвящен в некую гипотетическую «четвертую степень», а скорее завершил свое посвящение в степень третью. Однако данный орден в некоторой степени автономен и управляется отдельными законодательными и административными органами, а единство его с масонством символической ложи достигается за счет меморандума Объединенной Великой Ложи Англии, о котором пойдет речь ниже, и регламента и уложений Верховного Великого Капитула, согласно которым всякий капитул может быть образован только при законной и регулярно учрежденной символической ложе, а некоторые ключевые должности в нем могут заниматься только соответствующими офицерами символической ложи ex officio [15], в случае если они обладают на них законным правом. Согласно ст. 45 Общего регламента Верховного Великого Капитула, символическая ложа, к которой прикреплен капитул, несет ответственность за его регулярность и благополучие, несмотря на то, что такой статьи нет в Конституциях символических степеней. Поскольку все масонское законодательство, касающееся степени Царственного Свода, опирается на регламенты и уложения Верховного Великого Капитула, Великая Ложа теоретически могла бы разрешить все противоречия и устранить все проблемы одним простым путем – объявить Верховный Великий Капитул вне закона. К счастью, такой вариант в настоящее время не рассматривается даже в теории, хотя впоследствии мы увидим, что на протяжении долгого времени степень Царственного Свода рассматривалась как нерегулярная, по крайней мере, одной из двух Великих Лож, объединившихся в 1813 г.

На провинциальном уровне это странное противоречие между масонством символических степеней и степени Царственного свода становится еще более очевидным, поскольку мы знаем, что Провинциальный Великий Мастер далеко не всегда совмещает также и пост Великого Надзирателя провинции Ордена Царственного Свода, хотя насколько возможно часто руководство Великой Ложи и Верховного Великого Капитула стараются назначать на эти посты одних и тех же людей, и конечно, все назначения подобного уровня в символических степенях проводятся Весьма Достопочтенным Великим Мастером, а в Ордене Царственного свода – Весьма Превосходным Первым Великим Принципалом, каковые являются одним и тем же лицом, «в случае если он обладает на это законным правом». В случае же если эти посты в провинции занимают два разных человека, то теоретически они совершенно не зависят один от другого, кроме заранее оговоренных случаев: например, в случае приостановления членства кого-либо из братьев в символических степенях, его членство также автоматически и в обязательном порядке приостанавливается в степени Царственного Свода, и наоборот. И как бы то ни было, но общее благо масонского Ордена неизменно требует от этих его подразделений совместной плодотворной работы, и в тех случаях, когда ее не удавалось, несмотря на все старания, добиться, крайне редко удавалось какой-либо провинции преуспеть в исполнении своего масонского долга и достижении процветания.

Этот феномен единства в разделении оказывает немалое влияние на жизнь обоих этих подразделений масонского Ордена, и всякий сотоварищ степени Царственного Свода должен понимать его суть, чтобы в нужный момент правильно растолковать ее брату, еще не возвышенному в эту степень. Причины этого феномена кроются в истории Ордена, как мы увидим впоследствии, хотя бы на примере заголовка данной главы, взятого из Согласительной хартии об учреждении первого в мире Великого Капитула, непосредственного предшественника нашего Верховного Великого Капитула. Он был учрежден лордом Блэйни, Великим Мастером одной из двух Великих Лож, объединившихся в 1813 г., несмотря на то, что его Великая Ложа не наделяла его правом действовать от своего имени в данном вопросе, поскольку официально считала степень Царственного Свода «нежелательным нововведением»[16].

Прежде чем обратиться к рассмотрению исторических корней данного разделения, попробуем определить для себя, оказывает ли оно в настоящее время практическое влияние на судьбы Ордена в целом. По моему скромному мнению, да, оказывает, поскольку создавая своего рода мост между различными масонскими традициями, оно также возводит между ними и символическую стену, препятствуя полному постижению кандидатами истинной сути и смысла «древнего и изначального вольного каменщичества». Мы как сотоварищи степени Царственного Свода не можем не признавать, что такая разделительная стена действительно существует, а потому нам необходимо четко себе представлять историю ее возникновения, чтобы впоследствии помогать нашим братьям переходить мост и становиться нашими сотоварищами.

Всякий Вольный Каменщик рассматривает свое посвящение в степень Ученика и последующее возведение в степени Подмастерья и Мастера как некий естественный и неизбежный процесс, однако несмотря на то, что степень Царственного Свода традиционно рассматривается как развитие и завершение третьего градуса – степени Мастера символической ложи, - на практике мало кто из братьев в действительности считает ее таковой, даже в ложах, к которым прикреплены капитулы. В качестве отдельного ордена со своими особенными регалиями, совершенно иным убранством зала собраний, офицерами, отличными от офицеров символической ложи и зачастую занимающих в Ордене значительно более высокое положение по сравнению с офицерами ложи, к которой капитул прикреплен, равно как и в силу других отличий, степень Царственного Свода чаще всего видится братьям символической ложи чем-то совершенно иным по сравнению с масонством символических степеней. Таким братьям данная степень видится не более тесно связанной с градусами символической ложи, чем прочие известные нам орденские степени, принадлежащие к хирамической традиции, например, Мастера Метки или Крипты (Царственных и Избранных Мастеров), согласно конституциям некоторых юрисдикций также принадлежащие к масонству Древнего Мастерства. Феномен этого странного разделения воздействует на наших братьев символических степеней и психологически, так что нам как сотоварищам степени Царственного Свода следует помогать им в его преодолении. В этом нам может помочь тот факт, что даже с ритуальной точки зрения степень Мастера символической ложи явно не завершена, а учение градусов символической ложи, сколь прекрасно и полезно оно бы ни было, все же в основном сводится к земному нашему бытию, а посему всякий много и серьезно размышляющий над своими масонскими впечатлениями неизбежно приходит к выводу о том, что историю ему рассказали не до конца, а философское учение, в котором его наставляли, развернуто перед его взором лишь частично. Все мы отлично знаем, что мы смертны, что нам суждено раньше или позже умереть, короче говоря, правомерно здесь было бы использовать библейскую цитату, использующуюся в ритуале другого масонского ордена: «И мудрейший из мудрых не знает часа своего». Каждый из нас в свое время признал в стенах ложи, что верует в Высшее Существо; все мы веруем в то, что жизни наши исполнены более глубоких и возвышенных смысла и целей, нежели просто материальные; и поэтому для многих из нас вполне естественно думать, размышляя о степенях символической ложи, через посвящение в которые мы прошли, что именно эти смысл и цели остаются в них в некоторой степени несовершенными, не до конца раскрытыми и исследованными, что упования наши и намерения, когда мы только переступали порог масонского Храма, подчеркнутые в вопросах, заданных нам тогда, отчасти остаются нереализованными, а отчасти попросту тонут в пучине ритуальных формулировок и телодвижений. И именно степень Царственного свода призвана возвратить нас к размышлениям об этих материях в контексте вечности и долга нашего по отношению к Богу, как его понимает религия.

Это, однако, не означает, что степень Царственного свода является чем-то большим, чем система нравственности. Франкмасонство не является религией и, несмотря на то, что оно всячески побуждает своих посвященных размышлять на религиозные темы, оно ни в коем случае не пытается быть или казаться чем-то вроде отдельной религии или ее подобия. В 1962 г. Объединенная Великая Ложа Англии оформила данное утверждение следующей формулировкой, недавно вновь рассмотренной и одобренной в качестве официальной позиции Великой Ложи: «Необходимо подчеркнуть, что франкмасонство не является религией или заменителем религии. Масонство стремится побуждать своих посвященных следовать нравственному и поведенческому кодексу, по всей видимости, приемлемому и желательному для представителей всех вероисповеданий, никогда не вмешиваясь, однако в обсуждение вопросов теологии различных религиозных учений. Таким образом, масонство не является конкурентом ни для каких вероисповеданий, однако в области нравственности оно полагает свое нравственное учение совершенно совместимым с нравственным учением религии. С другой стороны, тот факт, что масонский Орден требует от каждого своего члена открытого признания в личной вере в Высшее Существо, для всякого беспристрастного человека, за исключением явно предубежденных противников Ордена, является наглядным свидетельством того, что масонство всячески поддерживает религию и требует от кандидатов на членство в Ордене принадлежности к тому или иному религиозному вероисповеданию, одновременно с этим требуя от него продолжения следования учению и традициям его вероисповедания и после посвящения в Орден».

Вы можете сказать, что я рассуждаю о философских материях несколько больше и пространнее, чем интересно было бы читать обычному, среднему члену Ордена. Однако я снова и снова подчеркиваю, что в наше время все больше и больше людей искренне стремятся привнести больше смысла и духовного роста в обыденную свою земную жизнь. Раньше англичане черпали поддержку духовным силам своим в национальной гордости и даже, что греха таить, самолюбовании, но в наше время эти качества пошли на убыль, создавая некую нравственную пропасть, в которую многие, к несчастью, пали. Многие приходят в масонство из пустого любопытства, однако гораздо больше людей приходят в Орден в поисках какой-то духовной основы высоконравственной жизни среди бурного и изменчивого моря современной жизни, в поисках новых друзей, которые одновременно были бы исполнены братской любви и теплоты и сами стремились сделать что-то полезное и благое в жизни; недавняя антимасонская кампания не изменила это положение вещей, как мне кажется, потому, что каждый Вольный Каменщик выступает в окружающем мире как посол доброй воли, действующий от имени Ордена, и люди судят о нас как организации по каждому из нас как человеку. Поэтому, в частности, у нас поощряется открытость братьев Ордена, когда они открыто заявляют о своем членстве в нем.

И по этим причинам, и в силу явной незавершенности посвящения в степень Мастера символической ложи я полагаю, что всякого брата следует поощрять в вступлению в капитулярную степень, как только станет ясно, что он может извлечь пользу из ее учения и принести пользу другим сотоварищам; и само собой, сразу по вступлении его следует всячески поощрять к активной работе в стенах капитула и помогать ему в ней. Я не согласен с бытующей в наше время традицией принимать в члены капитула только братьев, занимавших или занимающих офицерские места в символической ложе, а работу самого капитула практически совершенно ограничивать работой его собственных офицеров; мне кажется, что эта ошибочная (как мне кажется) традиция приводит к тому, что брат не только теряет возможность самореализоваться на все сто процентов, но также и оказывается не способен своевременно избавиться от зародившейся в его сердце тревоги, от своих невысказанных сомнений, получить ответы на свои оставшиеся незаданными вопросы. В силу этих обстоятельств я обеими руками за катехизисную форму провозглашения наставлений, поскольку при ней в ритуальную работу оказываются вовлечены и новопосвященные сотоварищи, и Бывшие Принципалы, да и все остальные сотоварищи капитула, которые получают новый стимул к изучению ритуала и, соответственно, идей, которые он призван внушить новопосвященным. Быть сотоварищем – значит, быть ближе, чем брат.

Четыре основных знамени капитула Царственного Свода с изображениями человека (Рувим), льва (Иуда), вола (Ефрем) и орла (Дан)

Теперь нам следует возвратиться к ранее упомянутому положению о том, что нельзя понять суть странного двойственного статуса степени Царственного свода, не ознакомившись предварительно с историей ее возникновения и становления. В основе данных процессов лежал великий раскол между двумя лондонскими Великими Ложами – «современных» и «древних».

Первая (Premier) Великая Ложа была учреждена в Лондоне в 1717 г. четырьмя ложами «незапамятных времен»[17], три из которых существуют до сих пор. Это была первая организация спекулятивного масонства подобного масштаба и, хотя первоначально она не ставила перед собой такой цели, вскоре она заявила свои права на власть над всеми ложами на территории Англии. Права эти не были признаны многими ложами, и вскоре старинная ложа в Йорке приняла название «Великая Ложа Всей Англии», а затем выдала примерно половине братьев ложи «Древность» (Lodge of Antiquity), одной из лож-основательниц Первой Великой Ложи, патент на право именоваться «Великой Ложей Англии к Югу от реки Трент», - но это уже совсем другая история иного раскола среди английских Вольных Каменщиков. Другим серьезным испытанием для лондонской Первой Великой Ложи стало основание в том же городе «Весьма Древнего и Достойного Общества Вольных и Принятых Каменщиков» (The Most Ancient and Honourable Society of Free and Accepted Masons), преобразовавшегося в еще одну Великую Ложу в 1751 г. Его члены обвиняли Первую Великую Ложу в нарушении древних ландмарок Ордена и имели на то все основания, если согласиться с тем, что, как они утверждали, Первая Великая Ложа изменила древние опознавательные знаки; немаловажно также и то, что в Лондоне в то время проживало большое количество ирландцев и шотландцев, которых раздражал сам факт возникновения Великой Ложи Англии и которые определенно приложили руку к разжиганию конфликта. Одно время бытовала точка зрения, что новая Великая Ложа, принявшая название «древних» и окрестившая своих соперников «современными» изначально состояла из братьев, отколовшихся от Первой Великой Ложи, однако бр. Генри Сэдлер, Бывший Великий Библиотекарь Объединенной Великой Ложи Англии, доказал, что это не так[18].

В конечном итоге английское франкмасонство оказалось вплоть до конца XVIII в. расколотым на два противоборствующих лагеря. Вследствие этого английские Вольные Каменщики были настолько увлечены бесконечными сварами и раздорами, а затем - попытками примирить две Великие Ложи, чтобы отслеживать и контролировать буквально взрыв учреждения новых «масонских» степеней и орденов во Франции, Пруссии, Вест-Индии и на Североамериканском континенте. Масонство крайне быстро распространилось в этих частях света, причем, совершенно бесконтрольно, и в результате этого к концу века насчитывалось уже более тысячи различных парамасонских степеней и орденов.

Члены степени Царственного Свода также отдали должное раздорам. Данная степень возникает в Англии приблизительно в то же время, когда была основана вторая Великая Ложа, однако тогда многие ложи отказывались признавать данную степень регулярной. Не стоит, по всей видимости, уделять в данной работе много места противоречивому вопросу о происхождении этой степени и развитию ее ритуала и учения до современного состояния, но стоит отметить, что в середине XVIII в. мнения на сей счет разнились, и в то время, когда кое-кто считал степень Царственного Свода крайне древней, другие полагали ее недопустимым и богохульным новшеством. Когда в 1751 г. была организована Великая Ложа «древних», ее основатели заявили о своем стремлении беспощадно искоренить все нововведения и искажения древнейших и изначальных традиций Братства, в то же время поддерживая и способствуя развитию степени Царственного Свода. Они даже присовокупили к названию своей организации слова «Великая Ложа Четырех Градусов», намереваясь тем самым унизить и дискредитировать Первую Великую Ложу, заявлявшую о своих правах на власть лишь над первыми тремя степенями посвящения. Они всячески возвеличивали и прославляли новую степень, до такой степени, что знаменитый второй Великий Секретарь этой Великой Ложи Лоренс Дермотт назвал ее «корнем, сердцем и сутью Вольного Каменщичества».

Вновь ощущая себя униженной, Великая Ложа «современных» теперь решила занять диаметрально противоположную позицию и резко выступила против степени Царственного Свода. В 1759 г. ее Великий Секретарь писал одному ирландскому собрату: «Наше общество не признает степень Свода, Царственного Свода и степени «древних», так что ты не имеешь права на наше благотворительное вспомоществование». Какие страшные слова! Дермотт немедленно воспользовался ими для пропаганды идей своей Великой Ложи. Такой и оставалась на протяжении многих лет официальная точка зрения Великой Ложи «современных» на степень Царственного Свода, несмотря даже на то, что со временем многие ее великие офицеры были возвышены в данную степень, включая, как мы увидим несколько позже, ее Великого Мастера – в 1766 г. В 1767 г. Великий Секретарь этой Великой Ложи писал собрату во Франкфурт: «Мы не признаем общество Царственного Свода и считаем его нововведением, призванным отвлекать и вводить в соблазн братьев». Да уж, они ввели в соблазн даже Великого Мастера.

Кто как не ирландец найдет выход из безвыходного положения среди всей этой неразберихи и всеобщей свары? Кадвалладер, девятый лорд Блэйни, стал Великим Мастером Первой Великой Ложи в 1764 г. В тот же год лондонская ложа «Каледония» отпала от союза Великой Ложи «древних», совсем недавно ее учредившей, и присоединилась к Великой Ложе «современных» под номером 325 (ныне она значится в реестре ОВЛА под номером 134). В 1765 г. 29 Вольных Каменщиков основали на базе этой ложи епрвый капитул Царственного Свода, получивший пышное и помпезное название «Превосходный Великий и Царственный Капитул», что неоспоримо свидетельствовало об особой роли, играть которую ему было предназначено его основателями. Определенно, целью этой было утверждение центральной и верховной власти данного капитула, доказательством чему может являться тот факт, что и по сей день все патенты и иные документы, выпускаемые Верховным Великим Капитулом, подписываются от лица «нашего Превосходного Великого и Царственного Капитула».

В 1766 г. лорд Блэйни, не посоветовавшись ни с кем и никого не поставив в известность, был возвышен в капитулярную степень, при этом оставаясь Великим Мастером Великой Ложи, несмотря даже на поддержку со стороны Великого Мастера, не признававшей за 29 братьями-основателями первого капитула их прав на учреждение административного органа данной степени, считавшейся ею не входящей в структуру масонского Ордена; с официальной точки зрения, эти 29 братьев выпали из структуры регулярного Ордена. Однако впоследствии Блэйни неизменно утверждал, что действовал именно как Великий Мастер, а не как частное лицо.

Сразу после возвышения Блэйни практически автоматически стал Первым Принципалом первого капитула и принял титул «Главы степени Царственного Свода», - вот уж воистину молниеносная карьера. На следующем собрании капитула, в июле, в степень Царственного Свода был возвышен Джеймс Хезелтайн, в то время Великий Стюард Великой Ложи «современных».

Принимая во внимание тот факт, что «Франкфуртское письмо» было написано на следующий год после возвышения лорда Блэйни, читатель понимает, что в те времена в умах английских Вольных Каменщиков царили полные смятение и неразбериха в том, что касается отношения к степени Царственного Свода; так продолжалось довольно долго, потому что известно, что даже восемь лет спустя Джеймс Хезелтайн, уже Великий Секретарь Великой Ложи и при этом не только член Превосходного Великого и Царственного Капитула, но и один из подписантов хартии об учреждении центрального Великого Капитула, писал одному иностранному брату следующее: «Действительно, многие члены братства посвящены в некую степень, которую полагают превыше других степеней и именуют степенью Царственного Свода. Я сам был удостоен чести посвящения в эту степень… однако Великая Ложа ее не признает и запрещает носить в своих стенах все ее регалии и подвески… Вы увидите, что степень Царственного Свода есть общество скрытное и избранное. Это часть масонского Ордена, не связанная, однако, никоим образом с Великой Ложей».

Из этого письма явно следует, что, по крайней мере, некоторые из членов Великой Ложи «современных» считали степень Царственного Свода масонской степенью, или орденом, так что налицо явный прогресс; в то же время слова о том, что «это часть масонского Ордена, не связанная, однако, никоим образом с Великой Ложей», наглядно свидетельствуют о том, что действия лорда Блэйни были незаконными, каковыми их и признали многие ложи, как мы увидим впоследствии. Тем не менее, Великая Ложа и Великий Капитул продолжали сосуществовать в постоянных склоках вплоть до тех пор, когда начались переговоры, приведшие в конечном итоге к объединению двух Великих Лож в 1813 г.

В 1766 г. деятельность лорда Блэйни как главы Превосходного Великого и Царственного Капитула и многих влиятельных членов Великой Ложи «современных» отличалась поразительной активностью. Блэйни был возвышен в степень Царственного Свода в июне, а уже в июле он провел три собрания капитула как его глава. На первом же собрании было принято решение о принятии документа, названного «Согласительной хартией», фактически учреждавшего Великий Капитул. Примечательно, что документ решили назвать именно хартией, потому что хартиями часто назывались патенты на работы лож, выпускаемые и выдаваемые Великими Ложами, так что таким образом Блэйни вызвал замешательство во всем масонском мире, допустив смешение властей и полномочий, представив дело так, словно действовал в рамках своих полномочий как Великого Мастера. Хартия увидела свет 22 июля. В ней Блэйни, именуя себя «Великим Мастером Вольных и Принятых Каменщиков, а также Весьма Превосходным Великим Мастером Царственного Свода Иерусалимского… должным образом прошествовавшим под Царственным Сводом», заявлял: «Во имя чести, достоинства, сохранения и процветания Царственного Мастерства (весьма странные слова для человека, действующего вопреки мнению своей Великой Ложи, не признающей ни саму степень, о которой идет речь, ни административный орган, создаваемый для управления работами этой степени) Мы, властью, нам данной, коею мы облечены (запоздалая предосторожность?), учреждаем и возводим наших Весьма Превосходных братьев и сотоварищей… и их потомков… равно как и Нас самих и Наших потомков Весьма Превосходных Великих Мастеров, избираемых время от времени впредь во все времена, в звание и достоинство членов Великого и Царственного Капитула Царственного Свода Иерусалимского». Также необходимо заметить, что впоследствии дата на хартии была исправлена на «1767 г.», чтобы вышло так, что Блэйни выпустил ее уже по истечении срока руководства Великой Ложей, а перед его титулом аккуратно была вписана буква «Б.:» в значении «Бывший». Скорее всего, это было сделано, чтобы подчеркнуть, что Первая Великая Ложа не имеет к происшедшему никакого отношения (что, в принципе, верно) и что все это было сделано ultra vires [19], но возможно также и то, что сделано это было для того, чтобы отразить возможные нападки на вновь созданный орган как нерегулярный и незаконный. Как бы то ни было с точки зрения законности, Великий Капитул родился и продолжил жить.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...