Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А.П. Чехов о Лопахине



Лопахин Ермолай Алексеевич – купец. Его отец был крепостным у предков Раневской. Сама Раневская много сделала для Л. Он благодарен ей за это, говорит, что любит, как родную. В новых условиях Л. разбогател, но остался, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Л. искренне хочет помочь Раневской спасти их вишневый сад, который продают за долги. Он предлагает план – разбить сад на участки и отдавать в аренду под дачи. Для этого нужно вырубить сад. Л. не чувствует к вишневому саду никаких ностальгических чувств, он лишь замечает, что сад «большой». Но хозяева не соглашаются так поступить с дорогим им садом. Л. удивляется легкомыслию и праздности Раневской и ее брата. Сам он встает в 5 утра и работает до ночи. В конце пьесы именно Л. приобретает вишневый сад. Это момент наивысшего его торжества: сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Здесь в Л. проступает грубое, хищническое начало, купеческая удаль («За все могу заплатить!») Он уже не задумывается о чувствах бывших хозяев имения. Радость так и рвется из Л., он хохочет и топочет ногами. Л – очень противоречивый образ. Трудолюбие, практический ум, смекалка соседствуют в нем с черствостью, грубостью, хищничеством. Зачем он это делает? А вот для чего. Если те, на кого он смотрел всегда снизу вверх, послушают его совета, станут зависимы от него, благодарны ему, то тем самым признают его равным себе. Самоутверждение - вот, что движет Лопахиным. Чтобы сохранить целое, надо пожертвовать частью - таков рационалистический взгляд хозяина. Но не эстетический: по закону искусства потеря части ведет к потере целого, что, собственно, и происходит. Лопахин задается вопросом «Что делать?», Чехов же - «Кто виноват?» Искусство столкнулось с жизнью и проиграло... Но ведь и Лопахин проиграл. Зачем ему вишневый сад? Конечно, участки, дачи, прибыль. Но для него это едва ли цель, хотя он своего не упустит. В глубине же души ему известна цена и себе, и тому, что вокруг: «Надо прямо сказать, жизнь у нас дурацкая... Мой папаша был мужик, идиот». «Настроили мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка. Играй!». Последние слова напоминают Хлестакова: «Музыка играет, штандарт скачет!» У Лопахина и впрямь здесь что-то хлестаковское, недаром ему Петя говорит: «Не размахивай руками!... Строить дачи, рассчитывать, чтоиз дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать...» Лопахин и не догадывается, что он приготовил внукам и правнукам: «Мой папаша идиот, я такой же болван и идиот» Кем же будут внуки двух поколений идиотов? Не отдавая себе отчета, Лопахин пророчит полную бесперспективность будущего поколения.Раневской, которая в глубине души совершенно равнодушна ко всему, кроме своих удовольствий? Это они-то великаны? Разве у них есть будущее? Равняясь на них, Лопахин тем самым лишает и себя будущего. Должны были быть «великанами», а на самом деле «идет вырождение великого, вырождение человеческого».

Билет№27

53. Цена «чайной любви» и «флигельной любви» в рассказе Чехова «Душечка

Образ Душечки сложен и противоречив. Дар самоотверженной любви, которым она одарена, удивительным образом переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению («у нее не было никаких мнений»). Мотив чая прослеживается в рассказе символично. Когда Душечка пьет с кем-либо чай, для нее чай – это всего лишь удовольствие, душевное лекарство и угощение. Душечка настолько пустая, что пытается заполнить эту пустоту в душе бытовым способом. «Душечка заботливо поит малиной и липовым цветом». «... она не удержалась, заплакала и положила ему голову на грудь, не сказавши ни одного слова, и в сильном волнении не заметила, как оба потом вошли, в дом, как сели чай пить». Кроме этого еще одной попыткой заполнить душевную пустоту яв-ся флигель, который она сдает семье Смирниных, на первый взгляд совершенно безвозмездно. На самом деле Душечка желает лишь одного – благодаря Сашеньке обрести способность к самоотверженной любви. Таким образом с помощью чайной и флигельной любви Душечка стремится обрести душевное, то что в ее природе никогда не было.

54. Катастрофа любви-страсти в повети Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная тема, которую затрагивает Н.С.Лесков в повести Леди Макбет Мценского уезда, это тема любви; любви, не имеющей границы, любви, ради которой совершают все, даже убийство.Главная героиня – купеческая жена Катерина Львовна Измайлова; главный герой – приказчик Сергей. Повесть состоит из пятнадцати глав. В первой главе читатель узнает, что Катерина Львовна – молодая, двадцатичетырехлетняя девушка, довольно милая, хотя и не красавица. До замужества она была веселой хохотушкой, а после свадьбы ее жизнь изменилась. Купец Измайлов был строгий вдовец лет пятидесяти, жил с отцом Борисом Тимофеевичем и вся его жизнь заключалась в торговле. Время от времени он уезжает, и молодая жена его места себе не находит. Скука, самая, что ни на есть безудержная, толкает ее однажды прогуляться по двору. Здесь она знакомится с приказчиком Сергеем, необычайно красивым парнем, о котором говорят, что какую ты хочешь женщину, улестит и до греха доведет. В один из теплых вечером Катерина Львовна сидит у себя, в высокой горнице у окошка, как вдруг видит Сергея. Сергей ей клонится и уже через несколько мгновений оказывается у ее дверей. Не имеющая смысла беседа заканчивается у постели в темном углу. С тех пор Сергей начинает посещать Катерину Львовну по ночам, приходя и уходя по столбам, которые поддерживают галерею молодой женщины. Однако в одну из ночей его видит свекор Борис Тимофеевич – он наказывает Сергея плетьми, обещая, что с приездом сына Катерину Львовну выдерут на конюшне, а Сергея отправят в острог. Но на следующее утро свекор, поев грибков с кашицей получает изжогу, а через несколько часов умирает, да именно так, как умирали в амбаре крысы, яд для которых был только у Катерины Львовны. Теперь любовь у хозяйской жены и приказчика разгорается пуще прежнего, уже и во дворе про это знают, но считают так: ее мол, это дело, ей и ответ будет. В главе повести Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда рассказывается о том, что очень часто Катерине Львовне снится один и тот же кошмарный сон. Будто ходит по ее кровати огромный кот, мурлычет, а потом вдруг ляжет между ней и Сергеем. Недолго думая, женщина начинает душить мужа, затем бьет его литым подсвечником. Когда Зиновий Борисович падает, на него садится Сергей. Вскоре купец умирает. Молодая хозяйка и Сергей закапывают его в погребе. В одиннадцатой главе Катерина Львовна осуществляет задуманное, и, конечно, не без помощи Сергея. Племянника душат большой подушкой. Но все это видит любопытный человек, заглянувший в этот момент в щель между ставнями. Мгновенно собирается толпа и врывается в дом И Сергея, признавшегося во всех убийствах, и Катерину, ссылают на каторжные работы. Ребенка, который рождается незадолго до того, отдают родственнице мужа, так как только этот ребенок остается единственным наследником. В один из ненастных дней каторжных переправляют на пароме через Волгу. Сергей, как уже стало привычно в последнее время, снова начинает смеяться над Катериной Львовной. Она смотрит пустующим взглядом, а потом резко хватает стоящую рядом Сонетку и бросается за борт. Спасти их не удается. Этим завершается повесть Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда.

Билет№28

55. Нигилизм вчера, сегодня,завтра

Нигилизм — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) назвал «нигилистом» Базарова, утверждавшего, что картинам Рафаэля следует предпочесть сапоги, это произвело огромное впечатление на молодежь и слово стало крылатым. Герой романа Базаров был глубоко убеждён в том, что в обществе нет ни одного института, который не следовало бы разрушить. Хотя Тургенев, создавая образ Базарова, стремился разоблачить его, получилось обратное - как это нередко случается, придуманный им персонаж зажил самостоятельной жизнью.В философских повестях и романах Достоевского проблема нигилизма звучит с такой силой, что допустимыми оказываются только крайние ее решения. (произведения: "Хозяйка", "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", и др). Великие художники не зря критиковали это понятие, потому что оно дошло и до наших дней. Современные Базаровы отрицают устои, формировавшиеся веками: бандеровцы на Украине и т.д. Кроме этого люди отрицают Бога, создают секты (сатанисты). Все это есть в нашей жизни. Если не пытаться от этого избавиться, то оно приумножится в несколько раз завтра…

56. Символ мезанина в рассказе Чехова «Дом с мезанином»

Однажды рассказчик- художник забрел в одну усадьбу и увидел там двух красивых девушек сестер. Младшая женя была еще ребенков, а страшая Лида преподавала в школе. Семья была интелегентной. Художник и Женя полюбили друг друга, а Лида не взлюбила его. Ей казалось что только она занимается делом, а художник просто рисует какую то чушь. Хотя Женя восхищалась его работами и думала что он герой. Лида была в роли мужчиы в их семье, и так же помогала простым крестяным с различнми их потребностями. По этому поводу они и поспорили с художником. Он считал, что это бесполезно. И впоследствии Лида, так как была главной в семье, велела Жене и худоэнику расстаться, и жене с матерью уехать. Так и было. А Лида все продолжла строитьиз себя важную и всем помогать просто собирая какие-то записки и подписи. Мезонин – надстройка над крыльцом или этажом. Не носит функционального характера, а просто для красоты. Таким мезонином была и Лида, которая по ути не выполняла никаких функций, но была украшением дома. Таким мезонином был и художник, он думал что рисует божественные карины и вносит вклад во что-то, таким мезонино и женечка была-просто красивое создание без функций. И все эти персонажи крутились весь рассказ около этого самого дома с мезонинов - простой ненужной надстройкой.

Билет№29

57. Символика финальной сцены «Преступления и наказания»

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом. Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях. Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить. Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете. Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения». Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...»
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню». Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе. Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2732 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...