Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия сальеризма



Страшное чувство - зависть... Способно прогрызть человека до костей, насквозь... или вовсе ничего от него не оставить. Все ей подвержены, никто, наверное, зависти не избегнул - в той или иной мере, чаще или реже - это неважно... Иногда мне казалось: не завидовать можно, только добившись лучших результатов, прыгнув через самую высокую планку - конечно, там, где зависть может проявиться. Естественно, что не будет музыкант завидовать штангисту и пытаться тоже поднять 200 кг тяжести... Но как ни добивайся наивысшего результата - все равно будет грызть мысль, что "лишь мгновение ты наверху - и стремительно падаешь вниз". Может быть, - да скорее всего - единственный способ избавиться от чудовищного червя, время от времени начинающего грызть тебя - это просто "выйти из очереди" и не сравнивать себя ни с кем...Сальеризм — это попытка обосновать собственную злобу красивыми соображениями, прислонить ее к морали или патриотизму, объявить гения аморальным, поверхностным, дурно воспитанным — чтобы свести с ним счеты на этом основании, а не потому, что он просто лучше умеет сочинять

26. История доктора Дымова в рассказе Чехова «Попрыгунья»

Простой человек, труженик - это один из вариантов главного чеховского образа. Таков герой рассказа "Попрыгунья". Доктор Дымов - душевно богатый и сильный человек, чья душевная мягкость, доброта, робкая, всегда немного виноватая деликатность, простота лишь подчеркивают его волю, неутомимость в труде, настойчивость в достижении цели, преданность своей науке.Среди знаменитостей, окружающих его жену, Ольгу Ивановну, доктор Дымов представлялся слишком обыкновенным, ординарным, незначительным. А когда Дымов умирает, заразившись дифтеритом от мальчика, у которого через трубочку высасывал дифтеритную палочку, то один из его коллег, доктор Коростелев, говорит Ольге Ивановне, что это "был великий, необыкновенный человек. Какие дарования! А какая нравственная сила! Добрая, чистая, любящая душа, - не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти...подлые тряпки!". Дифтерит был лишь "сообщником" Ольги Ивановны. Она не поняла, что великий человек, поисками которого она занималась всю жизнь, жил рядом с нею. Она проглядела, "пропрыгала" главное, не поняла ни красоты, ни силы Дымова, не сумела видеть необыкновенное в обыкновенном.Во всем облике Дымова читатель угадывал черты Сеченова, большого русского ученого. Чехов глубоко чувствовал национальный характер людей этого склада, повседневный героизм их исполинского труда, их беспредельную скромность, нравственную силу, несгибаемое упорство, преданность делу культуры, благородную любовь к родине и народу. Создавая образ Дымова, Чехов вложил в него свое восхищение типом русского ученого.

Билет№14

27. Пётр Первый в оценке Пушкина в поэме «Медный всадник»

В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В.Г. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение. И Петр Первый проходит через целый ряд “воплощений”.Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным. Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово “люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем.Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека. “Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека. Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души.В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.

28. Дубина народной войны в романе Толстого «Война и мир»

Толстой рисует войну 1812 года как отечественную, народную, когда на защиту родной земли от французских захватчиков поднялся весь народ. И сделал это писатель с колоссальной художественной силой, создав великий роман- эпопею, которому нет аналогов в мире. По мнению Толстого, исход войны 1812 года был определен не каким-либо загадочным и недоступным людскому разумению роком, а «дубиной народной войны», которая действовала с «простотой» и «целесообразностью». Народ у Толстого изображен как созидатель истории, поскольку писатель показывает бесчисленное количество простых людей, двигающих общество вперед, совершающих все великое и героическое. На страницы IV тома писатель выводит образ «дубины народной войны», которая поднялась всей грозной, стихийной и величественной силой била французов до тех пор, пока не прекратилось их нашествие. То есть необоримая сила русских вырабатывалась в том числе и из действий партизанских отрядов. Появилось немало отрядов, некоторые из них оказались в центре предельного внимания Толстого. Один из таких отрядов — отряд Денисова, в котором самым необходимым человеком был народный мститель Тихон Щербатый. Тихон Щербатый оказался самым нужным, самым полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова. Изображая его, рассказывая о его подвигах, Толстой явно любуется его ловкостью, сметливостью, необычайной силой. Именно такие, как Тихон Щербатый, и победили Наполеона.Партизанские отряды наносили серьезный вред противнику, уничтожая по частям наполеоновскую армию. Партизанский отряд под командованием дьячка взял в плен сотни французов, воевали все: и старостиха Василиса и поэт-гусар Денис Давыдов. И это было полное поражение Наполеона, его армия была остановлена при Бородине. Толстой рассматривает Бородинское сражение как поворотный момент в ходе войны, определивший скорую гибель французской армии.Кроме того, писатель изобразил главную черту русских людей — отходчивость, чувство оскорбления и отмщения у народа сменялось презрением и жалостью к врагу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».Толстой уверен в том, что судьбы России определяются в первую очередь поведением масс — всех людей страны. И именно с этим связано включение в художественную ткань романа изображение партизанского движения. Вообще, война и русский народ — стержневая тема романа. Он изображает «дубину народной войны» как движение стихийное, Автор «Войны и мира» верит только в «дух» народа и не доверяет разуму, а потому и трактует победу в Отечественной войне 1812 года как результат перевеса моральной силы, си лы русского народа над духом захвата и грабительства в армии захватчиков.

Билет№15





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1542 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...