Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хронологически первым модернистским направлением явился кубизм



Модерн

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца 19 — начала 20 века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Предисловие

Предпосылкой к возникновению многих модернистских направлений в искусстве стал импрессионизм. Одним из направлений постимпрессионизма является кубизм, как самостоятельное течение возникший во Франции в начале 1900- х годов. Импрессионизм был предтечей возникновения модернистских течений, которые, если можно так выразиться, “выросли” на его эстетике. Импрессионизм был главенствующим направлением на рубеже 19 -20 вв. Художники нашли новый способ выражения своих мыслей языком цвета и света, запечатлением мгновения, живущего лишь миг. Импрессионизм возник в последней четверти 19 века во Франции. Началом послужила скандально известная выставка, имевшая место весной 1874 года на парижском бульваре Капуцинов. В этой экспозиции приняли участие около тридцати молодых художников, отвергнутых официальным жюри Академии художеств. Их картины не допустили к выставке на ежегодном Салоне, что вылилось в бурную форму протеста — в организацию неофициальной выставки на открытом воздухе. Идейным вдохновителем этой выставки был Клод Моне, тогда малоизвестный начинающий художник, организовавший “Анонимное Общество живописцев, художников и граверов”. Именно ему удалось собрать и сплотить воедино группу талантливых мастеров, предвосхитивших возникновение нового направления — импрессионизма. В нее входили Эдгар Дега, Огюст Ренуар,Камиль, Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Выставка вызвала ажиотаж и привлекла к себе внимание прессы, критиков и многих посетителей. Критики, писавшие об этой выставке в прессе, пренебрежительно назвали новый стиль “импрессионизмом”, от французского “impression” — впечатление. Дело в том, что центральное место на экспозиции занимал пейзаж Клода Моне под названием “Впечатление. Восход солнца”. Именно это “впечатление” и дало название импрессионизму, послужив началом зарождения огромного направления в искусстве.

Хронологически первым модернистским направлением явился кубизм.

Кубизм - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале 20 века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Кубизм является одним из направлений постимпрессионизма. Произведения художников –кубистов были впервые представлены на выставке в Париже в 1908 году. Кубисты исходили в своем творчестве из того, что все предметы и явления действительного мира, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Располагая фигуры, художник – кубист руководствовался субъективным вкусом. В результате создавалось произведение, не отражающее действительность, но обладающее своим собственным

«порядком», внесенным в него художником. Очевидно, что при таком подходе художественное творчество отрывалось от действительности и объектом действительности становилось само произведение. Изменяя объект живописи, художники – кубисты шли по пути, намеченному художниками – фовистами. (направление во французской живописи конца 19 — начала 20 века.) Но если фовисты, рассматривая картину как самостоятельное художественное явление, считали возможным ради усиления выразительности только отступать от точности воспроизведения реального объекта, форсируя, а иногда и изменяя цвет, то кубисты впервые в истории живописи полностью порвали с логикой и закономерностью реального мира. «Отличает кубизм от прежней живописи, - писал теоретик кубизма французский поэт Г. Аполлинер, - то, что он является искусством не подражательным, а концептуальным, которое стремиться подняться до уровня творения… это – чистое искусство». Палитра кубистов составляется обычно из ограниченного набора красок: серой, коричневой, черной, иногда белой (на примере работы Пикассо). Каждый цветовой оттенок превращается у них в плоскость.

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар» со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».

Кубизм знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Сводя к минимуму, а зачастую и стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.).

Эволюцию кубизма теоретики искусства обычно делят на две стадии «кубизм аналитический» и «кубизм синтетический» Иногда выделяют еще самую раннюю стадию кубизма: «сезанновскую фазу» - период, когда деформация еще не полностью лишила это направление образности, когда кубизм еще не порвал окончательно с принципом отражения действительности. (П. Пикассо, "Три женщины", 1909, Ж. Брак "Эстак", 1908)

Под стадией «аналитического кубизма» подразумевается период до 1912 года, когда художники – кубисты искали средства выражения на двухмерном холсте трехмерных геометрических тел. «Объекты рассматриваются с точки зрения известных «предшествующих идей» формы, но сам объект все еще играет значительную роль в создании картины» - так определяет «аналитическую» фазу кубизма теоретик искусства модернизма К. Грей (Пример аналитического кубизма - П. Пикассо, "А. Воллар", 1910, Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912). Под стадией «синтетического кубизма» имеем ввиду период с 1912 по 1914 годы, т.е. вплоть до формального конца существования кубизма как направления. Кубистские картины этого периода носят более плоскостной характер. (П. Пикассо, "Гитара и скрипка", 1913; Ж. Брак, "Человек с гитарой") Художники стремятся к созданию декоративных полотен. Художники овладевают проблемой реальности, но сущность проблемы кубизма этой стадии заключается в том факте, «что форма принадлежит к области идей, а не к области прямого чувственного восприятия».

Возникновение кубизма связывается, как правило, с именем Пабло Пикассо. Прообразом кубистской живописи обычно считается написанная им в 1907 году картина, позднее названная «Авиньонские девицы». Эта картина не заключает в себе большой идеи. На полотне представлены обнаженные женщины. Одна из них с серым, другая с синим, третья с зеленым лицом. Тела женщин и пестрый фон составлены из геометрических фигур, однако некоторое сходство с человеческими фигурами здесь сохранено.

К 1914 году кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять не только на французских художников, но и на итальянских футуристов, русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р.Делоне), одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера 20 в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка,-- мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э Филла, итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др.

Футуризм

Футуризм как направление модернистского искусства заявил о себе в 1909 году, через год после первой выставки в Париже картин кубистов. Рождение «искусства будущего» (футуризм - от латинского futurum - будущее) сопровождалось громкими скандалами. Возмущение, доходившее порой до драк с вмешательством полиции, вызвали манифесты футуристов, читавшиеся им перед большой аудиторией в зрительных залах театров Милана и Турина. Эти манифесты распространялись и в виде листовок: например, в Венеции один из манифестов был разбросан в 800 тысячах экземпляров с колокольни церкви.

Итак,

Зимой 1908 года известный поэт Филиппо Томазо Маринетти публикует в Париже “Первый Манифест футуристов”. Вскоре вокруг Томазо Маринетти сформировалась целая группа художников. В нее входили Карло Карра (1881 — 1966), Умберто Боччони (1882 — 1916), Джакомо Балла (1871 — 1958), Луиджи Руссоло (1885 — 1947) и Джино Северини (1883 — 1966).

Так же как и кубисты, футуристы считали, что произведение искусства не должно отражать действительности. «Мы утверждаем, - заявляли они, - что портреты не должны походить на свои оригиналы и что художник носит в самом себе пейзажи, которые он хочет зафиксировать на полотне» («Манифесты итальянского футуризма», с. 11 -12.) Объектом искусства, по их мнению, должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона. Для воплощения этого синтеза в художественной практике футуристы применяли прием дивизионизма (от франц. – diviser - делить), определяя его как «введение в пространство ощущения движения путем умножения дъявольских ритмов, которые разрезают форму, не переставая ее преследовать». Проще говоря, движение у футуристов передавалось формальными средствами повторения деталей предмета (например, путем изображения множества ног и т.д. художником – футуристом на примере работ Джино Северини (1883 - 1966 гг.)! показать! - Джино Северини Танцовщица 1912, Танцовщица в голубом 1912 г.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...