Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пространственная композици



Виды композиции пространства в архитектуре. Компо­зиции архитектурного пространства по принципу их организации мож­но разделить на два вида:

пространства, организованные вокруг одного или группы архитек­турных элементов;

пространства ограниченные эле­ментами по периметру.

Первый вид композиции архи­тектурного пространства назовем неограниченным пространством, так как этот вид организованного пространства не имеет четких мате­риальных границ (рис. 196), второй вид — ограниченным пространст­вом, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограни­чения (рис. 197).

Например, объем церкви Возне­сения в Коломенском организует пространство вокруг себя. Это про­странство выделилось из общей сре­ды и отличается от нее своей ком­позиционной организованностью относительно данного архитектур­ного объема. Хотя здесь нет мате­риально выраженной границы меж­ду организованным пространством и окружающей средой, зритель мо­жет реально представить сферу ор­ганизованного пространства. Ощу­щение организованности простран­ства в такой композиции возраста­ет в направлении к архитектурно­му объему и уменьшается по мере удаления от него, поскольку по ме­ре приближения к центру в этой сфере происходит активизация вза­имоотношений между объемом и пространством (рис. 198). Подо­бным образом пространство органи­зуется вокруг церкви Успения в Кондопоге (рис. 199), монастыря Сен Мишель (рис. 200), пирамид Хеопса (см. рис. 52) и др. В двух последних примерах пространство организуется не одним, а несколь­кими архитектурными элементами, расположенными в ритмическом порядке. В Сен Мишель архитек­турные элементы образуют единую объемную композицию, вокруг ко­торой организуется пространство, а пирамиды Хеопса составляют рит­мический ряд архитектурных эле­ментов, являющихся ядром этого вида композиции пространства.

Принципиально другим видом композиционной организации яв­ляется пространство площади Воге­зов в Париже (рис. 201) или вести­бюль Адмиралтейства в Санкт-Пе­тербурге (рис. 202). В этом ряду ар­хитектурное пространство имеет четкие материальные границы. Они определяются архитектурными эле­ментами, ограничивающими про­странство по периметру.

13.1. Неограниченное архитек­турное пространство. В организа­ции неограниченного архитектур­ного пространства участвуют: ос­новной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на которой находится пространственная композиция.

Положение основного элемента в неограниченном пространстве оп­ределяется по отношению к осям координат, относительно которыхон может занимать основную или промежуточную по значимости по­зицию, т.е. быть в вертикальном, горизонтальном или наклонном по­ложении.

Для поверхности основания в неограниченном пространстве ха­рактерным является ее форма и по­ложение в пространстве. Наиболее распространенная форма поверхно­сти основания — условно плоская (горизонтальная) и условно выпук­лая (сложная). Условно плоскую поверхность основания можно ви­деть в таких примерах, как компо­зиционно организованное простран­ство вокруг церкви Успения в Кон­допоге (см. рис. 199) или церкви Покрова на Нерли (рис. 203). Ус­ловно выпуклую поверхность — в таких примерах, как Сен Мишель и др. (см. рис. 200). Поскольку ха­рактер поверхности основания и приемы ее решения в неограничен­ном и ограниченном пространстве аналогичны, то эти вопросы будут разбираться в соответствующих разделах изучения ограниченного пространства. значительной степени зависит вза­имодействие основного архитектур­ного элемента с окружающим его пространством, выразительность всего композиционного построения. Примерами могут служить ажур­ная форма Эйфелевой башни в Па­риже (рис. 204) или объем церкви в Кондопоге (см. рис. 199). Разви­тость по вертикали этих элементов создает динамику не только в них самих, но и влияет на восприятие окружающих пространств. В проти­воположность этим примерам объем церкви Покрова на Нерли прибли­жается к кубической форме. В нем нет резко выраженного развития в каком-либо направлении. Соответ­ственно объему и характер неогра­ниченного пространства в этом слу­чае более спокойный, величествен­ный. На примере Андреевской цер­кви в Киеве (рис. 205) видно, на­сколько крупная пластика объемов и сложный силуэт активизируют композиционные взаимодействия объема и пространства, придают динамику всей композиционной ор­ганизации.

Поверхность основания в неог­раниченном пространстве является важнейшим элементом этого вида композиции. В зависимости от ха­рактера поверхности и взаимодей­ствия с основным элементом она может определять характер про­странственной композиции. При плоской горизонтальной поверхно­сти основания наиболее распростра­ненные решения основных элемен­тов лежат в пределах, заключен­ных между решением, когда эле­мент развит по вертикали и проти­вопоставляется горизонтальной по­верхности основания (церковь Успе­ния в Кондопоге), и другим случа­ем — когда элемент приближается к разноразмерной форме (церковь Покрова на Нерли).

- Построение и выявление ограниченного архитектурного про­странства

а) Композиционные оси. В основе композиции ограниченного архи­тектурного пространства лежит творческий замысел архитектора, если, конечно, пространство не воз­никло стихийно. В композиции может быть использован принцип симметрии и асимметрии.

Основу симметричного построе­ния ограниченного архитектурного пространства составляет ось сим­метрии. Она является главным на­правлением развития композиции, основой, организующей последова­тельность движения и восприятия
зрителя. Примером строгой симмет­ричной композиции могут быть пространства площади Капитолия в Риме или клуба им. Русакова в Москве архит. К. Мельникова.

б) Композиционные центры и до­минанты. Единство и целостность пространственной композиции ос­нованы на гармонии и соподчине­нии элементов. Композиционное построение ограниченного про­странства развивается подчинением второстепенных элементов основно­му архитектурному объему и глав­ному композиционному элементу. Таким элементом может быть ком­позиционный центр1 или доминан­та2. Между собой центр и доминан­та могут быть совмещены и выра­жены одним элементом, выражены различными самостоятельными эле­ментами, материально не выраже­ны или отсутствуют вовсе.

Приемы построения, использую­щие свойства формы и возможно­сти их изменения заключаются в том, что при создании пространст­венной композиции изменяется форма элемента, характер стерео­метрического очертания его формы меняется протяженность форм по трем координатам, получая в ре­зультате объемные или линейные формы элементов.

Прием построения, использую­щий величину как свойство элемен­та и возможности ее изменения. Как уже говорилось, величина ар­хитектурного элемента может оце­ниваться по абсолютному размеру,
Рис. 254. Схема.
Отношение форм между собой в одной пространственной компози­ции позволяет зрителю, не прибе­гая к сравнению абсолютных раз­меров, оценить величину каждой формы по отношению к другим.

Приемы членения пространства. С расположением элементов в про­странстве и их формой связана его относительная целостность или рас­члененность.

Архитектурное пространство мо­жет быть единым (нерасчлененным) и воспринимается зрителем цели­ком. Чаще всего это композиции простой геометрической формы плана и несложной формы ограни­чивающих объемов.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1011 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...