Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тождество, нюанс и контраст



Понятие тождества, нюанса и контраста. Слова контр­аст и нюанс не являются специфи­ческими архитектурными термина­ми, они общезначимы и применя­ются тогда, когда нужно опреде­лить степень различия между ка­кими-либо предметами или явлени­ями1.Исходным состоянием при от­счете различия является состояние полного сходства, совпадения, оди­наковости, идентичности, т.е. тож­дества. Обозначение меры разли­чия.между формами, величинами или цветовыми тонами с помощью понятий контрастности и нюансно- сти принято в тех областях челове­ческой деятельности, где основную роль в оценке явлений действитель­ности играет живое восприятие, не­посредственная реакция человека, в искусстве в первую очередь. Контрастным считают такое отно­шение между сравниваемыми объ­ектами, в которых явно преоблада-, ет различие, нюансным — когда явно преобладает сходство при не­значительном различии.

Тождество, нюанс и контраст так же, как и масштабность, явля­ются категориями архитектурной композиции и в то же время ее средствами, с помощью которых ре­шаются многие композиционные задачи.

Контраст (франц. contraste) — противо­положность в каком-либо отношении. Нюанс (франц. nuance) — оттенок, тонкое различие в чем-либо (По словарю Ушакова).

венных изменений в различии форм и перехода их в новое качест­во. Это относится в одинаковой ме­ре к простым объектам и сложным, например, к элементарным геомет­рическим фигурам и к трехмерным объектам. На рис. 118- можно про­следить процесс нарастания количе­ственных изменений в форме и ка­чественное перерождение характера различия между формами в резуль­тате изменения величины и разви­тия по вертикали.

Тождество, нюанс и контраст как композиционные средства иг­рают формирующую, регулирую­щую роль в создании целостной ар­хитектурной композиции, опреде­ляя меру отношений между други­ми средствами композиции. Воз­можности проявления этих трех ти­пов отношений достаточно

широки и используются главным образом для упорядочения пространствен­ной структуры архитектурной фор­мы, часто решающим образом из­меняя ее облик, что и составляет основу вариантного проектирова­ния — поиска оптимальных реше­ний. Контрастно-нюансные отноше­ния определяют взаимодействие между композицией и окружаю­щим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколь­кими композициями, между частя­ми одной и той же композиции, между композицией и ее деталями. Тождество, нюанс и контраст при­сутствуют в каждом объекте архи­тектуры, однако заметно проявля­ются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает рольведущего отношения в структуре формы.

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Этот процесс можно проследить на примере одной из работ голландского художника-гра- фика Маурица Корнелиса Эсхера — композиции, названной им ’’Небо и вода”, в которой еле заметные из­менения величины и формы изо­бражений, направленно возрастая, приводят к полному преображению вида и смысла фигур, показанных на композиции

’’Рождение” ритмического ряда в результате нюансных изменений, происходящих в его элементах, хо­рошо заметно в рисунке одной из разновидностей сложных спиралей. Более простым способом обнаруже­ния является рассматривание любо­го метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе. Более близкими к ар­хитектуре и весьма выразительны­ми примерами возникновения и

СИММЕТРИЯ

Виды симметрии в ар­хитектуре. Симметрия — одно из самых сильных средств, обеспечи­вающих целостность объемно-про­странственной формы. Однако, прежде чем перейти к анализу это­го средства и его возможностей при решении архитектурных за­дач, рассмотрим симметрию как объективное свойство объемно-про­странственных форм.

Понятие симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) восхо­дит к истокам человеческой циви­лизации, отражает фундаменталь­ное свойство материального мира и в настоящее время используется многими науками, изучающими законы построения и организации мертвой и живой природы. В самом широком смысле понятие ’’симмет­рия” сегодня тесно смыкается с по­нятием закономерности как тако­вой, так как характеризует сохра­нение, постоянство определенных свойств объекта или явления отно­сительно каких-либо изменений. Поскольку в архитектуре и объем­но-пространственной композиции мы сталкиваемся с пространствен­ными объектами, для рассмотрения видов симметрии целесообразно воспользоваться данными кристал­лографии — науки, располагающей наиболее развитым знанием о сим­метрии в трехмерном пространстве..

Понятие асимметрии в архитектуре

Асимметрия — понятие, противоположное понятию симмет­рии. В асимметричных формах эле­менты симметрии отсутствуют (рис. 149).

Дисимметрия - это нюансное от­клонение от симметрии. Дисиммет­рия, как правило, проявляется в асимметричности деталей. или их расположения в форме, которая в целом симметрична (рис. 150).

14.Антисимметрия — это симмет­рия с полярными или контрастны­ми свойствами. Так, если одну по­ловину квадрата выкрасить в чер­ный цвет, а другую оставить белой, то мы получим антисимметричную форму; в том же отношении находятся, например, два куба, один из которых представлен только ребра­ми (рис.151)1.

Таким образом, если предста­вить некую условную шкалу для определения симметричности форм, то по краям этой шкалы располо­жатся симметричные и асиммет­ричные формы, а антисимметрич­ные

и диссимметричные формы займут среднее положение между этими двумя полюсами.

Интересным примером применения ан­тисимметрии в архитектуре является Франк- лин-корт — мемориальный двор Б.Франкли­на (Филадельфия, 1972 — 1976 гг., архитек­торы Вентури и Раух), где открытый каркас из нержавеющей стали фиксирует контуры старого особняка Франклина. Здесь в отно­шении антисимметрии находятся разрушен­ный оригинал и вновь построенное сооруже­ние, воспроизводящее его контур.

Пространственная композиция ха­рактеризуется превалированием пространства над элементами, фор­мирующими его. В такой компози­ции зритель воспринимает и оцени­вает в основном качество простран­ственного решения, а не элементы, организующие пространство. Эле­менты композиции (объемные фор­мы, поверхности) могут развивать­ся и организовывать восприятие зрителя по глубинной, фронтальной

или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной коорди­наты называется глубинно-про­странственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространст­ва

Пространственная композиция наиболее сложный, но в то же вре­мя самый распространенный в ар­хитектурной практике вид компо­зиции, по закономерностям которо­го организуется пространство, на­чиная с небольших интерьеров и кончая обширными градостроитель­ными ансамблями (рис. 161).

Объемная композиция имеет от­носительно равномерное развитие по трем координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, ха­рактерна замкнутостью поверхно­стей элементов, организующих та­кую композицию. Объемная компо­зиция воспринимается при движе­нии зрителя вокруг нее. Естествен­но, что каждое архитектурное соо­ружение не мыслится вне объемно­сти, но объемной композицией сле­дует считать такую, в которой ее трехмерность выражена как основное качество, организующее восприятие со всех сторон (рис. 162, 163).

Фронтальная композиция харак­теризуется развитием по двум фронтальным координатам, гори­зонтальной и вертикальной, с под­чиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспри­нимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней (рис. 164, 165). Такими компо­зициями в архитектуре являются, как правило, фасады зданий, обра­щенные к пространствам улиц и площадей, рассчитанные на восп­риятие со стороны этих открытых пространств.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3532 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...