Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая схема структуры программы в ЯП



Общая структура программы на языке Pascal имеет вид

Program Имя программы;

Uses Подключаемые библиотеки (модули);

Label Список меток основной программы;

Const Введение констант;

Type Описание новых типов;

Var Описание переменных и их типов;

Определение процедур;

Определение функций;

Begin

Тело основной программы;

End.

В языке программирования Паскаль программа состоит из заголовка, раздела описаний и исполняемой части. Служебные слова Pascal, обозначающие начало определенного блока программы, выделены жирным белым шрифтом.

Program – блок описания заголовка программы в Паскале имеет декоративное значение и может отсутствовать.

Uses – в Паскале вспомогательные готовые программы собранные в библиотеки (модули). Например, процедуры рисования точек, линий, окружностей на экране содержатся в модуле graph. Модули объявляются в этом блоке. Если подключать дополнительные библиотеки не нужно, блок отсутствует. Большинство важнейших ключевых системных библиотек подключаются автоматически (по умолчанию).

Label – блок описания меток, содержит их имена перечисленные через запятую. Метки используются для организации переходов в программе. Если метки не нужны, блок отсутствует.

Const – блок описания простых и типизированных констант. Может отсутствовать если константы в программе не предусмотрены.

Type - блок описания типов данных используемых в программе. Может отсутствовать, если новые типы не вводятся.

Var - блок описания переменных с указанием их типа. Может встречаться в программе несколько раз для организации глобальных и локальных переменных (т.е. в основной программе и при описании процедур и функций).

Определение процедур и функций – специально оформленные вспомогательные алгоритмы в виде подпрограмм, о которых будем говорить отдельно.

Begin - end. – служебные слова, обрамляющие тело основной программы, где находятся исполняемые операторы. Т.о. Begin начинает исполняемую часть программы, а end. (точка в конце обязательна) – ее завершает. Т.о. теоретически в минимально возможном наборе программа может состоять только из пустого тела begin end.

Переменные.

Переменная – это область оперативной памяти компьютера, которая может хранить данные во время работы программы.

Переменная имеет:Имя (x, text, bm,), значение (число, текст, символ),тип (целый, вещественный, символьный, строковый)

Имя переменной (идентификатор): начинается с буквы, содержит буквы (лучше лат) и цифры, длина имени не должна превышать 255 символов, нельзя использовать зарезервированные слова, не должно содержать пробелов и специальных символов.

В объектно- ориентированных языках программирования и алгоритмическом языке Basic переменные используются для хранения и обработки данных в программах.

Переменные задаются именами, определяющими области оперативной памяти компьютера, в которых хранятся значения переменных. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т. д.).

Переменные вводятся в программу для хранения и передачи данных внутри нее. Все переменные, которые предполагается использовать в программе должны, прежде всего, быть определены в разделе описания переменных.

Описание переменных начинается со служебного слова VAR, вслед за которым располагается последовательность самих определений переменных.

Определение переменной заключается в указании ее имени (идентификатора) и типа.

Имя и тип разделяются двоеточием.

После объявления и описания переменной должен стоять символ ";".

Концом блока описания будет начало какого-либо другого блока программы или описание процедур и функций.

Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной.

Тип переменной

Целый тип (Byte, Integer)– для использования целых чисел

Вещественный тип (Real)– для использования дробных чисел

Символьный тип (Char)– это любые буквы алфавита, символы и цифры 0-9 (один символ). Использование отдельных символов, заключаются в знаки апострофов, например 'а', '4', '+', '-', либо код символа #126

Строковый тип (составной) (String)– для использования наборов символов, заключенных в знаки апострофов, например 'тип', '123'

Напомним, что каждый модуль (процедура, функция, программа) состоит из заголовка (procedure…, function…, program…) и блока.

Если блок какой-либо процедуры p1 содержит внутри процедуру p2, то говорят, что p2 вложена в p1.

Любые идентификаторы, введенные внутри какого-либо блока (процедуры, функции) для описания переменных, констант, типов, процедур, называются локальными для данного блока. Такой блок вместе с вложенными в него модулями называют областью действия этих локальных переменных, констант, типов и процедур.

Константы, переменные, типы, описанные в блоке program, называются глобальными. Казалось бы, проще иметь дело вообще только с глобальными переменными, описав их все в program. Но использование локальных переменных позволяет системе лучше оптимизировать программы, делать их более наглядными и уменьшает вероятность появления ошибок

Константы

Иногда нам требуется использовать в тексте программы фиксированные значения, т.е. значения которые не должны изменяться в процессе выполнения программы.

Константы подразделяются на два вида - истинные (true constants) и типизированные (typed). Истинные константы - собственно и есть константы в чистом виде. Типизированные константы - константы которые могут содержать типизированные значения. Например можно объявить массив-константу или запись-константу.

Главное и наиболее полезное свойство констант, это то что они неизменны на протяжении всего времени выполнения программы. Программа в которой производится попытка изменить значение константы просто не скомпилируется.

Константы, так-же как переменные и типы данных, объявляются в своей секции объявления констант которая начинается с зарезервированного слова const.

Объявление типизированной константы больше похоже на объявление переменной и отличается от него только тем что переменной не присвоено изначально никакое значение, а константе изначально присвоено конкретное значение определенное в коде программы. Формат объявления типизированной константы:

ConstantIdent:DataType=ConstantExpression;

ConstantIdent - идентификатор константы.
DataType - тип данных к которому принадлежит значение константы. DataType может быть как идентификатором ранее объявленного типа данных, так и объявлением типа данных на месте.
ConstantExpression - константное выражение. Константное выражение - такое выражение которое может быть вычислено компилятором во время компиляции. В константном выражении могут присутствовать идентификаторы других, уже определенных, констант.

Пример объявления констант:

const

A=10;

B='Linux must die';

E:Real=2.71;

C=A+5;

D:array[0..4] of Integer=(5, A, 1, C, 123)

Константы могут быть встроенными и определяемыми, к слову константа Pi встроенная и для того чтобы использовать число 3,1415… в расчетах, нужно присвоить встроенную константу Pi переменной типа Real или просто использовать непосредственно в выражениях, нетрудно догадаться что встроенной константантой также является, например, число e.

Можно использовать константы, определенные с помощью используемых элементов управления или компонентов, или создать свои собственные. Созданные пользователем константы называются определяемыми.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 553 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...