Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методология и методы



Поскольку объекты этого мира имеют смысл для человека, ему недостаточно просто знать об их существовании, а необходимо еще и понимать их, а, следовательно, и интерпретировать их как возможные релевантные элементы для различных действий и реакций, которые он может осуществить.

Поэтому задачей феноменологической методологии является описание смысловой структуры социальной реальности.

«Исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук». [10]

Феноменологическая методология Щюца позволяет понять субъективное восприятие социального контекста социального действия.

Правила феноменологии А. Шюца:

Как исследовать предмет социальной жизни, что социолог должен знать:

1. Социальная реальность для индивидов как субъектов действия является объективной и представляется как интерсубъективный мир. Реальность для индивида объективна с точки зрения интерсубъективного мира.

2. Жизненный мир или здравый смысл формируется благодаря воспитанию в семье и школе, накопления жизненного опыта (биографическая ситуация) в результате взаимодействия с окружающими людьми. Благодаря этим механизмам человек в состоянии приобщиться к интерсубъективному миру.

3. Индивидуальная типизация повседневной жизни осуществляется через шкалу ценностей интерсубъективного мира данной «домашней группы».

4. Чтобы изучить социальную реальность, нужно документально зафиксировать представление людей о происходящих событиях, зафиксировать их субъективное понимание происходящих процессов.

Социолог должен знать, что каждый человек на бытовом уровне социолог. Каждый человек наблюдает определенные факты, события и пытается понять их. Он организует события или явления в некие феномены, классифицирует типизирует их в некие понятия с определенным здравым смыслом. Эти понятия здравого смысла, которые индивид вырабатывает на основе наблюдений – это конструкты 1-го порядка, то есть исходные реальные знания социальной жизни. Они выстраиваются не только на основе личного опыта, но и опыта других (интерсубъективного опыта). Он учитывает, что другие об этом думают.

5 Изучить контекст социального явления. В понятие контекста входит анализ параметров – когда (время), где (место), при каких обстоятельствах возникло это значение. Необходимо обратить внимание на социальную группу, социальную среду, язык, нормы, ценности этой среды (социальный контекст добавил социокультурные, исторические, политические, экономические условия, в которых протекает это действие).

5. Основная цель феноменологии заключается в том, чтобы провести анализ повседневной реальности 2-го уровня на основе конструкции конструкций.

«Основная задача общественных наук - получать упорядоченное знание социальной реальности»

7. Человек как субъект (актор) социального действия

Биографическая ситуациия индивида – основа социального действия.

В отличие от Вебера, Щюц считал, что человеком управляют не непосредственно мотивы, а жизненный мир, прожитый жизненный опыт, его биографическая ситуация, и, таким образом, некий здравый смысл. Деятель или субъект как бы располагает действие в общем временном потоке своей жизнедеятельности и тем самым определяет его значимость или смысл. Шюц считал, что поступками человека управляет его прожитый жизненный опыт «Этот опыт в форме «наличного знания» (knowledge at hand) выступает как схема (матрица), с которой мы соотносим все наши восприятия и переживания. … Это и есть запас наличного знания, которое до поры до времени воспринимается как нечто само собой разумеющееся, хотя в любой момент оно может быть поставлено под сомнение» [11] , его биографическая ситуация, его жизненный мир.

Выделяет два типа мотивации с точки зрения субъекта:

1. Те, которые предшествуют действию, исходят из прошлого опыта, мотивы «потому что»;

2. Те, которые исходят из представления о будущем, мотив «для того, чтобы»

Таким образом, социальное действие актора обусловлено запасом повседневного знания, детерминировано биографией индивида. «…Человек в любой момент его повседневной жизни находится в биографически детерминированной им самим физической и социокультурной среде…» [12]

Как уже отмечалось выше, в повседневной жизни каждый индивид вынужден осуществлять типизацию предметов и явлений вокруг себя, т.е. создавать конструкты первого порядка. Этим определяется индивидуальный кругозор индивида, который социолог назвал биографической ситуацией индивида. Биографическая ситуация представляет собой осмысленный опыт человека, содержит накопленные знания об окружающем мире, что позволяет индивиду, с одной стороны. понимать и интерпретировать социальные действия окружающих его людей, с другой стороны, выстраивать собственные социальные действия с учетом жизненного опыта (мотивация «потому, что»). Каждый человек индивидуален, неповторим, уникален (своеобразный феномен). Почему? Поскольку личный опыт, знания каждого человека уникальны, каждый имеет свое объяснение, интерпретацию социальным явлениям, свой опыт взаимодействия. Поэтому когда родители учат детей на своем опыте (разумеется, только положительном!) – это далеко не всегда воспринимается детьми. Можно сказать, что уникальность индивида детерминирована биографически. Тогда как же люди понимают друг друга, как они взаимодействуют друг с другом? Согласно теории символического интеракционизма, коммуникация становится возможной, когда люди адекватно понимают те или иные символы, значения. Адекватное понимание возникает благодаря общему для взаимодействия интерсубъективному миру. Интерсубъективный мир – это знания здравого смысла, которыми руководствуются большинство членов общества, принадлежащего к одной, весьма узкой социальной группе. Шюц называет ее «домашней группой». Этот мир существует до нашего рождения, и в сознании индивида этот социокультурный мир выступает как объективный, независимый от них самих. Интерсубъективный мир основан на опыте многих, имеет ОБЩИЕ СМЫСЛЫ, разделяемые многими, и дающий возможность понимать друг друга. Человек должен понимать, что происходит вокруг него, в чем смысл тех или иных явлений. Таким образом, интерсубъективный мир выполняет важнейшую смысловую функцию. Смысловые ориентиры это важнейшее условие существования любого человека, любого общества, т.к. с их помощью люди соотносят себя с миром (социально идентифицируются), устанавливают цели, объясняют и разъясняют сущность интерсубъективного опыта многих(домашней группы). Потеря смысла - потеря ориентиров, невозможность их установить, ведет к потере смысла и цели жизни.

«Мир... с самого начала является интерсубъективным миром культуры. Он интерсубъективен, так как мы живем среди других людей, нас связывает общность забот, труда, взаимопонимание».

Здравый смысл (или интерсубъективный мир, жизненный мир) выполняет две функции:

• Коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие, успешную коммуникацию;

• Личностную – человек может ставить перед собой реальные цели и достигать их, так как может постигать здравый смысл происходящего. Таким образом, благодаря интерсубъетивному (здравому смыслу многих) человек способен, опираясь на здравый смысл выстроить цель, перспективу своего действия, опираясь на мотивацию потому, что.

Можно сказать, что Шюц, в отличие от Вебера, дает нам возможность более глубоко увидеть истоки, механизмы формирования мотивации, которые коренятся как в личном жизненном опыте самого актора, так и в интерсубъективном знании.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 499 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...