Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трансцендентальное учение о началах



В трансцендентальное учение о началах, Кант включает свои философские взглядына трансцендентальную эстетику, трансцендентальную логику, которая делитсяна трансцендентальный аналитику и трансцендентальную диалектику.Под трансцендентальной эстетикой Кант понимал науку о всех априорных принципах.Чувственное созерцание – это начало всякого познания. Но здесь сразу жевстают вопросы о его источнике. Его отношении к внешнему миру и составе.Кант утверждает, что за пределами чувственных феноменов существуетнепознаваемая реальность, о которой в теории познания имеется толькопредельно абстрактное «чистое» понятие (поитепоп). Ноумены не дают ничего дляпознания вещей в себе, но позволяют о них мыслить как об умопостигаемыхсущностях и только. Кант твердо убежден, что мир вещей в себе существует, ноутверждает что вещь в себе (как понятие о существовании таковой), исполняетнесколько различных и по-своему вполне определенных функций. Основных такихфункции четыре:Первое значение понятие о «вещи в себе» в философии Канта призвано указыватьна наличие внешнего возбудителя наших ощущений и представлений.Второе значение «вещи в себе» у Канта состоит в том, что это всякий впринципе непознаваемый предмет.Третье значение «вещи в себе» объемлет все то, что лежит в трансцендентальнойобласти, т.е. находится вне опыта и сферы трансцендентального.Четвертое и в общем идеалистическое значение «вещи в себе», - как царстванедосягаемых идеалов вообще, причем это царства в целом само оказываетсяпознавательным идеалом безусловного – высшего синтеза. Вещь в себе в этомслучае оказывается объектом веры.Кант доказывает в «Трансцендентальной эстетике», что кроме эмпирическихнаглядных представлений (интуицией) существуют еще и наглядные представления,или чистые интуиции. Это пространство и время, «две чистые формы чувственногосозерцания как принципы априорного знания».Подобные выводы были сделаны Кантом на основе исследования логическогостроения суждений в математике. Не логический анализ понятий, но чувственноесозерцание, или наглядное представление, геометрических объектов впространстве лежит, по утверждению Канта, в основе синтеза, обеспечивающегодостоверность геометрических суждений. Однако представление пространства,опираясь на которое геометрия конструирует в своем уме объекты, не можетбыть, полагает Кант, представлением пространства эмпирического, т.е. данногов опыте; если бы суждение в геометрии основывались на представленииэмпирического пространства, то истины геометрии не могли бы иметь безусловновсеобщего и необходимого значения: они были бы всего лишь вероятнымиобобщениями из опыта. Но, согласно Канту, высказывания геометрических аксиомсопровождается пониманием их необходимого и всеобщего значения. Отсюда Кантделает вывод, что пространство, обуславливающее возможность геометрическихистин, есть пространство идеальное, или априорное форма чувствительности.Таким образом, синтетическая природа суждений геометрии тесно связывается уКанта с априоризмом и идеализмом. А пространство, с которым имеет делогеометрия, не выражает, с его точки зрения, действительной природы вещей; оно– лишь форма, под которой вещь являются; априорная форма чувственности,априорное условие наглядного представления.Аналогичные взгляды Кант развивает и в отношении времени. Подобно тому какаприорная форма пространства лежит в основании истины геометрии, априорнаяформа времени лежит в основании истин арифметики. Время, лежащее в основеарифметики, есть время идеальное, априорное. Оно выражает и действительную,независимую от сознания форму существования вещей, но лишь формучувственности.Таким образом, Кант выводит возможность математики из чувственногопредставления.Ни второй основной вопрос «критики»: как возможно естествознание? – отвечаеттрансцендентальная аналитика. Естествознание, утверждает Кант, так же как иматематика, обладает основными положениями, которые не могут быть обобщениямииз опыта и представляют по своей логической форме априорные суждения. Таковы,например, положения о временной последовательности явлений согласно законупричинности, положение о сосуществовании субстанций согласно законувзаимодействия. Всеобщность и необходимость, с какими мыслятся все эти высшиезаконы, - законы, лежащие в основе всего естествознания, не могут бытьвыведены, по Канту, из опыта и суть априорные основоположения «чистого»рассудка.Полная система всех этих основоположений выводится Кантом из системыкатегорий, или из чистых понятий рассудка. В выведении этом, котороепредставляет наиболее трудную, обильную противоречиями часть «критики чистогоразума», Кант так же как и «трансцендентальной эстетике», исходит из резкогоразличения формы и содержания знания. Содержание знания не создается нашимсознанием и есть результат воздействия вещей, как они существуют независимоот сознания, на нашу чувственность.По учению Канта, рассудок мысли посредством понятий все содержания,доставляемое ему чувственностью. Однако среди понятий рассудка должны бытьнайдены такие, которые являются, независимо от подводимого под нихсодержания, общими, формальными, априорными условиями мыслимости какихугодно предметов. Для того, чтобы мыслить какой бы то ни было доступный нам вопыте предмет, необходимо, чтобы в рассудке существовала заранее данная и отопыта будто бы на зависящая возможность подведения мыслимого под такиепонятия, как например, понятие реальности, принадлежности, возможности и т.д.Априорные, или «чистые» понятия рассудка, обуславливающие возможность такогоподведения, «Кант» называет «категориями».Хотя схематизм чистых понятий рассудка как будто показывает возможностьобъединения чувстенности и рассудка, учение это имеет у Канта такое развитие:согласно этому учению, схемы чистых понятий рассудка полагают твердые границыприменения рассудочных синтезов. Схемы указывают, что синтетическаядеятельности рассудка может быть прилагаемы только к чувственным данным, т.е.к материалу, данному во времени. Но время, по Канту, определяется движением,а движением в свою очередь предполагается пространство. Таким образом, миробъектов с которыми единственно может иметь дело наше знание, есть мирпространственно временной. Но так как пространство и время не являютсяформами объективного бытия вещей в себе так как за пределами организациинашего знания они никакого значения ни имеют, то отсюда Кант выводит, чтовсякое возможное значение о природе не есть знание «вещей в себе».Природа, как предмет знания, не есть бессвязный хаос впечатлений, и рассудока есть, по Канту, подлинный «законодатель природы» и он порождает природу –правда, лишь в качестве предмета знания. Но рассудок порождает природу вкачестве предмета знания лишь в том смысле, утверждает Кант, что без формрассудка знание не было бы знанием о всеобщих и необходимых законах природы.В этом – кантовском – смысле законы природы, например закон причинности,оказываются – действительно «объективными» - всеобщими и необходимыми –правилами связи явлений.Трансцендентальная диалектика у Канта, представляет собой исследованиепротиворечий познания, в которые неизбежно ввергает себя человеческий разум,как только он попытается получить однозначные доказательные ответы насобственно философские вопросы. Разуму требуется помощь, чтобы от этихпротиворечий избавиться, и эту помощь доставляет ему трансцендентальнаядиалектика. Таким образом, он не «логика видимости», а логика преодоленияэтой видимости.Разграничение между аналитикой и диалектикой проходит у Канта так, что первая –это трансцендентальная «логика истины» для области опыта, а вторая выступает вформе «критики диалектической видимости», обнаруживающей противоречия –проблемы в философском познании, устанавливающей их значения и выявляющейвозможности их разрешения. Эти функции диалектики должны быть добавлены к той,которая, по сути дела, подмечена им уже в трансцендентальной аналитике исостоит в выяснении происхождения и действия категорий. Кант не отрицает существование «разума» как особой функции, отличной отфункции «рассудка». Но при помощи разума, учит Кант, сознание нашеосуществляет заложенное в нем стремление к безусловному единству всего нашегознания.«Чистый разум» же берет на свою долю задачу достижения абсолютной целостностив применении понятий рассудка и стремится довести синтетическое единство,мыслимое в категориях, до абсолютно безусловного. Кант называет«трансцендентными идеями» понятия разума, для которых чувства не могут датьадекватного предмета, т.к. мыслимое в этих понятиях безусловное единствоникогда не может быть найдено в границах чувственного опыта. По Канту,имеются всего три таких идеи:1. психологическая или идея о душе как безусловном единстве всех душевныхявлений и процессов;2. космологическая, или идея о мирке как безусловном единстве всех трехусловий явлений3. теологическая, или идея о боге как безусловной причине всего сущего имыслимого вообще.В соответствии с этим претендуют на существование три философские дисциплины: 1)«рациональная психология», которая пытается из понятия разума о душаразработать науку о природе (или) сущности души, 2) «рациональная космология»,которая пытается из понятия разума о мире развить науку, способную ответить навопрос о границах мира в пространстве и времени, о природе элементов, изкоторых состоит мир, о возможности свободы в мире, о «безусловном необходимомсуществе» - боге, 3) «рациональная теология», которая пытается из понятияразума о боге построить доказательства существования бога.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...