Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями



Во всех суждениях, в которых мыслится отношение субъекта к предикату (я имею в виду только утвердительные суждения, так как вслед за ними применить сказанное к отрицательным суждениям нетрудно), это отношение может быть двояким. Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (в скрытом виде) в этом понятии А, или же В целиком находится вне понятия А, хотя и связано с ним. В первом случае я называю суждение аналитическим, а во втором – синтетическим. Следовательно, аналитические – это те (утвердительные) суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество, а те суждения, в которых эта связь мыслится без тождества, должны называться синтетическими. Первые можно было бы назвать поясняющими, а вторые – расширяющими суждениями.

Все эмпирические суждения, как таковые, синтетические. В самом деле, было бы нелепо основывать аналитические суждения на опыте, так как, составляя эти суждения, я вовсе не должен выходить за пределы своего понятия и, следовательно, не нуждаюсь в свидетельстве опыта

V. Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы

1. Все математические суждения – синтетические.

Прежде всего следует заметить, что настоящие математические положения всегда априорные, а не эмпирические суждения, потому что они обладают необходимостью, которая не может быть заимствована из опыта.

2. Естествознание (Physica) заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы.

3. Метафизика, даже если и рассматривать ее как науку, которую до сих пор только пытались создать, хотя природа человеческого разума такова, что без метафизики и нельзя обойтись, должна заключать в себе априорные синтетические знания;

VI. Общая задача чистого разума

Истинная задача чистого разума, по мнению Канта, заключается в следующих

вопросах: как возможны априорные синтетические суждения?

Априорное знание – познание независимое от опыта и даже от чувственных

впечатлений. Априорные знания отличаются от эмпирических знаний, которые

имеют свой источник – опыт. А все эмпирические суждения, как таковые,

синтетические.

Решение поставленной выше задачи, как считает Кант, заключает в себе вместе с

тем возможность чистого применения разума при создании и развитии всех наук,

содержащих априорное теоретическое знание о предметах, т.е. ответ на вопросы:

· Как возможна чистая математика?

· Как возможно чистое естествознание?

· Как возможна метафизика как наука?

Таким образом, критика разума необходимо приводит в конце концов к науке,

наоборот, догматическое применение разума без критики приводит к ни на чем не

обоснованным убеждениям, которым можно противопоставить столь же ложные

утверждения, стало быть, приводит к скептицизму.

Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать

критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы

априорного знания. Поэтому чистым Кант называет разум, содержащий принципы

безусловно априорного знания. Органом чистого разума, как мыслит Кант, должна

быть совокупность тех принципов, на основе которых можно приобрести и

действительно осуществить все чистые априорные знания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...