Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смертный человек



Возражение 69

Во время преображения Христа, рядом с Ним на горе появились "Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф.17:3). Появление Моисея доказывает, что человек обладает бессмертной душой: ведь Моисей умер и был похоронен во времена исхода.

Преображение можно рассматривать двояко: как видение и как буквальное событие. Если мы рассматриваем его как видение, то в таком случае выдвинутое возражение представляется бессмысленным, так как в видении пророк способен созерцать каких-нибудь людей или события, хотя в данный момент это может и противоречить действительности. Если же рассматривать это событие как реальное (а мы считаем, что оно на самом деле было таковым), тогда выдвинутое возражение по-прежнему остается бессмысленным, поскольку в рассказе о преображении ничего не говорится о том, что какой-то нематериальный дух или душа, названная Моисеем, парила где-то рядом со Христом. Мы читаем, что Христос реально присутствовал, а рядом с Ним были "Моисей и Илия". Мы знаем, что Христос присутствовал реально, так как "слово стало плотию". Мы знаем также, что Илия был вознесен на небо, оставаясь в теле, и поэтому с полным основанием можем предположить, что и он присутствовал реально. Что касается Моисея, то в повествовании нет ничего такого, что позволяло бы считать его менее реальным. Мы еще раз повторяем (поскольку это принципиально важно для поставленного перед нами вопроса), что в истории ничего не говорится о том, будто там присутствовал дух Моисея: присутствовал сам Моисей.

Кроме того, ученики, по-видимому, считали Моисея таким же реальным, как и двух остальных, потому что Петр предложил сделать три кущи: "Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (ст. 4). Как известно, кущи не строятся для бестелесных духов.

В хорошо известном библейском комментарии методистский исследователь Адам Кларк, разделяющий учение о бессмертии души, делает следующее ценное пояснение относительно упомянутого отрывка: "Илия спустился с неба в том же самом теле, какое было у него на земле, потому что он был перенесен на небо и не видел смерти (см. 4 Цар. 2:11). Моисей, вероятно, воскрес в теле как залог воскресения, а так как Христос должен прийти на землю, чтобы судить живых и мертвых (ибо "не все мы умрем, но все изменимся") (1 Кор.15:51), Он, по-видимому, полностью показал это на примере Моисея, который умер и был воскрешен к жизни (или появился в тот момент так, как он появится, когда воскреснет из мертвых в последний день), и в лице Илии, который не вкусил смерти. Их тела свидетельствуют об одном и том же явлении - тела прославленных святых остаются прежними, независимо от того, был ли человек перенесен на небо или умер".

Сам факт присутствия Моисея на горе Преображения, который Кларк рассматривает как воскресение, помогает нам понять подлинный смысл довольно неясного отрывка из Послания Иуды: "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"" (Иуда 9).

Повествование о преображении подтверждает не учение о бессмертии души, освобожденной от телесной оболочки, а учение о воскресении.

Возражение 70

Христос сказал: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28). Это доказывает, что душа отлична от тела, что тело можно уничтожить, а душа сохранится, и что, следовательно, душа представляет собой обособленную реальность, которая продолжает вечно существовать после смерти тела.

Те, кто придерживается учения о бессмертии души, учат не только тому, что души праведников продолжают жить, но и тому, что души грешников тоже не подлежат смерти. Они учат о том, что душа продолжает существовать, несмотря на разрушение тела. Однако данный текст говорит о том, что можно "и душу и тело погубить в геенне", то есть, иными словами, можно "убить душу". Ясно, что данный текст - менее всего подходит для обоснования тезиса о бессмертии души.

Тем не менее верящий в бессмертие души может сказать, что этот текст, по крайней мере, четко показывает, что тело и душа - это разные сущности, и, следовательно, душу надо рассматривать как обособленную реальность. В данном случае словом "душа" переведено греческое слово "psuche", и это довольно распространенный перевод в Новом Завете Библии короля Иакова. Однако можно привести почти столько же примеров, когда "psuche" переводится как "жизнь". Переводчики, которые не были богодухновенными людьми, верили в бессмертие души и переводили это слово так, как им казалось наилучшим в ракурсе своего богословия. Мы сомневаемся не в их честности, но в их компетентности.

Обратите внимание на то, как следующие слова Христа переведены в Библии короля Иакова: "Ибо кто хочет душу (жизнь, "psuche") свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу (жизнь, "psuche") свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе ("psuche") своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу ("psuche") свою?" (Мф. 16:25, 26).

По-видимому, в 25-м стихе переводчики не могли перевести "psuche" словом "душа", не создав тем самым значительной богословской проблемы. В 26-м стихе выражение "душе ("psuche") своей повредит" очевидно означает, что человек потеряет ее в огне наказания, который спалит осужденных. Однако в 25-м стихе говорится о том, что можно потерять "psuche" ради Христа! В 25-м стихе переводчики перевели "psuche" словом "жизнь", а в 26-м - словом "душа" и тем самым разрешили возникшую перед ними дилемму и спасли учение о бессмертии души. Остается добавить, что в Американском стандартном переводе (обычно известном под именем Пересмотренного перевода) и в Пересмотренном стандартном переводе006 в обоих стихах "psuche" переводится как "жизнь".

А теперь вернемся к упомянутому отрывку из Матфея (Мф. 10:28): "И не бойтесь убивающих тело, души же ("psuche") не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу ("psuche") и тело погубить в геенне". Если слово "душа" заменить словом "жизнь" (по всей вероятности, так и надо сделать), данное выражение утрачивает всякое подобие аргумента в защиту учения о бессмертии души. Он становится одним из самых убедительных текстов в поддержку другого учения, согласно которому однажды настанет день, когда грешников настигнет гибель; и если это не означает окончательное уничтожение, то мы не знаем, какой еще иной смысл можно обнаружить в этих словах.

006 Пересмотренный стандартный перевод Библии на английский язык создан под эгидой Национального совета церквей Христа США в 1946-1957 гг. В 1990 г. опубликован Новый пересмотренный стандартный перевод, где отражены новейшие достижения библейской текстологии. - Прим. ред.

Возражение 71

Павел говорит: "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4:16). Эти слова являются доказательством того, что подлинный человек, то есть его душа, представляет собой особую субстанцию, независимую от тела, и продолжает существовать после того, как тело гибнет.

По-видимому, приверженцам учения о бессмертии души кажется, что когда библейский автор говорит о противоположности одной стороны человека другой, о противоположности тела и духа (или души), это является бесспорным доказательством истинности их взглядов. Однако мы тоже верим, что между телом и духом, или телом и душой существует определенное различие. Писание говорит, что нам надо прославлять Бога телом и душою. Однако следует со всей решительностью подчеркнуть, что в Писании нигде не сказано, что душа (или дух) представляет собой какую-то обособленную бессмертную реальность, заключенную в телесную оболочку.

Обращаясь к Коринфской церкви, Павел писал, что он "отсутствует телом, но присутствует духом" среди ее членов (1 Кор. 5:3). Разве кто-нибудь отважится утверждать, что Павел хочет сообщить нам, будто он оставил свое тело в одном месте и перелетел в другое, то есть в Коринф? Зачем же в таком случае искать учение о бессмертии души в его словах о том, что "если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется"?

Несколько раз, стремясь найти наиболее понятные слова, Павел говорит об этом "внутреннем человеке". Ефесянам он писал: "Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф. 3:16,17). В другом послании он пишет: "Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол. 3:9, 10).

Очевидно, когда речь заходит о христианине, "внутренний человек" означает "нового человека". Но что представляет собой этот "новый человек?" Когда "ветхий человек", или наша ветхая природа, принимая Христа, распинается, мы обретаем новую природу, новое сердце и дух. Павел возвещает: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20). "Внутренний человек" каждый день обновляется благодаря присутствию живущего в нас Христа, Который побуждает нас к постоянному духовному возрастанию, несмотря на дряхлеющее тело.

Итак, отрывок, приведенный в возражении, не только ничего не говорит в пользу учения о бессмертии души, но даже не поднимает эту тему.

Возражение 72

Умирая мученической смертью, Стефан молился: "Господи Иисусе! приими дух мой" (Деян. 7:59). Будучи на кресте, Христос сказал: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23:46). Это доказывает, что в момент смерти подлинный человек, то есть бессмертная реальность, именуемая "духом", уходит из тела.

В данном случае словом "дух" переведено греческое слово "pneuma", которое, по существу, предполагается каждый раз, когда в переводе Нового Завета используется слово "дух". Изначальное значение слова "pneuma" - "ветер", "воздух", и поскольку наша жизнь неразрывно связана с воздухом, которым мы дышим, "pneuma" может означать и собственно жизнь. В самом этом слове нет ничего, что намекало бы на существование нематериальной, наделенной сознанием реальности.

Молясь, Стефан не говорил "приими меня", и это очень знаменательно, так как в данной молитве к Богу обращается конкретный человек, а не просто оболочка или тело. Если бы Стефан верил, что праведники восходят на небо в момент смерти, он, наверное, молился бы так: "Прими меня в славу". Однако Стефан, будучи живым существом, которое, умирая, еще не утратило сознания, вверил Христу то, что было его жизнью ("pneuma").

Стефан знал, что его жизнь - Божий дар, и вслед за Иовом мог сказать: "Дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4). Теперь этот великий дар уходил от него, и он хотел отдать Богу то, чего более не мог удержать. Он верил в истину, которую позднее выразил Павел, сказавший: "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол. 3:3, 4). Стефан знал, что в день воскресения он опять обретет жизнь, но жизнь бессмертную.

Многое из того, что мы сказали о Стефане, со всей очевидностью относится и к словам Христа. Он предал Своему Отцу жизнь, которую собирался отдать за грехи мира. В утро воскресения Божий ангел вызвал Его из гроба Иосифа, чтобы Он снова обрел жизнь, которой добровольно пожертвовал.

Возражение 73

В Послании к Евреям (Евр. 12:23) говорится, что человек обладает духом, который и составляет его подлинную сущность, и что благодаря этому духу мы обретем общение в нашем совершенном состоянии. Иными словами, данный текст доказывает, что расставшийся с телом дух пребывает в небесном блаженстве.

Приведем данный отрывок в контексте: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех - Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета - Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12:22-24).

В данном случае автор послания (считается, что им был апостол Павел) противопоставляет христианина, находящегося в условиях нового завета, самонадеянным и склонным к мятежу израильтянам, жившим в условиях ветхого завета. Противопоставление начинается в 18-м стихе: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре... Но вы приступили к горе Сиону" (Евр. 12:18, 22).

Надо помнить, что основная цель всего послания заключается в том, чтобы показать превосходство новозаветных отношений над ветхозаветными, превосходство жертвы Христа и Его служения ради уверовавших в Него над служением священников Моисея ради евреев. Таким образом, мы с полным правом можем предположить, что в рассматриваемом нами отрывке речь идет о другом противопоставлении и что в 22-м и в 23-м стихах Павел описывает находящееся на земле, а не на небе. Вряд ли можно сказать, что Павел старался прояснить и без того очевидную мысль о том, что небо превосходит землю. В то же время евреям часто надо было напоминать о том, что, хотя эпоха Моисея, рассмотренная в контексте Божественного присутствия на Синае, была эпохой славы и даже грозного величия, она все равно уступала в славе христианской эпохе. Тот факт, что он описывает сообщество христиан в христианскую эпоху, а не какое-то небесное сообщество, подтверждается его словами: "Вы приступили... и к Ходатаю нового завета - Иисусу". Для тех, кто наконец достиг неба, Христос больше не является Священником - Ходатаем какого-либо завета. Спасенные и вознесшиеся на небо не будут нуждаться в нем.

Несмотря на достаточно образный язык, нетрудно увидеть, что Павел описывает состояние верующего во Христа в этом мире. Проведем сравнительный анализ.

1. "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму". Сравним сказанное со словами Петра: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: "вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится"" (1 Петр. 2:4-6).

2. "И тьмам Ангелов". Когда мы возносимся в небесную сферу, мы приближаемся к ангелам. Равным образом, когда мы становимся Божьими детьми, Его святые ангелы служат нам (см. Евр.1:14).

3. "К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах". Христос утвердил в этом мире Свою Церковь и, принимая Его, мы приходим к ней.

4. "И к Судии всех - Богу". Сравним с этими словами другие высказывания Павла. "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати" (Евр. 4:16). "Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу" (Евр. 7:25).

Не приводя других параллельных мест, со всей уверенностью можно сказать, что в данном случае Павел описывает жизнь христианина в нашем мире. Отличительной особенностью этой жизни является тот факт, что он имеет общение с:

1. "Тьмами Ангелов";

2. "Торжествующим собором и церковью первенцев";

3. "Судиею всех - Богом";

4. "Духами праведников, достигших совершенства";

5. "Ходатаем нового завета - Иисусом".

Итак, пока мы находимся на земле, посещаем церковь и вступаем в общение с Богом и нашим Спасителем Иисусом, с какими "праведниками" мы общаемся? С бестелесными духами? Нет. Тогда что следует подразумевать под выражением "духи праведников"? Мы считаем, что самое простое объяснение, целиком согласующееся с Писанием, таково: в данном случае Павел говорит о христианине, который на духовном уровне общается с таким же братом-христианином. Наша встреча с другими христианами протекает не на плотском, земном, уровне, как это было у язычников в те времена, когда писал Павел.

Павел часто противопоставляет плоть и дух. Например, в Послании к Римлянам он пишет: "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим. 8:5-8).

Христос сказал: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: "должно вам родиться свыше"" (Ин. 3:6, 7).

И Павел, и Христос говорят об обратившемся человеке, который продолжает жить на этой земле, оставаясь плотью и кровью, но слову "плоть", обозначающему нашу пораженную грехом природу, они противопоставляют слово "дух" как общий термин, характеризующий человека, который "родился свыше", имеет духовную природу и которым руководит Дух Божий. Однако в человеке, родившемся свыше, нет ничего призрачного и нематериального, даже если о нем можно сказать, что "рожденное от Духа есть дух". В субботний день его можно найти в церкви!

Нельзя не согласиться, что, глядя на этот трудный текст сквозь призму учения о бессмертии души, большинство комментаторов Библии (причем все они признают, что стихи 22-24 действительно являются трудными) усматривают в 23-м стихе указание на уже умерших святых. Поэтому, когда некоторые из них признают, что в данном стихе речь идет о жизни христианина в земном мире, такое признание имеет весьма важное значение. Комментируя этот отрывок, Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) замечают: "Слова "дух" и "духи" используются по отношению к человеку или людям, которые пребывают в теле, находясь под воздействием духа, противоположного плоти (см. Ин. 3:6)".

Методистский исследователь Адам Кларк (Clarke) поясняет этот текст так: "Под "духами праведников, достигших совершенства", подразумеваются христиане, достигшие духовной зрелости, оправданные кровью и освященные Духом Христа. Словом "приступили" обозначено духовное единение учеников Христа, которое им присуще даже когда они вдалеке друг от друга, потому что все они - "в одном духе" (Еф. 2:18), в "единстве духа" (Еф. 4:3, 4) и представляют собой "одну душу" (Деян. 4:32)".

Возражение 74

Павел подчеркивает, что он мог находиться "вне тела". Это доказывает, что реальный человек представляет собой нематериальную душу, или дух, - такая субстанция не зависит от тела (2 Кор. 12:2, 3).

В контексте этот отрывок читается так: "Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека одного во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12:1-4).

Прежде всего, мы хотели бы подчеркнуть: те, кто разделяет учение о бессмертии души, полагают, что отделение души от тела происходит в момент смерти и является результатом смерти тела. Они приводят два ключевых текста, которые, как предполагается, подтверждают такую точку зрения. "И когда выходила из нее душа, ибо она умирала" (Быт. 35:18). "И возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17:22) (Эти тексты мы рассматриваем, анализируя возражение 81.)

Итак, если следовать данной аргументации, то получается, что когда Павел находился "вне тела", то он был мертв. Однако разве верующий в бессмертие души готов признать, что Павел говорит, будто он не знает, умирал ли он "назад тому четырнадцать лет"? Если же он умирал, то после этого должен был воскреснуть или, точнее говоря, должно было воскреснуть его тело, когда он возвращался с "третьего неба".

Нет сомнения: в данном случае Павел хочет сказать о чем-то весьма примечательном, однако нигде в своих посланиях он ни словом не намекает, что умер и воскрес.

Очевидно, что подобное истолкование слов Павла ошибочно и на самом деле они не позволяют сделать столь поразительный вывод.

Однако нам нет необходимости следовать за таким объяснением. Павел говорит о "видениях и откровениях". То, что он видел и слышал, было настолько конкретным и реальным, что на какой-то миг он предположил - не вознес ли его Бог на небо на тот короткий период времени, пока длилось откровение. Тем не менее он не настаивал на этом. Можно представить себе и другой вариант - ему просто было дано видение, и в нем он слышал откровение, которое "нельзя пересказать". Однако если он не был взят на небо в буквальном смысле, то есть в теле, ему все равно казалось, что он там находился, и, следовательно, свое состояние он мог описать как нахождение "вне тела". Как иначе можно рассказать о том, что ты находился где-то далеко, когда на самом деле тебя там физически не было?

Обращаясь к колоссянам, Павел использует тот же самый прием: "Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа" (Кол. 2:5).

Эти слова не вызывают никаких затруднений. Никто не скажет, что они доказывают существование бессмертной воздушной реальности, которую называют душой. Не имея возможности оказаться рядом со своим другом в какой-то важный момент его жизни, мы можем написать: "Душою я буду с тобой". Однако никто, включая нашего критика, не верит, что, произнося такие слова, мы предполагаем, что в определенный момент времени от нас отлетит какая-то бессмертная субстанция, чтобы оказаться рядом с нашим товарищем. Но если это так, зачем думать, что в упомянутом отрывке Павел излагает учение о бестелесных духах?

Возражение 75

Апостол Павел говорит, что во время Второго пришествия Христа Бог приведет с Ним с неба "умерших в Иисусе" (см.1 Фес. 4:14). Это доказывает, что, умирая, праведники возносятся на небо, а не остаются лежать в могиле, ожидая Второго пришествия.

В приведенном отрывке сказано: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4:14). В предыдущем и последующем стихах Павел характеризует две группы людей: "умерших" и "живущих, оставшихся до пришествия Господа". Он стремится достичь пяти намеченных целей:

1. Убедить фессалоникийцев, чтобы они "не скорбели", как это делают окружающие их язычники, "не имеющие надежды" (ст. 13);

2. Сообщить о том, что живущие "не предупредят умерших", то есть не будут раньше них взяты во славу (ст. 15);

3. Рассказать о том, как воскреснут "мертвые во Христе" и что это произойдет "при гласе Архангела и трубе Божией" (ст. 16);

4. Описать то, что произойдет сразу после воскресения: "...оставшиеся в живых, вместе с ними [то есть с воскресшими святыми] восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе" (ст. 17);

5. Сообщить о том, что ждет живых и воскресших праведников после встречи с Господом: "...и так всегда с Господом будем" (ст. 17).

Итак, если праведники воскреснут только во время будущего воскресения, если они вместе с оставшимися в живых праведниками взойдут на небо, чтобы вовеки пребывать там с Господом, могли Павел заявить в 14-м стихе, что в великий день воскресения умершие праведники спустятся с небес? Единственный способ, с помощью которого верующий в бессмертие души сможет согласовать свое истолкование стиха 14 с соседними стихами, заключается в том, чтобы заявить, что души праведников вознеслись на небо после смерти и что в день воскресения они вместе с Господом вернутся, дабы принять свои воскресшие тела.

Основная слабость такого объяснения заключается в том, что оно предполагает именно то, что должно быть доказано. Сначала наш критик обращается к данному отрывку, чтобы обосновать учение о бессмертии души, а затем, стремясь избежать явного противоречия между своим истолкованием стиха 14 и последующими стихами, допускает существование нематериальной реальности, или бессмертной души.

Однако легко показать, что такой домысел не является правдоподобным. Посмотрим, как характеризуются умершие праведники:

- "умершие" (ст. 13);

- "умершие в Иисусе" (ст. 14);

- и, наконец, "мертвые во Христе" (ст. 16).

На основании какого лингвистического правила можно утверждать, что в 14-м стихе Павел говорит только о душах праведников, а в 13-м и 16-м - только об их телах?

Совершенно очевидно, что такое истолкование 14-го стиха является ошибочным. Что хочет сказать Павел? Он заверяет верующих в том, что воскресение непременно состоится. Уверенность в воскресении - ключевая тема, которую апостолы подчеркивали в своей проповеди. Во-первых, они выражали убежденность в том, что Христос воскрес из мертвых, и, во-вторых, в том, что в силу этого мы тоже будем освобождены из темницы смерти. Послушайте, как это выражает Павел: "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его; а затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу" (1 Кор. 15:14-23).

Логика рассуждений Павла такова: если мы не верим, что Христос восстал из гроба, у нас нет никакой надежды на воскресение. Христос стал первенцем из умерших, и поэтому "Христовы" воскреснут "в пришествие Его".

В своем Послании к Евреям Павел говорит о Боге: "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа]" (Евр. 13:20).

В свете этих и сходных отрывков мы легко находим истолкование упомянутого текста (см. 1 Фес. 4:14), которое согласуется с контекстом этой главы в целом, а также со всеми аргументами Павла в других местах, где он говорит о воскресении. Данный стих разделяется на две части:

1. "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес";

2. "То и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним".

В данном случае Павел просто обосновывает уверенность в нашем воскресении, исходя из того, что воскрес Христос. Бог "воскресил из мертвых нашего Господа Иисуса", и равным образом "и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним". "Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его".

Итак, становится совершенно ясно, что в данном отрывке Павел учит не о бессмертии души, а о великом воскресении.

Возражение 76

Мы согласны с тем, что умершие в ветхозаветную эпоху пребывают без всяких признаков сознания в своих могилах, о чем свидетельствуют ветхозаветные писания (см., например, Еккл. 9:5, 6, 10). Однако, придя на землю, Христос возвестил: "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин. 11:26). Это означает, что в новозаветные времена верующие во Христа не умирают, но возносятся прямо на небо. Данное положение подтверждают и слова Павла, утверждавшего, что Христос "разрушил смерть" (2 Тим. 1:10), а также многочисленные библейские высказывания о том, что теперь христианин имеет вечную жизнь.

Вполне можно признать, что, умирая, ветхозаветные герои не получали небесную награду, а оставались безмолвно лежать в своих могилах. Библейские свидетельства говорят об этом вполне определенно. В день Пятидесятницы, обращаясь ко множеству народа, Петр сказал: "Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня" (Деян. 2:29). И еще: "Давид не восшел на небеса" (Деян. 2:34).

Однако если такое допущение делается по отношению к благочестивым людям ветхозаветной эпохи, оно роковым образом сказывается на всем учении о бессмертии души. Почему почти все христиане верят, что, умирая, христианин возносится на небо? Потому что они считают, что человек наделен бессмертной душой и что душа христианина, конечно же, должна устремляться на небеса, когда тело нисходит в могилу. Нам хотелось бы спросить: неужели праведники начали обладать бессмертной душой только с наступлением христианской эры? Нам ни разу не приходилось слышать, чтобы какой-нибудь сторонник данного учения всерьез излагал такую мысль. Однако если у людей всегда была бессмертная душа, что происходило с душами ветхозаветных праведников, когда они умирали? Утверждать, что души ветхозаветных персонажей оставались в могиле, - значило бы полностью отвергнуть учение о бессмертии души. Подумать только: наделенная сознанием реальность, настоящий человек веками лежит в прахе! Такая мысль совершенно недостоверна и, по сути дела, никто ее всерьез не воспринимает.

Несомненно, необходимо более четко сформулировать позицию, потому что мы не можем дать ответ, пока не узнаем, в чем именно суть возражения. Если ветхозаветные герои обладали бессмертными душами (а именно это провозглашают почти все христианские вероучения), то допущением о том, что все эти люди "остаются без признаков сознания в своих могилах", они, по сути дела, отрицают свою позицию. Если же бессмертной души у них не было, встает нелегкая задача доказать на библейском материале, что когда Христос пришел на эту землю, то Он навеки наделил людей этой душой и что, следовательно, умирая, они возносятся прямо на небо, а не остаются "без признаков сознания в своих могилах". Ясно, что оппонент выбирает второе, и в качестве доказательства предлагает упомянутый отрывок из Евангелия от Иоанна (см. Ин. 11:26).

Прежде чем перейти к исследованию этого текста, мы хотели бы показать, что Библия не делает никакого различия между смертью ветхозаветных и новозаветных праведников. Приведем такую параллель:

Ветхозаветные святые Новозаветные святые
"И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39, 40) "Мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении... сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:15-17)

Ветхозаветные праведники должны ожидать награды, которую они получат в будущем, когда все избранные Богом будут готовы. Нам всем вместе предстоит получить нашу награду.

Когда, обращаясь к Фессалоникийской церкви и касаясь вопроса об "умерших", Павел говорит, чтобы ее члены "не скорбели, как прочие, не имеющие надежды" (1 Фес. 4:13), он имеет в виду новозаветных праведников, которые уже умерли. Он не учит о том, что умершие единоверцы вознеслись навстречу Господу. Напротив, Павел подчеркивает, что праведники, которые будут живы в последний великий день, не войдут в Божью славу раньше "умерших". Мы придем к нашей награде вместе. Вот это Павел и разъясняет в своем Послании к Евреям, рассматривая судьбу ветхозаветных праведников по отношению к праведникам новозаветным.

Итак, мы приходим к выводу, что и ветхозаветные и новозаветные праведники совершат восхождение на небо одновременно. Подтверждение такому выводу мы находим в словах Иоанна, который, касаясь судьбы христиан в последние дни земной истории, говорит так: "И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14:13). Итак, мы приходим к неизбежному выводу: чему бы Христос ни стремился научить нас в упомянутом отрывке (см. Ин. 11:26), Он, во всяком случае, не учил о том, что, начиная с момента Его Первого пришествия, Его последователи, в противоположность ветхозаветным праведникам, смогут избежать смерти, будут обладать бессмертной душой и, следовательно, умирая, взойдут на небо.

Что Он хотел сказать Марфе, когда говорил: "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек"? И это не единственный пример. Иудеям Он сказал: "Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин. 8:51).

Предлагаем наш вариант объяснения. Поместив человека на этой земле, Бог повелел ему не прикасаться к дереву познания добра и зла: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Некоторые недоумевают - каким образом исполнилось это наказание, если Адам жил в течение нескольких веков после того, как попробовал запретный плод. Однако разумное объяснение заключается в том, что Адам, вкусив от этого плода, немедленно подпал под осуждение смертью. Его участь была окончательно решена, и, таким образом, в глазах Бога, Который думает не столько о каком-то относительно коротком периоде времени до исполнения наказания, сколько о конечной судьбе, Адама можно считать умершим в тот момент, когда он съел этот плод.

Именно так мы понимаем слова Павла, когда он, например, обращаясь к колоссянам, говорит, что до принятия ими Христа, они были "мертвы во грехах" (Кол. 2:13). Такой же смысл имеют и его слова о распутной женщине: "...а сластолюбивая заживо умерла" (1 Тим. 5:6).

Этим и сходным с ними текстам противоположны слова нашего Господа, Который сказал: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5:24). И еще: "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Ин. 3:14). А вот что говорит Павел: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим. 8:6).

Совершенно очевидно, что, с точки зрения авторов Библии, человек находится в одном из двух состояний: он или погибает, или обретает спасение, а переход от одного состояния к другому представляет собой переход "от смерти в жизнь".

Кроме того, Библия говорит, что существуют две смерти и два воскресения. Обетование гласит, что "побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Откр. 2:11). "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти" (Откр. 20:6). Однако здесь просто иными словами говорится о том, что первая смерть имеет такую власть, причем даже над праведниками. Что касается "смерти второй", то от нее пострадают брошенные "в озеро, горящее огнем и серою" (Откр. 21:8).

Первая смерть низводит всех в земные могилы, где люди спят смертным сном до тех пор, пока не воскреснут в последнее время: праведники - в первом воскресении, а грешники - во втором. Первое воскресение Христос называет "воскресением жизни", а второе - "воскресением осуждения". Очевидно, что первая смерть похожа на сон, который обязательно предполагает пробуждение (см. Дан. 12:2). Что касается второй смерти, то она выглядит иначе: грешники попадают в огненное озеро, где полностью сгорают, и от них не остается "ни корня, ни ветвей" (Мал. 4:1).

Вот почему, говоря о праведниках всех времен, Библия возвещает: "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом". Такой человек "умирает в Господе" (Откр. 14:13), "умирает в Иисусе" (1 Фес. 4:14) и воскресает в первом воскресении, чтобы вовеки пребывать со своим Господом.

Что касается грешников, "мертвых по преступлениям и грехам" (Еф.2:1), то они пребывают "под осуждением" смерти (Ин. 5:24 - англ, пер.); они мертвы уже при жизни (см. 1 Тим. 5:6), нисходят нечестивыми в свои могилы, затем воскресают, чтобы принять осуждение, и подвергаются "смерти второй" (Откр. 21:8).

Рассматривая упомянутое высказывание Христа в данном контексте (Ин. 11:26), мы не испытываем никаких затруднений в его осмыслении. Нам не надо каким-либо причудливым образом истолковывать Его слова, не надо заставлять себя принять совершенно небиблейскую идею, согласно которой между ветхозаветными и новозаветными праведниками существует какое-то различие. Нам нет необходимости не доверять своим чувствам и утверждать, что христианин, нисходя в могилу, возносится на небеса. Мы доверяем Христу, Который говорил, что, кто принимает предложенное Им спасение, освобождаются от наказания смертью, которое грозит всем людям, и никогда не пострадают от "смерти второй" - смерти в окончательном смысле слова, так как из нее нет возврата. По сути дела, "смерть вторая" противоположна вечной жизни, которая представляет собой дар, предложенный христианину. О человеке, имеющем вечную жизнь, можно сказать, что "смерть вторая" не имеет над ним никакой власти.

Обращаясь к неверующим иудеям, Христос сказал: "Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (Ин. 5:40). Христианин же принимает в свое сердце Христа, Который есть жизнь, и именно поэтому в нем пребывает вечная жизнь. Когда верующий умирает, он вверяет свою жизнь Богу, как это сделал мученик Стефан, и умирает в Иисусе до дня "воскресения жизни". Такой человек никогда не испытывает настоящей смерти: он только на короткое время как бы засыпает.

Методистский богослов Адам Кларк (Clarke) так поясняет фразу "не умрет вовек":

"Не умрет вовек. Несмотря на то, что такой человек претерпел временную смерть, она не будет властвовать над ним вечно, и он воскреснет к вечной жизни".

В свете всего сказанного слова Павла о том, что Христос "разрушил смерть" (2 Тим. 1:10), вполне естественно понимать следующим образом: восстав из гроба, Христос победил смерть и тем самым вселил в нас абсолютную уверенность в то, что она будет уничтожена. Апостол подчеркивает, что по-настоящему это произойдет во время Второго пришествия Христа, когда воскреснут умершие праведники. Именно тогда смерть окажется "поглощена победою" (1 Кор.15:54).

Сравните со словами Павла слова Иоанна, которыми он описывает последний огонь, уничтожающий всякое последствие греха: "И смерть и ад повержены в озеро огненное" (Опер. 20:14). Именно тогда, а никак не раньше смерть поистине будет "разрушена". Воскресение Христа стало залогом уничтожения смерти, а также воскресения всех тех, кто умер во Христе. Воскресение праведных произойдет в конце мира; тогда же, в этот грозный час, будет уничтожена и смерть.

Возражение 77

В Евангелии от Матфея (Мф. 22:32) Христос говорит о том, что Он Бог не мертвых, но живых. В то же время Он сказал: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Это доказывает, что души названных патриархов, которые умерли много лет назад, живут на небе.

Посмотрим на данный библейский отрывок в контексте. Мы читаем, что к Христу пришли "саддукеи, которые говорят, что нет воскресения" (Мф. 22:23). Точно так же об этом событии начинает рассказывать и Марк (см. Мк. 12:18). Лука пишет: "Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение" (Лк. 20:27). Итак, мы с полным основанием можем заключить, что единственный вопрос, который подняли саддукеи по этому поводу, заключался в том, чтобы выяснить - надо ли ожидать воскресения или нет.

Тот факт, что это было единственной темой спора, подтверждается нарисованной саддукеями картиной, а также вопросом, который они задали. Они вспомнили о повелении Моисея, согласно которому, если человек умрет, не имея детей, на вдове должен жениться брат умершего и восстановить ему семя. Саддукеи предположили следующую ситуацию: на вдове умершего женился первый брат, затем он умер, и на ней женился второй, затем третий, и так до седьмого, который наконец тоже умирает, а за ним умирает и сама женщина. Вопрос, заданный саддукеями, сводился к следующему: "Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее" (Мф. 22:28).

Саддукеям, утверждавшим свою веру в Моисея и неверие в воскресение, по-видимому, казалось, что на такой вопрос ответить нельзя и что, следовательно, они показали всю несостоятельность идеи воскресения. "В воскресении ни женятся, ни выходят замуж", - сказал Христос, разрешив эту проблему (ст. 30). Обратите внимание на то, что спор по-прежнему сосредоточен на определенном будущем событии - воскресении.

Строго говоря, хотя Христос и разрешил эту проблему, Он не привел библейского доказательства неизбежности воскресения, о котором, по сути дела, и шла речь, поскольку саддукеи так же горячо, как и фарисеи, утверждали, что верят в Книги Моисея. Поэтому Христос сразу предлагает доказательство тому, что мертвые воскреснут: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22:31, 32). У Марка аргумент Христа начинается так же: "А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали..." (Мк. 12:26). У Луки читаем: "А что мертвые воскреснут, и Моисей показал" (Лк. 20:37).

Однако по некоторым соображениям верующие в учение о бессмертии души считают, что "Моисей показал", и Христос цитировал Моисея в качестве доказательства того, что не "мертвые воскреснут", а что их бессмертные души никогда не умрут! Всегда находились люди, которые считали, что в момент смерти тело покидает какая-то эфемерная реальность, и в силу этого не верили, что когда-нибудь наступит телесное воскресение. Вера в одно логически не предполагает необходимости верить в другое. Следовательно, если Христос показал, что бессмертные души Авраама, Исаака и Иакова продолжают существовать в небесном блаженстве, Он не доказал, что воскресение состоится.

И тем не менее мы видели, что вопрос был сформулирован так: произойдет ли воскресение? Ответил ли на него Христос? Обосновал ли Он то, что воскресение произойдет? Мы наверняка окажем нашему Господу немного чести, если решим, что Он не сумел этого сделать - а ведь Он недвусмысленно сказал, что, упоминая об Аврааме, Исааке и Иакове, хотел показать неизбежность события, когда "мертвые воскреснут". Мы предпочитаем считать, что правота остается за нашим Господом, а не за сторонниками бессмертия души. Нельзя предположить, что правы обе стороны.

Остается рассмотреть только один вопрос: если "Бог не есть Бог мертвых, но живых", то разве не должны остаться живыми Авраам, Исаак и Иаков? Ответ дан в обсуждении предыдущего возражения (76-го). По сути дела, то возражение, с помощью которого нам безапелляционно пытаются доказать, что со времени Первого пришествия Христа христиане обрели бессмертие, представляет собой опровержение возражения, которое мы рассматриваем сейчас. Ранее были приведены свидетельства, показывающие, что верующий в Бога "перешел от смерти в жизнь" и что поэтому Бог считает его могильный сон не как вечное состояние, а лишь как краткий промежуток между земной жизнью и небесной.

Бог говорит о будущем так, словно оно уже наступило, и это прекрасно подметил Павел, который называет Бога "животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее" (Рим. 4:17). И это высказывание касается Авраама! А теперь посмотрим, что Павел говорит обо всех христианах: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14:7-9). Почему мы "всегда Господни", даже если умираем? Потому что мы "умираем в Иисусе", а "мертвые во Христе воскреснут" в "воскресение жизни" (1 Фес. 4:14,16; Ин. 5:29).

Только при таком понимании проблемы мы действительно избегаем противоречия между двумя библейскими текстами, а именно, что "Бог не есть Бог мертвых" и что Христос есть "Господь мертвых и живых". В первом случае Христос обращается к саддукеям, которые считали, что все люди, как хорошие, так и плохие, умирают навсегда, а во втором Павел говорит о тех, кто умер "в Господе", тем самым просто ненадолго "уснул" в ожидании воскресения жизни. Бог действительно является Богом всех, кто так умер.

Возражение 78





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...