Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экономические учения Древнего Рима



Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.).

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим, являвшимся крупным землевладельцем. Трактат Катона отразил период подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд Катон считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении, в духе, угодном хозяину. Предусматривая возможные возмущения и выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними, своевременно освобождаться от дряхлых и больных. Рабы жестоко наказывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище должны были соответствовать их положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате "О сельском хозяйстве". Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой — новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, все более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.

В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий. Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, "латифундии погубили Италию".

В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за свое освобождение. Их требования в обобщенном виде выдвигались во время восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яркие страницы антирабовладельческих выступлений связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.).

Важным источником, который свидетельствует об экономических представлениях древности, является Библия. Эта книга сыграла исключительно важную роль в формировании принципов хозяйственной этики, которыми на протяжении веков будут руководствоваться люди, вступая в отношения в сфере экономической деятельности.

Как Библия толкует понятие "экономика" и "государственное регулирование"? Рассмотрим библейский подход к определению этих важных понятий.

Библия утверждает, что среда жизнедеятельности общества можно обобщенно определить как совокупность, которая включает естественную среду и социальную (искусственную) среду.

Естественная среда объективна по своему характеру. Оно создана без участия человека, хотя и управляется им. Социальная среда имеет субъективный характер, т.е. она рукотворна. Для социальной среды характерный дуализм, которой является одной из причин ее нестабильного состояния. Именно соотношение духовного (духовные представления общества) и материального (экономика) определяет качественное состояние социальной среды.

Логика решения проблемы баланса нематериального и материального в рамках библейских представлений достаточно проста. Она сводится к следующему утверждению: духовное и материальное являются взаимозависимыми, постоянно осуществляют взаимодействие в жизнедеятельности общества, наполняя ее положительными результатами во всех сферах. В этом процессе нет места доминированию духовного над материальным или наоборот. Поэтому в первом случае мы имеем слепое следование обрядам и традициям, а у второму - процветание коррупции, потребительское отношение к жизни. В обеих случаях конечным результатом является деградация общества.

Христианские ценности, которые создают основу протестантской этики, и сейчас определяют нормы делового обращения в странах Запада, а современное общество воспринимает эти нормы уже не как специфично христианские, а как общечеловеческие, цивилизованные правила хозяйственного общения. Они стали цивилизованной нормой жизни. Но этот факт лишь подчеркивает значение того прорыва, который базируется на применении христианских принципов в экономике.

Исходя из этого, дадим определение экономике в библейском понимании. Экономика - это среда жизнедеятельности, которая функционирует и обеспечивает постоянный рост жизненного уровня населения за счет гармоничного объединения духовного и экономического развития в процессе осуществления обществом своей жизнедеятельности. Эффективной является не та экономика, которая имеет большое количество ресурсов, а та, которая способствует за счет реализации управленческого влияния рациональному использованию ресурсов, которые имеет в своём распоряжении общество.

Библия однозначно указывает на то, что рыночная экономика сама по себе не может обеспечить экономический рост. Необходимое наличие не только рыночного механизма, но и механизма государственного регулирования, которое в современных условиях хозяйствования приобретает стимулирующий характер.

Согласно Библии государственное регулирование экономики - это косвенное или опосредствованное управление социально-экономическими процессами в обществе, которое осуществляется с помощью создания системы стимулов во всех сферах жизнедеятельности общества - гуманитарной, рыночной, финансовой, правовой, производственной.

Таким образом, результаты проведённого анализа указывают на то, что наиболее точно понимание эффективной экономики и сущности государственного регулирования нашло отображение именно в Библии. Соответственно Библии государство имеет возможность обладания властью не ради самой власти, а чтобы с ее помощью решать общественно значимые задачи. Поэтому настоящий успех государства - это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.

В конечном итоге, моральное решение государства относительно общественного развития, помноженное на новые знания, библейскую мораль, положительный опыт и интуицию, является наиболее эффективным в современных экономических реалиях.

Выводы

1. Экономическая жизнь обществ Древнего Востока имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется, с одной стороны, унаследованной еще с первобытных времен традицией, а с другой стороны - государственной регламентацией, которая во многом основана на той же традиции. Экономическая мысль Древнего Востока - это, как правило, своды законов и произведения, связанные с искусством государственного управления.

2. Выразители экономической мысли древнего мира великие мыслители-философы и отдельные правители рабовладельческих обществ стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладения и натуральное хозяйство, как главное условие неминуемого "собственного" порядка, который охраняется гражданскими законами.

3. Доказательства идеологов древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования денег и торгового капиталов.

4. Важным источником, который свидетельствует об экономических представлениях старины, является Библия. Эта книга сыграла исключительно важную роль в формировании принципов хозяйственной этики, которыми на протяжении веков будут руководствоваться люди, вступая в отношения в сфере экономической деятельности. Она четко структурирует экономическую среду и достаточно полно определяет регулирующую и стимулирующую роль государства в экономической жизни общества.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...