Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравнительная характеристика учений древнего мира



Цель занятия

Познакомиться с экономическими учениями Вавилонии, Китая Индии. Изучить основные положения трудов учёных Древнего Рима и Древней Греции. Исследовать их понятия об эффективной экономике, значении и роли государства в управлении социально-экономическими процессами.

План лекции

Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

Экономические учения Древней Греции

Экономические учения Древнего Рима

Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

Экономическая мысль как совокупность представлений о том, как решать разнообразные хозяйственные задачи, зародилась и развивалась вместе с возникновением и развитием человеческих общин. Для удовлетворения своих нужд люди должны были искать наиболее рациональные способы использования ограниченных ресурсов. Эти поиски и представляли собой экономическую мысль, которая фиксировалась в виде обрядов, традиций, религиозных представлений, наскальных рисунков. С появлением письменности возможности фиксации и передачи хозяйственной информации существенным образом расширились. В то же время с делением общества на классы и появлением государства значительно усложнились и хозяйственные задачи.

Рассматривая историю экономической мысли древних цивилизаций, необходимо отметить, что понятие "экономика" появилось уже во время их упадка. В процессе добывания средств существования между людьми складывались определенные отношения. В системе общей науки - философии - важное место занимали соображение древних ученых о том, что ныне называют экономикой.

Для системного усвоения сущности учений периода, который рассматривается, сделаем сравнительный анализ указанных источников экономической мысли. Аналитические данные расположим в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Сравнительная характеристика учений древнего мира

Государство Понимание эффективной экономики Роль государства в экономике
Древний Вавилон: кодекс законов царя Хаммурапи Создание условий, при которых сильный не притеснял бы слабого. Поддержка развития частной собственности и товарно-денежных отношений. Наличие деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства страны.
Древняя Индия: «Законы Ману», трактат "Артхашастра" Содействие развитию земледелия, ремесленных предприятий (прядильных, ткацких), что должно обеспечивать увеличение налогов. Государство выполняет роль координатора и регламентатора общих усилий общества
Древний Китай: учения Конфуция, коллективный трактат "Гуань-цзи" Обеспечение морального совершенствования человека и баланса цен на рынке. Установление нормированной эмиссии дензнаков. Государство играет решающую роль в развитии экономических отношений
Древняя Греция: трактат Ксенофонта "Домострой", Платона "Государство", Аристотеля "Политика" Смешанная экономика, где жизнь верхушки общества основывалось на началах общей собственности, а жизнь основной массы производителей - на началах частной. Ведущая роль в хозяйстве принадлежит земледелию, преуменьшается роль ремесла и торговли. Идеальным считается полунатуральное хозяйство среднего достатка. Государство самостоятельно руководит социально-экономическими процессами
Древний Рим: Катон старший "О земледелии", Варон "О сельском хозяйстве", Колумелл "О сельском хозяйстве" Допускается использование нерабской работы. Всестороннее развитие земледелия и ремесла. Ведение частного рабовладельческого хозяйства Ведущая роль государства в управлении социально-економическими процессами
Библия Предполагает использование свободной наёмной силы. Основой экономики является управление. Стрежневым принципом экономики является развитие материального производства. Экономическое управление направлено на оптимизацию человеческого, ресурсного, научно-технического, институционального, производственного потенциала, который дает возможность экономического роста и экономического развития общества. Государственное регулирование экономики имеет стимулирующий характер. Это дает возможность создавать необходимые условия для формирования мировоззрения и менталитета общества, сбалансирование совокупного спроса и предложения, оптимизации финансовых потоков в экономике, регламентации жизнедеятельности во всех ее проявлениях, всестороннего развития факторов производства.

На территории древней Азии образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Об этом даёт представление История древней Вавилонии. О начале формирования раннеклассового общества свидетельствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них толковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

Большое место в истории общественной мысли древнего Китая рассматриваемого периода занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял, прежде всего, позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, связывавшего социальное неравенство с "небесной волей", оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV - III в. до н.э. Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует, прежде всего, обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как "Махабхарата" и "Рамаяна". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-религиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", составлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат "Артхашастра", автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).* "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.

"Артхашастра" повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Указывалось, что "для ариев не должно быть рабства". Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений. Более того, трактат непосредственно возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...