Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
а и S(A): слияние и разделение. Внесексуалъностъ.
Говорить впустую.
Психоанализ — не космология.
Знание наслаждения.
Увидев то, что я написал для вас на доске, вы поверите, чего доброго, будто знаете теперь все. И напрасно.
Мы попробуем сегодня поговорить о знании — о знании, которое в формулах четырех дискурсов, лежащих, как я надеялся вам показать, в основе социальных связей, обозначено у меня символом S2. В результате мне удастся, надеюсь, дать вам почувствовать, почему цифра 2 означает здесь нечто большее, нежели вторичность по отношению к означающему, обозначенному у меня Sr
Коли уж я решил это наглядное пособие в виде таблицы вам дать, мне придется его — надеюсь, кратко — прокомментировать. До этого я эту таблицу, признаюсь, нигде не писал и заранее не готовил. Она не кажется мне образцовой, зато недоразумений, как и всегда у меня, может наплодить немало.
Жак Лакан
Ещё: глава VII
Такой дискурс, как аналитический, нацелен, безусловно, на смысл. Я не могу, ясное дело, дать каждому из присутствующих больше смысла, чем он в состоянии будет усвоить. Здесь есть пределы — пределы, заданные смыслом, в котором вы обитаете. И пределы эти, откровенно скажем, довольно узкие. Мысль, к которой приводит аналитический дискурс, состоит в том, что смысл это кажущийся.
Указывая на сексуальный характер этого смысла, аналитический дискурс отдает себе отчет в его ограниченности. Последнего слова никогда не находится, если не считать таким словом, mot, как я уже говорил, молчок. Ответа нет, молчок — говорит где-то Лафонтен. Смысл направляет нас к зияющему в нем провалу.
Оградив себя таким образом от преждевременного понимания и приняв все меры предосторожности, которых благоразумие, фронесис на языке греков — языке, на котором, как бы далеки от того, что позволяет артикулировать аналитический дискурс, они ни были, так многое было сказано — от нас требует, обратимся к тому, что написано у меня на доске.
Посмотрим сначала на четыре написанных сверху — две в левой части таблицы и две в правой — пропозициональных формулы. Любое говорящее существо вписывается либо в одну половину, либо в другую. Нижняя строка слева ……… говорит о том, что мужчина вписывается в таблицу посредством фаллической функции, с той оговоркой, однако, что функции этой полагает предел существование х, которым функция …… подвергается отрицанию……. Это и есть то, что называется отцовской функцией — именно из нее выводится путем отрицания положение ……….., которым и обоснована как раз практика замещения сексуальных отношений — они записи в любом случае не поддаются — кастрацией. В основе, таким образом, лежит исключение, положенное как граница того, что его, это Фх, целиком отрицает.
С другой стороны вписаны те, кто относится к женскому разряду говорящих существ. Согласно теории Фрейда, каждому говорящему существу, кем бы оно ни было и независимо от того, обладает ли оно атрибутами_мужественности — каковы они, это ещё вопрос — позволено в эту часть
Жак Лакан
Ещё: глава VII
вписаться. Вписавшись же туда, никакой всеобщности оно не потерпит: свободное выбирать, включаться ему в разряд Фх, или нет, оно так и останется не-всем.
Таковы единственно возможные определения так называемых мужской и женской ролей для существ, обитающих, волею судьбы, в языке.
Внизу, под горизонтальной линией, пересекающейся с той вертикалью, что делит так называемое — неподобающим образом — человечество, в зависимости от сексуальной идентификации, на две половины, перед вами дифференцированная картина того, о чем у нас идет речь. Со стороны мужчины я вписал сюда, не имея, конечно, в виду наделить его какой-либо привилегией, $, во-первых, и Ф, его опорное означающее, во-вторых. Это последнее находит свое воплощение также в символе Sr являющемся, среди всех означающих, тем единственным, у которого отсутствует означаемое и которое символизирует, соответственно, смысловой провал, нечто недо-сказанное, недо-стойное — если хотите, непри-стойное по преимуществу.
Дублированное этим означающим, от которого оно, вообще-то, даже и не зависит, $ не имеет дела в качестве партнера ни с кем, кроме объекта а, вписанного в таблицу по другую сторону вертикальной черты. Доступ к сексуальному партнеру, которым является для него Другой, ему дано получить не иначе, как через то, что служит причиной его желания. Как видно на моих графах, где $ и а сопряжены между собой знаком ромба, речь идет не о чем ином, как о фантазме. Этот фантазм, в плену которого субъект находится, и лежит как раз в основе того, что называют во Фрейдовой теории принципом реальности.
Переходим к другой стороне таблицы. В этом году я подхожу к теме, которую Фрейд нарочито оставил в стороне: Was will das Weib? — Чего хочет женщина? Фрейд утверждает, что существует только мужское либидо. Что это означает? Это означает, что игнорируется целая область, о которой нельзя сказать, как-никак, что ее вовсе нет. Область всех тех, кто усваивает себе статус женщины — если они вообще усваивают себе что-либо из написанного у них на роду. Больше того, неправомерно использовать слово Женщина с опре-
Жак Лакан
Ещё: глава VII
деленным артиклем, потому что, как я в прошлый раз уже объяснил, артикль этот имеет родовое значение и его, следовательно, нельзя употребить там, где речь идет о не-всем. Записать его в этом случае можно лишь перечеркнутым (La). Он имеет непосредственное отношение, и я вам сегодня это проиллюстрирую, к означающему перечеркнутое А.
Другой — это не просто место, где лепечет истина. Он заслуживает репрезентировать то, с чем женщина существенно связана. У нас есть тому, разумеется, лишь спорадические свидетельства, которыми я в прошлый раз, в их метафорическом облике, и воспользовался. Будучи в сексуальных отношения, по отношению к тому, что в бессознательном может быть высказано, в корне Другим, женщина — это существо, которое с этим Другим связано. Именно это я хотел бы сегодня как можно яснее артикулировать.
Женщина имеет отношение к означающему этого Другого, так как, будучи Другим, он обречен всегда Другим оставаться. Вы вспомните, осмелюсь предположить, в связи с этим, что у Другого, как я давно уже говорил, Другого нет. Другой, это место, куда вписано все, что может быть в означающем артикулировано, является, в основе своей, в корне Другим. Вот почему в означающем, записанном в правом поле таблицы, заключенное в скобки А перечеркнуто — S(X).
Как можно представить себе, что А является где-то тем, с чем половина — такова примерно биологическая пропорция — половина говорящих существ себя соотносит? А ведь именно это обозначает верхняя из исходящих от перечеркнутого определенного артикля стрелок. Этот перечеркнутый определенный артикль не может быть высказан. О Женщине не может быть высказано вообще ничего. Женщина связана с S(A), и уже поэтому она двоится, она не-вся, будучи, с другой стороны, связана с Ф.
Это Ф есть не что иное, как фаллос, означающее без означаемого, то самое, в основе чего лежит у мужчины фаллическое наслаждение. Что это такое? А то, о чем убедительно говорит та важная роль, которая в нашей жизни принадлежит мастурбации, — наслаждение идиота.
Жак Лакан
Ещё: глава VII
Теперь, чтобы привести вас в чувство, мне остается с вами поговорить о любви. Что я через минуту и сделаю. Какой смысл, однако, говорить о любви, если она так мало совместима с той перспективой, в которой аналитический дискурс может показаться чем-то наподобие науки?
Это наподобие науки вам, наверное, мало что говорит. Вы знаете, конечно, потому что я обращал на это ваше внимание, что в определенный момент у нас появились основания с уверенностью связывать возникновение научного дискурса с галилеевым переворотом в науке. Я так настойчиво об этом твердил, что по крайней мере некоторые из вас успели обратиться к указанному мною первоисточнику, к работам Койре.
Что касается научного дискурса, то трудность состоит в том, чтобы не упускать одновременно из виду две его особенности, о которых я сейчас вам скажу.
С одной стороны, этот дискурс породил множество инструментов, которые для нас, с точки зрения, которую мы сейчас занимаем, предстают как гаджеты. С некоторых пор вы являетесь, в гораздо большей степени, чем вы думаете, субъектами многочисленных инструментов. Инструменты эти, от микроскопа до теле- и радиоприемников, стали элементами вашей повседневной жизни. Масштабы этого явления вам трудно сейчас оценить, но оно является, так или иначе, частью научного дискурса, так как дискурс и есть то самое, чем задаются та или иная форма социальной связи.
С другой стороны, и здесь состыковки не происходит, налицо подрывной процесс, происходящий в познании. До некоторых пор все понятия, которыми познание оперировало, были связаны так или иначе с фантазмом записи половой связи — причем нельзя сказать, чтобы субъекты античной теории познания ничего об этом не знали.
Возьмем, к примеру, такие термины, как активное и пассивное — термины, в которых некогда мыслилось преимущественно соотношение между материей и формой, фундаментальное соотношение, к которому Платон и, вслед за ним, Аристотель, прибегали в своих размышлениях о
Жак Лакан
Ещё: глава VII
природе вещей на каждом шагу. В основе этих размышлений зримо и осязаемо лежит фантазм, призванный заместить собой то, что в любом случае высказано быть не может — сексуальные отношения.
Как ни странно, но в этой примитивной паре, где материя выступает как пассивное начало, а форме отводится роль одушевляющего ее агента, нечто, и притом нечто двусмысленное, все же произошло — ведь это одушевление, анимация эта есть не что иное, как то самое а, чье действующее начало одушевляет... что? Ничего. Оно ничего не одушевляет, оно принимает другого за свою душу.
Проследите за тем, что происходит постепенно с идеей бога — не христианского Бога, а Бога аристотелевского, неподвижного перводвигателя, высшей из сфер. Есть существо, обладающее тем свойством, что все прочие существа, в меньшей степени сущие, нежели оно, не могут не стремиться к стяжанию максимальной для них полноты бытия — вот суть идеи Блага в этике Аристотеля, к которой я вам рекомендовал обратиться, чтобы вы сами увидели тот тупик, в который она ведет. Глядя на нашу таблицу, ясно теперь становится, что именно на месте, непрозрачном месте, наслаждения Другого, Другого, которым могла бы быть, существуй она, Женщина, и располагается это, у Аристотеля явно мифическое, Верховное Существо, эта неподвижная сфера, из которой все движения, носят ли они характер изменения, порождения, перемещения, роста, преобразования, или какой иной, неизменно исходят.
Поскольку наслаждение это является в корне Другим, женщина связана с Богом куда более непосредственно, нежели все, что спекулятивное мышление античности, следуя путеводной нити того, что поддается артикуляции лишь в терминах блага для человека, оказалось в состоянии высказать.
Цель нашего учения, исследующего то, что в рамках аналитического дискурса может быть высказано и сформулировано, и состоит как раз в том, чтобы отделить а от А, сведя первое к воображаемому, а второе — к символическому. Что именно символическое служит опорой тому, что сделали Богом — это не вызывает сомнений. Что воображаемое
Жак Лакан
Ещё: глава VII
опирается на отражение подобного в подобном — мы знаем наверняка. Между тем а подало-таки повод к путанице с тем S(A), под которым оно занесено в таблицу, и виной тому функция бытия. Отделить, отклеить их друг от друга, остается нашей задачей. Именно в этом пункте психоанализ отличен от психологии. Ибо психология и есть это разделение, не доведенное до конца.
Теперь, чтобы отдохнуть немного, я позволю себе прочесть то, что написал для вас некоторое время назад. Написал о чем? Написал там, откуда только и можно говорить о любви.
Говорить о любви — что ж, в аналитическом дискурсе только этим и занимаются. И как не почувствовать, что в сравнении со всем тем, что со времени открытия научного дискурса появилась возможность артикулировать, это чистая потеря времени. То новое, что принес аналитический дискурс — чем, возможно, его появление на определенном этапе научного дискурса и объясняется — это понимание того, что говорить о любви уже само по себе наслаждение.
Подтверждает это тот осязаемый факт, что главное предписание, которому анализируемый должен следовать — говорить, что придет в голову — и есть кратчайший путь к Lustprinzip, путь, который в высших сферах, лежащих в основе этики Аристотеля, не имеет нужды.
В основе Lustprinzip лежит не что иное, как слияние а с S(A).
Разумеется, А для нас заграждено, перечеркнуто. Это не значит, что достаточно перечеркнуть его, чтобы от него ничего не осталось. S(A) потому и обозначает наслаждение женщины, что Бог, как я вам уже сказал, ещё не сошел здесь со сцены.
Вот то, приблизительно, что я для вас написал. Что это, по сути своей, такое? То единственное, что можно написать серьезного — душевное послание, любовное письмо.
Психологические химеры, благодаря которым все это продолжалось так долго — я не из тех, кто их принимает все-
Жак Лакан
Ещё: глава VII
рьез. Тем не менее непонятно, почему тот факт, что мы обладаем душой, показался бы мысли скандальным — будь это действительно так. Ведь будь это действительно так, слово душа можно было бы применить лишь к тому, что позволяет существу — точнее, говорящему существу — выдерживать то, что она в этом мире не в силах вынести, а это предполагает, что в мире этом душа — чужестранка, что она по природе фантазматична. А это значит, что достоинство души — в этом мире — составляет ее терпение, ее способность мужественно миру противостать. Недаром до сих пор у слова душа никогда иного смысла и не было.
Именно здесь йазык, французский йазык, и придет мне на помощь — не просто предложив, как это порою бывает, удачную омонимию — например, d'eux, о(т) них, и deux, два, двое; peut, может, и реи, мало: ilpeutpeu, он может мало, глядишь, и может нам пригодиться, — а просто позволяя использовать слово душа, ате, как созвучный любви, amor, глагол, который, не меняя произношения его, можно склонять по лицам: J ате, tu ате, il ате. Сделать это можно, как видите, лишь воспользовавшись письмом, позволяющим многое, вплоть до jamais jamais: я никогда нелюбил [всей душой].
А это значит, что ее, души, существование может оказаться под подозрением — так что стоит, доверившись йа-зыку, задуматься: а не является ли душа следствием любви? Ведь если душа все всей душой любит душу, 1'ате ате 1'ате, пол здесь оказывается вообще не у дел. Пол не идет в счет. Все происходящее носит чисто хомосексуальный — от слова homo, мужнина — характер, что и прочитывается в истории черным по белому.
Сказанное мной только что о терпении и мужестве, с которыми душа противостоит миру, отлично перекликается с тем, что позволяет Аристотелю придти в своем исследовании природы Блага к выводу, что каждое из пребывающих в мире сущих не может ориентироваться в своем бытии на лучшее сущее, не смешивая при этом свое благо, собственное благо, с тем, что излучается Верховным Сущим. То, что Аристотель называет филиа, то, иными словами, что знаменует возможность любовной связи между двумя подобными существами, может, будучи проявлением устремления к
Жак Лакан
Ещё: глава VII
Верховному Существу, рассматриваться и под иным, только что мною предложенным углом зрения — именно мужество и решимость терпеть невыносимые отношения с Верховным Существом служат качеством, по которому друзья, ф1\сн, узнают и выбирают друг друга. Внесексуальный, hors-sexe, характер подобной этики настолько бросается в глаза, что мне хотелось бы придать ему смысловой оттенок, который находим мы у Мопассана в странном словечке Орля — Horla, Нездешнее. Horsexe, существо, потустороннее сексуальному, внеполовое — вот мужчина, о котором грезила душа.
Но женщины тоже оказываются влюблены, тоже души не чают в душе. Что представляет она собой, та душа, что любят они всей душой в своем, остающемся мужчиной до мозга костей, партнере — душа, из которой им нет исхода? Куда это приведет их, как не к тому последнему — я недаром так говорю — рубежу, что зовется по-гречески varepia, рубежу, где им придется выступить в роли мужчины? Поневоле чувствуя, что попали в безвыходное положение, вторя себя любовно в Другом, ибо чтобы быть Другим, знать себя Другим нужды нет, она сама становится тем самым существом хомосексуальным, или внеполым.
Чтобы душа сумела быть, между ней и женщиной проводят различие, их диф-ференцируют. Когда женщину называют женщиной, ditfemme — это не что иное, как диф-фама-ция: ее обесславливают. Чем славны женщины в истории, как не бесславящими их россказнями? Честь Корнелии, матери Гракхов, у них, разумеется, не отнимешь. Говорить о той Корнелии аналитикам бесполезно, им на нее наплевать, но расскажите им о любой другой, и каждый скажет, что достохвальным детям ее это отнюдь не пойдет на пользу: они не перестанут бахвалиться до конца своих дней.
Это лишь начало моего письма: что называется, для пущей душевности.
Я упомянул здесь о куртуазной любви, явившейся в тот момент, когда хомосексуальную душевность совершенно запустили, предали немыслимому кошмару так называемого феодализма. На уровне подобного политического вырождения должно было поневоле стать ощутимо, что со стороны женщины что-то явно обстояло не так.
Жак Лакан
Ещё: глава VII
Изобретение куртуазной любви вовсе не было плодом того, что в истории привычно описывают схемой тезис-антитезис-синтез. Ни малейшего синтеза, разумеется, не последовало — да и не следует, собственно говоря, никогда. Куртуазная любовь пронеслась в истории сверкающим метеором, а на смену ей пришла барахолка пресловутого возрождения античных древностей. Куртуазная любовь так и пребыла неразгаданной.
Замечу в скобках — когда единица становится двоицей, к единице возврата нет. Единицы, даже новой, из двоицы не получится. Aufbebung — это всего лишь одна из прекрасных грез философии.
Когда метеор куртуазной любви с горизонта скрылся, то, что ввергло ее в былое ничтожество, оказалось разыграно по иным нотам. Для этого понадобился ни больше ни меньше, как научный дискурс — нечто такое, что к античным гипотезам о душе никакого отношения не имеет.
И только тогда возникает психоанализ, возникает как объективация того факта, что говорящее существо проводит ещё какое-то время, болтая впустую. Проводит время за болтовней, которой суждено ему прослужить недолго — недолго, объясняю, потому что за завтрашний день этого занятия поручиться нельзя: просуществует оно ровно столько, сколько понадобится времени, чтобы все разрешилось — именно это нас с вами и ожидает — демографически.
Но отношения между мужчиной и женщиной наладит вовсе не это. Гений Фрейда и состоит как раз в том, что он первым это сумел увидеть. Фрейд — потешное имя: Kraft durch Freud-это ведь целая программа! Это самый потешный скачок в благочестивом фарсе истории! И пока он, этот поворотный эпизод длится, у нас сохраняется, возможно, шанс хоть краем глаза увидеть, что представляет собой Другой, поскольку именно с ним, с Другим, женщина имеет дело.
Я сделаю сейчас важное дополнение к тому, что мы сумели прекрасно разглядеть раньше, но станет ещё яснее, когда мы поймем, каким именно образом это произошло.
Нам удалось разглядеть — правда, только со стороны мужчины — что он имеет дело не с чем иным, как с объектом а: в сексуальных отношениях он реализует, в конечном итоге,
Жак Лакан
Ещё: глава VII
всего лишь фантазм. Наблюдать это легко, конечно же, у невротиков. Как любят невротики? Этот вопрос стал отправным пунктом. Бросалась в глаза корреляция с перверсиями — что всегда оказывает моему а поддержку, поскольку это а и есть то, что, каковы бы эти перверсии ни были, налицо в качестве их причины.
Забавно, что поначалу Фрейд приписал их женщинам -посмотрите его Три опыта. Это лишний раз подтверждает, что когда вы мужчина, вы видите в партнере то самое, что поддерживает, поддерживает нарциссически, вас самих.
Впоследствии обнаружилось, тем не менее, что перверсии, которые усматривали было в невротиках, таковыми не являются. Невроз — это, скорей, греза, а не перверсия. Невротики лишены свойственных первертам черт. Невротики лишь грезят о них, что только естественно — а как ещё нашли бы они доступ к партнеру?
Перверты, с которыми тогда начали часто сталкиваться, это как раз те люди, которых Аристотель стремился избегать во что бы то ни стало. Вместо того, чтобы опираться на навыки, связанные с определенным знанием, со знанием природы вещей, их сексуальное поведение напрямую замыкаются на то, что является его истиной — на его аморальность, amoraliti. Поставьте облеченное ударение на первый слог, и вы сразу вложите в это слово душу, ате: amoraliti...
А вот и следствие — у сексуального поведения есть свои моральные нормы. Мораль сексуального поведения подразумевается всем тем, что говорится об идее Блага.
Беда лишь в том, что, говоря поневоле о благе, мы приходим к Канту, у которого мораль обнаруживает свое лицо. Это как раз и пытался я в статье Кант с Садом продемонстрировать — мораль признает, что она, по сути, мораль садистская.
Пишите слово садистский, Sade, как душе угодно — хотите с большой буквы, чтобы воздать должное несчастному идиоту, без конца писавшему на эту тему, хотите с маленькой, если мораль от этого выиграет, тем более, что в старофранцузском слово это так и писалось, а хотите — и вовсе через букву д, gade, показывая тем самым, что мораль заканчивается на уровне да, оно, причем конец наступает доволь-
Жак Лакан
Ещё: глава VII
но быстро. Иными словами, речь идет о невозможности любви и погружении сексуальных отношений в полную бессмыслицу, что нисколько не уменьшает тот интерес, который нам надлежит испытывать к Другому.
Когда мы говорим о том, из чего складывается наслаждение женщины, поскольку она не вся занята мужчиной — больше того, я сказал бы, она им совсем не занята — что нам действительно важно узнать, так это как обстоит дело со знанием у нее самой.
Если бессознательное чему-то нас научило, то прежде всему тому, что где-то там, в Другом, что-то знает. Знает, ибо базируется как раз на тех означающих, из которых субъект и складывается.
Это, однако, дает повод к путанице, поскольку любящему всей душой, ате, трудно удержаться от мысли, будто что ему надо делать, общеизвестно. Почему Аристотель кладет в основу своего Бога неподвижную сферу, на благо которой каждый из нас должен стремиться к благу своему собственному? Потому что сфера эта, якобы, свое благо знает. Вот то, без чего введенный научным дискурсом изъян вынуждает нас обойтись.
Знать почему никакой нужды нет. В знании, от которого изначально отправляется Аристотель, мы более не нуждаемся. Чтобы объяснить эффекты гравитации, нам ни к чему вменять камню знание места, куда он должен упасть. Вменяя животному душу, мы делаем знание актом тела по преимуществу — Аристотель, как видите, был недалек от истины, с той лишь оговоркой, что тело у него создано для активности, evepyeia, а энтелехия этого тела пребывает в субстанции, которую он именует душой.
Анализ дает лишний повод к этой путанице, восстанавливая в своих правах конечную причину, позволяя нам говорить, что реальность, во всяком случае, в отношении говорящего существа, именно такова, то есть фантазматична. Есть ли в этом нечто такое, что может, так или иначе, примириться с научным дискурсом?
Существует, согласно аналитическому дискурсу, животное, которое обнаруживает в себе дар речи и, обитая в означающем, оказывается его субъектом. С этого момента все
Жак Лакан
Ещё: глава VII
разыгрывается для него на уровне фантазма, но фантазма, прекрасно поддающегося разложению, демонстрирующего, что, действуя, он знает об этом гораздо больше, чем думает. Но космологию, даже в самых общих чертах, на этом выстроить не удастся.
Все дело в вечной двусмысленности термина бессознательное. Существование бессознательного предполагается, само собой, тем, что где-то в говорящем существе имеется нечто такое, что знает больше о нем, чем он сам, но подобная модель мира, конечно же, неприемлема. Психоанализ, обязанный своей возможностью дискурсу науки, не является космологией, хотя достаточно человеку увидеть сон, чтобы предстал ему весь хлам, вся свалка, в которой ему предстоит разобраться, что, разумеется, и делает его душой — притом, если кто-то души в нем не чает, душой любимой.
Женщина может любить в мужчине, как я сказал, лишь его способность взглянуть в лицо знанию — знанию, которое одушевляет его любовью (dont il ате). Но в отношении знания, которое наделяет его бытием (dont il est), дело обстоит не так просто, ибо существует нечто такое, что мы зовем наслаждением и о чем невозможно сказать, может ли женщина сказать о нем что-нибудь — может ли она, именно, сказать о нем то, что знает.
Завершая лекцию, я подхожу, как всегда, к границам того, что мой субъект поляризовало: можно ли поставить вопрос о том, что она о нем знает? На самом деле, это то же самое, что спросить, действительно ли та пограничная фигура (terme), которой она наслаждается по ту сторону всей той игры, что связывает ее с мужчиной, и которую я, обозначая заглавным А, именую Autre, Другим — действительно ли она, фигура эта, нечто знает? Ибо женщина в этом отношении зависит от Другого, находится в его подданстве, sujette, ничуть не менее, чем мужчина.
Действительно ли Другой знает?
Был некогда человек по имени Эмпедокл — Фрейд, кстати, ссылается на него время от времени, пользуясь его именем в качестве своего рода штопора — от которого дошло до нас всего три стиха, из которых Аристотель делает, однако, важные выводы, когда говорит, что Бог является для
Жак Лакан
Ещё: глава VII
Эмпедокла самым невежественным из всех существ, ибо не знает ненависти. Именно здесь берет начало христианское представление о разверзающихся на нами любовных хлябях. К сожалению, однако, так дело не клеится — ведь не знать ненависти, значит не знать и любви. Если Бог не знает ненависти, то Эмпедоклу ясно, что и о любви он знает куда меньше, чем смертные.
Можно сказать, таким образом, что чем больше мужчина приписать женщине того, что позволяет смешивать ее с Богом, то есть с тем, чем она наслаждается, тем меньше его ненависть (il hait), тем меньше он — не случайное созвучие — есть (il est), и, поскольку любви без ненависти не бывает — тем меньше он любит.
13 марта 1973 года.
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
VIII
ЗНАНИЕ И ИСТИНА
Ненавлюбленность.
Знание об истине.
Несущественность фаллической функции.
Милосердие Фрейда.
Насладиться знанием.
Бессознательное и женщина.
Воображаемое
S(A) истинное реальность Ф
Символическое Реальное
подобие а
Я был бы рад, если бы вы на то, что я говорю, как-то реагировали, даже возражали.
В прошлый раз я покинул аудиторию обеспокоенным, чтобы не сказать больше. Перечтя сказанное, я нашел его вполне приемлемым — на моем языке это значит, что я собою вполне доволен. Я был бы не против, однако, если бы кто-нибудь дал мне понять, что он хоть что-нибудь понял. Стоит руке подняться, и я тут же этой руке, так сказать, предоставлю слово.
Я вижу, желающих нет. Видно, придется мне продолжать.
То, что я охотно назвал бы сегодня ненавлюбленностъю, именно психонализ сумел впервые выпукло очертить в качестве привилегированной зоны своего опыта. Это стало
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
с его стороны демонстрацией доброй воли. Найди он для него более удачный термин, чем выморочная амбивалентность, кто знает, быть может в эпоху своего возникновения он смог бы получить более значительный резонанс. А может быть, то была с его стороны просто скромность.
В прошлый раз я заметил, что Фрейд не случайно берет на вооружение изречение Эмпедокла, гласящее, что Бог, должно быть, из всех существ самое невежественное, ибо Он не знает ненависти. Проблема любви связывается тем самым с проблемой знания. Я добавил также, что христиане обратили это отсутствие в Боге ненависти в признак любви. Если это веками поддерживаемое представление оказалось обманчивым и нам сегодня приходится вновь обратиться к функции знания, то дело, может быть, как раз в том, что в нем не было места ненависти.
Говорить об этом действительно, похоже, не слишком приятно. Вот почему я закончил лекцию фразой: Молено сказать, таким образом, что чем больше мужнина приписывает женщине того, что позволяет ее путать с Богом, то есть с тем, чем она наслаждается, — вспомните схему, которую я дал вам на прошлом занятии — тем меньше его ненависть, и одновременно тем меньше он есть, то есть, в данной ситуации, тем меньше он любит. Мне жаль было ставить на этом точку, но это, тем не менее, чистая правда. Вот почему сегодня мне вновь хочется вернуться к тому, что позволяет, на первый взгляд, спутать между собой истинное и реальное.
Истинное нацелено на реальное — это высказывание представляет собой плод постепенного развенчания многочисленных претензий на истину. Где бы истина ни являлась, где бы ни полагала она себя в качестве идеала, носителем которого может стать слово, достичь ее не так просто. Что касается анализа, то он, в лучшем случае, рассчитывает лишь на то, что на основе психоаналитического опыта может сформироваться об истине некоторое знание.
В предложенной мною буквенной формуле аналитического дискурса а стоит вверху слева, опираясь на расположенное под чертой S2, то есть на знание, занимающее место истины. Именно с этой позиции обращается оно к $, при-
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
Водя в результате к появлению S1, означающего, благодаря которому отношение субъекта к истине может найти свое разрешение.
Схема аналитического дискурса
Истина, по сути дела, ведет начало от греческого але-тейа — термин, о котором столько размышлял Хайдеггер. Emet, соответствующий еврейский термин, использовался первоначально в юридическом смысле, от которого остальные значения являются производными. Вплоть до наших дней свидетеля на суде просят говорить истину, ничего кроме истины и, больше того, по возможности всю истину — как, увы, сумеет он это сделать? От него требуют, чтобы он сказал истинную правду — всю правду о том, что знает. Однако чего в судебных свидетельских показаниях, более, чем в каких-либо других, действительно ищут, так это возможности судить о том, как обстоит дело с его, свидетеля, наслаждением. Настоящая цель в том, чтобы заставить наслаждение сознаться в себе — а значит, сознаться в том, что сознаться в себе оно неспособно. Искомая истина лежит именно здесь — она соотнесена с законом, который наслаждение регулирует.
В связи с этим и возникает как раз сформулированная Кантом проблема: как должен поступить свободный человек, когда ему предлагают всевозможные наслаждения в обмен на выдачу тирану врага, в котором тот имеет все основания видеть соперника. Следует ли из императива, гласящего, что ничто патологическое вмешиваться в свидетельство не должно, что свободный человек должен сказать тирану правду, даже если тем самым он ему его врага и соперника выдаст? Недоверие, которое внушает нам всем положительный ответ Канта на этот вопрос, обусловлено тем, что вся правда — ее высказать нельзя. А если и можно, то лишь не договаривая до конца, между строк.
Но когда речь идет об истине, нам связывает руки ещё кое-что — наслаждение представляет собой нечто предельное. Это обусловлено той структурой, которую я описал в
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
свое время, рисуя свои четвероногие схемы — обратиться к наслаждению, напасть на его след, говорить о нем, работать над ним можно лишь исходя из подобия.
Даже любовь, как я подчеркивал в прошлый раз, обращается лишь к подобию. Я говорил давеча, что к Другому дано приблизиться лишь постольку, поскольку он сопряжен с а, причиной желания — если это так, то обращается он тоже всего лишь к подобию бытия. Бытие это ничего собою не представляет. Мы лишь предположительно наделяем им тот объект, что именуется у нас а.
Не должно ли нам вновь найти теперь этот след, отвечающий, как таковой, чему-то воображаемому? Это воображаемое обозначается у меня заглавной /, первой буквой термина воображаемое (imaginaire). Объект-причина желания облачен в образ нас самих: именно им поддерживается чаще всего — на чем и построен психоанализ — объектная связь.
Родство, связывающее а с его оболочкой, является для психоанализа одним из узловых моментов. Здесь перед нами то самое, в чем сумел он, по сути дела, в принципе заподозрить неладное.
Именно здесь Реальное себя обнаруживает. Реальное не может быть вписано иначе, нежели как тупик, в который заходит формализация. Вот почему я решил, что смоделировать его можно, опираясь на формализацию математическую, которая представляет собой самую развитую систему разработки значения, которая создана человечеством на сегодняшний день. Математическая формализация значения, о которой я говорю, противна смыслу, идет ему, если можно так выразиться, наперекор. Это ничего не значит, за этим ничего не стоит — именно в таких выражениях говорят о математических формулах современные философы математики, даже если они, как Рассел, занимаются математикой сами.
И все же, по сравнению с философией, чьей вершиной являются построения Гегеля — полнота противоречий, диалектически преодолеваемых идеей исторического прогресса, реальность которого, по сути дела, никакие факты не подтверждают, — может быть именно формулы математи-
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
ческой логики, опирающиеся единственно на письмо, куда лучше послужат описанию аналитического процесса, где обнаруживается то, что является невидимой опорой тела?
Если бы нужно было пояснить это в образной форме, я предложил бы в качестве иллюстрации явление, которое ближе всего соответствует в природе тому сведению к единственному измерению, измерению поверхности, которого требует от нас письмо, и которому изумлялся в свое время ещё Спиноза — ту работу письма, что проделывает прядущий свою паутину паук. Поистине чудесное зрелище: наблюдать, как ветвятся на вырастающей из темных недр этого странного существа поверхности траектории письма и воочию границы и тупики, где осуществляется переход реального в символическое.
Вот почему не лишним было, я думаю, воспользоваться такими буквенными обозначениями, как а, $, означающее, А, Ф. Такие записи, не выходя за границы действия языка, образуют, тем не менее, некую лежащую по ту сторону речи опору. Ценность ее в том, что она позволяет сосредоточить символическое — при условии, что мы им умеем воспользоваться — таким образом, что оно будет заключать в себе толику истины: не истины, которая претендует на полноту, а истину недосказанности, истину, остерегающуюся признания как огня, истину, которая, по отношению к причине желания, всегда остается настороже.
Анализ исходит из того, что желание вписано в нечто случайное — случайнное, обусловленное телесностью.
Напомню вам предложенный мною удобный способ говорить о случайности. Фаллос, этот, в анализе, ключевой, предельный момент того, что заявляет о себе в качестве причины желания, — аналитическая практика его, этот фаллос, перестает не писать. Именно в этом перестает не писаться и заключается то, что я наименовал случайностью.
Аналитическая практика наталкивается здесь на свою границу, ибо все, что она, согласно моей четверичной схеме, может произвести на свет, это S1. Вы помните надеюсь,
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
сколько шуму наделало в прошлый раз мое заявление, что S1 — это не что иное как наслаждение идиотское, причем в обоих смыслах этого слова: как наслаждение идиота, в расхожем смысле, и как наслаждение абсолютно своеобразное.
Необходимое как таковое, necessaire, определяется, напротив, через пе cessepas, то есть не престает. Непрестанность необходимости заключается в том, что она не престает писаться. Именно к этой необходимости и приводит нас, очевидно, анализ, когда говорит о фаллосе.
Что касается не престает не писаться, то это, напротив, формула невозможного как его определяю я — того, что в любом случае записано быть не может. Сексуальные отношения именно таковы — они не престают не писаться.
Отсюда следует, что пресловутая необходимость фаллической функции оборачивается, на поверку, случайностью. Именно в качестве разновидности этой случайности перестает она не писаться. Случайностью я называю то, что сводит сексуальные отношения для говорящего существа всего лишь к режиму встречи. Лишь в качестве подобной случайности фаллос, бывший в античности достоянием мистерий, перестал, благодаря психоанализу, не писаться. Только и всего. В область непрестанного, область, в которой царят необходимость, с одной стороны, и, над ней, невозможность, ему вход заказан.
Что касается истинного, то свойственная ему настороженность по отношению к воображаемому сближает его, как здесь выясняется, с анатомией.
Три термина, обозначенные мной на схеме как a, S(A) и Ф, предстают у меня, таким образом, в весьма неприглядном виде. Все они вписываются в треугольник, вершины которого образуют Воображаемое, Символическое и Реальное.
Справа — лежащая в основе принципа удовольствия толика реальности, в силу которой все, к чему нам в реальности позволено прикоснуться, остается укоренено в фантазме.
А расположенное слева, напротив, S(A) — что это, как не та неспособность высказать истину целиком, о которой я только что говорил?
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
И, наконец, символическое: ориентируясь на реальное, оно демонстрирует нам истинную природу объекта а. Определив его только что как подобие бытия, я сделал это именно потому, что оно дает бытию кажущуюся опору. Взглянув на философские построения, касающиеся бытия, и даже сущности, которые мы находим, скажем, у Аристотеля, в свете аналитического опыта, мы обнаружим, что речь неизменно идет об объекте а. Созерцание — у Аристотеля, например — напрямую связано с тем самым взглядом, что фигурирует у меня в Четырех основных понятиях психоанализа как одна из четырех опор причины желания.
На этой графической схеме — я не говорю: графе, потому что это термин, имеющий в математической логике строго определенное значение — наглядно видны соответствия, в которых реальное предстает как зияние между подобием, проистекающим из символического, с одной стороны, и реальностью, с другой — реальностью, заявляющей о себе в конкретной человеческой жизни, в той силе, что, направляя людей неизменными проторенными путями, уже на пороге рождения оказывается мертворожденным (I`encorne).
И, наконец, третья сторона треугольника, а. Знаменуя собой, в общем, верное направление, это а, которое, как-никак, чем-то является, могло бы, поэтому, сойти за бытие. Однако что оно собой представляет, выясняется лишь тогда, когда оно обнаруживает свою несостоятельность, свою неспособность удержаться на подступах к реальному.
Истинное, таким образом — конечно же, вот оно. Беда лишь в том, что приблизиться к нему можно лишь косвенными путями, исподволь. Апеллировать к истинному, как это часто нам приходится делать, означает всего лишь, что не надо обманываться и думать, будто где-где, а в области подобий нам бытие заранее обеспечено. Прежде чем говорить о подобии, этом трамплине, с которого совершается прыжок в фантазм, необходимо провести строгое различие между воображаемым и реальным. Ни в коем случае не надо думать, будто опорой подобию служим мы сами. Мы даже и подобием не являемся. Мы можем лишь при случае занять его место — где воцаряется тогда что, вы думаете? Конечно же, объект а.
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
Рассматривая все виды дискурсов, которые сейчас в ходу, аналитиком — а это не праздное именование, если понимать акт полновесно, как его понимал Аристотель — является тот, кто, поместив объект а на место подобия, оказывается в положении, позволяющем ему наиболее легко сделать то, что ему подобает сделать: задаться как бы с позиции знания вопросом о том, как обстоит дело с истиной.
Что такое знание? Странно, что до Декарта вопрос о знании вообще никогда не ставился. И нужно было явиться психоанализу, что вопрос этот оказался поставлен заново.
Психоанализ сделал всеобщим достоянием тот факт, что есть знание, которое о себе не знает, знание, носителем которого служит означающее как таковое. Сновидение не отсылает нас к неисследимому опыту, к мистике, оно прочитывается в том, что о нем рассказывается: всегда можно пойти дальше и рассматривать его двусмысленности как анаграммы. Именно этот уровень языка позволил Соссюру задаться вопросом о том, являются ли странные особенности сатурновых стихов плодом сознательного замысла авторов. Здесь Соссюр протягивает руку Фрейду. И здесь же вопрос о знании встает заново.
Перейдем, с вашего позволения, к другому регистру, регистру добродетелей, проповедуемых христианской религией — что перед нами, как не запоздалый отголосок, росток христианского милосердия? Разве не милосердно было со стороны Фрейда позволить несчастным говорящим существам утешиться тем, что есть, коли бессознательное существует, нечто им трансцендентное, действительно трансцендентное — более того, что они внутри этого трансцендентного обитают, ибо это просто-напросто их язык? Чем, как не актом милосердия, было благовествовать им о том, что язык исполнен разума в большей степени, нежели кажется, что они могут в повседневной жизни на этот разум рассчитывать, и что недостижимый объект мудрости, который он тщетно преследовал, у них в руках?
Нужен ли этот обходной путь, чтобы поставить вопрос
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
о знании в форме: кто именно знает? Отдаем ли мы себе отчет в том, что тот, кто знает — это Другой? Другой, каким я положил его изначально — место пребывания означающего. Другой, без которого ничто так и не дало бы нам знать, что существует где-то измерение истины, местопребывание сказа — сказа, чье знание полагает Другого в качестве места. Сам статус знания предполагает как таковой, что оно, знание, в Другом уже налицо и его лишь надо оттуда ш-влечь, ш-учить.
Субъект возникает в результате того, что знание это должно быть усвоено, больше того — оценено. Оценивается же оно по своей стоимости, причем не меновой стоимости, а потребительной. Стоит знание ровно столько, во сколько оно обходится, а обходится оно недешево, так платить за него приходится своей шкурой, ибо очень трудно — не приобрести его, нет: трудно им воспользоваться, им насладиться.
В наслаждении этом завоевание знания возобновляется всякий раз, когда оно задействуется, ибо власть, которую дает знание, всегда обращена в сторону наслаждения.
Никто, как ни странно, не объяснил до сих пор достаточно внятно, что весь смысл знания как раз в этом, что трудность, связанная с тем, чтобы пустить его в ход, та же самая, что требуется для его приобретения. И поскольку есть нечто, что с каждым актом такого приобретения вновь и вновь повторяется, человек так и не задается вопросом о том, какое именно повторение выученного следует считать первым.
Есть такие приборчики, которые работают без остановки словно маленькие машинки — мы их зовем компьютерами. Что компьютер думает — это я охотно готов допустить. Но в каком смысле можно сказать, что компьютер знает, если знание на том и зиждется, что наслаждение от пуска его в ход и наслаждение его обретения совпадают?
Здесь мы непосредственно, гораздо более непосредственно, чем у Маркса, сталкиваемся с потребительной стоимостью — она и у Маркса представляет собой лишь ту идеальную по отношению к меновой стоимостью величину, к которой, в конечном счете, все сводится.
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
Поговорим же о них немного — о тех приобретениях, что не основаны на обмене. Из того, что Маркс знал о политике — а знал он о ней немало — каммарксческой, так сказать, пользы не извлечешь. Точно так же, как нельзя сфальсифицировать,/ fraude, знание Фрейда.
Уже с первого взгляда видно, что если подобных познаний нет, то, как бы ни старались вы на собственном горьком опыте их усвоить, толку от этого никакого не будет. Ни экспорту, ни импорту они явно не подлежат. Единственная сколь-нибудь солидная информация — это информация, скроенная по мерке той, что предназначена к употреблению.
Нетрудно сделать вывод, что знание находится в Другом, и бытию (l`etre) обязано разве тем, что это последнее является носителем его буквы (lettre). А отсюда следует, в свою очередь, что бытие несет смерть там, где буква воспроизводит, но бытие знания, воспроизводимое ею, не является никогда тем же самым.
Вам понятна теперь, я полагаю, та функция, которой я наделяю букву по отношению к знанию. Это функция, говоря о которой, не следует торопиться истолковывать ее в духе пресловутого сообщения. Это функция, которая уподобляет букву семени — семени, которое следует, если верить современной молекулярной физиологии, четко отделять от тела, по отношению к которому оно является носителем вместе жизни и смерти.
Маркс и Ленин, Фрейд и Лакан, не образуют в бытии пар. И лишь благодаря букве, найденной ими в Другом, следуют они, как существа, наделенные знанием, в предполагаемом Другом парами. Новизна их знания заключается в том, что оно не предполагает больше, будто Другой о нем что-то знает — Другой, конечно, а не то существо, разумеется, что самоотверженно, ценой собственного бытия, ценой для каждого не столь уж малой, хотя и не слишком большой, как раз и обратило Другого в букву, чтобы высказать истину.
В отношении этих ставших для нас буквой существ я хочу вам кое-что по секрету поведать. Что бы вам о них, к примеру, о Ленине, ни рассказывали, я не думаю, чтобы в жизни их было много любви, ненависти, или ненавлюб-ленности. И нечего кивать на госпожу Фрейд. На этот счет
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
у меня есть свидетельство Юнга. Он говорил правду. В этом, пожалуй, его беда — он только правду и говорил.
Уделом существ, ставших отбросами бытия, является, скорее, презрение. Это существа, если можно так в шутку выразиться, уцененные. В наше время, в эпоху супермаркетов, продуктам, даже по части бытия, не худо знать цену.
Беда в том, что Другой, место, ничего не знает. Если Бог ничего — ничего из того что происходит — не знает, то Его нельзя больше ненавидеть. Раньше, когда можно было Его ненавидеть, можно было, поскольку Он не платил нам ненавистью, рассчитывать, что Он нас любит. Что, впрочем, никогда было не очевидно, как ни силились многие в это верить.
В заключение того, что я имел смелость здесь высказать, мне хочется предложить вашему вниманию одну мысль, которая пришла мне недавно в голову и некоторое время меня занимала. Нам говорят обычно, что Христос пострадал, чтобы спасти человечество — так вот, мне представляется, что речь шла скорее о том, чтобы спасти Бога, чтобы оживить, актуализировать в людях ту ненависть к Нему, которая начало было, и не случайно, в них угасать.
Вот почему вменять человеческому существу бессознательное было, на мой взгляд, актом милосердия, поразительного милосердия. Да, субъекты — они, конечно же, знают. Но знают, как-никак, далеко не всё. И только Другой, на этом фоне, не знает решительно ничего. Именно Другой, чей удел в этом не-всем не-знать-решительно-ничего, и воплощает собою это не-все.
Но тогда удобно оказывается возложить на него ответственность за то, что в анализе становится явным, хотя никто этого продолжает не замечать. А именно: если либидо бывает только мужским, то дорогая женщина лишь с мужской стороны, то есть оттуда, откуда видит ее мужчина, и представляется цельной, всей — только с этой точки зрения и может она, родимая, обладать бессознательным.
Зачем ей это нужно? Это нужно ей, как знаем мы все, для того, чтобы заставить говорящее существо, которое в данном случае может быть только мужчиной, говорить. Иными словами — не знаю, насколько вы на сей счет аналитичес-
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
кую теорию хорошо поняли — чтобы существовать исключительно в качестве матери. Эффекты, которые мы зовем бессознательным, она действительно вызывает к жизни, но что касается бессознательного ее собственного — в том крайнем случае, когда она не несет ответственности за бессознательное всех и каждого, то есть в случае, когда Другой, с которым она имеет дело, большой Другой, отказывает ей в каком бы то ни было знании, потому что он сам, Другой, знает тем меньше, чем труднее его собственное существование поддержать — что об этом бессознательном мы можем сказать? Остается лишь согласиться с Фрейдом, что оно ни в коем случае не идет ей на пользу.
По своему обыкновению я обыграл в прошлый раз, созвучие, немного притянутое, конечно, за уши, между он есть и его ненависть. Сделал я это лишь для того, чтобы спросить себя, не пригодится ли ей пара ножниц. Об этом и идет как раз речь, когда мы говорим о кастрации.
Что бытие как таковое вызывает ненависть — этого исключить нельзя. Конечно, все предприятие Аристотеля заключается, наоборот, в том, чтобы представить бытие как то, посредством чего сущие, наделенные бытием в меньшей степени, причастны верховному сущему. Святому Фоме удалось ввести это представление в христианскую традицию — что неудивительно, имея в виду, что, распространяясь среди язычников, христианская мысль поневоле оказалась языческой мыслью полностью сформирована, так что ему оставалось лишь вновь этот механизм запустить. Но отдаем ли мы себе отчет в том, что вся иудейская традиция идет, напротив, этому представлению наперекор? Линия раздела не проходит здесь между различными ступенями совершенства. Менее совершенное представляет здесь собой то, что оно есть, радикальное несовершенство, и ему остается лишь повиноваться безоговорочно тому, кого, не считая некоторых других сопутствующих имен, зовут Яхве. Он сам избрал свой народ, и перечить ему не годится.
Отсюда ясно как день, что чем предаваться ненависти, гораздо лучше при случае его предать, и возможностью этой иудеи, безусловно, воспользовались. Им просто ничего больше не оставалось делать.
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
Что касается ненависти, то она одолевает нас до такой степени, что никто не замечает главного: ненависть, настоящая ненависть, обращена на бытие, на само бытие, причем не обязательно на бытие Бога.
Мы возвращаемся, таким образом — именно в этом смысле я и сказал, что а является подобием бытия — к понятию — и здесь психоанализ, как всегда, немного хромает — к понятию ревнивой ненависти, ненависти, проистекающей из того завистливого наслаждения, что испытал взгляд Августина, завидевшего малыша у материнской груди. Он, наблюдатель, является в этой сцене третьим. И, глядя на малыша, он, pallidus, бледнеет, завидя, как тот, conlactaneum suum, сосет молоко его матери. Это не что иное, к счастью, согласно Фрейду, как первичное заместительное наслаждение, желание в метонимическом облике, вписанное в предположительное, адресованное Другому требование — требование самой сердцевины того, что я в семинаре Этика психоанализа назвал Ding, фрейдовой вещи, или, говоря иными словами, того самого ближнего, которого Фрейд соглашается любить лишь в определенных пределах.
Ребенок, на которого устремлен взгляд — у него оно, а, есть. Значит ли это, что он это а и есть? Вот вопрос, на котором я сегодня вас покидаю.
20 марта 1973 года.
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
ПРИЛОЖЕНИЕ
Начало следующего занятия: позиция лингвиста.
Я стараюсь не говорить о том, что выходит в печать, когда речь идет о моих собственных публикациях, тем более что публикации этой приходится ждать зачастую настолько долго, что мой интерес к теме успевает угаснуть. Было бы хорошо, тем не менее, если бы вы прочли к следующему разу текст, озаглавленный мною Оглашенный, L'Etourdit, отправной точкой которого послужила дистанция между высказыванием, с одной стороны, и актом высказывания, с другой.
Существует ли бытие иначе, как внутри высказывания, это вопрос, который останется покуда у нас без ответа. Что нет высказывания, которое не шло бы от бытия, это ясно, но это не значит ещё, будто верно обратное. Я уже высказывал, однако, ту мысль, что бессознательное, напротив, всегда идет от высказывания. Мы не можем работать с бессознательным, не отправляясь от высказывания, от высказывания того, кто проходит анализ. Это акт высказывания.
Но как можем мы себя высказать? Вот вопрос. Нельзя высказать себя как попало, и это проблема всякого, кто обитает внутри языка — наша общая с вами проблема.
Вот почему сегодня, когда речь пойдет о той пропасти, что отделяет, как я позднее вам объясню, то, чем я здесь занижаюсь, лингвистерию, от лингвистики как таковой, я попросил высказаться с позиций лингвистики специалиста, который дал на это, за что я ему бесконечно признателен, свое согласие. Человека, более компетентного в этом вопросе, нежели Жан-Клод Мильнер, лингвист, я уверяю вас, нет.
Окончание занятия: слово благодарности выступавшему.
Не знаю, право, что лучше сказать за оставшиеся четверть часа. Буду, пожалуй, ориентироваться на понятие этики. Этика, как легко поймут те, кто слушал мой курс о ней несколько лет назад, тесно связана с нашим обитанием в языке, и в тоже время — как впервые показал один автор, к
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
которому я вернусь в другой раз — относится к разряду своего рода жестов. Обитая в языке, мы совершаем жесты — жесты приветствия, поклонения или, когда речь идет о другой точке схода, жесты преклонения и восторга перед прекрасным. Дальше, иными словами, дело не заходит. Мы совершаем жест и ведем себя дальше как все — как все остальные мазурики.
Есть, однако, жесты и жесты. И первый жест, который мне нашей этической тематикой буквально продиктован, это жест благодарности по отношению к Жану-Клоду Мильнеру, указавшему нам на провал, возникший на сегодняшний день внутри самой лингвистики. Это оправдывает в какой-то степени определенные линии поведения, которые мы — я говорю о себе — могли позволить себе лишь на определенной дистанции, занятой нами по отношению к этой находящейся на подъеме науке, когда она считала себя вправе претендовать на то, чтобы наукой стать. Информация, которую мы сейчас получили, является для нас, понятное дело, крайне насущной. Трудно не понять, как-никак, что если речь идет об аналитической технике, ситуация, когда пациент не говорит ничего, создает трудности, по меньшей мере, совершенно особые.
Записывая слово йазык (lalangue) столь необычным образом, я, в сущности, отмежевывался от структурализма и, в частности, от присущей ему тенденции интегрировать язык в семиологию — это, на мой взгляд, один из важных моментов, которые Жану-Клоду Мильнеру удалось прояснить. Как свидетельствует о том книжечка, озаглавленная Заголовок письма, которую я вам велел прочитать, что бы я ни говорил, речь всегда идет о подчиненном положении знака по отношению к означающему.
Здесь нужно сделать маленькое отступление, чтобы воздать должное Реканати, чье выступление убедительно показало, что поняли меня правильно. Это было ясно из всех предложенных им вопросов, и мне ничего не остается, как предложить вам до конца года те ответы на них, которые я на сегодняшний день могу дать. Очень показательно, что закончил он вопросом о Кьеркегоре и Регине — я сделал о них лишь краткое упоминание, так что это его оригиналь-
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
ная мысль. На том этапе пути, где мы с вами сейчас находимся, это лучшая иллюстрация того факта, что резонанс понимания имел место, что сказанное мною до кого-то дошло. Предложенные им вопросы помогут мне, разумеется, сказать то, о чем у нас впоследствии пойдет речь. Я попрошу его дать мне свой текст, чтобы сослаться на него, когда я смогу, при случае, на его вопросы, ответить.
Он сослался также на Беркли, о котором у меня речи совсем не шло, и за это я признателен ему ещё больше. Должен признаться, я даже постарался достать недавно его первое издание — я, представьте себе, ещё и библиофил, хотя интересуют меня первые издания лишь тех книг, которые мне хочется самому прочитать. Я пролистал по этому случаю в прошлое воскресенье его Minute philosopher, мелкого философа — другое название его Алсифрон. Не будь Беркли издавна моею духовной пищей, я очень многого, и, в частности, непринужденности в обращении с лингвистическим материалом, не мог бы себе позволить.
Мне хотелось бы, тем не менее, сказать несколько слов о схеме, которую Реканати только что пришлось стереть. Это и вправду вопрос — быть истериком или нет. Есть Одно, или нет? Представляется, иными словами, что в логике, в классической логике, не-все имплицитно подразумевает существование Одного — Одного, которое представляет собой исключение. Именно здесь должны мы тогда наблюдать, по идее, как возникает в рамках существования — вы увидите впоследствии, почему я так говорю — то по-крайней-мере-одно существование, которое вписывается в функцию Фх, чтобы ее высказать. Высказыванию, как я только что говорил, свойственно бытие. В то время как акту высказывания, напротив, свойственно существовать — существовать по отношению к высказыванию, каково бы оно ни было.
Вопрос, на самом деле, состоит тогда в том, может ли из не-всего, этого возражения, адресованного всеобщему, возникнуть нечто такое, что заявит о себе в качестве противоречащей этому всеобщему частности — мы не выходим, как видите, за рамки аристотелевской логики.
Дело, однако, вот в чем. Из записи не-всякий х вписывается в Фх логически следует, что имеется х, который этой
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
функции противоречит. Это верно, но лишь при одном условии — при условии, что все и не-все, о которых идет речь, конечны. В отношении конечного налицо не просто импликация — налицо тождество. Стоит найтись чему-то одному, что обобщающей формуле противоречит, как формула эта окажется упразднена и обратится в частную. Не-все становится эквивалентом того, что в аристотелевской логике заявляет о себе как частное. Есть исключение. Но ведь мы, напротив, можем иметь дело и с бесконечным. И тогда не-все расширительного значения иметь не будет. Говоря, что женщина не-вся и что нельзя поэтому употреблять слово Женщина с определенным артиклем, я делаю это как раз потому, что интересует меня наслаждение, которое по отношению к тому, что преподносит себя под знаком Фх, является бесконечным.
Имея дело с бесконечным множеством, вы не сможете уже утверждать, будто не-все предполагает существование чего-то такого, что возникает как результат противоречия, отрицания. Вы можете, в лучшем случае, постулировать его как существование, лишенное определенности. Однако благодаря ветви математической логики, именующей себя интуиционистской, известно: для того, чтобы утверждать «он существует», необходимо прежде, чтобы мы могли его сконструировать, то есть суметь найти, где это существование располагается.
Именно на это я опираюсь, когда провожу то размежевание, что позволяет мне постулировать существование, прекрасно описанное Реканати как эксцентричное по отношению к истине. Неопределенность зависает между Zх и Zх, между существованием, которое обнаруживает себя, себя утверждая, и Женщиной, поскольку она не обнаруживает себя, что как раз и подтверждает случай Регины.
В заключение задам вам, по своему обыкновению, небольшую загадку. Если вам случится перечесть текст, опубликованный мной под заглавием Фрейдова вещь, знайте: речь в ней идет о том, что есть только один способ написать слово Женщина, не зачеркивая определенный артикль — сделать это на уровне, где женщина — это истина. Вот почему говорить о ней можно только недоговаривая.
Жак Лакан
Ещё: глава VIII
Статью, котрая лежит в основе доклада Жана-Клода Мильнера, можно найти в его книге Лингвистические аргументы, стр. 179-217, Париж, 1973.
Жак Лакан
Ещё: глава IX
IX
БАРОККО
Где говорят, там наслаждаются и ничего не знают.
Я думаю о вас. Это не значит, что я вас думаю.
Кто-нибудь из присутствующих помнит, наверное, что я предположил когда-то существование языка, где говорилось бы ялюблю о вас — такой язык куда лучше нашего отвечал бы косвенному характеру посягательства, именуемого любовью.
Сказать я о вас думаю уже само по себе значит возразить всему тому, что в рамках определенного представления о науке — не той, что существует всего несколько столетий, а той, что была сформирована в каком-то смысле уже при Аристотеле — можно было бы назвать гуманитарными дисциплинами. Откуда следует, что нужно спросить себя, каким путем должна следовать современная наука, наука нашего времени, опираясь на то новое, что дал ей аналитический дискурс.
Иными словами, я начинаю с того, что формулирую то, из чего мы исходим. Исходим мы из того нового, что принес аналитический дискурс — из бессознательного. Вот почему я перво-наперво предложу вам несколько отшлифованных, несколько сжатых, формул, касающихся того, что представляет собой бессознательное с точки зрения современной науки. В результате чего неизбежно возникает вопрос — каким образом, после всего, что нам теперь известно о бессознательном, наука вообще возможна?
И, как ни странно это может вам показаться, я сразу же говорю вам, что речь в связи с этим пойдет у нас сегодня о христианстве.
Жак Лакан
Ещё: глава IX
Я начну со своих трудных — я полагаю, по крайней мере, что они вам такими должны показаться — формул: бессознательное, это не когда бытие мыслит, как следует из того, что говорит традиционная наука на этот счет — бессознательное, это когда бытие, говоря, наслаждается, и, добавлю здесь я, ничего больше не хочет знать. Больше того — не хочет знать ничего вообще.
Выкладывая тут же ещё одну карту, которую я мог бы приберечь про запас, скажу сразу — никакого желания знать нет. Пресловутое Wissentrieb, о котором где-то говорит Фрейд, просто не существует.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!