Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

КОЛИЧЕСТВО – внешняя, более изменчивая характеристика предмета или явления



КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creare -создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КУМУЛЯТИВИЗМ (лат. cumulatio - увеличение, скопление) – категория о том, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний.

ЛИБЕРАЛИЗМ (фр. libéralisme) - мировоззрение, сочетающее левые (минималистический гуманизм, индивидуализм, этнический и культурный эгалитаризм) компоненты в области политики и правые (рынок, приватизация, частная собственность, капитализм) в области экономики.

ЛОГОЦЕНТРИЗМ (греч. λόγος — «знание» и центр) - понятие, характеризующее классические культурные традиции, несущие в себе осмысление бытия в качестве имеющего имманентную "логику" и подчиненного линейному детерминизму.

МЕРА (от латинского modulus – мера) - философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений.

МЕССИАНСТВО (евр. машиах — помазанник, араб. масх — помазание, масих — помазанник) - в иудаизме и христианстве вера в пришествие мессии. Учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок.

МЕТАФИЗИКА (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики» ) - философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту, принципах бытия, в котором все рассматривается в застывшем, одностороннем, невзаимосвязанном, статичном характере.

МЕТОДОЛОГИЗМ – философское понятие, которое раскрывает поиск надежных путей и инструментов познания.

МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей.

МОДУС ( лат. modus — мера, способ, образ, вид) - философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях.

МОНАДЫ ( греч. monas – единица, единое) – понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения активно-духовных единиц бытия.

МОНОТЕИЗМ (греч. μονος — один, θεος — Бог) - система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге.

НАТУРАЛИЗМ (лат. natura - природа) - философская позиция, отождествляющая все сущее с природой. В аналитической философии тенденция к конвергенции с натурализмом связана с теоретическими трудностями, возникшими при разработке вопросов модальной логики, семантики и референции.

НОМИНАЛИЗМ (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) - направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (греч. ἰδέα — идея)- одна из основных, наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, объективный идеализм за первооснову действительности принимает надличностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум).

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе.

ОТРАЖЕНИЕ (по Платону) - отражение в воде, потоке, стекле символизирует временный феноменальный мир. Может символизировать также истину. Движущийся образ вечности.

ОТРИЦАНИЕ - логическая операция, с помощью которой из данного высказывания получается новое высказывание; при этом если исходное высказывание истинно, его отрицание не является истинным, а если оно ложно, его отрицание не является ложным.

ОТЧУЖДЕНИЕ (англ. alienation, нем. Entfremdung)- объективный процесс, сопровождаемый чувством, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими людьми.

ПАНЛОГИЗМ (греч. πᾶν — все и λόγος — мысль, слово, разум) - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.

ПАНСЛАВИЗМ - идея славянской культурно-политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии.

ПАНТЕИЗМ (греч. παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество».) - философское учение, отождествляющие бога и мировое целое.

ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви.

ПЕССИМИЗМ (лат. pessimus — наихудший)— представление о том, что в мире преобладает негативное начало: зло, хаос, настроения безысходности, неверия в будущее, меланхолии.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - один из фундаментальных принципов правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества.

ПОЛИТЕИЗМ (греч. πολύς, «многочисленный, много» и греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») - вера во многих богов. Класс учений, приписывающих власть в мире богам, как правило, непосредственно или опосредованно олицетворяющим природные стихии.

ПРИНЦИП (лат. principium, греч. αρχή)- начало, основа — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. Кроме того, внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentla –провидение) — это религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека.

ПРОСТРАНСТВО – атрибут материи, который выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов различных систем.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protestans— публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Представляет собой учение о непосредственной связи человека и бога.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - философская категория, отражающая предметы и явления, которые одновременно взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - положение, при котором одно высказывание исключает другое высказывание (суждение, мнение), не совместимое с ним, активное взаимодействие противоположностей.

РАЗВИТИЕ - необратимое, направленное, закономерное, последовательное изменение материи, включая наивысшую форму ее существования - сознание.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

РЕДУКЦИОНИЗМ (лат. -reductio) - доктрина, согласно которой будь то на практике или в принципе суждения одной науки можно объяснить с точки зрения суждений другой.

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный) - относительный методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saecularis — мирской)процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, которое считает чувственные ощущения единственным источником наших знаний о действительном мире.

СИНТЕТИЧНОСТЬ – целостность в мышлении, краткость, содержательность.

СКАЧОК - философская категория, постепенный перерыв в количественно-качественных преобразованиях, в результате которых одно качество заменяется другим.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

СОБОРНОСТЬ - термин православного богословия и русской философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к Богу и друг к другу.

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») - крайняя форма субъективного идеализма, признающего несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющего все остальное существующим лишь в его сознании.

СОФИЗМ (греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость»)- рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению.

СТОИЦИЗМ (греч. stoa — портик), одно из главных течений эллинистической и римской философии, предполагает стойкость, способность переносить тяжелые испытания, отрицает случайность.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность, лежащее в основе) - первооснова, сущность всех вещей и явлений.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (греч. ἰδέα — идея)- философское направление, представители которого исходят из примата субъективного по отношению к внешней реальности, отрицают ее независимость от воли и сознания субъекта.

СХОЛАСТИКА (греч. "scolastikwz", "школьный", "ученый") - тип философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

ТЕИЗМ (греч. Θεός — Бог) - класс религий, признающих безраздельную власть над миром одного высшего существа - бога; понимающих бога как абсолютную личность, существующую вне мира, как правило, создавшую мир и действующую в нем.

ТЕЛЕОЛОГИЗМ (от греч. τέλειος, «цель» + логос - учение)- признание за всем существующем логической целесообразности.

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos - бог и dike - справедливость)— совокупность философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире.

ТЕОСОФИЯ (греч. θεοσοφία — «божественная мудрость») - мудрость, знание, богопознание — в широком смысле — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн.

ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. Theos — Бог и лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

ТЕУРГИЯ (греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» и ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») - божественное действие, чудо — вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчинив своей воле действия богов и духов.

ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio — перемещение) — вид опосредствованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ (от лат. transcendo — переступать) - философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.

УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis - общий) -термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

ФАТАЛИЗМ (лат. fátalis — определённый судьбой) - представление о неотвратимой предопределенности событий в мире.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ - философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость сущности вещей.

ФИДЕИЗМ (лат. fides - вера) - религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом.

ХОЛИЗМ (греч. ὅλος, «целый, цельный») - идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности».

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье)- этическое направление, считающее блаженство высшей целью человеческой жизни.

ЭЗОТЕРИЗМ (греч. esoterikos - внутренний) - тайное, скрытое от посторонних глаз, учение, знание, предназначенное исключительно для посвященных (оккультизм, мистика, теософия).

ЭКЛЕКТИКА (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей.

ЭМПИРИЗМ (от др.-греч. έμπειρία — опыт) – опыт, философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ἐντελέχια «осуществленность», от ἐντελής, «законченный» и ἔχω, «имею») - философский смысл термина: осуществленность внутри заложенной цели, полная (развернувшаяся) действительность (Аристотель).

ЭПИКУРЕИЗМ - одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии; философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Основное идейное содержание – механический взгляд на мир, материалистический атомизм, отрицание вмешательства бога в дела мира.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschaton - конец во времени и пространстве, logos – учение) - учение о предстоящем конце света, смысле земной истории, ее логическом завершении, конечной судьбе человека как индивидуума и биологического вида.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...