Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
АВТАРКИЯ (греч. αυτάρκεια — самообеспеченность, самодостаточность) - экономическая политика хозяйственного обособления государства, создание самообеспечивающейся замкнутой экономики, с целью полного самообеспечения государства.
АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание, gnosis — знание)- идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувственного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание.
АКЦИДЕНЦИИ - в 1-й половине 18 в. доходы приказных и канцелярских чиновников, не получавших жалованья, от добровольной дачи челобитчиков. Запрещены правительством с введением жалованья.
АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme, лат. alter — другой) — моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии.
АНИМИЗМ (лат. anima, animus — «душа» и «дух» ) - мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой - либо связи с человеческой деятельностью.
АНТИНОМИИ (греч. ἀντι- — вместо и νόμος — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе)–— противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях.
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) - стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ( греч. anthtropos - человек и лат. centrum - центр) - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное".
АПОРИЯ (греч. а — отрицательная частица, poros — выход, aporia — безвыходное положение, затруднение, недоумение) — термин, с помощью которого фиксировались непостижимые противоречия в осмыслении движения, времени и пространства.
АПОСТЕРИОРИЗМ (лат. a posteriori, букв. — из последующего) — философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ("доопытному" знанию).
АПРИОРИЗМ (лат. a priori — буквально «от предшествующего») - учение, признающее знание априори – знания, полученного до опыта.
АТАРАКСИЯ (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие ») - античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости.
АТОМ (греч. atomos - неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пребывая в постоянном движении; различаются по форме и величине, порядку и положению.
АТРИБУТЫ (лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может существовать.
АФФЕКТ (лат. affectus - душевное волнение, страсть) - эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния и отличающееся от страсти меньшей длительностью, меньшей душевной глубиной; аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина.
БЫТИЕ - независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы.
ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis - жизненный) - учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах (энтелехия, "созидающая сила", "порыв к форме").
ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - направление в философии и психологии, характеризующееся положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества.
ВСЕЕДИНСТВО - философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности.
ГЕДОНИЗМ (греч. hendone - наслаждение) - античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие.
ГИЛЕМОРФИЗМ (греч. hyle - материя и morphe - форма) - точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы).
ГИЛОЗОИЗМ (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) - философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению.
ГУМАНИЗМ -(от лат. humanitas — человечность, homo - человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
ДВИЖЕНИЕ - изменение, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний.
ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) - в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более узком смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).
ДЕИЗМ (лат. deus — бог) - доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека.
ДЕСТРУКЦИЯ (лат. destructio - разрушаете) - разрушение существующей структуры системы, явления, процесса, приводящее к утрате их функций.
ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять, ограничивать) - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
ДИАЛЕКТИКА (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) - учение о всеобщей связи и развитии всех предметов и явлений материальной и духовной действительности.
ДУАЛИЗМ (лат. dualis - двойственный) - философское учение, противоположное диалектике, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного.
ЗАКОН – философская категория, которая показывает внутреннюю, существенную, повторяющуюся связь и взаимодействие основных явлений и процессов, существующих в материальном и духовном мире.
ИММАНЕНТНОСТЬ (лат. Immanens - «пребывающий внутри ») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.
ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus - повелительный) - требования, правила, выражающие долженствование, т. е. объективное принуждение поступать так, а не иначе.
ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. idividuum - неделимое) – вера в уникальность и неповторимость человеческой личности.
ИНДУКЦИЯ (лат. inductio - выведение) - процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - отрицательное отношение к разуму, опирающееся на убеждение, что познавательный контакт с реальностью, во-первых, должен быть непосредственным и без участия разума и, во-вторых, его результаты совершенно отличаются от того, что способен дать разум.
КАТОЛИЦИЗМ (греч. καϑολικός – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех главных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом, существующая как строго централизованная церковь, во главе которой стоит Папа (римский епископ).
КАЧЕСТВО (от лат. qualitas — качество) - внутренняя характеристика предмета, раскрывающая его основное предназначение.
КИНИКИ (греч.κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ, утверждающая, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», т.е. достичь духовную свободу.
КИРЕНАИКИ – представители греческой философской школы, последователи Аристиппа из Кирены, по учению которой единственная цель в жизни, единственное благо – наслаждение.
КЛЕРИКАЛИЗМ (лат. clericalis -церковный) – общественно-политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 135 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!