Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные проблемы социальной философии. Представления об обществе в истории философии



Основные проблемы социальной философии

Периодизация человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п.

Отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов.

Общие тенденции развития современных обществ. Это одна из наиболее острых тем. Национал-социализм сошел с исторической арены, коммунизм постепенно сходит с нее. Нет, однако, социальных законов или причин, совершенно исключающих возвращение этих агрессивных форм тоталитарного общества в каком-то новом облике. Трудно предсказать направление дальнейшего развития демократических, или посткапиталистических, обществ и тем более их сколько-нибудь отдаленную историческую перспективу.

Главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии. Серьезные опасности кроются в постепенном преобразовании народов в однородные, импульсивные, подверженные воздействию пропаганды массы, в превращении таких масс в решающий фактор происходящих событий. Опасны постоянно повторяющиеся в разных странах попытки введения тотального планирования социальной жизни. Темп происходящих в современном обществе перемен все убыстряется, и кажется, что теперь под угрозу может быть поставлена сама глубинная природа человека.

Роль ценностей в социальной философии и в социальной жизни.

Объяснение и понимание человеческой деятельности.

В истории философии сложились различные концепции общества: теистическая, натуралистическая, социопсихологическая, идеалистическая, теория коммуникативного социального действия, структурно – функциональная, теория социальной реальности, диалектико – материалистическая, культуроцентристская и др. Выделим некоторые черты отдельных названных концепций. Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определенности, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчеркивается особая определяющая роль космических и географических факторов. Психологическая концепция объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений. Идеализм отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии значит следование просветительскому принципу «мнения правят миром». В основе диалектико – материалистической концепции (Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит идея о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Макс Вебер социальное действие считал элементарной единицей социологического анализа. Оно предполагает: а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил 4 типа социального действия: 1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей; 2) традиционное – подражание образцам поведения, закрепленных в традициях; 3) ценностно – рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий; 4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех). Концепцию коммуникативного действия развивали Дюркгейм, Хоркхаймер, Адорно, Хабермас и др.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...