Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теология и теологоведение в светской системе образования



Современный процесс введения специальности теологии в систему высшего образования является достаточно неоднозначным, как по характеру своего осуществления, так и по своим мировоззренческим последствиям. Поэтому, кроме позитивной реакции, он также вызывает обоснованные опасения и критику со стороны представителей как светского, так и церковного образования. Так для Церкви неприемлемой представляется ситуация отрыва богословия от опыта церковной жизни и его сведения к абстрактной теории. Для того чтобы этого не произошло как минимум необходимо, чтобы предмет «теология» имел четко выраженный конфессиональный (православный) характер и преподавался представителями Церкви.[9] В этом случае преподавание теологии для широкой светской аудитории будет носить преимущественно миссионерско-просветительский, апологетический и катехизический характер, подводя людей к церковному порогу. В свою очередь светские ученые с полным правом могут заниматься «богослововедением» или «наукой о богословии» в рамках религиоведения или любой другой подходящей для этого гуманитарной дисциплины. Тем самым они избавят себя от обвинений в том, что выходят за пределы своей компетенции и занимаются не своим делом.

Полагаем, что преподавание, как богословия, так и науки о богословии в светской системе образования оправдано и необходимо. При этом недопустимо ложное понимание содержания богословского подхода в любых формах – смешения, сужения, подмены, извращения… Необходимо четкое, ясное, определенное и конкретное понимание сути, источника, метода и цели теологии, как со стороны теологов, так и представителей светской науки.

Ученые гуманитарии должны отдавать себе отчет в том, чем собственно они могут заниматься и что собственно они могут преподавать. Они должны ясно понимать, что они не занимаются богословием как таковым, но работают лишь с рационально-теоретическим, информационным аспектом богословского образа жизни; осознавать, что теологию как таковую совершенно некорректно рассматривать как гуманитарную науку. По своей природе теология радикально отлична от любых мирских наук и искусств. И если для светских ученых гуманитарное понимание теологии является так сказать «естественным» заблуждением, в которое им трудно не впасть под давлением секулярного антропоцентризма, то для представителей церковной науки оно выглядит совершенно противоестественным и недопустимым.

Два пути

Итак, есть два пути — путь богословия и путь науки, смешение которых губительно как для первого, так и для второго. Современный мир гонится за научными знаниями также как и за прочими земными благами, усматривая в их приобретении и потреблении смысл своего существования. Церковь же устремляется к божественной Истине, которая только и может быть подлинной целью человеческой жизни.

«Вот все, что требуется от нас, братья, в этом земном странствии: держаться истины и жить в любви. Истина открыта Владыкой Христом, и в Нем же дан нам пример любви. Без Христа и минуя Христа невозможно ни дойти до истины, ни найти подлинный пример любви. Видя сей единственный истинный путь к свету и спасению среди хитросплетений многих ложных путей, апостол Павел… предостерегает: «Дабы мы не были больше младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (Еф. 4:14). Истину может открыть только Бог, настоящую любовь может явить только Бог. Один человек способен знать больше, чем другой, однако лишь Бог может открыть истину. Подобно ветру приходят к человеку помыслы — и призраки кажутся ему истиной. Обольщенный собственными домыслами и наваждениями, человек вводит в заблуждение и сбивает с толку другого человека. А истина ‑ в Боге и от Бога. Христос, братья, — вся наша истина и вся наша любовь. Когда мыслим Христа, мыслим истину… О Христе Господи, пречудная истина и преумиленная любовь наша, приди в нас и прими нас в Себя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь» [10].


[1] В данной статье термины «богословие» и «теология» тождественны и взаимозаменяемы.

[2] См.: Георгий, архим. Обожение как смысл человеческой жизни // Интернет ресурс: http://www.hesychasm.ru/library/now/b_theosis.htm

[3] Николай (Велимирович), свт. Проповедь о двух различных мудростях // Николай (Велимирович), свт. Охридский пролог. Январь. Февраль. Март. М.: Паломник, 2008. С. 81.

[4] Анафора Евхаристического канона на Литургии.

[5] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, 17, 12. – ТСЛ, 1904. С. 154.

[6] «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Pascal B. Pensées, fr. 913 // Oeuvres complètes, par L.Lafuma. P., 1963. P. 618).

[7] Показательным примером такого подхода для Украины является «богословское» творчество Ю.П. Черноморца, который в своих многочисленных публикациях фактически деконструирует традиционное содержание православного богословия, редуцируя его к философской и в целом гуманитарной проблематике и методологии. См., напр.: Візантійський неоплатонізм від Діонісія Ареопагіта до Геннадія Схоларія. Монографія. Київ: Дух і літера, 2010. 568 с.; О единстве теологии и философии // Интернет ресурс: http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/7963-o-edinstve-teologii-i-filosofii.html; Теология как наука Ч. 1 // Интернет ресурс: http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/14138-teologiya-kak-nauka.html; Теология как наука Ч. 2 // Интернет ресурс: http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/17546-teologiya-kak-nauka.html; Чи існує православна теологія сьогодні? // Интернет ресурс: http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/14423-chi-isnuye-pravoslavna-teologiya-sogodni.html; Теологічне повернення до традиції на початку третього тисячоліття як шлях відкритості та діалогу, Православна теологія на шляху до нової парадигми // Філософська думка. Sententiae. Спецвипуск ІІІ (2012) Християнська теологія і сучасна філософія. ВНТУ Вінниця, 2013. Сс. 8-14; 74-88.

[8] Молитва четвертая, святого Макария Великого из Молитв на сон грядущим.

[9] См., напр.: Володимир (Сабодан), митр. Завдання православного богослов’я в Україні на сучасному етапі // Філософська думка. Sententiae. Спецвипуск ІІІ (2012) Християнська теологія і сучасна філософія. ВНТУ Вінниця, 2013. Сс. 181-187; Доповідь Керуючого справами Української Православної Церкви, ректора Київської духовної академії і семінарії, митрополита Бориспільського Антонія на конференції «Богослов'я в Україні: організаційний та освітньо-науковий контекст» «Принципи розвитку православної богословської освіти в Україні на сучасному етапі» // Интернет ресурс: http://kdais.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=2251%3A-l-r&catid=2%3Anews-all&Itemid=44&lang=uk; Клімент (Вечеря), єп. Траєкторії розвитку богословської освіти // Філософська думка. Sententiae. Спецвипуск ІІІ (2012) Християнська теологія і сучасна філософія. ВНТУ Вінниця, 2013. Сс. 195-199.

[10] Николай (Велимирович), свт. Проповедь о том, как подобает расти верующим // Николай (Велимирович), свт. Охридский пролог. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. М.: Паломник, 2010. С. 335.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...