Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богословская перспектива



Какой может быть выход из кризиса религиозно-богословского сознания, который по нашему глубокому убеждению, является первоосновой для глобального кризиса современности во всех его проявлениях и аспектах? Что предлагает традиционное богословие?

То, что и всегда, — возврат всех заблудших ко Христу, Апостолам, Отцам, возврат в Православную Церковь и верное следование Ее Богодухновенному Преданию. Для того чтобы это было возможным для всех желающих, теология, прежде всего, должна оставаться собой вопреки всем деструктивным влияниям, как извне, так и изнутри; строго придерживаться своих исконных принципов и критериев при решении всех вопросов, отвергая любые внешние, нетрадиционные, еретические, светские, мирские критерии и принципы. Во всех своих аспектах богословие должно определяться личным опытом Богообщения, всецело питаемого соборным опытом Церкви, как Тела Христова. Опыт и только опыт жизни во Христе может быть истинным предметом православного богословия. Аскетическая практика (подвижничество) стяжания благодатного опыта спасения и обожения может быть единственной истинной методологией православного богословия, столпами которой являются вера, надежда, любовь, покаяние, пост, молитва и все прочие христианские добродетели. «Молюсь о том, — свидетельствует апостол Павел¸ — чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп. 1:9‑11).

Вопреки всем искушениям, так или иначе, приспособить свое сознание к внешнему миру, верующим необходимо помнить, что сохранение самобытного содержания и границ православного богословия является залогом не только сохранения христианского Предания (читай самой Церкви), но спасения и обожения всего тварного сущего. Каждый православный христианин призван к хранению богословия всей своей жизнью, «словом и делом и помышлением»[8]. В этом — его миссия по отношению к себе и всему сущему.

Итак, исконно-традиционное самосознание теологии как целостного образа жизни во Христе требует ее радикального отделения от всякой иной внецерковной «теологии», с какими бы прилагательными это понятие не использовалось (светская, конфессиональная, исламская, католическая, протестантская, христианская, даже православная). Изучение и преподавание первой возводит человека к Богу, второй — замыкает его в границах относительных построений человеческого разума.

Научное решение

Решительное разграничение между церковным богословием и всеми его нецерковными аналогами, как и всеми прочими видами человеческого знания, необходимо не только для богословия, но и для самой науки, которая по своей природе всегда стремится к адекватному рациональному постижению действительности. Низведение теологии к статусу гуманитарной дисциплины не только извратит саму сущность теологии, но и приведет к кризису самого научного знания, которое в этом случае будет лишено конституирующего его иного. Поэтому наука вместе с богословием должна противостоять всяким попыткам гуманитаризации богословия, в каком бы ключе она не проводилась ‑ философском, культурологическом, религиоведческом, историческом, этическом, эстетическом, антропологическом…

Разумеется, для гуманитарной науки естественно изучать богословие, однако это изучение не должно подменять собой само богословие. Во избежание этой подмены, по нашему мнению, следует ввести специальное название для гуманитарной науки о богословии, которое бы указывало на ее принципиальное отличие от предмета своего изучения. В этом плане оптимальным нам представляется название «наука о теологии» (англ. science of theology) или «богослововедение». Этим собственно и является то, что мы сегодня называем специальностью «теология» в системе светского образования. Введение одного или обоих этих названий вместо ныне используемого для обозначения «светской теологии», во-первых, избавит ее от терминологической путаницы и сообщит ей конкретную определенность самоидентификации, во-вторых, позволит четко определить сферу компетенции этой науки, обезопасив ее от непомерных претензий, и в-третьих, укажет на естественное для нее место в системе гуманитарных дисциплин, сделав ее разделом религиоведения или науки о религии (англ. science of religion).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...