Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социализация и инкультурация личности



Как потребитель культуры человек использует культурные универсалии в своей социальной практике, во взаимодействии с другими людьми. Он пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, этическими нормами, которые даны ему в качестве готового инструментария, способов личной самоидентификации и социальной самореализации в данном обществе.

Понятия «человек» и «личность» относятся к одному и тому же объекту и употребляются зачастую как синонимы. На самом деле, между ними существует принципиальное смысловое различие. Человек как понятие родовое, указывает на принадлежность к человеческому роду как высшей ступени развития живой природы со всеми характерными только для этого вида особенностями (членораздельной речью, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности). Человек рассматривается в совокупности своих биологических, социальных и культурных характеристик.

Очевидно, нельзя считать личностью человека первобытного общества, поскольку он не является носителем индивидуального сознания и не способен рефлексивно выделить себя из коллектива, а также из природной среды. Нельзя также считать личностью малолетнего ребенка, поскольку он лишь только-только начал усваивать социокультурные нормы, образцы, ценности. Наряду с этим понятие личности нельзя отождествить и с детьми-«маугли», которых «воспитывали» животные, а также с индивидами, не желающими или не способными адаптироваться в пространстве социума.

Личность – это человек, представляющий собой единство тела и духа, единство, в котором ведущую роль играет именно дух: в духе, а не в теле заключена сущность человека. Но человеческий дух, духовность - это явление сугубо социальное. Соответственно, в понятии «личность» отражена сущность человека как общественного существа.

Понятия «инкультурация» и «социализация» обозначают различные стороны процесса формирования личности в условиях социокультурной среды. Если процесс социализации выражается во взаимодействии индивидов друг с другом, в человеческом поведении, то процесс инкультурации происходит в системе таких социокультурных элементов, как ценностно-смысловые ориентиры, язык, система коллективного знания, ментальность, культурная картина мира, общественные идеалы, этические нормы.

Инкультурация - это процесс и результат приобщения индивида к культуре, это длительное постепенное освоение человеком навыков, норм, манер поведения, характерных для определённого типа культуры, для определённого исторического периода. В процессе инкультурации человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе. Эти процедуры зафиксированы, прежде всего, в языке. Процесс инкультурации связан с более тонкой сферой и материей человеческой экзистенциальности. Он происходит в системе таких социокультурных элементов, как ценностно-смысловые ориентиры, язык, система коллективного знания, ментальность, культурная картина мира, общественные идеалы, этические нормы. Т.о. инкультурация - это процесс освоения человеком присущего данной этнической культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Наиболее важным в процессе инкультрации является овладение знанием.

Осуществляется этот процесс посредством воспитания в детстве, при получении образования, в ходе общения с членами семьи, друзьями, коллегами, при осмыслении содержания произведений литературы и искусства.

Социализация - это долгий и трудный путь становления личности, постепенное усвоение требований общества: определенной системы норм, ценностей, установок поведения, необходимых для успешного взаимодействия с членами данного общества. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей называются институтами социализации или агентами социализации. Агентами социализации осуществляются функции обучения и контроля. Агентами первичной социализации для ребенка являются родители, близкие и родные, друзья. Агентами вторичной социализации - руководители и официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта. Особенно велика роль первичной социализации на раннем этапе развития личности. В детстве в процессе своей социализации человек приобщается к нормам и ценностям культуры, к технологии деятельности, к этике взаимодействия с другими людьми. В процессе социализации у ребёнка формируется речь и сознание, усваивается общественный опыт, социальные роли и т. д. Дети, лишённые в детском возрасте человеческого общения, оказываются не способными стать людьми в полном смысле слова.

Существуют различные объяснения процесса социализации. Французский социолог Г. Тард, считал, что в основе социализации лежит принцип простого подражания. Дж. Смелзер был убеждён, что социализация означает приобретение людьми социального опыта, а также осознание человеком тех ценностей, которые необходимы ему для исполнения социальных ролей: она даёт человеку возможность взаимодействия с другими людьми и способствует передаче опыта от поколения к поколению.

В процессе социализации, как правило, выделяют две основных фазы: социальную адаптацию, т. е. приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям и социальным статусам, нормам и интериоризацию, означающую включение социальных норм во внутренний мир человека. Интериоризация, которая начинается с формирования чувств вины и стыда и завершается становлением чувств долга, чести и совести, является процессом социализации, очеловечивания человека. В результате этого процесса появившийся на свет индивид вида Homo sapiens становится личностью, т.е. человеком как общественным существом.

Социализацию неправильно отождествлять с воспитанием, представляющим собой целенаправленную систему психолого-педагогических воздействий с целью сформировать у человека определённые качества и формы поведения, соответствующие определённому образцу. При этом ребёнок может играть пассивную роль. В процессе же социализации роль ребёнка непременно активная: он что-то выбирает, а что-то отвергает. Социализация, в широком смысле слова, означает процесс интеграции в человеческое общество, приобретение человеком социального опыта, необходимого для исполнения социальных ролей.

В реальной жизни процессы социализации и инкультурации тесно взаимосвязаны и протекают одновременно. Они не заканчиваются после достижения возрастной зрелости: развитие культурной и социальной адекватности личности продолжается всю жизнь.

В каждом обществе и культуре постепенно формируется определённый процесс социализации личности в зависимости от исторически конкретной структуры общества и от типа культуры. Свои особенности имеет социализация в первобытно-общинном, античном, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществах. Своими особенностями социализации личности отличаются также традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Процессы социализации отличаются в восточных, европейских, африканских культурах и др. Например, в традиционном обществе фактически не существует специализированных институтов социализации.

С процессами инкультурации и социализации связано понятие культурной самоидентичности, которое означает ощущение и осознание представителями того или иного этноса, нации, социальной группы принадлежности к определенной культуре, понимания ее единства и целостности, а также её своеобразия по сравнению с другими культурами.

Приобретая культурную самоидентичность, человек усваивает и интегрирует в свой внутренний мир культурные ценности, нормы, стереотипы, образцы того общества, к которому он принадлежит. Это наглядно проявляется в соответствующей линии поведения, в отношениях с другими членами общества, во взаимодействии с окружающим миром, в особенностях языка и мышления. При этом социально-психологические установки и мировосприятие представителей западного и восточного типов культуры будут существенно отличаться.

Погружаясь в мир иной культуры, человек в условиях серьёзных культурных различий может испытывать, по выражению американского учёного Ф. Боасса «культурный шок». В этой ситуации становится ярко выраженной принадлежность индивида к «своему» обществу, его истории и культуре.

В процессе социализации и инкультурации в сознании индивида формируется культурная картина мира. В культурную картину мира входят вненаучные знания, первичная интуиция, национальный архетип, способы восприятия пространства и времени. В ней заключена избирательная оценка значимых материальных и духовных ценностей, их важности, значимости, позитивности. Человек, существуя в пространстве определенной культуры, усваивает этнические, национальные, социальные нормы, образцы, ценности, предпочтения, которые находят отражение в его миропонимании.

Культурная картина мира, усвоенная индивидом как членом общества, определяет систему его представлений о себе, диктует адекватную этим представлениям линию поведения. Культурная картина мира созидается постепенно под влиянием обыденной жизни, неотрефлексированной повседневности. Но вместе с тем, именно система рационального знания, рефлексия, непротиворечивые, абстрактно-логические построения, ясное и очевидное содержание артефактов делают картину мира ясной и законченной. Система знаний выражает структурированность мира человека в соответствии с принципом взаимосвязи вещей, их функций с практической деятельностью. С этих позиций можно выделить религиозную картину мира, эстетическую картину мира, этическую, правовую, научную и т.д.

Сформировавшаяся в результате социализации и инкультурации личность может не только избирательно усваивать социокультурный опыт, но также способна выступить в роли разрушителя отживших элементов культуры, которые однозначно тормозят культурно-исторический процесс.

Уже в детстве в психике человека формируется своеобразная структура, которая в дальнейшем определяет его ведущую деятельность и тип жизненных отношений Недооценка роли культуры в становлении личности сегодня несёт большую угрозу всему человечеству завтра. Пренебрежительное отношение к культурному наследию прошлого или отрицание необходимости существования нового в культуре может быть воспитано семьёй, СМИ, официальной государственной идеологией. Деформации в соотношении «старого» и «нового» могут привести к уродливому развитию и человека, и государства, и культуры. Это находит выражение в нецивилизованном решении, связанных с научно-техническим прогрессом, экологической катастрофой, с межгосударственными, межнациональными отношениями, воспитанием и образованием, соблюдением прав и личных свобод личности.

В последнее время человек по своему образу жизни всё чаще дистанцируется от культуры, общества, направляя свою деятельность в сторону социального протеста, альтернативного стиля жизни. Итак, становление личности является результатом культурной эволюции индивида. Ценности культуры постоянно воздействуют на личность, развивая её. Культура творит человека как бы по заказу и под присмотром общества.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 7790 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...