Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аттракторы и идеалы



Выбор бифуркационной ветви в обществе зависит от субъективного фактора, которого нет в природе - воли, сознания, разума людей.

Идеалы – образы аттрактора.

Вблизи точек бифуркации творческие личности улавливают дальнейшие возможности развития системы - пути к идеалам. Социально значимые идеалы соответствуют назревшим общественным потребностям и представляют собою более или менее адекватные образы аттракторов.

Судьба социокультурного идеала

· Новый идеал завоевывает общественное признание и достигает триумфа.

· Возможности идеала исчерпываются, наступает этап упадка, крушения идеала.

· Идеал забывается и сдается в архив.

· Торжество нового идеала, отказ от старого и превращением его в антиидеал.

· Развитие жертвенности в ходе столкновения идеалов приводит к конфликту между идеалом и моралью.

· Крушение идеала и восстановление подорванной в ходе его реализации морали.

Структурные сдвиги в культурном пространстве

Неоднородность культурного пространства: деление на центр и периферию.

Центр - формы культуры с наиболее высоким потенциалом:

· активно воздействует на другие формы и на жизнь общества вообще;

· отличается развитой организацией и богатым языком;

· содержит обширное множество текстов, в т.ч. имеющих эталонную значимость;

Периферия - формы культуры:

· более инертные, менее упорядоченные;

· языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;

· тексты мало влияют на центральные культурные формы.

Перемещения центра и периферии:

· центральные культурные формы теряют динамичность и гибкость, их потенциал снижается;

· периферийные культурные формы вступают в конфликт с эталонами;

· рост напряженности в пространстве культуры;

· в революционных периферийных культурных формах вырабатывается содержание будущего ядра культуры;

· революционные формы наращивают потенциал и занимают место в центре культурного пространства.

Глава 14. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Идея общественного прогресса

С ходом истории условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Прогресс – закон исторического развития человечества.

Западноевропейская философия XIX века: поиски общих законов истории

Сен-Симони Конт

Три стадии исторического развития человечества: теологическая («детство»), метафизическая («юность»), позитивная («зрелость»).

Гегель

Смысл истории - в создании условий для свободной деятельности человеческого разума, посредством которой Абсолютная Идея, воплощаясь в нем, познает сама себя.

Исторический прогресс состоит в развитии свободы.

4 этапа: 1) восточный, 2) греческий, 3) римский, 4) германский.

Марксизм

Главные положения:

1. История развивается по объективным законам.

2. Общественный прогресс обусловлен развитием материального производства.

3. Общественное бытие определяет общественное сознание.

Основные исторические типы общества – социально-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...