Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Управленческий труд



Организация управленческого труда: рациональное планирование времени, делегирование полномочий подчиненным, подбор помощников, создание атмосферы доверия и ответственности и др.

Стили руководства:

· авторитарный и демократический;

· директивный, тренирующий, стимулирующий, делегирующий.

Культура учебы

Обыденно-практическое обучение:

· учеба путем вовлечения детей в трудовую деятельность взрослых

· нераздельное слияние процесса учебы с жизнью

· неформальное личностное общение ученика и учителя.

Демонстративное обучение:

· обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика

· учитель показывает, ученик копирует действия учителя

· ученик - пассивный объект обучения, индивидуальные особенности учащегося не учитываются.

Развивающее обучение:

· учитель не только показывает, но и объясняет

· от ученика требуется: не просто повторение и запоминание, но и понимание материала, самостоятельное выполнение упражнений, способствующих его освоению

· учет индивидуальных особенностей учащегося

· учитель – «начальник» учебного процесса: он без участия ученика определяет его ход и несет ответственность за учебную деятельность ученика

· работа не с отдельной личностью, а с группой по единому плану.

Креативное обучение:

· индивидуально-ориентированная работа педагога с учащимся.

· главный фактор обучения - инициативность учащихся; ученик - полноправный субъект общения и несет ответственность за свою работу.

· учебный процесс - совместная работа учителя и ученика; неформальное, личностное общение учителя и ученика

· самообучение, которое каждый ученик совместно с учителем организует по-своему

· со-творчество учителя и ученика

Проблемы современной системы образования

Современная система образования сложилась в средние века и до сих пор в своей организации сохраняет многие черты средневековой культуры. Доска, мел и тряпка, слушание лекций, пассивная работа учащегося. Необходимо внедрять компьютерное обучение, включение в интернет-программы и т.д.

Культура игры

Признаки игры

1. Свободная деятельность ( доборовольная, не долг, излишество).

2. Неутилитарность, отсутствие других целей, кроме удовольствия от игры.

3. Выход за рамки реального в область воображаемого.

4. Обособленность от «обыденной» жизни, существование в замкнутом пространстве-времени.

5. Законы – правила, отклонение от которых расстраивает игру, порядок внутри игрового пространства-времени - эстетика игры.

6. Напряжение, дух борьбы, непредсказуемость исхода игры, эмоциональная насыщенность, зрелищный характер игр, наличие болельщиков

7. Стремление к ассоциации и объединению играющих в содружество.

Игровые сценарии в культуре:

· религиозные культы

· игровые элементы в искусстве

· игры, связанные с исполнением социальных ролей

· манипулятивные игры

· праздничные церемониалы

· игровой элемент в экономике, правосудии, политике, дипломатии, военном деле, науке

В настоящее время – две тенденции: вытеснение игровых элементов из деловой жизни общества и разрастание мира игр как особой сферы деятельности.

Культура досуга

Досуг – условие развития культуры

Для того, чтобы культура развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования.

Имущественное неравенство между классами - цена, которую человечество заплатило за культурный прогресс

Сценарии досуга

1. Отсутствие отдыха.

2. Будничное безделье.

3. Домашняя работа.

4. Праздник.

5. Смена занятий.

6. Сочетание отдыха с работой.

Культура общения

Аспекты культуры общения:

· внешний, ритуальный, «этикетный» - выполнение общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать;

· внутренний, социально-психологический - характер отношений между людьми.

Виды общения:

1. Формальное

· Анонимное - кратковременный контакт между незнакомыми людьми

· Функциональное - люди вступают в контакт как исполнители определенных функций

2. Неформальное:

· Приятельское - общение достаточно хорошо знающих друг друга людей

· Интимное – общение, основанное на личностной эмоциональной заинтересованности друг в друге и глубокой душевной близости: дружба, любовь.


Часть III. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Глава 11. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Общество как социальный организм

Общественная жизнь есть реальность особого рода – социальная реальность, которая:

- объединяет в себе материальное и духовное;

- не сводится к сумме составляющих его индивидов, потому что они не просто сосуществуют независимо друг от друга, а взаимодействуют между собою;

- не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни.

Общество как единая целостная система – социальный организм, способный к исторически длительному автономному существованию («самодостаточный»).

Синергетический подход к пониманию общества

Общество как социальный организм представляет собою сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему. Ее свойства:

1. Взаимодействие со средой материальное производство à экономика.

2. Самоорганизация – социальная иерархизация, управление, власть à политика.

3. Рост объема используемой информации – информационная среда в человеческом обществе à культура.

Генезис культуры

«Системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а изменение организации системы ведет к появлению новых свойств у ее частей. Культура возникает не потому, что у человека появляется разум, а, наоборот, разум у человека развивается потому, что возникает культура.

Антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза.

Энергетика и динамика развития культуры

Закон культурной эволюции Л.Уайта: Культура развивается по мере роста потребляемой обществом энергии.

В свете информационных и синергетических представлений рост информации – это «оборотная сторона» роста энергетической мощи общества. Культура – «механизм для обработки информации».

Культура как коллективный интеллект

Подобно интеллекту индивида, культура – интеллект общества:

· Самоорганизующаяся синергетическая структура, элементами которой являются индивидуальные интеллекты.

· Фрактальная система.

· Функциональная асимметрия – как в мозге, формально-логическая (наука) и художественно-образная (искусство) подсистемы.

Социальные условия культурной динамики

· Людские ресурсы (творцы и последователи)

· Финансы

· Свобода творчества, коммуникации, обмена и распространения информации

В «закрытом» обществе:

«избыточная нормативность», регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, строгое соблюдение традиций, неодобрительное отношение к творческим новациям, враждебность ко всему чужому.

В результате – застойный характер общественной жизни.

В «открытом» обществе:

демократия, свобода мышления и поведения, плюрализм, социальная мобильность, возможностью перемещений по уровням социальной иерархии в зависимости от личных достижений и заслуг,

отсутствие жесткой регламентации поведения людей «сверху», поощрение активности, личной инициативы, оригинальных новаций, свобода коммуникаций и обмена информацией.

В результате – динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса.

Культура как средство и культура как цель

По закону оборачивания средств в цели изменяется роль культуры в обществе: сначала - средство информационного обеспечения жизни общества, затем - самоцель.

Глава 12. ТВОРЧЕСТВО - ДВИЖУЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ

Основные признаки творчества:

· Качественная новизна

· Социальная значимость (ценность, важность для общества).

Логика и интуиция в творческом мышлении

Творческое мышление неалгоритмично. Если для решения задачи нет готовых алгоритмов, принципиально новую идею решения подсказывает интуиция, а логика оправдывает (или отвергает) выбор идеи, но не предопределяет его.

Генерация и селекция

· Генерация порождение новых идей

· Селекция – выбор из множества этих идей тех, которые ведут к решению поставленных задач.

Творческий процесс сам себя регулирует: в нем есть внутренняя логика, обусловленная содержанием творческой задачи. Это самоуправляемый процесс.

Глава 13. МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

Традиционная и инновационная культура

· Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным.

· Инновационна я: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.

Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура

· Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших.

· Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.

· Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...