Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Техника 5: Пранава пранаяма 6 страница



Интеграция телесного и психического планов в шавасане предполагает постепенное погружение в расслабление. Релаксация начинается с тела, продолжается психикой и завершается уровнем ума – только в случае расслабления всех этих структур шавасана считается совершенной. Углубление релаксации может проходить незаметно для занимающегося, особенно новичка, так как во время психического расслабления уже, казалось бы, расслабленное тело незаметно продолжает релаксировать. Общий же эффект шавасаны хорошо заметен уже на этапе выхода из позы, когда человек ощущает своё тело полным энергии, своё сознание – чистым, свой разум – восприимчивым, а свои чувства – сбалансированными. Недаром, для тех, «кто страдает анэргией, повышенной утомляемостью, слабостью, пониженной жизнеспособностью, эта асана будет источником сил и энергии»[7].

Таким образом, рассмотрев эффекты шавасаны и убедившись в её необходимости, мы можем приступить к практическим методикам её выполнения.

Особенности релаксации в йоге для начинающих

Недостаточное понимание учеником техники выполнения шавасаны приводит к тому, что его практика заканчивается на негативной ноте: он вынужден какое–то время лежать без движения, и каждая минута шавасаны становится для него пыткой, а момент выхода – освобождением. После такой релаксации он, недовольный пустой потерей драгоценных десяти минут, спешит по своим делам, которые успел обдумать в так называемой «шавасане». При этом на заднем плане у него маячит мысль о том, что в следующий раз он не позволит так бездарно отнимать у него время. То есть следующего раза может просто не быть… Таким образом, инструктор теряет ученика из–за неграмотного погружения в асану, а ученик теряет интерес к йоге. Увы, такое встречается нередко.

Конечно, описанное выше выполнение шавасаной назвать нельзя. И виноват в таком выполнении, скорее всего, инструктор, который не объяснил основных принципов асаны и не провёл ученика по первым её ступеням. Но даже при хорошем инструктаже новичку шавасана не покажется такой уж привлекательной, потому как она требует неожиданно серьёзной работы над собой, работы со своими внутренними ощущениями. Если человек пришёл к тому, что тело нуждается в оздоровлении, он далеко не всегда придерживается тех же взглядов касательно своего внутреннего – психического и ментального – мира. Работа с ощущениями и вниманием оказывается куда сложней физической, во многом поэтому некоторые инструкторы, дабы не испугать сложностью асаны своих подопечных, предпочитают сводить шавасану к бесцельному лежанию на коврике. Облегчая жизнь себе, они, тем самым, как уже было сказано, наносят ущерб самочувствию своих учеников. Так йога превращается в гимнастику, а ведь ограничений для занятий гимнастикой куда больше, чем для занятий йогой…

Одна из задач инструктора – сделать шавасану если и не привлекательной, то, по крайней мере, нетрудной для начинающего. Человек, не искушённый в йоге, скорее всего, не умеет управлять своим вниманием и успокаивать ментальные волны, что является необходимым условием шавасаны. Привести его к глубокой релаксации невозможно с первого занятия, поэтому разучивание шавасаны должно быть постепенным. Но главное – донести до занимающегося необходимость работать в этой позе, иначе все усилия будут впустую.

На первом этапе новичку сложно будет даже расслабить тело, не говоря уже об остальных планах. Работая с группой, конечно, нельзя разучить шавасану с каждым отдельным занимающимся: у кого–то она пойдёт быстрее, кому–то будет сложнее, чем остальным. Поэтому ориентироваться в группе всегда нужно на слабейшего. В любом случае, успех в шавасане будет тем грандиозней, чем дольше и детальнее был путь к ней, – это ученикам тоже важно понимать.

Для облегчения обучения важен не только групповой дух занимающихся, их сконцентрированная направленность на результат, но и место и время практики. Продвинутые йогины способны погрузиться в релаксацию даже в битком набитом вагоне метро, в то время как новичку будет мешать даже жужжание мухи в идеально тихом, чистом и светлом зале. Поэтому на первых занятиях очень важен не только и не столько сам инструктаж, сколько элементарно тембр и окраска голоса инструктора, проводящего учеников в дебри их сознания. В шавасане практикующий отвлекает от внешнего мира все органы чувств, но начинающему полное отвлечение вряд ли принесёт пользу – слуховой канал всё–таки нужно задействовать для того, чтобы помочь занимающемуся сохранять внимание на нужных областях. Со временем слуховое воздействие сводится к минимуму.

Вопрос 3. Бандхи, Мудры и Дришти – универсальные методы энергоуправления. Разновидности и группы Бандх, Мудр и Дришти

Бандхи - это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спрессованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

-мула (корневой замок)

-уддияна(брюшной замок)

-джаландара (горловой замок)

-кхечари (языковой замок)

Набхи-бандха или Кхечари бандхаТехника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Джаландхара бандха. Джаландхара бандха - это "подбородочный замок", используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Уддияна бандха. Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой.

Уддияна бандха включает в себя втягивание внутрь и подтягивание вверх живота и желудка. Она может выполняться сидя, стоя или лежа на спине. Первоначально она должна практиковаться стоя. Она всегда должна выполняться на совершенно пустой желудок, причем желательно также перед занятием опрожнить кишечник.

Мула бандха.

"Мула бандха" означает "корневой замок". Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Мула бандха разделяется на три части (зоны)

·Ашвини мудра –«Лошадиный анус» –анальный сфинктер

Йони мудра (Муладхара-мудра) - «Влагалище»- у женщин и передняя часть пениса у мужчин

Ваджроли мудра-«Молния» – мочеиспускательный канал и зона клитора у женщин и зона пениса у мужчин

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Шактичоланимудра

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение:Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Маха бандха (или большой замок).

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, Джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Выполняется после задержки дыхания на выдохе поочередно втягивая бандхи(как волна)снизу вверх,а расслабление (легкое отпускание бандх)сверху вниз,далее выполняется вдох

Польза.

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Чтобы осознать внутренне тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации.

Дришти – это средство предназначеннше для того, чтобы не отвлекаясь на внешний мир, сосредоточится на своей практике. Другими словами дришти – это средство предназначенное сбалансировать нашу внешнюю и внутренюю практики.

Дришти

Дришти или направление внимания, концентрация на определенной точке, помогает не отвлекаться, сохранять концентрацию. Это способствует прогрессу в практике и приближает практикующего к состоянию Дхараны. Для фиксации дришти не всегда нужно направлять взгляд в точку дришти, достаточно изнутри направить туда внимание, визуализировать поток энергии через нее.

В Аштанга-виньяса йоге используются следующие дришти:

Насагра – кончик носа

Бхру-мадхья – точка межбровья, проекция Аджня чакры на лоб(третий глаз)

Наби-чакра – пупок

Хастагра – пальцы рук, рука

Падхайорагра – большие пальцы ног

Паршва – (вбок, сторона) далеко вправо, далеко влево

Ангушта-мадхья – на ладони (большие пальцы рук)

Урдхва (Антара) – вверх, в небо

БИЛЕТ № 13.

1. Принципы работы с группой и в проведении индивидуальных занятий.

2. Пратьяхара: определение и особенности. Перечислите несколько известных Вам техник медитации.

3. Физиология: учет индивидуальных особенностей каждого при занятиях в группах.

Вопрос 1. Инструктор как ролевая модель

1. Определение понятия обучения, ролевой модели

2. Задачи инструктора

3. Качества эффективного инструктора

4. Способы мотивации группы

1. Определение понятия обучения, ролевой модели

Обучение - процесс формирования ЗУН (знаний, умений, навыков)

Обучение в классе йоге – формирования устойчивых двигательных навыков, баланса,

Усиление деятельности проприоцепторов, усиление/подавление деятельности нервной системы в зависимости от задач класса.

Ролевая модель – набор профессиональных, личностных и поведенческих качеств инструктора, которые передаются обучающимся при условии наличия авторитета у инструктора в группе.

Этот означает, что способ мышления инструктора, степень и глубина его знаний в области йоги и аюрведы, поведение и манеры могут проявиться в мышлении и поведения обучающихся, а так же в случаях, если обучающийся в последствие стал инструктором.

Вывод:

Инструктору, помимо собственной физической подготовки и ежедневной практики в области йоги, необходимо работать над своими личностными качествами и развивать правильную коммуникацию с группой, создавать особую атмосферу занятий в группе,а так же отслеживать собственные проявления личности в процессе преподавания.

2. Задачи инструктора

Основными задачами инструктора являются:

1. Передача правильной техники выполнения асан

2. Коррекция выполнения асан обучающимися

3. Передача знаний о философии йоги, питании в йоге,правильном образе жизни в соответствии с трактатами о йоге Ведами.

4. Создание комфортной атмосферы

5. Персональное внимание к каждому из обучающихся

6. Поддержка и направление участников в их стремлении к позитивным изменениям посредством йоги и правильного образа жизни.

7. Соблюдение установленной продолжительности занятия

8. Обеспечение технической оснащенности зала (наличие оборудования, проветривание и подготовка зала перед занятием)

9. Обеспечение безопасного выполнения асан и профилактика травматизма

10. отказ от использования благовоний, свечей и иного антуража без предварительной готовности группы.

Важно, что любое знание, которое мы передаем, обязательно должно являться личным опытом инструктора.

3. Качества эффективного инструктора

Для того, чтобы люди получали пользу от проводимых занятий, важно, чтобы инструктор стремился к развитию таких качеств и умений как:

● отсутствие эгоизма/эгоцентризма

● принятие людей

● открытость

● отсутствие страха перед аудиторией

● правильная позитивная речь

● вера в успех занимающихся

● внимательность

● пунктуальность и дисциплинированность

● баланс экстравертированности и итровертированности

● отсутствие доминирующего материального интереса

● глубокие знания в области йоги

● стремление к постоянному развитию и получению новых знаний (Патанджали – 4.Свадхиайя - самообразование или познание своей души)

4. Способы мотивации группы

Мотивация – это работа в группе/индивидуально с готовностью и желанием, а так же с осознанием конечного результата занятия.

Для понимания истинных мотивов занимающихся инструктор должен перед началом занятий выяснить у обучающегося в приватной беседе цель его занятий и результат, к которому стремиться обучающийся.

К демотивации (отсутствию мотивации) приводит не понимание инструктором истинных мотивов обучающегося, либо невозможность удовлетворить запросы группы.

Поэтому важно четко понимать, что вы можете дать группе и что – нет.

Если занимающийся заявил цель, не соответствующую целям занятия, перенаправьте его к Вашему коллеге, цели занятия которого совпадают с желаниями обучающегося.

В проведении занятий важно самому быть мотивированным и тогда Вы передадите свое настроение группе.

Важное правило: если Вы болеете или не в духе, занятия проводить запрещено.

Как мы можем использовать Йогу, чтобы выжить во внешнем мире?Перед попыткой понять, как применять Йогу коммерчески, мы должны понять ограничения или ситуации, с которыми Йога сталкивается сегодня, как различные люди используют потребность использовать Йогу в обществе, и какой может быть в этом ваша роль. Йога стала горячим словом, особенно за прошлые два или три года в Индии. Сегодня люди идут на уроки Йоги тысячами. Но они не знают, что такое Йога в действительности. Они не знают, почему они занимаются той или иной асаной или пранаямой. Они, кажется, делают это просто для физического развития, как способ иметь дело с ограничениями, в которые социальная жизнь поместила их.
Кто эти люди, занимающиеся Йогой?

Они — нормальные люди этого общества — из различных отраслей, профессий, социального статуса, экономических групп, традиций и религий. Каково их положение в жизни? Они борются на двух фронтах: физическом и экономическом. Слово 'физическое' здесь означает границы, в которые общество поместило человеческое тело. Каково соотношение между движением и малой подвижностью в течение рабочего дня для среднего человека? Являетесь ли вы неподвижными большую часть времени в автомобиле, сидящими на стуле в офисе, или бездельничающими в гостиной комнате дома. Фактически в движении проводится минимальное время. Дома вы двигаетесь от одной комнаты до другой, или, если есть сад, возможно, делаете десять шагов наружу, чтобы выбрать цветы или полить некоторые растения, или, возможно, полчаса ходите для удовольствия утром или вечером. Те, кто чувствует потребность тренироваться больше, идут в гимнастические залы, потеют немного, и возвращаются домой.

Это состояние не является соответствующим потребностям физического тела, потому что здоровье тела зависит от движений и правильных упражнений. От движения на сто процентов мы свели жизнь приблизительно к пяти процентам. Жизнь в больших городах стала легкой, и чтобы добраться куда-либо, нужны очень небольшие физические усилия. В результате, такое состояние долгое время фиксировалось в физическом теле, стало привычным и создало генетические изменения. Последующие поколения становятся более слабыми и поэтому испытывают болезни и неустойчивость, которая затем создает физическое ухудшение.

Второй фронт, на котором средний человек продолжает бороться, является финансовым. Мир вращается сегодня вокруг денег, и вы должны быть уверены, что имеете достаточный доход, чтобы реализовать все потребности свои и членов вашей семьи. Эта гонка ведет к психологическому напряжению, умственной и эмоциональной слабости.

Сейчас эти люди приходят в Йогу не для духовного просвещения, а в поисках физического и умственного здоровья. Они не обеспокоены своим творческим потенциалом, изменением своей индивидуальности или ценностей. Они хотят только иметь пригодное тело и немного лучший ум. Это — все. Так как они не приходят для реальной цели Йоги, нет никакой потребности проповедовать им йогическую философию, и преподаватель Йоги должен признать это. Без этого понимания вы — не преподаватель Йоги, независимо от того, сколько степеней и удостоверений вы приобрели.

Из-за растущей привлекательности Йоги, много людей рассматривают ее как средство к существованию. Это — повальное помешательство и много преподавателей Йоги не обеспокоены тем, преподают ли они эту систему правильно; они заинтересованы только в финансовой прибыли. Это — опасная тенденция. Со временем возникнет ситуация, когда отрицательные результаты такого обучения Йоги будут очевидны, и наступит понижение спроса на Йогу.

Если вы хотите стать настоящим преподавателем Йоги, ваша ответственность состоит в том, чтобы работать и нести правильные подход, понимание и практику людям. Многие преподаватели Йоги сегодня преподают толчковую и напрягающую Йогу, а не стхирам (устойчивую) и сукхам (комфортную) Йогу. Они разработали и преподают такие виды, как силовая йога, кинетическая йога и так далее, но они не имеют понимания йогической системы, уже не говоря о йогической традиции. Так, если вы хотите работать в качестве преподавателя Йоги, первое обязательство, которое вы должны принять — вы должны быть искренним в своем отношении к Йоге. Иначе вы можете преподавать, но вы не будете ни представителем Йоги, ни кого-то, кто понимает Йогу. Как преподаватель Йоги, вы должны жить Йогой. Жить каждый ваш день с йогическим отношением, и быть свидетелем, наблюдателем, drashta, себя самого.

Другой фактор, который должен бять понят — это то, что в сегодняшнем обществе силу имеет организация, а индивидуум — нет. Организация может развиться, если она имеет надлежащие руководящие принципы, цели и стремления. Так, если вы можете связать себя с организацией или создать ее, вы должны сделать это. Не мечтайте о слишком большом, иначе вы утонете в своих фантазиях, и потеряете даже те возможности, которые имели. Если вы хотите быть йогом, помните этот пункт: не пропустите возможности, существующие в настоящем. Может случиться так, что мы планируем что-то, хотим сделать много вещей, но оказываемся настолько унесенными нашими небольшими достижениями или проблемами, что в результате цель становится средством, и средства становятся концом. Если вы — часть организации или развиваете вашу собственную организацию, вы должны также обучиться административным навыкам.

Другой пункт, который надо помнить: не попадите в ловушку почестей, которые вы получаете. Вы можете задаться вопрос, что делать, когда люди смотрят на вас как на духовного, просветленного, великого человека, тогда как вы — только студент Йоги. Помните, что в этом случае вы идентифицируетесь с вашим эго. Ответьте себе: если кто-то хвалит вас, будете ли вы верить в это, или говорить: «Я знаю, каков я, не ваше мнение является важным для меня, а мое понимания себя самого». Если вы думаете, что вы достаточно духовны для практики Йоги, но радуетесь похвале или огорчаетесь от оскорблений, где то равновесие, которое должно было наступить, как результат вашей практики? Поэтому вы должны принять меры против ситуаций, слов и мыслей, которые нарушают мир вашего ума.

Преподаватели Йоги должны также знать анатомию и физиологию, и иметь некоторые знания по психологии.

Они должны знать пратьяхару, дхарану и дхияну. Они должны иметь способность отличать, например, амбицию от самскары (бессознательные впечатления. Происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Дословно означает «сумма сделанного делателем». Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее («родимые пятна прошлого»), проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния. Место хранения кармы). — чтобы оглянуться назад в цепи событий и прийти к выводу. Они должны иметь знание свабхавы, или индивидуальной природы, Хатха Йоги, Раджа Йоги, Карма Йоги и Бхакти Йоги. Этого более чем достаточно. Вы не должны знать Крийя Йогу и Кундалини Йогу. Девяносто процентов социальных требований может быть выполнено со знанием физиологии, анатомии, психологии, Хатха Йоги, Раджа Йоги, Карма Йоги, Дхияна Йоги и Бхакти Йоги. — Ганга Даршан, Май 2005

Как мы должны справляться с нашей собственной негативностью при обучении?

Первое, что вы должны помнить, это то, что вы — не учитель. Когда вы думаете о себе самом, как об учителе, эта мысль блокирует возможность учиться. Студент никогда не будет блокировать возможность учиться. Вместо того, чтобы рассматривать себя как учителя, станьте более скромным студентом. Скромный студент в конечном счете становится истинным преподавателем, потому что он не закрывает для себя дверь обучения.

Когда вы учите Йоге, вы преподаете асаны, пранаяму, шаткарму, медитацию и т.д. Есть разъяснения о применении методов, а в конце курса происходит выдача участникам свидетельств или дипломов. Это современная форма обучения Йоге, но в этом случае речь идет только об обучении в классной комнате. Не дается никаких инструкций о том, как стать настоящим преподавателем. Обучение Йоге не ограничивается физическими или умственными методами. Отличное выполнение асан не указывает на хорошее качество преподавания. Навыки общения — также не критерий хорошего преподавателя. Чтение книг по Йоге и рассуждения о них — не признак хорошего преподавателя. Людей не учат, как стать хорошими преподавателями.

Каковы требования к преподавателю Йоги? Пока мы обучаем только асанам, пранаяме, работе тела, работе костей, работе мускулов и работе энергий, мы соответствуем нашим телам, нашим движениям, нашему дыханию, но мы не управляем нашим умом. Мы управляем телом, но не умом. Мы гарантируем, что тело правильно выполняет асаны, но ум свободен блуждать, независимо от того, что именно требуется думать.

Наряду с обучением асанам и пранаяме, преподавателям нужно дать определенную садхану (средство для достижения чего-то, Целями садханы могут быть достижение духовного просветления, чистая любовь к Богу), чтобы улучшить их способность учиться и справляться со своим собственным умственным материалом. Как правило, каждый преподаватель должен вести дневник, в котором он должен потрудиться, чтобы понять и применить на практике принципы Йоги, чтобы построить свою жизнь на этих принципах, а не только заниматься методами Йоги. Выберите один принцип Йоги и работайте с ним в течение месяца, так, чтобы это стало вашей садханой, как преподавателя. В следующем месяце выберите другой принцип и работайте с ним также в течение месяца, а затем продолжайте работать таким способом с остальными принципами.

Каковы эти принципы? Много преподавателей Йоги не задумывались, каковы их силы, слабости, амбиции и потребности. Поэтому преподаватели Йоги должны заниматься садханой регулярно. Так же, как вы готовитесь к вашим занятиям, перелистывая страницы книги и делая заметки, так же, как вы готовитесь к публичной лекции — таким же образом вы должны быть в состоянии, глядя в дневник, признавать то, чем вы являетесь и где вы находитесь, что в этот момент выдвигается в вашей жизни на передний план. Какая сила выступила на первый план, какая слабость выступает на первый план, что является внешним, что является внутренним, что является самскарой, что является желанием. Таким способом преподаватели должны контролировать свои собственные умственные состояния.

Наряду с этим, преподаватель должен сделать так, чтобы находиться перед занятием в позитивном настроении. Как этого добиться?Не так, чтобы, прибежав домой с работы, быстро переодеться и бежать на занятия в класс Йоги со всем грузом напряжений вашей работы, и там учить студентов расслабляться, в то время как ваш собственный ум находится в напряжении. Перед проведением урока Йоги преподаватель должен быть уверен, что находятся в правильном умственном состоянии, чтобы дать урок, и для этого должен сделать хотя бы десятиминутную медитацию. С помощью этих десяти минут медитации он должен идентифицироваться с принципами Йоги и сам стать теми принципами.

Свами Шивананда дал очень ясные признаки йогических принципов, которые нужно внести в свою жизнь. Они известны как Восемнадцать ИТИ: ясность, регулярность, отсутствие тщеславия, искренность, простота, правдивость, хладнокровие, неподвижность, нераздражительность, адаптируемость, смирение, упорство, честность, благородство, великодушие, милосердие, щедрость и чистота. Как преподаватель, в течение одного месяца практикуйте ясность по десять минут перед вашим уроком, а затем давайте урок, утверждая это состояние ясности. Как преподаватель Йоги, в течение одного месяца занимайтесь отсутствием тщеславия. Сначала наблюдайте ваше тщеславие, затем пробуйте управлять вашими реакциями, вашим эго, вашей гордостью, и давайте урок, наблюдая себя, так же как студентов.

Поэтому преподаватели Йоги должны стать более скромными, чем студенты, потому что, наряду с преподаванием в классе, они должны учиться управлять собой. Когда мы имеем собираемся стать преподавателем, мы отождествляемся с эго. Когда есть идентификация с эго, тогда невозможно соединение с йогическими принципами. Давать людям информацию, как заниматься Йогой или как преподавать Йогу — не является реальным критерием преподавателя Йоги. Чтобы превосходить других, как преподаватель Йоги, вы должны отождествиться с принципами Йоги, а не с методами. Учите людей методам Йоги, но для себя занимайтесь принципами Йоги (яма и нияма) Только обучая себя тому, как управлять своей умственной неустойчивостью и негативностью, вы можете стать хорошим преподавателем Йоги.

Какие качества делают настоящего преподавателя Йоги?

Вы найдете ответ в книге «Чайка Джонатан Ливингстон». Джонатан Ливингстон был дерзкой молодой чайкой, он хотел узнать, как научиться летать очень быстро. Он испытал и успех, и неудачу в жизни, но в конечном счете стал мастером. В конце, когда молодые чайки прилетели к нему, чтобы узнать, как летать, он просто сказал им: «Давайте начнем с азов.» Человек, который может сказать: «Давайте начнем с основ», является истинным преподавателем Йоги. Но человек, который старается выполнять ожидания студентов, забывая основы — не преподаватель Йоги. Каждая система имеет дисциплину. Когда вы начинаете изучать математику, вы не взлетаете сразу к высшей математике или высшей алгебре, вы начинаете с простого сложения и вычитания. Именно так и должен начинать преподаватель Йоги, независимо от того, что люди думают.

Преподаватель Йоги должен иметь план и придерживаться его. Он не должен изменять план согласно желанию студентов. Мы склонны прислушиваться к различным мнениям, потому что мы думаем, что, если не дадим то, что студенты хотят или ожидают, они уйдут к другому преподавателю, а мы потеряем доход. Эта мысль создает боязнь в уме преподавателя, и тогда трудно преподавать Йогу должным образом. Обучение Йоге не должно быть изменено, ограничено или сужено, с учетом тех или иных студентов, которые приходят на занятия. Вы должны иметь план и следовать за ним. В вашем плане всегда начинайте с основ, будьте простым преподавателем Йоги. В процессе изучения вы должны осваивать различные методы и их детали, но когда вы преподаете, всегда начинайте с основ. Когда вы овладеваете более сложными техниками, вы, как преподаватель, начинаете задирать голову. Итак, простота инструкции, простота практики и простота в руководстве студентами должна стать признаком преподавателя Йоги. Не следует также показывать или доказывать, что вы знаете больше, чем другие преподаватели.

Вопрос 2. Пратьяхара и Дхарана. Определения. Методы контроля и управления вниманием.

Пратьяхара – это пятая ступень последовательной восьмиступенчатой системы, следующая непосредственно за Асанами и Пранаямой, предписыающая контроль над чувствами. С нее начинается Раджа-йога.

Праведник и великий мудрец Патанджали так разъяснял значение этой практики в «Йога Сутрах»: «При отсутствии связи со своими объектами, органы чувств следуют внутренней форме сознания – это Пратьяхара».

Пратьяхара переводится с санскрита как: уклонение, отвлечение, собирание в себя. Смысл практики Пратьяхары заключается в перефокусировке внимания практикующего с внешних объектов на объекты внутренние, в глубоком и всестороннем сосредоточении на них.

Пратьяхара - это отвлечение ума от объектов восприятия

Важно помнить, что контролю должны подчиняться и эмоции, ибо они – есть реакции на внешние и внутренние события, происходящие с человеком. Практически невозможно контролировать индрии (органы познания и органы чувств), не подчиняя уму эмоции.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...