Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натуралистическая школа культурологии



Главной чертой натуралистической школы в культурологии является стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Эта школа объединяет прежде всего психологов, медиков и биологов, пытающихся объяснить культуру, основываясь на психобиологической природе человека. Наиболее видными представителями этой школы являются: З. Фрейд, К. Юнг, Б.К. Малиновский.

Работы австрийского психолога, психиатра и философа Зигмунда Фрейда (1856-1939) внесли огромный вклад в развитие современной культурологии. Его психоаналитическая концепция человека, возникнув, как теория объяснения и лечения неврозов, превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Фрейд впервые открывает бессознательное начало как самостоятельное, независимое от сознания человека, безличное начало человеческой души.

Ядро фрейдовского метода, получившего название – психоанализ, составляет представление о вечной «тайной войне» между бессознательными психическими силами человека и необходимостью соблюдения общепринятых правил и норм поведения.

Фрейд выделяет в психике человека три начала – «Я», «Оно» и «Сверх-Я». «Я» - это сама личность человека на психическом его уровне.

«Оно» имеет природное, биологическое происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека, которые Фрейд сводит к двум главным желаниям – стремлению продолжить человеческий род («Эрос» или сексуальное желание) и стремлению прекратить его («Танатос» или стремление к собственной смерти).

«Оно» требует от человека немедленного удовлетворения своих влечений, однако наличие у человека личностного «Я» регулирует действия человека в целях его самосохранения, помогает ему приспособиться к объективным условиям жизни.

Культура, по Фрейду, не может прямо победить «Оно», но она предлагает человеку использовать метод сублимации, т.е. использовать сексуально-биологическую энергию не по прямому назначению, а в целях разума и культуры. Сублимируясь, примитивные влечения «Оно» приобретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу.

Чтобы овладеть энергией «Оно», культура должна проникнуть в сферу бессознательного, стать особой бессознательной установкой. Эту установку Фрейд называет «Сверх-Я». Она формируется у человека, прежде всего, в процессе воспитания, а также в ходе дальнейшей культурной идентификации.

Таким образом, культура делает жизнь человека более безопасной, налагая запреты на его подсознательные инстинкты. Однако постоянное подавление этих инстинктов приводит к нарушению психического состояния человека, который находится в конфликте и разрывается между собственными бессознательными влечениями и культурными нормами. Поэтому, с точки зрения Фрейда, отношение между человеком и культурой носит ярко выраженный враждебный характер, поскольку человек испытывает чувство ненависти к культуре, которая ограничивает его влечения.

Фрейд явно биологизировал бессознательное, которое было сведено им к чисто природным влечениям. Акцентировав внимание на бессознательном, Фрейд утверждает, что современная культура глубоко невротична, и любой человек, ставший субъектом этой культуры, превращается в невротика.

Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1876 – 1961), долгое время был учеником Фрейда, однако позже стал его научным противником.

Юнг открыл, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует более глубокий слой – коллективное бессознательное. Ему удалось доказать, что мозг человека хотя и функционирует современным образом, несет в себе следы архаического разума. Коллективное бессознательное – это отражение совокупного психического опыта предыдущих поколений, запечатлевшееся в структурах человеческого мозга. Глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с трудом поддающиеся изменению, получили в культурологии название архетипов. Характерной чертой культурных архетипов является их неосознанность и устойчивость.
Архетипы – это совокупность психологических, поведенческих установок индивида или общества, это - мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания.

В качестве базисных архетипов Юнг выделяет «тень», «персона», «самость», «мудрец», «священное» и др. Архетипы реализуются в общечеловеческой символике, в сновидениях, воплощаются в мифах, фольклоре, литературе и т.д.

В отличие от Фрейда, Юнг был уверен, что человеческое бессознательное может жить в согласии с культурой, нужно только, по словам Юнга, «приручить демонов души», то есть способствовать реализации человеческих архетипов в культуре (через символы религии, искусства и т.д.). В условиях символической нищеты европейской культуры ХХ века архетипы коллективного бессознательного не находят своего выражения, что может грозить обществу массовыми психическими эпидемиями (например, Гражданская война в России).

К натуралистической школе примыкает т.н. функциональная теория культуры,создателем которой является Б.К. Малиновский. С его точки зрения, культура первоначально зародилась как "ответ" на биологические потребности человека в еде, жилище, продолжении рода и т.д. Основными постулатами функционализма являются следующие идеи:

- каждая культура - целостность (как следствие функционального единства общества;

- каждое общество, тип цивилизации, обычай, обряд выполняют определенную функцию, жизненно важную для культуры;

- каждый элемент культуры является незаменимым для сохранения ее целостности.

Современная цивилизация является, по Б.К. Малиновскому, сложным сочетанием социальных институтов, т.е. исторически сложившихся форм регулирования общественной жизни, каждая из которых удовлетворяет различные потребности людей. Одна из основных задач культуры заключается в развитии и передачи потомкам вторичных потребностей людей (собственно духовных). Основным условием существование цивилизации Малиновский видел в гармонии социальных институтов.

Также, близко к натуралистической школе примыкает т.н. "теория инстинктивных основ человеческой культуры", создателями которой были К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...