Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характерные черты католического учения о спасении



- Накопительный принцип. Каждый поступок, совершённый человеком, либо ставится ему в заслугу, либо порицается. Жизнь, таким образом, есть установление баланса добрых и грешных дел. Спасение обретается «постепенным накоплением отдельных достойных деяний» [9, с. 152].

- Разрыв между минимальными и максимальными требованиями, предъявляемыми к разным категориям верующим: максимальными – для монахов, минимальными – для мирян. Монахи, выступающие в роли своеобразной «духовной аристократии», обязаны вести аскетический[51] образ жизни, в то время как к мирянам, то есть к большинству, предъявляются существенно более мягкие требования. Религиозная жизнь «среднего» католика не подчинена системе: чередование благочестивого и греховного поведения, совершение богоугодных дел «время от времени» признаётся нормой.

- Церковные таинства как гарант спасения. Вебер трактует последние как магические приёмы особого рода, призванные преодолеть несовершенство человеческой природы.

Протестанты подвергли традиционное учение о спасении пересмотру, сделав его фундаментом догмат о божественном предопределении и избранничестве. По Веберу, новое учение о спасении радикально изменило отношение протестантов к жизни и способствовало выработке принципиально нового типа личности. Ещё до сотворения мира всемогущий Бог предопределил одних людей к вечному спасению, других – к вечному проклятию. Ничто – ни добрые дела, ни церковные таинства – не может гарантировать спасения. Единственное, что остаётся индивиду – верить в собственное избранничество и искать его подтверждение в повседневной жизни. Здесь мы наблюдаем изменение отношения к человеческим делам. Они не могут служить средством к спасению, но они необходимы как знак избранничества. Критерием становится успех: если действия, совершаемые во славу Божью, приносят плоды, они рассматриваются как свидетельство спасения. В результате вся жизнь протестанта протекает под знаком самоконтроля, «который постоянно ставит верующего перед альтернативой: избран или отвергнут?» [Там же]. Святость возводится в систему: каждое действие ставится под контроль ради обретения уверенности в спасении.

Если у католиков упорядоченная религиозная жизнь была атрибутом исключительно духовной элиты, «профессионалов религии», то в протестантской среде процесс систематизации праведности затронул буквально каждого. (Напомним, что в протестантской версии христианства отсутствует сам институт монашества. Более того, большинство течений протестантизма не знает духовенства в традиционном понимании.) Речь идёт о так называемой «мирской аскезе». Здесь каждый мирянин должен быть аскетом на протяжении всей своей жизни. При этом протестанты пересмотрели само содержание богоугодной деятельности. На место монашеским духовным подвигам приходит деятельность в миру, прежде всего, в рамках своей профессии. Высвободившаяся энергия переносится в труд, который становится главным средством прославления Бога. «…Те глубокие и страстные натуры, которые до той поры становились лучшими представителями монашества, теперь вынуждены были осуществлять аскетические идеалы в рамках своей мирской профессии. <…> Духовную аристократию монахов вне мира и над ним вытеснила духовная аристократия святых в миру, от века предопределённая Богом к спасению…» [9, с. 157].

Согласно Веберу, пересмотрев христианское учение о спасении, вожди Реформации подготовили почву для капиталистической экономики. Протестантизм рационализировал поведение и упорядочил жизнь, сделал добродетелями упорство и трудолюбие, бережливость и самоограничение, сориентировал людей на успех, воспитал преданность делу и профессиональному долгу. Здесь мы имеем дело с парадоксом: стремление к мирским благам не было целью Реформации, но стало её следствием, непредвиденным и нежелательным для самих протестантов. Протестантизм (помимо воли своих приверженцев!) создал психологические стимулы для предпринимательской активности.

Контрольные вопросы

1. Какой смысл Вебер вкладывает в категорию «идеальный тип»?

2. Охарактеризуйте «понимание» как метод.

3. Каким критериям должно отвечать социальное действие?

4. Какие типы социального действия выделяет Вебер?

5. Как Вебер трактует легитимность?

6. Какие типы господства выделяет Вебер?

7. Как соотносятся материальная и формальная рациональность?

8. Раскройте смысл выражения «расколдование мира».

9. Какой протестантский догмат, согласно Веберу, явился мировоззренческим фундаментом капиталистической этики?

Использованная литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Издат. группа «Прогресс» – «Политика», 1992.

2. Аттали Ж. Карл Маркс. – М.: Молодая гвардия, 2013.

3. Баллаев А.Б. Читая Маркса. – М.: Праксис, 2004.

4. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М.: РОССПЭН, 1998.

5. Бёрк Э. Правление, политика и общество. – М.: Канон-пресс, Кучково поле, 2001.

6. Вебер М. Город / Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

7. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

8. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

10. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

11. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира / Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

12. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

13. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Политиздат, 1991.

14. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Аспект Пресс, 1996.

15. Гаспарян Д.Э. История социальной философии: Курс лекций. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012.

16. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: КДУ, 2008.

17. Дюркгейм Э. Метод социологии / Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990.

18. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990.

19. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994.

20. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: Тотемическая система в Австралии. Введение // [Электронный ресурс.] – Режим доступа: httpHYPERLINK "http://larevolution.ru/books/Condorset-0.html"://HYPERLINK "http://larevolution.ru/books/Condorset-0.html" www.sbiblio HYPERLINK "http://larevolution.ru/books/Condorset-0.html"/HYPERLINK "http://larevolution.ru/books/Condorset-0.html"biblioHYPERLINK "http://larevolution.ru/books/Condorset-0.html"/durkgeym_elementarnieHYPERLINK "http://larevolution.ru/books/Condorset-0.html"ddв. Дата обращения: 30.10.13.

21. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии // Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996.

22. Журавлёв Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

23. Зомбарт В. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

24. История буржуазной социологии XIX – начала XX века / Отв. ред. И.С. Кон. – М.: Наука, 1979.

25. История социологии в Западной Европе и США / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, Инфра-М, 2001.

26. История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии / Отв. ред.: Девятко И.Ф., Ковалёва М.С., Фомина В.Н. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010.

27. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников её первого кризиса / Отв. ред.: Девятко И.Ф., Ковалёва М.С., Фомина В.Н. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010.

28. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. – М.: Либроком, 2012.

29. Конт О. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики / Сен-Симон А. Катехизис промышленников. Конт О. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики. – М.: Либроком, 2011.

30. Конт О. Общий обзор позитивизма. – М.: Либроком, 2012.

31. Лебон Г. Психология толп / Психология толп. – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998.

32. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия (критика социологии М. Вебера). – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988.

33. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

34. Мальтус Т.Р. Опыт закона о народонаселении. – М.: Издание К.Т. Солдатёнкова, 1895.

35. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. – М.: Политиздат, 1979.

36. Маркс К. Капитал. Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / Сост. Ю. Борхардт. – М.: Либроком, 2012.

37. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. – М.: Политиздат, 1979.

38. Маркс К. Немецкая идеология / Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010.

39. Маркс К. Нищета философии / Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010.

40. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010.

41. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. В 2 ч. – М.: Политиздат, 1968.

42. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010.

43. Мегилл А. Карл Маркс. Бремя разума. – М.: Канон+, 2011.

44. Местр Ж. Сочинения: Четыре неизданные главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. – СПб.: Владимир Даль, 2007.

45. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Академический Проект, 2011.

46. Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки / Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.

47. Ойзерман Т.И. Возникновение марксизма. – М.: Канон+, 2011.

48. Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето. Политический аспект. – СПб.: Алетейя, 2004.

49. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. – СПб.: Алетейя, 2001.

50. Парето В. Компендиум по общей социологии. – М.: Гос. ун-т – Высшая школа экономики, 2008.

51. Парето В. Трансформация демократии. – М.: Территория будущего, 2013.

52. Рахманов А.Б. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса и её антиномии. – М.: Либроком, 2012.

53. Рахманов А.Б. Социальная философия Макса Вебера. Метаморфозы и кризисы. – М.: Красанд, 2012.

54. Сен-Симон А. Катехизис промышленников / Сен-Симон А. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

55. Сен-Симон А. Новое христианство / Сен-Симон А. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

56. Сен-Симон А. О промышленной системе / Сен-Симон А. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

57. Спенсер Г. Личность и государство. – Челябинск: Социум, 2007.

58. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Мн.: Современный литератор, 1999.

59. Спенсер Г. Синтетическая философия. – К.: Ника-Центр, 1997.

60. Тард Г. Законы подражания. – М.: Академический Проект, 2011.

61. Тард Г. Мнение и толпа / Психология толп. – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998.

62. Тард Г. Преступник и преступление / Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. – М.: ИНФРА-М, 2004.

63. Тард Г. Преступления толпы / Тард Г. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. – М.: ИНФРА-М, 2004.

64. Тард Г. Происхождение семьи и собственности. – М.: ЛКИ, 2007.

65. Тард Г. Сравнительная преступность / Тард Г. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. – М.: ИНФРА-М, 2004.

66. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. – СПб.: Владимир Даль, 2002.

67. Филиппов А.Ф. Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тённиса / Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. – СПб.: Владимир Даль, 2002.

68. Фромм Э. Концепция человека у Карла Маркса. Избранные главы / Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010.

69. Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом / Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом. Дзен-буддизм и психоанализ. – М.: АСТ, 2010.

70. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир / Фурье Ш. Избранные сочинения в 3 т. Т. 2. – М.: Соцэкгиз, 1939.

71. Хайлбронер Р.Л. Философы от мира сего. – М.: Астрель, CORPUS, 2011.

72. Хобсбаум Э. Век революции. Европа. 1789-1848. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

73. Чеснокова В.Ф. Язык социологии. – М.: ОГИ, 2010.


[1] Нувориш (от франц. nouveau riche, новый богач) – богач-выскочка; представитель низкого сословия, быстро разбогатевший и пробившийся в высшие слои общества. Появление этого понятия связано с эпохой буржуазных революций. Противопоставляется «старым богачам», имевшим помимо высокого достатка ещё и аристократическое происхождение.

[2] Лионские восстания 1831 и 1834 годов – вооружённые выступления, вызванные тяжёлым положением рабочих шёлкоткацких предприятий Лиона. Считаются первым самостоятельным вооружённым выступлением французского пролетариата. Луддиты – участники стихийных выступлений в Англии начала XIX века, направленных против применения машин в ходе промышленного переворота. Названы по имени легендарного подмастерья Неда Лудда, который якобы разрушил первый станок. Чартисты – первое массовое, политически оформленное рабочее движение в Англии (1830-50-е годы).

[3] Тюрго Анн Робер (1727-81) – французский государственный деятель, экономист и философ.

[4] Кондорсе Жан Антуан (1743-94) – французский политический деятель, математик и философ.

[5] Бюффон Жорж Луи (1707-88) – французский естествоиспытатель.

[6] Ламарк Жан Батист (1744-1829) – французский естествоиспытатель.

[7] Дарвин Эразм (1731-1802) – английский врач и естествоиспытатель. Дед Ч. Дарвина.

[8] Дарвин Чарльз (1809-82) – английский естествоиспытатель.

[9] Смит Адам (1723-90) – шотландский экономист и философ.

[10] Гизо Франсуа (1787-1874) – французский историк и политический деятель.

[11] Минье Огюст (1796-1884) – французский историк.

[12] Тьерри Огюстен (1795-1856) – французский историк.

[13] Тьер Адольф (1797-1877) – французский историк и политический деятель.

[14] Петти Уильям (1623-87) – английский экономист.

[15] Граунт Джон (1620-74) – английский экономист.

[16] Ахенвалль Готфрид (1719-72) – немецкий философ и экономист.

[17] Мальтус Томас (1766-1834) – английский экономист.

[18] Бентам Иеремия (1748-1832) – английский юрист и философ.

[19] Бёрк Эдмунд (1729-97) – английский политический деятель, публицист и философ.

[20] Бональд Луи де (1754-1840) – французский политический деятель, публицист и философ.

[21] Местр Жозеф де (1754-1821) – французский дипломат, публицист и философ.

[22] «Старый режим» (франц. Ancien Régime) – выражение, обозначающее социально-политическую систему во Франции XVII-XVIII веков, в период правления династии Бурбонов. Шире – любая социально-политическая система, предшествующая революции, независимо от страны и от эпохи.

[23] Сен-Симон Анри де (1760-1825) – французский философ.

[24] Фурье Шарль (1772-1837) – французский философ.

[25] Оуэн Роберт (1771-1858) – английский предприниматель и философ.

[26] Святцы – список святых, почитаемых Церковью, составленный в календарном порядке.

[27] Первоначально Конт назвал новую науку об обществе «социальной физикой», и лишь впоследствии (в 1839 году) переименовал её в «социологию». В первом варианте названия гораздо отчётливее проступает мировоззренческая и методологическая специфика контовского позитивизма – установка на построение социально-гуманитарного знания по образу и подобию естественных наук.

[28] Теология (от греч. theós – бог и lógos – слово) – богословие.

[29] Метафизика (от греч. metá tá phisiká – после физики) – учение о сверхчувственных (недоступных чувственному опыту) принципах бытия. В европейской интеллектуальной традиции используется как синоним философии.

[30] «Младогегельянцы» (левогегельянцы) – радикальное крыло гегелевской философской школы. В отличие от правогегельянцев отрицали религиозные мотивы учения Гегеля и подчёркивали решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому «мировому духу»).

[31] Мы сознательно оставляем за скобками вопрос о своеобразии той версии марксизма, которая принадлежит Фридриху Энгельсу.

[32] Союз коммунистов – леворадикальная организация, созданная в 1847 году в Лондоне. Просуществовала до 1852 года. Предтеча социалистических и коммунистических партий.

[33] I Интернационал (официальное название – Международное товарищество трудящихся) – первая массовая международная организация рабочего класса, учреждённая в 1864 году в Лондоне. Просуществовала до 1872 года.

[34] Агностицизм (от греч. ágnōstos – недоступный познанию) – учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость абсолютной истины.

[35] В русскоязычной литературе укоренилась практика перевода «сакрального» как «священного». Тем самым совершается существенное искажение смысла, так как исходное латинское слово sacer может быть переведено и как «священное» («божественное», «возвышенное»), и как «отталкивающее», «низменное». В последнее время это понятие всё чаще (и совершенно справедливо) оставляют без перевода.

[36] Имеется в виду зарождение ислама и создание в результате завоеваний Халифата – теократического мусульманского государства (VII-IX века).

[37] Имеются в виду войны, которые вела революционная Франция с контрреволюционными коалициями европейских государств в 1792-1802 годах.

[38] Людовик XIV (1638-1715) – французский король с 1643 года, из династии Бурбонов.

[39] Марат Жан Поль (1743-93) – французский политический деятель и публицист. Один из вождей якобинцев.

[40] Демулен Камиль (1760-94) – французский политический деятель и публицист.

[41] Спекуляция (от лат. speculatio – созерцание, наблюдение) – отвлечённое рассуждение, выведение знания при помощи рефлексии, без обращения к практике.

[42] Существует проблема адекватного перевода немецких понятий Gemeinschaft и Gesellschaft. По традиции Gemeinschaft у нас переводится как «община» или «общность». Но в этом случае утрачиваются очень важные смыслы, подтексты, которые подразумевает оригинал, такие, как душевная привязанность и теплота. Gesellschaft у нас переводят словом «общество». Но в русском языковом контексте «общество» – это совокупность социальных связей вообще, независимо от исторического контекста, в то время как немецкое Gesellschaft – это тип социальных связей, характерный исключительно для Нового времени. Аналогичные сложности возникают при переводе на английский и французский языки. В силу указанных обстоятельств и у нас, и на Западе эти понятия часто оставляют без перевода.

[43] Цех (нем. Zёсhе)– в средневековой Западной Европе объединение ремесленников одной или родственных специальностей.

[44] Гильдия (нем. Gilde) –в средневековой Западной Европе объединение купцов.

[45] Орден (от лат. ordo – ряд, порядок) – у католиков монашеское или военно-монашеское объединение.

[46] Домен (от лат. dominium – владение) – в средневековой Западной Европе часть поместья (вотчины), на которой феодал вёл собственное хозяйство.

[47] Этос (ēthos – обычай, нрав, характер) – правила поведения, жизненный уклад и стиль жизни какого-либо сообщества людей.

[48] Теодицея (от греч. theós – бог и dikē – справедливость) – религиозная доктрина, стремящаяся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, «оправдать» Бога как творца и правителя мира вопреки существованию тёмных сторон бытия.

[49] Пария – представитель касты «неприкасаемых» в Южной Индии. Иносказательно – отверженный, бесправный человек.

[50] Кальвинизм – направление протестантизма, названное по имени Жана Кальвина (1509-1564), французского богослова и реформатора церкви.

[51] Аскетизм (от греч. askētēs – упражняющийся в чём-либо) – добровольное самоограничение, целью которого является достижение свободы от потребностей и духовной сосредоточенности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...