Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические указания. Западноевропейская культура на рубеже ХIХ-ХХ веков вступила в этап, который принято называть модернизмом



Западноевропейская культура на рубеже ХIХ-ХХ веков вступила в этап, который принято называть модернизмом. При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что термином «модернизм» на Западе характеризуют всю культуру Нового времени, а в нашей литературе иногда используют для обозначения искусства начала ХХ века. В данном случае это понятие будет использоваться для характеристики западноевропейской и отечественной культуры первой половины ХХ века. На наш взгляд, это понятие очень точно определяет главную черту культуры данного этапа — стремление быть новым, современным, что в немалой степени стимулировалось доминированием науки и техники, где новизна обладает абсолютной ценностью. Именно новое лежит в основе прогресса познания и совершенствования производства. Подпитывался модернизм и с субъективной стороны, с точки зрения человеческого фактора. Психология индивидуализма, лежащая в основе европейской буржуазной культуры, тесно связана с оригинальностью, новизной вне зависимости от ценности и истинности этого нового. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что модернизм с его стремлением к новациям — это главная, но не единственная характерная черта культуры этого времени. Подумайте, что еще характерно для этого периода. Например, он тесно связан с фундаментализмом. Как показывает история культуры, модернизм в широком смысле часто был инспирирован фундаментализмом. Нагляднее всего это иллюстрирует эпоха реформации, в процессе которой Лютер возрождал исконные начала веры. То есть по духу это был акт фундаментализма, а по результату — классическим образцом модернизма в культуре. Таким образом, в жизни фундаментализм и модернизм постоянно взаимодополняют друг друга по принципу комплиментарности. Не будь в культуре неизбывной отчаянной погони за инновациями, не проступал бы фундаментализм с его директивными формами. Модернизм же черпает свои силы в противостоянии всякой ортодоксии. А в ХХ веке это противостояние модернизма стало определяющим.

С точки зрения бытийной стороны культуры, противостояние выразилось в противоречиях культуры с природой. Справедливости ради, необходимо заметить, что еще в ХVII веке выявились эти противоречия, что сразу привело западноевропейскую культуру к противопоставлению с восточной культурой. Популярные лозунги «Знание — сила», «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее — наша задача» обернулись для западной культуры в ХХ веке опасностью ее уничтожения разгневанной природой. В этом же русле строятся отношения с человеческой природой. Об этом свидетельствуют медико-биологические исследования в гитлеровских концентрационных лагерях, переделка генетических кодов, градостроительство, где дома — машины для жилья, рождение абстрактного искусства, полностью игнорирующего природу и пытающегося создать явления эстетически более совершенные, чем природные. Антагонистическими стали и взаимоотношения культуры и общества, о чем свидетельствуют социальные революции. Суть двух самых трагических экспериментов, оставленных в 1917 году в России и в 1933 году в Германии при всей их разности состоит в недемократическом способе разрешения тех противоречий, которые принесла с собой буржуазная цивилизация. Как отмечает Каган М.С., крах этих экспериментов показал, что тоталитаризм не имеет перспектив развития в условиях современной цивилизации. И в то же время была ясно продемонстрирована глубинная потребность в социальном единстве, которую капитализм отбросил, абсолютизировав индивидуальную свободу.

С точки зрения временного фактора, модернизм разрушает, отрицает классические основы предшествующей европейской культуры. В области изобразительного искусства это, например, выразилось в замене изображения реального мира беспредметным способом конструирования абстрактных цвето-пластических композиций.

В теоретическом осмыслении реального и мыслимого бытия так же произошли подвижки. Модернизм отвергает саму возможность мыслить о целом. И поэтому из конкретных знаний о частичном не складывается представление о целом. С этим связана противоречивость общественного сознания: восхищение достижениями отдельных областей науки сочетается со скептицизмом, пессимизмом. На смену оптимистическому мировоззрению Нового времени приходит декаданс, в изобразительном искусстве — сюрреализм, абсурдизм. Как отражение абсурдности человеческого бытия, модернизм изображает реальность с позиции бессознательного, демонстрируя влияние психоанализа З. Фрейда. Принципиальная новизна модернизма заключается в том, что он, сосредотачиваясь на своих внутренних ощущениях (импрессионизм), субъективном отношении к внешнему миру (экспрессионизм), отвергая данную реальность, пытается конструировать новую (кубизм), пытаясь свести ее к простым кубическим формам; уйти в беспредметность (абстракционизм) т.д.

Внутреннее состояние культуры модернизма не менее противоречиво. Для него характерно противостояние двух субкультур: элитарной, выражающей господство индивидуализма, и массовой культуры с господством стандартизированной, конформистской безликости. Подумайте, почему массовая культура возникает в ХХ веке, какие факторы обусловили ее появление? Чем отличается народная культура от массовой?

Итак, европейская модернистская культура откровенно демонстрирует свою противоречивость, что позволяет О.Шпенглеру на весь мир объявить «Закат Европы». Вместе с тем П.Сорокин более мягко определяет кризис культуры не как конечное, а как переходное состояние в развитии культуры. То есть, это — не смерть культуры вообще, а кризис определенной, исторической социокультурной суперсистемы, тогда как у Шпенглера кризис есть последняя стадия в развитии, смерть как достижение пределов роста.

В настоящее время все больше находит распространение другая точка зрения, согласно которой кризисность — это неизбывное свойство современной культуры. Поскольку современная техногенная цивилизация постоянно должна перестраиваться, и человек оказывается все время в роли догоняющего, кризис становится постоянной составляющей образа жизни людей.

А что происходило с русской культурой на рубеже веков? К концу ХIХ века отечественная культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для Запада формах, не утратив своего своеобразия. Безусловно, все проблемы европейской культуры затронули и Россию. А наши, как всегда, особые обстоятельства их только обострили.

При осмыслении второго вопроса, необходимо исходить из того постулата, что постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Уже в ХIХ веке ученик и современник Ф.Гегеля Кьеркегор выступил против притязаний разума. В это же время Ш. Бодлер, по сути, сформулировал стратегию культуры постмодерна. Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания, нормы, образцы. В XX веке. философия постмодернистских мыслителей Къеркегора, Ф.Ницше, Б.Паскаля оказалась востребованной. Их идеи привлекли внимание З.Фрейда, М.Хайдеггера, Ж.Дерриды, Ж.Ф.Лиотара. Философия постмодернизма теряет гражданство, она существует в рассеянном виде внутри стихов, фильмов и т.д.

По мнению У.Эко, принципиальное различие постмодернизма от модернизма в том, что модернизм, открещиваясь от прошлого, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста. Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда. Постмодернизм — ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить иронично, без наивности.

Постмодернизм — явление, которое первоначально появилось и теоретически оформилось в западном искусстве. Среди литератураведов термин впервые применил Ихаб Хасан в 1971 году. В статье «Еще раз постмодерн» им были выделены признаки постмодернизма. В их числе были названы фрагментарность; преобладание живописности над текстом, перформанс; на смену терминам «жанр», «граница текста» приходит «текст», «интертекст», что дает свободу, открытость текста, его полиморфизм; отказ от законодательного разума в пользу интерпретативного, неприятие категории «сущность, которая ориентирует на глубину, приводит к появлению понятия «резома»; отказ от авторитетов, канонов; утрата «я» и глубины; модерн разрушает, а постмодерн все соединяет («супермаркет стилей»); репродуцирование, игра с плагиатом, пародия и пастиж; карнавализация; неопределенность; смешение высокого и низкого; ослабление чувства истории; стирание пространственных и временных границ; коммерционализация; интеграция в повседневную жизнь. Х.Ортега и Гассет отмечает дегуманизацию постмодернизма, превращение творчества в игру, тяготение к иронии, отказ от трансцендентного. Данный перечень черт, разумеется, не конечен, он может быть продолжен. Важно понять и уметь объяснить эти положения. Попытайтесь поразмышлять по поводу идеи о том, что история искусства слагается из множества поочередно друг друга сменяющих «модернизмов» и «постмодернизмов», приведите примеры из истории культуры. Покажите наиболее яркие проявления постмодернизма в художественной культуре.

Безусловно, постмодернизм и модернизм не исчерпывают всю характеристику культуры ХХ века. Наряду с ними существует реализм, социалистический реализм, неореализм, гиперреализм, востребованы и переосмыслены стили прошлых веков и т.д. Но главным игроком на поле культуры XX в. становится наука. В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Цивилизация перешагнула из индустриальной стадии развития в постиндустриальную, в которой знания, информация стали абсолютной ценностью. Соответственно на повестку дня была поставлена задача непрерывного образования и самообразования людей. Мир вступил в этап глобализации, усиления взаимодействия и взаимозависимости государств. Вместе с глобальной экономикой появились и глобальные проблемы. Подумайте, какие именно. При этом следует иметь в виду, что глобальными принято называть те проблемы, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации. Решить их возможно только совместными усилиями всех стран и народов, и делать это надо незамедлительно. Важно понимать, что глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью, неравномерностью общественного развития, все увеличивающимся разрывом в экономическом развитии между развитыми странами и развивающимися. Истоком глобальных экологических проблем являлось западноевропейское осмысление места человека в окружающем мире, его отношения к природе, как к объекту покорения. Постиндустриальная цивилизация ставит задачу гармонизации отношений общества и природы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...