Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возрастные особенности развития музыкального восприятия в дошкольном детстве




возрастные характеристики музыкального восприятия в дошкольном детстве.

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Ребенок откликается на музыку прежде всего двигательными реакциями, ис­пытывая состояния оживления, возбуждения или покоя. С приоб­ретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может определять характер произведения. Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание.

В младших группах у детей быстрая переключаемость внимания — они не могут долго ого концентрировать на продол­жительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают не­большие, яркие по образам произведения. При этом более эмоцио­нально откликаются на вокальную музыку. Для них характерны внешние проявления чувств при слушании — удивление, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши.

В младшем дошкольном возрасте восприятие музыки основы­вается на осознании отдельных компонентов музыкальной интона­ции. Интерпретация музыки, ассоциативные связи при восприятии ограничиваются единичными, бедными, сугубо конкретными и одно­сложно называемыми образами.

У детей 45 лет уже заметна устойчивость в музыкальных переживаниях и чувствах, которые носят более дифферен­цированный характер. Они бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, часто хотят узнать, о чем рассказывает музы­ка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательно­сти.

У детей 57 лет в результате накопленного ими опыта слушания музыки, тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия музыки, «словарь эмоций») восприятие музыки рождает более раз­нообразные впечатления. Вырабатывается умение сосредоточивать­ся при слушании, улавливать детали исполнения. Дети начинают более осознанно интересоваться музыкой, способны уловить и установить не только общее настроение произведения, но и его смену в развитии музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Они в состоянии сопоставить явления дей­ствительности с впечатлениями, которые получают от музыки. По­являются любимые произведения.

К. В. Тарасова утверждает, что развитие музыкального восприятия-мышления детей, особенно в период 4—7 лет, происходит в единстве двух основных линий:


■ собственно интонационного восприятия;

■ осознания музыки, ее интерпретации, опосредованной жизнен­ным и музыкальным опытом ребенка.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить де­терминанты, определяющие качество и особенности му­зыкального восприятия детей (Г. А. Праслова, К. В.Тарасова и др.):

■ само воспринимаемое музыкальное произведение и качество его исполнения;

■ музыкальный опыт (прежде всего опыт восприятия музыки) и жизненный психологический опыт ребенка;

■ характер его музыкальной деятельности;

■ внешние условия и индивидуальные особенности (тип нервной системы, способность длительного сосредоточения, воображе­ния и т. п.).

Ученые утверждают, что как в овладении человеческой речью, так и в овладении музыкальной речью важна среда: в первом слу­чае — речевая и музыкальная — во втором. Ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Яркие музыкальные впечатле­ния, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи младенцем, так как отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка. Это же относится и к музыкальному языку (О. П. Радынова и др.).

Если ребенок попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться го­ворить. Поэтому музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком в раннем детстве. В этой ситуации особенно важным представляет­ся тот факт, что восприятие музыки может осуществляться уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды му­зыкальной деятельности и не способен воспринимать другие виды искусства.

Обобщая, приведем известное высказывание о том, что любим и понимаем мы лишь то, что хорошо знаем, неизвестное ни любить, ни понять невозможно. Так, например, понять сказку на чужом язы­ке можно только, если этот язык человеку известен. Поэтому если ребенок усваивает «интонационный словарь» (О. П. Радынова) специфически детской музыки, часто далекой от совершенства (в детском саду), и развлекательной (в семье), он никогда не поймет, а значит не полюбит классическую музыку, «интонационный словарь» которой ему не известен.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...