Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальная субкультура детства



Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни, ведущих к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры. Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком зна­чении — все, что создано человеческим обществом для детей и деть­ми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Ю. Б. Алиев указывает на следующие составляющие детской му­зыкальной субкультуры:

■ внутреннее приятие или неприятие определенных жанров и ви­дов музыкального искусства;

■ направленность музыкальных интересов, вкусов и потребностей детского сообщества;

■ детское восприятие различных видов, жанров и образцов «взрос­лой» музыки;

■ детский музыкально-литературный фольклор;

■ правила и нормы поведения в процессе музыкальной деятельно­сти.

Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят сложный и неоднозначный характер. Детская музыкальная культура близка не музыкальной культуре взрослых, а устной тради­ционной, в которой музыка органично включена в повседневную жизнь. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен бытия. Спонтанные музыкальные проявления, характерные для детской культуры, считают ученые, значительно более соответствуют по­нятию «игра», чем традиционно «взрослое» представление о музыке


(Е.И.Николаева). По отношению к взрослой культуре детская суб­культура выполняет следующие функции.

Культуроох ранительная В детской субкультуре сохраняются жанры, устные тексты, обряды и пр., утраченные современной цивилизацией; многие этнографы и фольклористы отмечают перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций
Духовная миссия Переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры

Основные функции детской субкультуры (В. В. Абраменкова, Е. И. Николаева) как особого Мира — мира «для себя» следующие.

Коммуни кативная Детская музыкальность, проявляющаяся в пении и движении, позволяет передать ту информацию, которую ребенок пока не готов транслировать через словесный язык, устанавливая контакт со сверстниками, демонстрируя особенности своей личности
Социализирующая Осваивая музыкальную азбуку коллектива в виде песен-формул, ребенок научится занимать свое место в нем, овладеет правилами социальных игр)
Психотерапевтическая Создает защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира; при этом степень погруженности ребенка в детскую субкультуру, как считает В. В. Абраменкова, является своеобразным показателем его гармоничных отношений с другими людьми

Детская музыкальная субкультура — это культура детского со­общества, это — зона вариативного развития, которая задается группой сверстников в процессе игрового взаимодействия и общения.


Вариативность прослеживается практически во всех жанрах детской субкультуры (ребенок может предложить несколько версий одного текста), смена позиции каждого ребенка, упражнение в раз­личных типах поведения. Зона вариативного развития — это зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, общение с ними в режиме «диалога культур» (В. С. Библер).

Какова же позиция педагога по отношению к детской музыкаль­ной субкультуре? Некоторые специалисты полагают, что в процессе музыкального воспитания и развития следует учитывать ее особен­ности, что позволит ориентироваться на «реального» ребенка с его ценностями и предпочтениями, а не тиражировать педагогические стереотипы («слушать надо только художественную музыку», «про­изведение надо обязательно слушать очень внимательно и обяза­тельно до конца» и т. п.).

Воспитатель-музыкант, к сожалению, часто не воспринимается ребенком как лицо, приобщенное к детскому сообществу, т. е. прежде всего как человек, играющий вместе с ними, как эмоционально за­интересованный интерпретатор музыкальных событий окружающей жизни, с которыми ребенок постоянно сталкивается и которые его интересуют.

Вместе с этим педагог должен занимать активную позицию по отношению к детской субкультуре, обучая детей жанрам детского фольклора, заботясь о качестве той музыки, которую дети слушают и исполняют.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3922 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...