Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Феноменология искусства ХХ века. Специфика эстетического сознания



Авангардизм, модернизм, постмодернизм: условность этих терминов, перемешанность в культуре самих феноменов, обозначаемых ими, тем не менее, отражающих как сущностную типологию, так и относительную хронологию развертывания глобальной перестройки эстетического сознания в ХХ в.

Феноменально-семантическое поле авангарда от первого десятилетия ХХ в. и до его середины. Разнообразие художественных и околохудожественных явлений, включаемых в это понятие; общие культурно-исторические корни, общая атмосфера, породившая их. Общие характерные черты авангарда: экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры; отказ от утвердившегося в XIX в. «прямого» изображения видимой действительности, или — миметического принципа в его изоморфной парадигме; стремление к созданию принципиально нового в формах, приемах и средствах художественного выражения; декларативно-манифестарный, часто эпатажный характер презентации своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств.

Основные направления авангарда: фовизм, кубизм, абстрактное искусство (во всех его ипостасях), экспрессионизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство и более мелкие явления, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, движений, видов арт-деятельности, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, Мондриан, Лe Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка, Мейерхольд и др.

Послевоенная волна художественных исканий («второй авангард», или модернизм). Главные особенности модернизма: эстетическая стратегия на автономию искусства, принципиальную независимость от внехудожественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п.); предельное затушевывание или полный отказ от миметического принципа в искусстве; акцент на художественной форме, понимаемой в качестве сущностной основы произведения искусства, тождественной его содержанию; абсолютизация визуальной (или аудио) презентации произведения в качестве принципиально нового кванта бытия, самобытного и самодостаточного.

Основные направления модернизма: поп-арт, оп-арт, соц-арт, лэнд-арт, минимализм, концептуализм.

Постмодернизм какситуация принципиально игровой, ироничной ностальгии по всей ушедшей культуре, включая и авангард с модернизмом как последние и наиболее близкие этапы, и неигровые принципы отношения к действительности. Эстетические категории постмодернизма: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фраг-ментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и т.п.

Основные фигуры: Й. Бойс и Я. Кунеллис в визуальных искусствах, Дж. Кейдж и К.-Х. Штокхаузен в музыке, П. Гринуэй в кино, Ж. Батай, У. Берроуз, У. Эко в литературе. Принципиально новое событие в арт-практиках - возникновение энвайронмента и акционизма во всех его формах (акции, хэппенинги, перформансы).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...