Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цивилизационный подход



По курсу доц. Ковалевой О.В.

Тема 1. Культурология как гуманитарная наука

Специфика гуманитарного знания. Объект изучения; вероятностный характер выявляемых законов; значимость субъективного момента в гуманитарных науках; пропедевтическое значение гуманитарного знания.

Культурология как интегративное выражение гуманитарного знания. Разделы культурологии: теория культуры (гипотезы её происхождения; формы существования; закономерности развития; социодинамика: культура, контркультура, субкультура; структура культуры; соотношение культуры и цивилизации…); история культуры (систематизированное знание о культуре как специфическом феномене в различных формах и стилях её проявления).

Культура как феномен и объект культурологического анализа. Фундаментальность понятия «культура» в современном обществознании (множество смысловых оттенков).

Деятельностная концепция культуры. Аксиологический подход к феномену культуры. Философско-антропологический подход.

Культура как социальный и антропологический феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия.

Структурирование культуры по имманентным ей основаниям (по носителям, по результатам деятельности, по конечным целям, по степени распространенности, по имманентным функциям памяти, творчества и коммуникации).

Теории происхождения культуры (сверхестественная, биологическая, социальная).

Функции культуры: память, творчество, деятельность, предвидение, познание, общение, преобразование, образование, нравственная регуляция и т.д.

Социодинамика культуры.

Тема 2. Методология культурологического исследования

Обусловленность подходов к культуре субъективными исследовательскими установками.

Цивилизационный подход.

Партикуляризм – мировоззренческая установка на разделение культур, практика культурной обособленности. Н. Данилевский «Россия и Европа» (понятие культурно-исторический тип; основания классификации типов (позитивные творцы; негативные творцы; застрявшие в своем развитии). Культурно-исторические типы и законы их движения и развития. О. Шпенглер «Закат Европы». Культура как живой организм (темп, форма, продолжительность – определены свойствами рода). Задача – выявить «большую символику» (социальность, искусство, наука, философия, пространство, время…). Критика подхода к изучению культуры с позиций деления её истории на древнюю, средневековую и нововременную (основные аргументы). Характеристика ментальных особенностей ушедших культур. Признаки угасания Европейской культуры. Соотношение культуры и цивилизации. Н.А. Бердяев о тенденциях развития культуры и противопоставлении её цивилизации.

Универсализм – мировоззренческая установка на культурный синтез, на «всемирность» истории. Усмотрение единой линии человеческой культуры. К. Ясперс «Смысл и назначение истории». «Осевое время» (хронологические рамки; сущностные характеристики; глобальные последствия: радикальные вопросы, высшие цели). Судьба культур, оставшихся на периферии «осевого времени». Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский (три основные стадии развития мировой культуры: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная; их характерные черты).

Формационный подход к изучению истории культуры (К. Маркс). Понятие формации как исторически определенного типа общества, возникающего на основе определенного способа материального производства. Структура формации (соотношение Базиса и Надстройки). Формы общественного сознания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...