Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоцентрическая модель образовательно-воспитательного процесса



Теоцентрическая модель педагогической деятельности основана на "объективно-идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения, инобытия абсолютного духа". Эта модель сложилась в Средневековье, она трактует воспитание как подготовку к вечной, загробной жизни (Аврелий Августин, Боэций, Клавдиан Момерт, Макробий и др.). Цель воспитания связывалась со служением Богу, формированием богоугодных качеств личности. Утверждался примат духовного над телесным. Для педагогических отношений в этой модели характерно безусловное доминирование старших и беспрекословное повиновение им.

Таким образом, вести речь об отмирании теоцентрических идей, а следовательно, и теоцентрических образовательных моделей даже в современных условиях бесперспективно.

Сегодня происходит заметное смещение общественного мнения в сторону симпатии к религии, к церкви, к верующим. Если учесть всю совокупность исторических и социальных условий, посмотреть на десятилетия взаимоотношений Советского государства с религией и церковью, на политику изоляции отечественной культуры от философско-религиозной мысли как прошлого, так и современности, этот интерес не просто оправдан - он необходим для возрождения целостности отечественной культуры, ее, так сказать, цивилизационного статуса.

Религиозное мировоззрение вбирает широкий спектр философских, художественных, этических идей, выступая в качестве восполнителя того, что суммарно определяется как бездуховность. Не может быть сомнения в том, что вера в Бога по-своему снимает чувство отчуждения, бытийную потерянность, намечает простор для обретения собственного "я". Не случайно сегодня люди, потерявшие социальные ориентиры, испытывают потребность в решении фундаментальных смысложизненных проблем с помощью религии." Несмотря на специфические особенности некоторых позиций современного религиозного воспитания, теоцентрическая модель имеет очевидные преимущества перед другими моделями. Особенно сильны позиции теоцентрической модели в области духовного, нравственного воспитания личности. Сила этих позиций заключается, прежде всего, в наличии заданных извне нормативных систем моральной регуляции. Эти системы, выраженные в абсолютных моральных нормах, настолько хорошо разработаны, опробованы в формах, доступных для понимания человека любого возраста, любого уровня образования и культуры, что, пожалуй, с ними не может сравниться ни одна другая воспитательная модель. Это с одной стороны. С другой стороны - трансцедентальный, мистический, не поддающийся рациональному объяснению характер этих норм создает почву для вечных духовных исканий, духовного совершенствования, а это уже акт индивидуального творчества, что так высоко ценит и к чему так стремится фактически любая продвинутая педагогическая система.

Слабость же и уязвимость теоцентрической модели неразрывно связана с ее сильной стороной, с существенно неразрешимым противоречием между духовной свободой индивидуальности и всеобщим Абсолютом, следовать которому необходимо всем без исключения, т.е. противоречием между свободой и подчинением. Воспевая гимн свободному духовному становлению личности, теологи тем не менее настаивают на том, что религиозная свобода - для верующего, а вовсе не для неверующего сознания. Следовательно, ребенка, который мал и неразумен, необходимо религиозно образовывать.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что теоцентрическая модель таит в себе как огромный (и пока до конца не реализованный) потенциал творческого духовного самораскрытия, самообновления, самореализации личности, так и реальную опасность, связанную с подавлением личности, подчинением ее чужой воле.

Основными формами воспитания с позиций теоцентризма являются следующие:

включение в атмосферу религиозного действа: храм как непременный атрибут любой религии, его архитектура, убранство, религиозные песнопения создают эффект погружения, настраивают психику человека на определенное восприятие событий. Кстати, предварительное создание определенной атмосферы дает сильный эффект и в образовательном процессе;

применение специфической символики - креста (в христианстве), полумесяца (в исламе) и т.п. - способствует формированию возвышающего чувства гордости, связанного с принадлежностью к определенной духовной культуре, группе людей, связанных единым духовным началом. Использование символики в светском воспитании, как показывает практика, также значительно повышает эффективность воспитательного процесса, способствует формированию мировоззренческих качеств личности (скауты, пионеры, гитлерюгенд и пр.);

использование ритуалов, обрядов (молитва, покаяние, исповедь, крещение и т.д.) приобщает человека к религиозному таинству и религиозному сообществу, формирует и "цементирует" определенный нравственный стержень личности, не позволяющий ей совершать безнравственные поступки (грешить). Таким образом вырабатываются навыки поведения, соответствующие определенным нравственным нормам.

Секуляризованные ритуалы и обряды широко используются и в светском воспитании, а именно:

чтение религиозных текстов (Библии, Корана, Торы и др), имеющих, как правило, нравственное содержание, с последующим обсуждением и комментариями не только позволяет передать определенные нравственные знания, но и способствует формированию творческих качеств личности, поскольку специфика религиозных текстов позволяет каждый раз по-новому интерпретировать и комментировать их применительно к разным ситуациям. Многие выдающиеся педагоги пытались использовать эту идею теоцентризма и в светском воспитании. Так, Л.Н. Толстой подготовил и в 1906 г. издал "Круг чтения: избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении". Своеобразную хрестоматию по нравственному воспитанию детей пытался создать В.А. Сухомлинский, к сожалению, закончить эту работу при жизни он не успел;

упражнения в нравственных поступках, соответствующих возрасту и уровню развития религиозного сознания, используются практически во всех религиях для формирования навыков религиозного нравственного поведения - помочь более слабому, простить обидчика, не желать зла врагу, побороть искушение и т.д. Известный педагог XIX в. П.Ф. Каптерев разрабатывал "идею нравственного закаливания", а Л.Н. Толстым предложена так называемая теория малых дел (каждый день должен быть отмечен хотя бы одним, хотя бы маленьким, но добрым делом, иначе день прожит зря).

Таким образом, мы видим, что практически все идеи теоцентризма могут быть использованы и успешно используются наиболее выдающимися педагогами в светском воспитании, особенно в воспитании нравственных, ценностных и мировоззренческих качеств личности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...