Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционная культура и ее знаковый характер



Язык, символика, знаковые системы как носители культурных значений.

Проверил преподаватель: Выполнил:

к.и.н, доцентАверенкова Н.В. студент гр. СОэ-163

Лукашевич А.А.

Челябинск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..….3

1. Культура как знаковая система

1.1 Традиционная культура и ее знаковый характер………………..4

1.2 История развития семиотического подхода в изучении

культуры……………………………………………………………5

1.3 Основные принципы взаимосвязи культуры и семиотики…......8

1.4 Знаковая система в первобытной культуре……...…......…..…..10

2. Современный художественный язык

2.1 Формирование современного художественного языка……….12

2.2 Основные характерные черты современного

художественного языка…………………………………...………….14

2.3 Особенности художественного языка иконы…………………..16

Заключение…………………………………………………………….…18

Список использованных источников и литературы……….…………20

ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком. (Агеев, с.8) Множество же знаков, отличающихся между собой, по крайней мере, по одному какому-либо признаку, вместе с набором правил использования этих знаков при передаче информации называется знаковой системой. (Агеев, с.53) Одной из важнейших знаковых систем, созданных человеком, являются естественные языки. Однако семиотика, как общая наука о знаках, занимается изучением огромного количества знаковых систем, уделяя большое внимание культуре, включающей в себя различные области, такие как кино, театр, живопись, архитектура и многие другие.(Агеев, с.101) В данном реферате рассматриваются именно проявления культуры с точки зрения семиотики.

Раскрывается в работе и понятие художественного языка, затронуты проблемы его изменения, выявлены причины этого изменения и основные характерные черты современного художественного языка. Художественный язык – это сложное понятие, которому трудно найти конкретное определение, и которое различно для разных областей искусства и культуры, поэтому он рассматривается на примере иконы, картины и других средств выражения мыслей, образов.

В первой главе представлено понятие традиционной культуры, ее взаимосвязь с наукой о знаках, а также на примере первобытной культуры рассматривается ее знаковый характер.

Во второй главе речь идет о современном художественном языке: его формировании, основных характерных чертах на примере сравнения семиотики картины и другой визуальной информации. Здесь же описывается одна из его разновидностей – художественный язык иконы.

КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Традиционная культура и ее знаковый характер

Все исследования, посвященные традиционной культуре, преследуют общую цель - более глубокое понимание культуры, раскрытие механизмов, обеспечивающих её устойчивое функционирование, равновесие, порядок во всех сферах жизни общества, определяющих его единство и целостность. Семиотические связи, с помощью которых достигается слитность культуры, предполагают также выработку единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на эти аспекты функционирования культуры направлено действие механизмов традиции. (Кошубарова)

Архаическое сознание представляет особый интерес именно сейчас, поскольку в период любых серьезных изменений массовое сознание вновь заполняется архаическими мотивами. В культуре, ориентированной на ритуал, отсутствует однородная коммуникационная семиотическая система, поэтому природному и культурному окружению человека придается знаковый характер. Все знаковые системы находятся в таком соотношении, что каждый элемент одной из них может быть выражен средствами другой. Это позволяет достигнуть высокой степени взаимозависимости значений и сквозной метафоричности. Система первобытной образности - это система восприятия мира в форме равенств и повторений; мы имеем дело с огромным количеством образов, отличающихся друг от друга морфологически, при внутреннем тождестве их семантик. Эта избыточность (множество выражений при едином плане содержания) обеспечивает необходимую "помехоустойчивость: утрата каких-либо элементов не могла привести к забвению смысла, так как эти элементы дублировались другими и поэтому могли быть легко восстановлены".(Кошубарова)

Оживившиеся в последнее время исследования семиотических характеристик вещей ужу дали ощутимые результаты. Среди них - пересмотр традиционной схемы деления культуры на "материальную" и "духовную", изменение обычных представлений о безоговорочном примате практических функций вещей над символическими и т.д. Однако получены ответы лишь на самые простые вопросы, затрагивающие, главным образом, поверхностные характеристики предметов. Дальнейшее движение в исследовании знаковых свойств вещей предполагает обращение к проблеме семантического характера.(Кошубарова)

Изучение предметов материальной культуры в их этносемиотическом аспекте является возможным благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, трудами нескольких поколений этнографов и лингвистов не только накоплен и систематизирован огромный материал, но и предприняты исследования различных аспектов ритуала и знака.

Во-вторых, в последнее время изменились взгляды на знаковые стороны традиционной культуры. Мы понимаем знак как самостоятельную структуру. Такое мнение постепенно утвердилось в отечественной этнографической науке в два последних десятилетия, придя из филологии. Исследования в рамках этого направления часто ведутся на стыке лингвистики, этнографии и фольклористики.(Кошубарова)





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 378 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...