Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система исламских ценностей



Ислам, самая молодая из мировых религий, возник в VII веке н.э. в Аравии, в условиях, когда в арабском обществе, уставшем от беспрерывных кровавых и разорительных усобиц, вызрела идея всеарабского государственного единства. Этому мешало господствовавшее у арабов племенное многобожие.

В 610 году уважаемый мекканский (г. Мекка) купец Мухаммад ибн Абдуллах (ок.570 - 632 гг.) выступил с проповедью, провозглашавшей величие единственного и единого Бога всех арабов - Аллаха. Мухаммад учил, что милостивый и всемогущий Аллах является создателем Вселенной, Земли, растений, животных, человека. Ничто в мире не происходит без воли и веления Аллаха. Для всех тех, кто отвергнет Аллаха, как единственного

Бога, останется язычником, уготованы посмертные муки ада.

В проповеди Мухаммада нет ни капли оригинальности, да он и не претендовал на создание новой религии. Во-первых, Аллах и в доисламской Аравии, в северной и центральной ее частях, в т.ч. в г.Мекке, почитался как один из самых могущественных богов. Это божество не было связано с каким-либо определенным племенем, носило общеарабский характер, что, очевидно, и привлекло Мухаммада. Во-вторых, Аллах по Мухаммаду - тот же Бог, которому поклоняются и иудеи и христиане. В свое время Господь (т.е. Аллах) неоднократно посылал к людям пророков, чтобы они наставили их на праведный путь. Такими посланниками были, в частности, Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса). Они приносили людям слово Божие, книги Откровения. Однако, люди забыли или исказили то, чему их учили.

Поэтому Аллах направил людям Мухаммада, своего последнего пророка (печать пророков). Это заключительная попытка Аллаха наставить людей на праведный путь.

Картина мира.

Мировоззренческое ядро исламского мира и культуры сосредоточено в Коране, в священном писании. Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ.

В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире.

Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис.

В Коране говорится, что Иблис - ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям.

Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение!

У этих убежище - геенна, и не найдут они от нее спасения!» (Коран. 4: 118-120.(Первая цифра указывает суру (главу), а вторая - аят (стих) Корана.)).

Среди мусульман широко распространено сказание о пророке Ибрахиме, который расправился с шайтаном в долине Мина близ Мекки.

В память об этом и сейчас во время хаджа, паломничества в Мекку, паломники совершают в этой долине обряд «побиения шайтана».

Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль (Джабраиль), Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые <wbr>добросовестно выполняют приказания своего хозяина.

Говорится в Коране и о Даджжале. Он, согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Пса и6н Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама.

Таковы особенности монотеизма, проповедуемого Кораном. Хотя Аллах и велик, он вынужден считаться с шайтаном и опираться на верных ангелов. Естественно, верующий не должен об этом забывать.

Еще до пророка Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний — «обычное право» патриархально-общинного общества, которое унаследовано племенем от предшествующих поколений. Предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Если решения не могли найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка, или его высказываниям по даному вопросу (сунна). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло три тенденции:</p>

1. Использование предписаний Корана, основанных на документально зафиксированных нормах — то есть, исходивших от пророка;</p>

2. Использование примера (сунны) пророка;</p>

3. Независимое суждение факиха, не противоречащее Корану и сунне Пророка, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения (мусульманский правовед, знаток шариата).

Таким образом, следование правилам, изложенным в сунне, приобрело обязательный характер для членов мусульманской общины.

Отсюда возникло название «сунниты» — те, кто следует путём пророка. После смерти последнего пророка на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях.

Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов —

Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Шииты — второе по числу приверженцев направление ислама, верят в посланническую миссию пророка Мухаммада. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом - главой своей общины и государства, которых было двенадцать, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Последний из них - Мохаммед аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести - девяти лет таинственно исчез. Это случилось еще в IX в.

Шииты верят, что он вернется и восстановит на земле справедливость.

Они называют его Мунтазаром (ожидаемым) и считают махди (мессией).

Исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «создал семь небес рядами».

(Коран. 67:3, 71:14.). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Коран. 70:4). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены.

Только ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля - неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хадисов IX в. (Хадис - предание о поступках и изречениях

Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна.

Тогда же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость».

Постепенно и в исламской культуре пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники - все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин.

Ислам как образ жизни.

Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных положений о человеке. Аллах сотворил человека – Адама после ангелов и джиннов.

Сначала он вылепил человеческую модель, и взялся обсуждать ее достоинства с ангелами.

Один из ангелов, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!». И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. А возгордился Иблис от того, что он создан из огня, а человек - из глины. Только эта гордость Аллаху показалась неуместной, и он проклял падшего ангела.

Итак, человек не последняя фигура в трудах Аллаха. На радость Адаму Бог создал Хаву, ставшую его женой.

На радостную жизнь определил создатель своих подопечных.

Но Иблис совратил Адама и его жену. Поели они плодов от дерева вечности, и совершили они грехопадение. Путь к радостной жизни стал невыносимо труден.

«Знайте, - обращается Коран к мусульманам, - что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их пожелтевшими, напоследок делаются сухими стеблями...

Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение». (Коран. 57:19-20)

Самый вместительный гарем в мире был зимний гарем Большого сераля в Стамбуле (Турция), построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения с трона

Абдула Хамила в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200 до 370 наложниц. Так что обращение Корана к мусульманам отказаться от тщеславия отличиться имуществом, наложницами и детьми не лишено смысла. Жаль только, что это обращение часто игнорировалось.

Мусульманская культура не отличается строгостью по отношению к тем правоверным, которые в своих гаремах способны содержать до 1000 наложниц.

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.

Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату.

Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин.

Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.

Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

- Правдивость (ас-сидк).

- Надёжность и верность (аль-амана).

- Искренность (аль-ихлас).

- Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).

- Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).

- Сила нравственная и физическая (аль-кувва).

- Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).

- Скромность (аль-хайя).

- Достоинство и самоуважение (аль-изза).

- Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).

- Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).

- Щедрость (аль-джуд валь-карам).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2960 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...