Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Э. Фромм о культуре XX века



Особое место в развитии философии психоанализа занимают работы Эриха Фромма. Эрих Фромм (1900—1980) после окончания университета и защиты докторской диссертации по философии работал в Берлинском институте психоанализа, а затем на протяжении нескольких лет в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне, где именно в это время закладывались основы будущей знаменитой Франкфуртской школы

Э. Фромм использовал работы культур-антронологии для того, чтобы на основе их экспедиционных данных, например о взрослении девочек на Самоа, показать, что многие невротические конфликты определяются социокультурными, а не инстинктивными влечениями, как это утверждал З. Фрейд.

Тезис о социальной природе бессознательного в психике позволяет Э. Фромму обратить внимание на особенности формирования человека в условиях, когда его человеческая сущность подавлена враждебными ей общественными отношениями На этой основе вырастает специфический социальный характер, который неофрейдисты рассматривают как своего рода проекцию социальной структуры на биологические особенности индивида

По мнению Э. Фромма, капиталистические отношения формируют такие типичные социальные характеры как накопительский, эксплуататорский, рецептивный и рыночный Социальный характер является своего рода кристаллизацией психической энергии человека, это — определенного рода соотношение между реально существующими социально-экономическими отношениями и провозглашаемыми в обществе идеалами, и такое соотношение определяет изменение социальных характеров, а наименее изменяющаяся часть социально значимых ценностей составляет основу ментальности.

Обращение к анализу социальных характеров позволило исследователям рационально объяснить почему так разительно отличаются не только народы, живущие в разных регионах, но и внутри одного и того же региона; равно как и найти объективный источник развития культуры, который представляется неофрейдистам как всегда имеющееся реально существующее несовпадение между социальным и индивидуальным характером.

Проблемы социального характера и ментальности стали особенно популярными у современных исследователей тогда, когда заговорили о необходимости модернизации большинства современных стран и когда стало очевидным, что модернизация не удалась.

Учение о характере стало центральным в нейфрейдизме, так как именно в характере оказались синтезированными природные и культурные особенности, в отличие от типов характеров, описанных Фрейдом Моральный, анальный и генитальный в соответствии с концепцией природных либидозных влечений).

Работы Э. Фромма в американский период его творчестве принесли ему мировую известность, особенно значимой оказалась книга "Бегство от свободы" (1941 г), в которой рассматриваются кардинальные проблемы существования человека Фромм анализирует основные противоречия бытия человека, показывая, что они носят всеобщий характер, потому что уникальность каждого человека и всеобщий характер социума изначально несовместимы.

В связи с тем, что существование человека требует от него ответственности за свой выбор, то человек чаще всего бежит от свободы, передавая ее другим или обществу И именно это рождает тоталитарные режимы и авторитарные методы управления, гнетущие людей, но вызванные к жизни их собственными усилиями.

В ряде работ Э. Фромм подчеркивает, что у человека есть неизменная сущность, сохраняющаяся как ядро во всех культурах и при всех исторических обстоятельствах, но это не биологически заданная природа, а всегда "вторая природа", собственно человеческий мир культуры.) Воспитание и социализация формируют социальный характер, но человек в состоянии раскрепостить себя от пороков западной культуры и сформировать свои способности к любви, вере и гуманистическому размышлению Демократия, гуманизм и любовь — вот главные составляющие нового мира, основанного на альтруизме, подлинном бытии людей, свободных от эгоизма, товарного фетишизма и агрессивности.

Обращаясь к читателям, Фромм подчеркивает, что смысл бытия человека — "быть и переживать свою самобытность в акте бытия, а не во владении, накоплении, стяжательстве и потреблении". С тревогой он пишет о том, что сознание современного среднего человека является, главным образом, ложным сознанием, состоящим из вымыслов и иллюзий, а то, что человек даже и не осознает — является настоящей реальностью. Решающую трудность современного бытия Фромм видит в том, что развитие человеческих эмоций значительно отстает от умственного развития человека и этот конфликт привести человечество к самоуничтожению.

Показательно отношение Э Фромма к другой модной тенденции современности, связанной с широко рекламируемой сайентологией писателя-фантаста Л Рона Хаббарда рассматривающего человека как машину, которой требуется хороший инженер, нажимающий нужные кнопки Главная цель жизни, по мнению основателя "нового" учения Рона Хаббарда, считает Э Фромм — богатство и власть, а это давно доказанный неправильный путь для человечества Предлагаемые Хаббардом пути, по которым должен идти человек для себя самого, для секса, для группы, для человечества — это пути для счетной машины, а не поиски самого себя "Дианетика" создана специально для искателей сфабрикованного счастья, она — тупик, в который интенсивно стремятся загнать людей.

В работе "Иметь или быть?" Э Фромм дает свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер Первой потребностью он считает потребность в общении, в межиндивидуальных связях, второй --потребность в творчестве, третьей — потребность в прочности и безопасности бытия; четвертой — стремление к употреблению, поиск идентичности, а значит формирование образцов, идеалов, примеров для подражания, пятой потребностью является стремление к познанию и освоению мира Фромм всесторонне исследует эту потребность и показывает, что если человек не в силах соединить себя с миром в акте творчества, то в нем могут пробудиться разрушительные силы, как ответы на человеческую ситуацию в конкретном обществе, а не как брутальные агрессивные инстинкты.

9.Культура Рима периода Республики.

Культура периода расцвета Римской республики

Определяющими для развития Рима этого периода были активная внешняя политика (войны с Карфагеном и Македонские войны) и формирование системы провинций. Это дало точек к образованию локальных религиозных культов. Войны приносили большую прибыль в виде скота, богатств, рабов.

Складывается сложная, и, в то же время, устойчивая социальная структура общества: аристократия (нобилитет), воины (militelli), свободные, рабы. Рабы в свою очередь имели градацию по принадлежности, умениям и пр. Перерастание патриархального рабства в рабство классическое.

Рим начинает приобретать облик «Вечного города» (вечного – по постройкам, которые сохранятся на долгие столетия). Социальное расслоение прослеживается в жилищном строительстве. Аристократия строила для себя виллы, часто по греческим образцам, быстро актуальным становится проживание за пределами шумного города. Обязательной частью декора внутренних помещений становятся фрески и полы, выложенные мраморной плиткой, реже мозаичные полы. Для горожан, особенно самых бедных, строили так называемые доходные дома (часто многоэтажные).

Литература, театр. 240 г. до н. э. становится поворотным для Римской культуры. Пленный грек Андронник, отпущенный на свободу своим хозяином Ливием Саллинатом, переводит с греческого, делает литературную обработку и создает театральную постановку «Латинская Одиссея».

В литературе римляне перенимали форму греческих произведений (построение композиции произведения, литературные приемы), но создавали произведения по сюжетам римским.

Гней Невий – составлял оригинлиные трагедии с римскими сюжетами (перетекстаты), использовал прием контаминации. Известно его произведение “Пуническая война” (исторический эпос).

Плавт Тит Макк – создавал комедии, переделывал греческие произведения для римской сцены. Одна из комедий – “ Менехмы” (“Близнецы”) – была не только популярна в Древнем Риме, но ее сюжет используют до сих пор.

Энний – не только создатель литературных произведений, но и теоретик литератры. Он софрмулировал недостатки и пути развития римской литературы, реформировал поэтический язык.

Религию этого периода хактеризуют как окончательно эллинизировавшуюся. Популяризируют культ Асклепия (Эскулапа), Деметры и Персефоны. В честь местных римских божеств (Юноны, Сатурна) устраивались пышные торжества, жертвоприношения по образцу греческих обрядов. В то же время распространяются культы восточного происхождения (культ Кибелы)

Образование в Древнем Риме.

Долгое время в Риме практиковали так называемое групповое обучение – учитель обучал нескольких учеников частным образом. Окончательное оформление системы образования происходит в Республиканский период (3 в. до н. э.) – открытие школы Спурия Карвилия.

Девочек обучали, как правило, дома, мальчики (иногда и девочки) ходили к учителю или в школу, в зажиточных семьях учителя для мальчика приглашали на дом. Обучать грамоте детей начинали в 7 лет. Первые школы были частными, обычно их держали греки-вольноотпущенники. Для школы часто снимали помещение.

Первоначально в программу обучения входили чтение, письмо и счет. Позже выделяются три ступени школьного образования:«Чаша учителя» -- обучение чтению и основам литературы;

изучение грамматики (чтение, изучение и разбор текстов);

риторика (обучение красноречию, ораторскому искусству).

Арифметике учились на 2 ступени у преподавателя, которого называли «калькулятором». Вторая ступень включала изучение музыки и астрономии, геометрии, философии, греческой и латинской литературы.

Престижно было получить заграничное образование (в Греции).

Обучение рабов и возможность получения рабами образования зависели от господина. Для детей рабов существовали специальные школы – педагогигумы (обучались чтению, письму, счету и пр.)

В эпоху империи кроме частных появляются общественные школы. Такие школы основывались и поддерживались городом и горожанами. Квинтиллиан – критик и теоретик педагогики. Он основал в Риме первую школу, которую можно считать государственной, т.к. стал получать из казны императора Веспасиана вознаграждение за свой труд.

Архитектура и изобразительное искусство

Долгое время в Древнем Риме преобладали постройки из дерева с терракотовым орнаментом. Со 2 в. до н.э. распространяются каменные постройки. В качестве материала для каменных построек широко использовали туф – мягкий материал, из которого невозможно было изготовить длинные балки для перекрытий и архитекторы пришли к конструкции арочного свода.

Монументальные архитектурные сооружения из мрамора появляются только к концу периода Республики. В это же время большие территории в городе отдаются под крупные частные парки и сады (например, знаменитые сады Лукулла).

В эпоху Республики в Риме формируется первый стиль живописи – помпейский (назван по фрескам из Помпей). Характерной чертой стиля была имитация станковой живописи (как будто на стенах развешаны картины) Уже в это время в живописи наблюдается два направления. В рамках одного перенимали особенности азиатской живопись (сложные объемные рисунки, богатая цветовая гамма). Второй характеризуется простыми линиями, минимумом изобразительных средств, сдержанной цветовой гаммой.

В скульптуре преобладает реалистичный портрет.

Культура Рима в эпоху принципата Августа

Культура эпохи принципата характеризуется наличием и черт эпохи республики и комплексом новых культурных элементов.

Религия. Происходит своего рода возрождение древних римских религиозных культов, которое потребовало постройки и отделки храмов. Выросло значение жречества. Сначала в Египте, а потом и во всей Римской империи, обращаются к культу Исиды. Римляне почитали даже не самого императора, хотя в этот период и происходит обожествление рода Юлиев, а его гения.

Литература. Период отмечен деятельностью Вергилия, Горация и Овидия.

Архитектура. Август, вслед за Цезарем, уделял много внимания процветанию Рима, продолжается строительство и благоустройство города. Пантеон, Форум Августа. Появляется такие типы сооружений, как триумфальная арка (как монументальное сооружение), двухэтажная колоннада.

Скульптура. Один из самых известных примеров периода – барельефы на Жертвеннике Мира, статуи древних героев Рима, скульптурный портрет.

Культура Рима эпохи Империи

Комплекс культуры Древнего Рима эпохи Империи характеризуется относительной устойчивостью при сохранении тенденций развития, сформировавшихся в предыдущий период. Большое влияние на развитие культуры оказала внешняя политика Рима, которая постепенно из наступательной превращается в оборонительную. На протяжении всей эпохи наблюдается постепенное усиление культурных, религиозных и социальных особенностей провинций. Рост числа провинций и внутренние между усобицы способствовали формированию локальных культурных комплексов.

Религия. Происходит обожествление императоров. Большое внимание власти Рима уделяют местным религиозным культам и в зависимости от интересов и нужд Рима местные локальные культы то запрещают, то реставрируют и поддерживают.

Архитектура и изобразительное искусство. В архитектуре продолжают градостроительную традицию Цезаря и Августа. Рим приобретает все те постройки, которые до сих пор заполняют собой город (Колизей, Форум Траяна, стадион на Марсовом поле, Пантеон приобретает современный вид, Термы Каракаллы). Большое внимание уделяется не только общественным и сакральным зданиям и постройкам. Богато декорируются строящиеся дворцы. Постройки отличаются сложной конструкцией и функциональностью. С точки зрения комфорта жилища римской знати мало отличались от современных.

Скульптуру характеризуют как суровую классическую (суровый классический стиль).

Архитектурные и скульптурные произведения близки греческим произведениям классической эпохи.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...