Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Генезис представлений о культуре в древности, средневековье и эпохе Возрождения



В понятии культура, восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Этот термин впервые употребил Марк Порций Катон (234-149 до н. э.) в трактате о земледелии. Т.о., первое значение данного термина – возделывание, обработка, уход. Поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада, и уход за растениями и животными, т.е. сельское хозяйство. Значение культуры как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей.

Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, что и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Но, кроме того, культура – это еще и поклонение, почитание, почет, культ, прежде всего религиозный культ, которым пронизано все существование древнего человека.

Уже в первом случае слово культура обращает внимание на активное действие субъекта по преобразованию первородства природы, на некоторую вторичность результатов его деятельности, причем понимаемую как положительный, продуктивный момент, улучшающий, совершенствующий, облагораживающий.

Что касается других интерпретаций, то в них подчеркивается определенный уровень, качество совершенствования не только земли, но также и духовного мира человека.

Исторически в содержание культуры вкладывался различный смысл.

В Древней Греции под тем, что современники именуют культурой, понимали совокупность навыков и умений, воспитанность, следование греческой традиции. Это понятие противопоставлялось некультурности, например, у варваров.

Из гномов Фалеса Милетского: «

Что труднее всего?» – «Познать самого себя» –

«Что легче всего?» – «Дать совет другим» –

«Что приятнее всего?» – «Достичь того, чего желаешь» –

«Что утомительнее всего?» – «Праздность» –

«Что невыносимо?» – «Невоспитанность».

Греки создали уникальную систему образования, которая формировала не профессионала в определенной области, а человека как личность, с ясными ценностными ориентациями.

Но уже в эпоху эллинизма с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности разрушаются греческие идеалы. Падает престиж образованности, слабеет стремление к познанию, нарастает интерес к эзотерическому знанию, к иррациональному.

В Древнем Риме и в средние века понимание культуры приближалось к современному значению слова цивилизация, точнее, городскому укладу жизни. Например, римский оратор и философ Цицерон (106-43 до н. э.) использовал этот термин в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. По-видимому, подразумевалось воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей.

Средневековая культура осознавала себя в постоянном самосовершенствовании и избавлении от греховности, как преодоление ограниченности, культивировании неисчерпаемости, бездонности личности. Т.о., в эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», употреблялось слово «культ». Имелась в виду возможность и способность выразить творческую силу и волю бога посредством определенного отношения к нему и ритуала. Существовало и понятие рыцарства, т.е. своеобразного культа или культуры доблести, чести и достоинства.

В период Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова культура как совершенствованию универсальной индивидуальности с акцентом на гармоничное и возвышенное развитие личности, содержащее в себе его активное, творческое начало.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...