Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интеграция не цель, а средство, ускоряющее развитие страны / московская правда / 13. 10



Алексей Кива, политолог

Откровенно говоря, я считал, что развитие ситуации на Украине могло бы пойти по другому сценарию. Надо было не мешать Украине начать ассоциацию с ЕС, притом что Брюссель никакой помощи на переходный период ей тогда не обещал и выполнение его требований по перестройке экономики так ударило бы по карману большинства граждан, что через четыре года был бы новый майдан, но не антироссийский, а антизападный. Вспомним, что в 2004-м тоже был прозападный майдан, приведший к власти русофоба Виктора Ющенко. И что же? Через четыре года «евроинтеграторы» на выборах с треском провалились и к власти пришла партия Януковича - Партия регионов. Только, увы, это гипотетическое предположение, поскольку история решает те задачи, для которых на каждый данный момент имеется больше всего предпосылок.

Иначе говоря, мы не смогли превратить СНГ в нечто подобное Евросоюзу по объективным причинам. А то, что Запад активно этому мешал, включая в ЕС бывшие социалистические страны и республики со слабой экономикой и оказывал сильное давление на Украину, поощряя сторонников государственного переворота, так этого следовало ожидать. Это шло в русле его стратегии не допустить воссоздания какого-то варианта СССР. Но по большому счету, повторюсь, мы сами во многом виноваты, поскольку реализацией разрушительной заемной модели реформ подорвали потенциал страны, а хлынувшие в страну нефтедоллары тратили на все что угодно, только не на модернизацию промышленности и развитие высоких технологий. Да и, признаемся, в отличие от Запада мы не работали на привлечение украинской элиты на свою сторону. Запад там имел десятки различных фондов, предоставлял гранты организациям, специалистам, ученым, студентам, а также приглашал их к себе для обучения в вузах, прохождения стажировок, участия в работе конференций, «круглых столов» и пр. А многие украинцы западных областей еще и работали в странах Запада, получая там во много раз больше, чем у себя на родине, и наивно думали, что они и дома будут получать гораздо больше после присоединения страны к ЕС.

В чем смысл любого интеграционного проекта?

Ответ на этот вопрос, по моему мнению, должен всегда быть, когда замышляется любой интеграционный проект - от экономических союзов до полного объединения. Мир знает разные типы интеграции и разные мотивы. Во-первых, это стремление руководителей за счет объединения двух и больше стран усилить экономическую мощь и политическое влияние в мире (регионе). В свое время Египет объединился с Сирией, но этот союз долго не продержался, поскольку у стран разными были политические системы, да и национальные интересы. Во-вторых, это амбиции лидеров, порой доходящие до маниакальности. Так, ныне уже покойный ливийский лидер Муамар Каддафи, небольшая по населению страна которого стала получать огромные доходы от экспорта нефти, захотел играть ведущую роль в арабском мире и с этой целью пытался, правда, безуспешно, объединиться с самыми крупными арабскими странами, бедными природными ресурсами. В-третьих, это хорошо продуманные интеграционные проекты, основанные на взаимовыгодных интересах государств и действительно способствующих их более быстрому развитию. В качестве примера можно взять АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Евросоюз, хотя и достиг высокого уровня интеграции, вряд ли может служить образцом для подражания.

Прежде чем говорить о нашем интеграционном проекте - Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), давайте разберемся в том, что нам, с моей точки зрения, жизненно необходимо. Во-первых, нам, подчеркиваю, нужна реиндустриализация, которая в наше время неотделима от компьютеризации и роботизации производств, от высоких технологий в целом. Без лишних слов понятно, что если у нас по большей части устарелое машиностроение, да и то в отдельных отраслях, и почти полностью отсутствует станкостроение, и крайне неразвит инновационный сектор, то своими собственными силами при всем старании нам реиндустриализацию не осуществить. Но пока что в мире нет примера, чтобы страна совершила индустриализацию без опоры на западные технологии и иное содействие.

Во-вторых, нам остро нужны инвестиции, без которых мы не сможем поддерживать даже существующий уровень экономического развития и благосостояния граждан. Собственного капитала при нынешних ценах на нефть на мировых рынках нам не хватит, не говоря уже о том, что запредельно высокие кредиты больше отпугивают, нежели привлекают потенциальных инвесторов. И в этом тоже Восток нам не поможет. Самые большие валютные резервы накопил Китай, но он деньги никому не ссужает, а вкладывает их только в те проекты, которые ему самому нужны. Япония не в счет, поскольку ее государственный долг, по данным агентства Fitch, составляет 240 процентов по отношению к ВВП. Да и вряд ли она стала бы нас финансировать, коль скоро мы не готовы удовлетворить ее претензии на ряд островов Курильской гряды. Нефтяные шейхи арабского мира тоже деньгами не разбрасываются, а вкладываются в то, что им нужно. При этом надо помнить, что Коран категорически запрещает давать деньги под процент.

В-третьих, нам нужны рынки сбыта для своей продукции. Для той, которая у нас есть сейчас, и той, которую будем производить в случае реализации программы реиндустриализации. Известно, что за рынки сбыта всегда шла острая борьба между странами, но она еще больше обострилась в условиях глобализации. Но имеет значение и численность населения. Так, например, в мире принято считать, что страна может производить окупаемые гражданские крупнофюзеляжные (дальнемагистральные) самолеты, если ее население составляет около 300 миллионов человек. Или если она может рассчитывать на рынок с таким числом населения. Поэтому не случайно крупнейшие в мире гражданские авиапроизводства были в СССР и США, а потом к ним присоединился и Евросоюз.

Теперь давайте рассмотрим участников ЕАЭС. Кроме России, в которой проживают 146 млн. человек, это Армения - около 3 млн., Белоруссия - 9,5 млн., Казахстан - 18 млн., и на пути к вступлению в ЕАЭС Киргизия - 5,7 млн. человек. Вполне возможно, что и Таджикистан (8 млн. человек) изъявит желание войти в ЕАЭС. Население всех этих стран составит 190 миллионов человек. Казалось бы, уже само это расширяет возможности для более быстрого экономического роста России. Однако среди членов ЕАЭС окажутся и очень бедные страны с ограниченной покупательной способностью граждан. Входя в ЕАЭС, они рассчитывают на нашу помощь, но сами мало что нам могут предложить. Россия с Белоруссией давно входят в Союзное государство, и наше сотрудничество практически достигло своего пика. Но Белоруссии остро нужны средства и технологии для модернизации, и, как пишут белорусские эксперты, президент Александр Лукашенко стремится улучшить отношения с Западом. Богатый же углеводородами Казахстан (обошедший, кстати, Россию в создании благоприятных условий для притока инвестиций и развития бизнеса) завязан на торгово-экономических отношениях со многими странами. В 2013 году товарооборот с Россией составил 23,5 процента, но в 2014 году из-за резкого снижения курса рубля он упал на 19,7 процента, а в первой половине 2015 года эта тенденция продолжилась; с ЕС - 50 процентов, остальную часть товарооборота делят между собой в разной пропорции Китай и США.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...